«Влияние
дидактических игр и упражнений на интеллектуальную готовность детей к школе»
Никто не будет
спорить с тем, что каждый воспитатель должен развивать логическое мышление у
детей. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об
этом пишут в методической литературе.
Мысль о том,
что в детском саду необходимо вести работу по формированию логического мышления
с дошкольниками, в психологопедагогических науках общепризнанна.
Детей
необходимо учить анализировать, рассуждать, делать выводы. для полноценного
усвоения материала необходимы знания приемов логического мышления. Поэтому
математическая подготовка должна тесно переплетаться с развитием логического
мышления.
Развитие мышления происходит при
условии овладения тремя формами мышления:
наглядно-действенным,
наглядно-образным и логическим. Сначала, в З - 4 года, формируется
наглядно-действенное мышление. Это мышление в действии. Ребенок пытается
последовательно собрать пирамидку, а потом сам переходит к сравниванию,
сопоставлению и т. д.
В 5 - 6
лет формируется наглядно-образное мышление, которое позволяет выделять самое
существенное в предметах, а также видеть соотношение этих предметов друг с
другом и соотношение их частей (ребенок играет в «школу», «магазин», с большим
интересом рассматривает картинки, лепит, рисует).
В дальнейшем
развитое образное мышление подводит ребенка к воротам логики. Ребенок учится
рассуждать, анализировать, устанавливать простые закономерности, делать
умозаключения в соответствии с законами логики.
Логические
задания позволяют, на доступном детям математическом материале, опираясь на
жизненный опыт, строить правильные суждения без предварительного теоретического
освоения самих законов и правил логики.
Под
руководством воспитателя, путем игр и упражнений дети практически знакомятся с
применением логических приемов. Естественно, что с любого логического
приема работу начинать нельзя, так как внутри системы логических приемов
мышления существует строго определенная последовательность. Один прием строится
на другом.
Первое, чему необходимо научить
детей, - это:
- выделять
в предметах свойства,
- сравнивать
математические объекты,
- определять
последовательность событий,
- выполнять
простейшие виды анализа и синтеза,
- устанавливать
связи между родовыми и видовыми понятиями, - классифицировать.
Исходя из вышесказанного, можно
выделить следующие цели и задачи:
Цель —
развивать у детей основы логического мышления и коммуникации, необходимые для
развития творческой личности, личностных качеств и для подготовки детей к
школе.
Задачи:
-учить различать существенные и
несущественные признаки;
-развивать
вариативное мышление, память, творческое мышление, зрительное внимание,
сообразительность;
-содействовать
развитию любознательности, эмоционально-познавательного начала в процессе овладения
азами математики;
-учить слушать мнение других,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
-добиваться от
ребят самостоятельной аналитико-синтетической обобщающей деятельности. В
процессе работы соблюдаются дидактические принципы:
-научность,
-сознательность и активность
учащихся,
-наглядность,
-индивидуальный подход.
Пожелания:
1. Задания должны быть
понятны, выражены точно и в небольшом количестве.
2. Подбор материала
должен соответствовать программе и силам детей. З. Следует чередовать легкие и
трудные задания.
4. Необходимо соблюдать принцип
добровольности.
Логические
упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит
развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они не требуют вычислений, а
лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные
доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу
мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач
учебно-воспитательного процесса.
Упражнения
развивают умения последовательно мыслить, обобщать изображенные предметы по
признакам или находить отличия. Это упражнения на:
-сравнение фигур;
-нахождение ошибки или лишней фигуры; -продолжение
ряда по закономерности;
-поиск недостающих в рядах фигур
и т. д.
При их решении
наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение,
обобщение, абстрагирование. Ребенок учится логически рассуждать, тренирует
зрительное восприятие.
Начнем с самых простых
упражнений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.