Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыКонсультация для педагогов "Выразительность речи детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Выразительность речи детей старшего дошкольного возраста".

Скачать материал

 

 

Консультация для педагогов 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительность речи детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Разучивание стихотворений

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовила Удалова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительность речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются: Содержательность и связность речи (диалог и монолог) Развитие речевого творчества, выразительности речи.

     Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.

     Подготовка к чтению, чтение.

 

В старшем дошкольном возрасте дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Читая стихи, пересказывая литературные произведения, дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

 

К концу данного возраста ребенок овладевает речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен  в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

 

Проявляет внимание к языку, чувствует и осознает некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение), осознает некоторые виды комического  в произведениях, способен проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. 

Формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться разнообразными интонациями. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Интонация может выражать эмоциональное отношение или эмоциональное состояние говорящего в момент речи. 

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Выделяют следующие критерии и показатели выразительности речи дошкольников: интонационные (интонация, ритм, громкость, темп); визуальные (жестикуляция, мимика, поза, перемещения в пространстве говорящего). 

У дошкольников выразительность речи развивается в подражании взрослому, его способности интонировать, выражать мысль с помощью мимики, жестов; активно развивается выразительность речи при свободном, естественном пересказывании, не отягощенном ситуацией контроля и оценивания со стороны взрослого, тем не менее, положительная оценка взрослым речевых высказываний ребенка чрезвычайно важна как дополнительный стимул к выразительной речи; ритмическом речевом материале, где присутствуют яркие образы, отношение ребенка к событию, отраженному в тексте. В связи с последним средством развития выразительности речи является сказка.

 

Эффективны следующие педагогические условия:

     приобщение к духовному опыту и общечеловеческим ценностям устного народного творчества как наиболее понятному и близкому для ребенка литературному материалу; 

     создание ярких художественных образов произведения; 

     самостоятельное и творческое использование детьми образных, вербальных и невербальных средств речевой выразительности в художественно-речевой и игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивание стихотворений

 

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Подбор стихотворений должен осуществляться с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей. При выборе стихотворного материала, прежде всего, необходимо обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам.

 

Методические указания к разучиванию стихотворений:

 

1.      Каждое новое стихотворение должно быть сначала прочитано педагогом.

2.      После прочтения стихотворения педагог говорит. Что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает это стихотворение.

3.      Далее педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.

4.      После этого педагог выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.

5.      Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально. Педагог обязательно учитывает индивидуальные возможности детей, поэтому в числе первых рассказывает стихотворение тот ребенок, который запоминает быстрей других.

6.      Очень часто педагог использует стихи для закрепления произношения каких-то звуков. В этом случае он просит детей назвать все слова стихотворения, в которых встречается тот или иной звук.

7.      Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, поэтому полезно просить детей

отхлопывать или отстукивать ритм.

 

При звучании стихотворений используются игровые приемы:

 

1.     Один ребенок выразительно рассказывает стихотворение, например: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу Во серебряную.

Второй ребенок в это время подражает ворону: залезает на дуб (стул), имитирует игру на трубе, отстукивает ритм.

 

2.     К знакомым детям стихам педагог подбирает соответствующие картинки. Картинки выставляются на доске, и педагог читает стихотворение. Дети должны найти соответствующую картинку и прочитать это стихотворение еще раз. Например, выставлены картинки с изображением подснежника, белочки, кораблика и т.д. педагог читает стихотворение (отрывок):

 

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой, Везет, везет подарки,  Нам с тобой.

Дети выбирают картинку, на которой нарисован кораблик, подают ее педагогу, и кто-нибудь выразительно читает стихотворение.

 

3.     В целях лучшего запоминания стихотворений можно предложить такой прием работы. На наборном полотне выставляется несколько картинок или игрушек. Дети должны вспомнить про каждую из них стихотворение. Например, выставлены игрушки: самолет, мишка, лошадка, петушок и т.д. Дети выходят и рассказывают про выбранную игрушку стихотворение.

 

 

 

 

           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Консультация для педагогов "Выразительность речи детей старшего дошкольного возраста"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются:
 Содержательность и связность речи (диалог и монолог)
 Развитие речевого творчества, выразительности речи.
 Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.
 Подготовка к чтению, чтение.

В старшем дошкольном возрасте дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Читая стихи, пересказывая литературные произведения, дети пользуются различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

К концу данного возраста ребенок овладевает речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 501 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 393
    • PDF 139.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Удалова Наталия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Удалова Наталия Сергеевна
    Удалова Наталия Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 8054
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Курс повышения квалификации

Управление операционными и финансовыми бюджетами: от концепции до оптимизации

36 ч.

1580 руб. 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обеспечение промышленной безопасности в области маркшейдерского обеспечения горных работ

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов