Главная / Другое / Консультация для педагогов "Развитие слухоречевой памяти"

Консультация для педагогов "Развитие слухоречевой памяти"



Консультация для педагогов

Тема:

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ



http://strana-sovetov.com/images/stories/tip/kids/phonemic-hearing_big.jpg


































Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. У человека, наконец, есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов.

Под слухоречевой памятью в современной психологии и нейропсихологии понимают хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов (лексического материала)

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

В давние времена, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Слушатель должен был располагать наисильнейшим вниманием и сосредоточением, т.к. изученное таким способом сохранялось без изменения и в свою очередь передавалось ученику или сыну первого слушателя. Таким образом, эти ученики могли повторять огромные тетради, не изменяя и не выпуская ни одного слова. Поэмы древних греков передавались из поколения в поколение; так же обстояло дело с древнескандинавскими сагами.

Таким же образом сохранялись в течение веков философские учения персов и индусов. Учителя Востока не доверяли камню и папирусу, предпочитали, чтобы тайна их учения неизгладимо запечатлевалась в мозгу их учеников и пребывала там как живая истина.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит "само собой". Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное или глубокое чувство.

Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т.е. ставится цель - запомнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понимание.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

В литературе предложены следующие способы произвольного или организованного заучивания:

  • Группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы и т.д.), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;

  • Структурирование материала - установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

  • Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах;

  • Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами;

  • Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания;

  • Перекодирование - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме;

  • Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности;

  • Повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.


Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятыми объектами, а содержанием определенной деятельности, которую человек выполняет в данный момент.

Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, когда весь материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко.

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации.

При преднамеренном воспроизведении ассоциации следуют за мыслью.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо.

Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.

По В. В. Захарову слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течении возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание. Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется Р.С. Немовым постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

Ребенок должен понимать то, что он запоминает.

   - одно из важных условий овладения способами логического запоминания – определенный уровень развития мыслительных операций. Так, используя приемы и упражнения для развития мышления, мы способствуем и развитию памяти. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания предоставляет классификация. После того как ребенок научился группировке предметов по исходным признакам, покажите, что выделяя и называя группы однородных предметов, ему легче их запомнить. Изначально продуктивным является проговаривание названий изображенных на картинках предметов, затем ребенок мысленно называет их  в процессе классификации, запоминая при этом.

   - существуют и другие способы развития памяти: запоминание и последующее воспроизведение прозаических и стихотворных  текстов. Важно заинтересовать ребенка предстоящей работой; запоминание должно быть осмысленным. Ребенок лучше запоминает, когда применяется наглядность: рисунки, предметы… Легче дети запоминают при прослушивании голоса, поэтому один из видов помощи – чтение вслух. Важно, что первое воспроизведение должно быть правильное, переучивать гораздо сложнее. Желательно многократное повторение, но повтор должен быть осознанным, чтобы не «скатиться» на механическое запоминание.

 

Существует множество игр по развитию слухоречевой памяти.


«Бабушка положила в корзину»      

Детям говорят, что бабушка пошла в магазин за фруктами (овощами и др.)

Бабушка положила в корзину – апельсин. Затем ребёнок проговаривает: «Бабушка положила в корзину (повторяет - апельсин и называет свой фрукт)». Следующий ребёнок проговаривает то же самое, называет два предыдущих фрукта и называет свой и т.д.


«Пары слов».

 Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другими словом. Например, вы называете пары «кошка-молоко», «мальчик-машина», «стол-пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.



«Восстанови пропущенное слово».

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.

 

«Рыба, птица, зверь».

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица......» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.


«Запомни нужные слова».

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.


«Пиктограмма».

 Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.


 «Цепочка ассоциаций».

Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. "Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.п. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в, нужном порядке от начало до конца". Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

Консультация для педагогов "Развитие слухоречевой памяти"
  • Другое
Описание:

Консультация для воспитателей дошкольных организаций "Развитие слухоречевой памяти"

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В консультации предлагается информация о видах памяти и разных способах её развития. Чтобы развитие памяти происходило непринуждённо, легко и качественно в консультации предлагаются разные слухоречевые игры. На основе этих игр легко придумать другие аналогичные варианты игры. Так как игра - это ведущий вид деятельности дошкольников, то развитие слухоречевой памяти будет происходить без перенапряжения детей. 

Автор Сороковикова Ирина Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 585
Номер материала 16314
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓