Консультация для педагогов
Развитие
причинного мышления
дошкольников.
Подготовила:
Воспитатель
Удалова Н.С.
У детей способности складываются
постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают
последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок
обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предыдущих.
Исследования позволяют выделить как минимум три стадии развития мышления:
наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Известно, что предметы и явления
действительности находятся в различных связях и отношениях:
причинно-следственных, условных, функциональных, пространственных и т.д.
нагляднодейственное мышление дошкольника позволяет ему понимать
пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные
связи. Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного
восприятия, не является наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их
выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное
мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и
рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.
Исследовательская
активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами:
ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности
мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением:
ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных
зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых гипотез.
Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на
этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети
начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил
природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и
законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным.
С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе
выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, неправильными и будут отброшены.
Подобные самоограничения служат возможности появления новых, оригинальных идей.
Л.С. Выготский писал о том, что слово
всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и,
следовательно, выступает как акт мышления. У дошкольников зачастую нарушено не
только наглядно-образное мышление, но и установление причинноследственных
связей.
Причина - это явление или совокупность
явлений, которые непосредственно обусловливают или порождают другое явление
(следствие). Действительные причины событий, как правило, скрыты от
непосредственного восприятия, не выступают на первый план. Чтобы их установить,
нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление
связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее
в более широком теоретическом контексте.
Л.С. Выготский и А.Р.
Лурия в своих работах указывают на особенности речи ребенка, отражающие
своеобразие его мышления. Дети часто не употребляют придаточных предложений,
причинные связи в их речи обычно отсутствуют. Связь «потому что» или
«вследствие того» заменяется у ребенка союзом «и» («Я пошел гулять, и потом
пошел дождь, потом я промок»).
Сложная, системная картина мира,
расположение явлений по их связи и причинной зависимости заменяются примитивным
соединением отдельных признаков друг с другом. Ребенок почти не знает категорий
причинности и связывает в одну цепочку и причины, и следствия, и отдельные, не
имеющие к ним отношения события. Именно поэтому причина часто путается у него
со следствием и перед заключением, начинающимся со слов «потому что», ребенок,
оказывается беспомощным.
Устанавливать
причинно-следственные связи и отображать их в речи ребенку проще, если речь
идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с личным опытом. В этой
статье предлагаются короткие стихотворные тексты с заданиями, которые помогут
детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью
сложноподчиненных предложений.
Игры, направленные на развитие причинного мышления:
ü Преобразование
слов
ü Учимся
устанавливать ситуативные связи между предметами.
ü Учимся
устанавливать ситуативные связи между событиями.
ü Учимся
находить причину событий. (Игра «Почему это произошло?)
ü
Учимся представлять последствия событий (Игра «Продолжи
предложения», «Выбери одну из причин).
ü
Учимся формулировать законы (Игра «Почему это происходит») ü Учимся составлять слова с заданной буквой.
ü Преобразование
одного слова в другое.
ü Антонимы.
ü Синонимы.
ü Подбор
общих слов.
ü Понимание
социальных взаимосвязей.
ü Придумай
продолжение.
ü Игра
«Да - нет»
ü
Игра «Веришь – не веришь» ü
Игра «Правда ли, что …»
ü Придумай
сказку по вопросам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.