Главная / Классному руководителю / КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемный ребенок в классе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемный ребенок в классе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Проблемный ребенок в классе»

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”. Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.

Работа с трудными детьми тесным образом перекликается с воспитанием толерантности у учащихся. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают складываться взаимодействия между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Первостепенная задача, которая стоит с самого начала воспитательного процесса это – формирование сплочённости классного коллектива. Цель - научить детей действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников, воспитывать культуру труда и общения. Неслучайно одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности является нравственность.

Проблема культуры общения одна из самых острых в школе. Педагоги часто сталкиваются с проблемой взаимоотношений между учащимися. Дети не всегда терпимы по отношению друг к другу, не корректны в общении. Это проявляется в образовании группировок в классе и негативном отношении к отдельным учащимся. Дети обзывают друг друга, а порой и сквернословят.

Одним из способов решения данной проблемы считаю использование игры как метод воспитания. Игра “Комплименты”: учащиеся стоят по кругу и бросают мяч с комплиментами, причём здесь используются также и пожелания друг другу изменить в себе что – то. Дети в процессе игры знакомятся с достоинствами друг друга. К детям приходит понимание того, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Большое значение имеют коллективные игры, а также конкурсные программы, которые проходят в игровой форме: “Букварь природы”, игра-викторина “В поисках клада”, игра-путешествие по станциям и др. Используя различные игры, стараюсь ставить ребят в такие ситуации, когда необходимо самому принять решение и противостоять влиянию группы. Такие ситуации создаются с такой целью, чтобы в тех случаях, когда ребёнок попадёт в реальной жизни в обстановку, где необходимо будет твёрдо сказать “нет”, он смог бы это сделать. В процессе различных игр дети приучаются к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, учатся поддерживать друг друга, доверять. Игра позволяет наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно через общение с детьми. Детям всегда говорить, что класс – это маленькая семья, и, чтобы в маленькой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание нужно, прежде всего, научиться понимать друг друга, уметь видеть ошибки не только других, но и свои. В ходе общения с детьми педагог способствует формированию умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилий. В своей воспитательной работе использует беседы, классные часы и т. д. (“Поговорим о доброте”, “Волшебное слово, что ясный день”, час этики “Если добрый ты – это хорошо”, урок Улыбки, час общения “Я и мои друзья”, диспут “Кого я считаю настоящим другом”).

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика. Поэтому задача учителя, как во внеклассной деятельности, так и в урочное время создавать такие оптимальные условия, которые способствуют формированию культуры самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа, (использование разноуровневых заданий, использование права высказывания собственного суждения, мнения, принятие чужой точки зрения и др.). Например, при изучении произведения Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок обсуждаются следующие вопросы: “Почему не хотели дружить с утёнком?”, “Чем он не похож на всех?”, “Какими качествами он обладал?”, “Правильно ли поступали другие по отношении к нему?” и “Чем они восхищаются сейчас?”. Использование пословиц на темы добра и справедливости также способствуют воспитанию толерантности (вн. мероприятие “Пословица – всем углам помощница”).

Для того, чтобы найти верный подход к проблемным детям, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему. Дети отражают образ жизни отцов и матерей.

Среди причин, порождающих "трудных" детей в семье, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

  • незнание их интересов и потребностей;

  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

  • "эпидемия" разводов;

  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание ребёнка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребёнок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими какие они есть. Поэтому необходима и целенаправленная работа с родителями (мероприятия, предусматривающие совместную деятельность учащихся и их родителей. Среди них: “Конференция юных экологов”, игра “Устами младенца”, Праздничная программа “Мама и я – радушная семья”, родительское собрание на тему “Педагогика понимания” открытые уроки и вн. мероприятия для родителей).

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями.

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

- Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на ребёнка того образа жизни, который они ведут. - Обратить внимание на испытываемые ребёнком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. - Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. - Включить ребёнка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

- Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. - Пробудить интерес к самообразованию. - Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

- Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. - Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. - Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании



Трудных детей можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:
-
неуспевающие и недисциплинированные;
- с пассивной жизненной позицией; 
- с неадекватной реакцией (эгоисты, упрямцы);
- с антиобщественным поведением (жестокие, антагонистические, аморальные);
- социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные); 
- правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство); 
- отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).



Основными направлениями работы классного руководителя с "трудными" учащимися являются:

1. Изучение проблемных детей.

2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.

3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

ознакомиться с положением ребенка в семье;

- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;

- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для облегчения работы всего педагогического коллектива необходимо составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:

- составление карточек на каждого ребёнка (с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем);

- проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

- установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;

- определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;

- изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.





Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

  • учить уважать товарищей и взрослых;

  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки

Часто случается так, что у проблемного ребенка давние проблемы во всех сферах его жизни: академической, социальной и семейной. Если он преуспевает в одной из этих областей, тогда решение проблемы с ним – учебной или дисциплинарной – должно отличаться от подхода к проблемному ребенку. Хотя причиной его трудностей может быть страх, вначале необходимо обратиться к той сфере, где он добивается успеха. Встретились ли вы с истинной проблемой ребенка или с ребенком, у которого есть проблема, имейте в виду одну важную вещь: Если ключ к трудностям проблемного ребенка – страх, необходимо установить отношения с ним в тех сферах, где он не боится.

Вначале, мы обратимся к ребенку, который не является проблемным, но у которого “просто” есть проблема. То есть он справляется в одной из трех главных сфер своей жизни. С проблемным ребенком – похожий подход, только нужно больше терпения, и необходимо найти, что он делает хорошо.

Как помочь ребенку, если его обижают одноклассники?

Что может учитель.

От учителя зависит очень многое. Если в корне пресекать любые насмешки и создавать в классе условия для развития партнёрских отношений, то – травли не будет, даже если жертва сама провоцирует обидчиков. Именно учитель должен видеть травлю, разбираться в ее причинах и пресекать. Именно он должен работать над психологическим климатом в классе. Обязательно надо работать с обидчиками, причем по одному, разбивая стаю на одиночек: ответственность тут не коллективная, а лично каждого. Выяснять (лучше со школьным психологом), зачем они это делают: для самоутверждения, для сведения счетов, от скуки, ради удовольствия? – и искать приемлемые способы решения.

Что могут родители.

Не делать из ребенка готовую жертву. “Часто в школе сталкиваюсь с ситуацией, когда родители не уделяют должного внимания внешнему виду своих детей (грязные руки, безвкусие в одежде, неприятный запах)”. Родители должны понимать: у детей начинается стадия социализации, когда мнение ровесников важнее мнения взрослых. Надо представлять правила поведения в коллективе и не вынуждать ребенка идти поперек.

Еще одна вредная позиция – “ты должен быть выше их, они быдло, а ты из интеллигентной семьи”.

Поддерживать самооценку ребенка. Не унижать его, не изводить критикой. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Ребенка с нормальной самооценкой травить неинтересно: не ведется. “Травят обычно тех, у кого какая-то явная инакость сочетается с острой реакцией на оскорбление.

Распознать, что ребенок в беде. Заметить признаки травли (подавленность, раздражительность, нежелание идти в школу или выходить из дома, синяки, грязь на одежде, порванные вещи, просьбы купить новые ручки, пенал, тетради, учебники, “потери” карманных денег, участившиеся жалобы на плохое самочувствие, плохой сон). Добиться доверия. Выслушать. Не пропускать мимо ушей повторяющиеся жалобы, даже если они кажутся несущественными.

Правильно реагировать самим. В российских детях воспитывают понимание, что никто их проблем решать не будет: разбирайся сам, не жалуйся, дай сдачи. Особенно плохо мальчикам: им нельзя плакать, проявлять слабость, а надо драться. На самом деле – если ребенок сам не может справиться со своей проблемой, он имеет полное право обратиться к взрослому и попросить о помощи, это не донос, а самозащита. Травля – не закаляет. Ребенок должен знать: он не виноват в том, что его обижают. Его гнев и боль – законны и понятны. Родители любят его и готовы помогать. И их помощь его не подставит. Научить ребенка правильно реагировать, чтобы тебя перестали дразнить и травить” подробно объясняет ребенку, почему важно спокойно реагировать на попытки вывести его из себя, как не доставить обидчику удовольствия, ради которого вся жестокая игра и затевается. Советует не пытаться останавливать сплетни, не лезть в драку, не мстить, сохранять чувство юмора.

Родители обычно учат “врезать”. Иногда это помогает, но решение это не универсальное. Степень угрозы может быть разной: в одном случае достаточно игнорировать обидчика, в других надо спасаться бегством. Задача семьи – не в том, чтобы любой ценой научить подрастающего человека утверждать свою правоту кулаками. А в том, чтобы научить его строить отношения с другими людьми, понимая их и себя.

Первая помощь (Памятка для родителей).

1. Самое главное – ребенок. Утешить, согреть, дать понять, что вы поможете. Возьмите у невропатолога или клинического психолога справку, если психическое состояние не позволяет ему ходить в школу. К психологу обязательно нужно вести, если ребенок очень подавлен: статистика утверждает, что среди жертв травли высок уровень самоубийств.

2. Затем говорить с учителем: спокойно, без криков и угроз. Необходимо: спросить, как ребенок уживается с другими, конфликтует ли, не одинок ли, не исключают ли его из игр, бывает ли, что с ним никто не хочет сидеть вместе. Спросите, какое решение может предложить учитель. Если знаете, что к ребенку обычно пристают в гардеробе или туалете и там можно поймать мучителей с поличным, – скажите.

3. Говорить с родителями обидчиков лучше через посредство школы. Контролируйте себя, не угрожайте, не пытайтесь мстить. Очные ставки ребенка с обидчиками не нужны.



Работа со слабоуспевающими учащимися.

Каждому учителю приходиться сталкиваться с учащимися, которые испытывают немалые трудности при усвоении учебного материала. При нормальном интеллектуальном развитии дети “группы риска” на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных знаний и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичного отставания в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях обучения и развития. Несомненно, многообразие психических и физиологических причин. В одних случаях в основе одной какой-либо трудности в учебной работе может быть одна и та же причина. Например, трудности, связанные с каллиграфией могут быть, в одном случае, следствием несформированности координации движения, в другом – результатом незаинтересованности этим видом деятельности, в третьем – отсутствием аккуратности и т.д. В основе же таких проблем, как неумение выделить главное, перенести полученные знания в новые условия, низкий уровень запоминания, может лежать причина несформированности аналитического мышления.

Исходя их вышесказанного, следует вывод: если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается со слабоуспевающим, а успехов не видно, ученик только получает негативные эмоции от таких занятий, начинает ненавидеть школу. Для осуществления такой работы учителю следует: во-первых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, во-вторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, в-третьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Как строить работу со слабоуспевающими учащимися.

На первом этапе работы, используйте метод педагогической диагностики, выясните причины возникновения трудностей в учебе. Схема изучения причин:

1. Знакомство со школьной медицинской картой (диагноз при рождении – перенесенные операции и др.).

2. Логопедическое обследование (специалистом).

3. Беседа с родителями (Может случиться, что ребенок длительное время до школы пребывал в деревне, где был предоставлен сам себе. В остальное время посещал детский сад).

4. Беседа с ребенком (выяснить, что ребёнок знает интересного в различных областях знаний, как развита речь в соответствии с возрастом, какова учебная мотивация).

Важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднятию авторитета учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой.

Организация консультативной помощи из числа одноклассников. Консультации можно проходить после уроков по определенному графику. Назначение шефов. Учащийся будет чувствовать себя комфортней, когда им будут помогать товарищи, а не учителя.

Формированию учебной мотивации, поможет и привлечение учащихся к посещению кружков по интересам.

Постоянный контроль, родителями, учителями – предметниками и с самими учащимися, постоянную поддержку и поощрение.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину неуспеваемости. Помочь в этом должны невропатолог, психолог, логопед, учитель и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению плана работы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, но в итоге – еще один ученик перестал быть слабоуспевающим, еще один поверил в свои силы. Не это ли то, к чему стремится любой уважающий себя учитель, классный руководитель…



АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ



     Чтобы помочь проблемному ребёнку, прежде всего, надо определить круг его проблем. Усваивает ли он учебный материал? Ладит ли с одноклассниками? Хорошо ли ему дома, уважаем ли он в семье, помогает ли родителям?

     В большинстве случаев у проблемного ребёнка трудности возникают во всех сферах его жизни: учебнойсоциальной исемейной. Если он преуспевает в одной из этих областей, тогда решение проблемы – учебной или дисциплинарной – несколько упрощается, так как  появляется опора, с помощью которой можно преодолевать трудности.

     Педагогу, работающему с проблемными учащимися, следует выстраивать деятельность, следуя предложенному алгоритму:

  • формирование сплоченного классного коллектива;

  • проявление доброжелательности и доверия со стороны учителя и одноклассников по отношению к проблемному ребёнку;

  • создание ситуации востребованности (самореализации) проблемного ребёнка в классе и школе;

  • установление постоянного контакта с родителями ученика;

  • установление доверительных отношений с проблемным ребёнком;

  • прогнозирование возникновения возможной проблемной ситуации («не ждать, а предупреждать»).

           Без формирования сплочённого, дружного коллектива невозможно решение никаких проблем класса. Недаром говорят, что лучшие воспитатели – это друзья. И если в классе складываются доброжелательные отношения, то и классному руководителю проще направить, проконтролировать, отследить результат. Особенно это важно в случае переформирования класса – при переходе из начальной в основную школу и с введением разноуровневого обучения.

        Неформальное влияние сверстников, их точка зрения, иногда высказанная достаточно резко и без обиняков, - это сильное средство, способное повлиять даже на очень трудного подростка.

        Дети, отвергаемые товарищами по классу, или не обладающие умениями, которые ценят сверстники, могут ощущать отверженность. И чем старше такой ребёнок, тем болезненнее это чувство, ведь в возрасте 13-15 лет оценка сверстников часто важнее оценки родителей. Ведь подросток может замкнуться и затаить обиду. На первом классном часе можно предложить ребятам, ещё мало знакомым друг с другом, выработать правила жизни класса, не внося в них официальной нотки, установить неформальный, «домашний» уровень общения.



Нужно делать

Нельзя делать

- помогать друг другу

- говорить обидные слова

- выполнять просьбы

- издеваться друг над другом

- делиться учебниками

- давать друзей в обиду

- поддерживать друг друга в трудную минуту

- бросать друзей в трудную минуту

- активно вовлекать друзей в игры и мероприятия

- завидовать

- говорить добрые слова

- обманывать

- защищать друзей

- не выполнять обещанного

- уважать друзей и их мнение

- брать чужое, обижаться на друга, когда он говорит тебе правду



        В коллективе все должны быть привлечены к общим делам, чувствовать свою полезность, каждого надо принять со всеми достоинствами и недостатками. Если ребёнок  держится сам по себе, не участвует в играх и общении, это предупредительный сигнал.

        Есть несколько основных стратегий преодоления данной ситуации:

  1. Если у вас хорошая связь с классом, с глазу на глаз спросите одного из детей – лидеров, почему его одноклассник исключён из участия в мероприятиях на перемене.

  2. Попросите ребят приглашать проблемного подростка в свои дела, игры, быть настойчивыми, если получат отказ.

  3. Если проблемный ребёнок далек от спорта, не принуждайте его к занятию им, а попытайтесь найти такой аспект игры, в котором он может принять участие.

  4. Покажите классу, что вы цените этого ребёнка.



   Чтобы помочь проблемному ребёнку, надо заслужить его доверие. Отношения дома и в школе, скорее всего его не устраивают, и разочарования делают для него трудным всякое общение. Проблемный ребёнок полон страха. Он боится раскрыться и совершить ошибку.

    Построение доверительных отношений может быть медленным и сложным процессом. Постепенно и детально изучайте прошлое ребёнка, это поможет вам быть терпеливее. Не спешите, не ждите мгновенного результата. Помните, доверие ребёнка обмануто, поэтому он может и не отвечать на вашу заботу, и даже отвергать её, ища убежища и уверенности в своем внутреннем мире. Но может и начать нарушать дисциплину, совершать противоправные действия, взывая к вниманию.

    Важно отмечать успехи такого ребёнка. Если гарантировать ему теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация может начать меняться к лучшему.

    Ключ к обращению с проблемным ребёнком – увидеть то, что у него получается лучше всего. Если он пока не способен хорошо учиться, надо найти иной способ вовлечь его в общую деятельность. Например, назначьте его ответственным за организацию классного дела, мероприятия.

    Ещё один вариант социальной адаптации обучающегося – помочь ему добиться особого успеха в одном из учебных предметов. Обсудите с родителями возможность нанять репетитора. Вкус успеха, либерально «приправленный» одобрением, может перевернуть взгляды ребёнка на учебную деятельность. А для педагога этот вариант удобен тем, что именно учёбу он может контролировать в наибольшей степени.

    Без тесного, дружеского, доверительного контакта с родителями очень сложно добиться быстрых положительных результатов. Папы и мамы даже проблемных детей не должны бояться школы и вздрагивать от звонка классного руководителя. В нём они должны видеть человека, любящего их ребёнка, заинтересованного в результатах, способного прийти на помощь. Чем больше родители будут помогать в классе, тем дружнее станет коллектив, а родителям будет легче не потерять доверительные отношения с детьми в сложный подростковый период.

    Классный руководитель может установить правила общения с родителями.



Правила общения педагога с родителями



1.    На  родительских собраниях никогда не поднимайте вопрос о слабой учебной успеваемости конкретного ребёнка, а тем более о неуспеваемости, о плохом поведении. Публично надо только хвалить. Причём, почти о каждом ученике желательно сказать при всех хорошие слова. А вот проблемы нужно решать только индивидуально, попросив родителей задержаться после собрания. Часто сами мамы и папы подходят после окончания собрания, чтобы подробнее узнать о результатах своего ребёнка.

2.      На родительских собраниях никогда не разбирайте индивидуальные детские проблемы. Темы собраний всегда продумываются заранее, они соответствуют возрасту детей, и информация, полученная на них (психологическая, медицинская, касающаяся развития школы), должна помогать родителям в контактах с детьми, школой, учителями. Все индивидуальные проблемы должны решаться с глазу на глаз. Если вы начнете устраивать «публичные экзекуции», не удивляйтесь, что на собрания будет приходить все меньше и меньше родителей.

3.      Никогда не ругайте ребёнка.  Беседуя с родителями, не говорите о нём в уничижительном тоне, не делайте о нём и его характере отрицательных выводов. Доведите до сведения родителей факты о плохой успеваемости, о нарушении дисциплины. Близкие люди обязаны знать обо всём, что происходит с их сыном или дочерью. Но выводы они могут делать только сами. Если от классного руководителя родители услышат нелицеприятные отзывы о дурном характере ребёнка, это приведёт либо к нежеланию поддерживать тесный контакт с классным руководителем, либо спровоцирует ответную агрессивную реакцию, вызванную обидой за ребёнка.

4.      Если возникла необходимость поставить родителей в известность о плохом поведении ребёнка, сделайте это в виде обращения к ним за помощью. Опробуйте волшебное действие фразы: «У вашего сына (дочери) возникли некоторые проблемы. Давайте вместе ему поможем, он в этом так нуждается». Поверьте, ни один родитель не откажется помочь.

5.    Если в семье у ребёнка всё в порядке, тогда учитесь взаимодействию с ним у его родителей. Признать их опыт – это со стороны учителя проявление силы, а не слабости. Возможно, они помогут разрешить проблемы ребёнка, потому что с ними он контактирует с большей готовностью, чем с вами. Но всё, что они открывают, должно оставаться строго между вами.

Роль родителей в реализации задатков и способностей своих детей очень велика. Для учителя важно увидеть и помочь родителям разглядеть ростки будущих побед.

    Современный подросток живёт в сложном мире. Напряженная социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении молодых людей. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность. Духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро это проявляется в подростковом возрасте.

     Для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку. Педагог должен быть готовым принимать обычаи, нормы и ценности разного субкультурного окружения, уважать интересы подростка (не в ущерб интересам других).

     Проще всего подросток идёт на контакт и раскрывается в неформальной обстановке. В идеале это поход, туристический слёт или пикник. Здесь – его территория. Он лучше движется, легче идёт в гору, собирает хворост, рубит дрова, играет в волейбол, лазает по скалам. Здесь вы под его защитой и заботой. Здесь вы равный, и даже в чём-то слабый. И общение выходит на новый уровень.

     В некоторых ситуациях, когда необходимо заставить ребёнка слушать вас, можно применить несколько нестандартных речевых приёмов. Например, привлечь внимание подростка юмором или интересными словесными оборотами. Можно даже использовать подростковый сленг. Главное, «не переборщить» и не перейти грань, за которой начинается панибратство.

     В воспитательной работе надо идти на шаг впереди формирующейся ситуации, чувствуя нюансы и самые незначительные изменения в поведении сложных детей. Необходимо моментально реагировать. Следует проанализировать причину этих изменений, поставить «диагноз» и подбирать для «лечения» только подходящие «лекарства».

     Помощь подросткам должна быть конкретной, гибкой, должна стимулировать процесс учёбы и развития, который даёт возможность приобретать новый опыт, учиться на нём и интегрировать его.

     Проблема «трудных» детей и подростков очень актуальна. Не понятый вовремя и не поддержанный педагогами и родителями ребёнок может замкнуться, что часто ведёт к развитию у подростка комплексов, мешающих ему строить жизнь и отношения с окружающими.

     Все рассмотренные выше приёмы работы с трудными детьми приносят ожидаемый результат, только если используются творчески, в комплексе и с учётом меняющейся ситуации.




11


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемный ребенок в классе»
  • Классному руководителю
Описание:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Проблемный ребенок в классе» 

 

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”. Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.

Автор Блашко Наталья Богдановна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1004
Номер материала 9349
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓