Консультация
для родителей
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
Легко
ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На
первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями
Правил дорожного движения и никаких проблем.
На
самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада
нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед
ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают?
Когда же ребёнок
попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад,
школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая
при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и
уберечь.
Если
вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками
безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и
бесполезной фразе: «Будь осторожен на дороге», она не объясняет ребёнку, чего
собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше
используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на
дороге.
При выходе из
дома.
Если у подъезда
дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося
транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,
приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по
тротуару.
·
Придерживайтесь
правой стороны.
·
Взрослый
должен находиться со стороны проезжей части.
·
Если
тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
·
Приучите
ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
·
Не
приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по
тротуару.
Готовясь перейти
дорогу
·
Остановитесь,
осмотрите проезжую часть.
·
Развивайте
у ребенка наблюдательность за дорогой.
·
Подчеркивайте
свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги,
остановку для пропуска автомобилей.
·
Учите
ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
·
Не
стойте с ребенком на краю тротуара.
·
Обратите
внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о
сигналах указателей поворота у машин.
·
Покажите,
как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по
инерции.
При переходе
проезжей части
·
Переходите
дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
·
Идите
только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
·
Выходя
на проезжую часть, прекращайте разговоры.
·
Не
спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
·
Не
переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
·
Не
выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев
предварительно улицу.
·
Не
торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный
автобус, приучите ребенка, что это опасно.
·
При
переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за
началом движения транспорта.
В младшем
дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
·
кто
является участником дорожного движения;
·
элементы
дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход,
перекрёсток);
·
транспортные
средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой
автомобиль, мотоцикл, велосипед);
·
средства
регулирования дорожного движения;
·
красный,
жёлтый и зелёный сигналы светофора;
·
правила
движения по обочинам и тротуарам;
·
правила
перехода проезжей части;
·
без
взрослых выходить на дорогу нельзя;
·
правила
посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
Методические
приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:
·
своими
словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме,
необходимом для усвоения;
·
для
ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
·
объяснять,
что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
·
когда
и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
·
указывать
на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
·
закреплять
зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы,
детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и
опасного движения в детский сад);
·
развивать
пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу
движения, сзади);
·
развивать
представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет,
медленно, поворачивает);
·
не
запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем
беспечность и невнимательность;
·
читать
ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
В среднем
дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
·
кто
является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир,
регулировщик);
·
элементы
дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров
и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
·
транспортные
средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка,
автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
·
средства
регулирования дорожного движения;
·
основные
сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым,
зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
·
правила
движения пешеходов в установленных местах;
·
правила
посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
·
без
взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
·
обходить
любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в
местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта
видел пешехода.
Методические
приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:
·
своими
словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме,
необходимом для усвоения;
·
использовать
дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным
на дороге;
·
объяснять,
когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя.
В старшем
дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
·
кто
является участником дорожного движения, и его обязанности;
·
основные
термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный
переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток,
пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса,
регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
·
обязанности
пешеходов;
·
обязанности
пассажиров;
·
регулирование
дорожного движения;
·
сигналы
светофора и регулировщика;
·
предупредительные
сигналы;
·
движение
через железнодорожные пути;
·
движение
в жилых зонах;
·
перевозка
людей;
·
особенности
движения на велосипеде.
Своими словами,
систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать
ребёнок.
Методические
приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:
·
в
дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
·
разъясняйте
необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
·
воспитывайте
у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него
положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
·
разъясняйте
необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте
транспортной ситуацией;
·
указывайте
на ошибки пешеходов и водителей;
·
разъясняйте,
что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
·
закрепляйте
знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи,
загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
·
используйте
прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте
дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать
движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по
дорожной обстановке.
Старайтесь сделать
всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!
Помните!
Ребёнок учится
законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример
папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего
ребёнка, но других родителей .
Берегите ребёнка!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.