Главная / Логопедия / Консультация для родителей, логопедов, учителей начальных классов

Консультация для родителей, логопедов, учителей начальных классов


Использование компьютерных технологий в логопедической работе.


Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования компьютерных технологий в своей практике.

Использование компьютера в своей работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышает мотивацию к учению, расширяет возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу логопеда на занятиях.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи, показывает, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки у обучению чтению и письму, предупредить у них вторичные расстройства письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Компьютерные средства это не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.


Логопеду, применяющему в свой работе компьютер, необходимо решить задачи специализированного обучения. Коррекционно - воспитательная работа предполагает использование адаптированных компьютерных программ ( диагностических и развивающих).

Используя в работе компьютерные технологии, логопед обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного воздействия компьютера на детей.

Гигиенические нормы и рекомендации при работе за компьютером.


  • Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере для детей шести-семи лет не более 15 минут.

  • Для детей восьми -десяти лет не более 20 минут.


Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

  • Оптимально – первая половина дня.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей шести-семи лет –два раза.



Рекомендуемые дни недели для занятий :

  • Вторник, среда, четверг.

  • В пятницу заниматься на компьютере не желательно, т.к. работоспособность к четвергу уже снижается, а к пятнице происходит резкое снижение психических процессов: памяти, внимания, мышления, в силу накопившейся усталости.

  • В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренажор( специальные упражнения для глаз).


Важное значение в логопедической работе имеет правильный подбор компьютерных игр, который зависит от возрастных возможностей ребенка.

В процессе исправлений нарушений речи компьютерным программам отводится значительная роль. В настоящее время существует большой арсенал детских, общеразвивающих компьютерных игр: «Игры для Тигры», «Фраза», «Кроссворды», «Баба Яга учится читать», « Дельфа-140» и другие. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей младшего школьного возраста, ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных раннее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной, познавательной деятельности. Таким образом, у ребенка развивается самоконтроль, пространственная ориентировка, зрительное внимание и память.

Также на логопедических занятиях с применением компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение, через сочетание различных приёмов. Между ребенком и логопедом устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как логопед выступает в качестве партнера ребенка, а контролирующую функцию берет на себя компьютер. Это помогает создавать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально в работе с детьми, имеющих нарушения речи. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальчиками на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышью». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.


Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи, позволяет более эффективно устранять речевые нарушения, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности и особенности психического развития ребенка. Использование в обучающем процессе компьютерных технологий способствует активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности детей проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.


Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях, проводимых мною, с использованием компьютерных технологий:

  • «Бабочка».

На каждом логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Вниманию детей представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слои, на которые приземляется бабочка и произносит , в итоге, полученное слово.


  • «Игры для Тигры»- 50упражнений, объединенных в четыре тематических блока, которые представляют основные направления коррекционной работы:


-Фонетика;

-Просодика;

- Лексика;

-Звукопроизношение.


«Дельфа-140».

  • Сценарий обучающей программы кандидат педагогических наук Грибова.


Рекомендована для младших школьников с нарушениями устной и письменной речи .Программа состоит из двух блоков.

  • Первый блок помогает в работе над интонационно-ритмической стороной речи, слоговой структурой слова, устранением открытой гнусавости, закреплением произношения звуков в речи.

  • Второй блок посвящен работе над письменной речью.

Упражнения начинаются со знакомством с буквами алфавита, затем слогами, словами. Заканчивается – программой над составлением рассказов по картинке, картинкам. Придумыванием рифмовок, чистоговорок.


  • Онлайн-игра «Алфавит- раскраска»

-Игра помогает запомнить названия букв алфавита, а также развивает фонематическое восприятие.

Правила игры: ребенок выбирает нужную букву, слышит ее название и видит на экране картинку, соответствующую слову на выбранную букву. При выборе слова на согласную букву дополнительно можно предложить определить – мягкий или твердый согласный в слове.


  • «Учимся- играя» - Логопедическая игра

Программа состоит из трех блоков

.

I .Блок игры предназначен для :

- развитию фонематических представлений;

- формированию правильного произношения;

- обучению звуковому анализу и делению слов на слоги.


II.Блок предназначен для знакомства детей:

- с миром животных, птиц, насекомых;

-расширением лексического запаса;

-закреплению обобщающих понятий по всем изучаемым лексическим темам;

- повышению учебной мотивации на занятии.


III. Блок адресован ученикам начальных классов и предназначен для:

-закрепления знаний и практического применения, орфографических правил;

-развитию орфографической зоркости;

-работе со звонкими согласными на конце слова;

-йотированными гласными;

-безударными гласными


Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности, значительно экономит силы логопеда при подготовке к уроку. Многие задания можно заранее выполнить на компьютере. Ранее приходилось их готовить в качестве раздаточного и демонстрационного материала.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране, значительно экономится время на уроке и появляется возможность получать хорошие результаты.

Так же с появлением компьютерных технологий предоставляется возможность проводить многие занятия в игровой форме. Как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроится на учебную деятельность и их ведущей деятельностью остается игровая.









Консультация для родителей, логопедов, учителей начальных классов
  • Логопедия
Описание:

 Современное логопедическое занятие невозможно провести без привлечении информационно-коммуникационных технологий.

ИКТ помогают  улучшить качество образования, позволяют превратить занятие  из монотонного( механическое повторение за логопедом звуков, слогов, слов) в интересное и многогранное, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи , тем самым значительно повысить эффективность урока. На логопедических занятиях с мприменением компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность оценивать результаты.

 

 

 

Автор Михальчук Елена Ивановна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1019
Номер материала 13370
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓