Главная / Другое / Консультация: "Пересказ - основа монологической речи"

Консультация: "Пересказ - основа монологической речи"

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребенка.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. владение родным языком – это не только умение правильно строить предложение. ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказывать о каком-либо событии, явлении, соблюдая последовательность событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Среди умений и навыков, которым необходимо научить дошкольников с общим недоразвитием речи, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в последующей системе школьного обучения.

Монологическая речь, более сложна, чем диалогическая, одним из ее видов является пересказ. При работе над пересказом мною ведется работа над развернутостью высказывания, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания с их стороны. Пересказ как один из образцов монологической речи требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Работа над пересказом опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Что бы пересказ был понятен слушателям, в нем должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. и это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. Н., Бородич А. М., Филичева Т. Б., Федоренко Л. П., Тихеева Е. И.). Обучение пересказу способствует обогащению словарного запас, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.

При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. Дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающий содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста, в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. При обучении пересказу в ряде случаев желательно применять «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Перечисленные методические приемы просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

Тексты для пересказа, предлагаемые мною представляют собой связные выразительные художественные произведения (сказки, небольшие рассказы). Я предлагаю детям изложить готовое содержание и использовать готовую речевую форму, предлагаемую автором (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). В работе над пересказом необходимо всегда помнить, что пересказ – это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем важно присутствие элементов творчества. Важно в этой работе чтобы ребенок осмыслил текст, передавал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

В своей работе я использую традиционные виды пересказа:

  • подробный или близкий к тексту пересказ;

  • пересказ с изменением лица рассказчика;

  • пересказ фрагмента;

  • пересказ по аналогии (с игрушками, силуэтами, с детьми-актерами).

В своей работе над пересказом я делаю упор на классическую структуру построения занятия:

1. Предварительная работа – активизация лексико-грамматичеких высказываний.

2. Организационный момент, позволяющий подготовить детей к восприятию нового произведения.

3. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, для обеспечения свободного художественного восприятия.

4. Содержательный и языковой разбор текста (для уточнения словаря и понимания прочитанного).

5. Лексико-грамматические упражнения непосредственно с текстом произведения.

6. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.

7. Моделирование плана для пересказа в виде иллюстраций, схем...

8. Самостоятельный пересказ детьми, под активным руководством педагога. (В самом начале или конец вызывается ребенок с наиболее яркой, выразительной речью).

9. Анализ пересказов детей, подведение итога самого занятия.

для того чтобы пересказы детей стали наиболее полными, яркими я применяю следующие методические приемы:

  • моделирование

  • графические схемы

  • фланелеграф

  • иллюстрированное панно

  • детские рисунки сюжетных фрагментов

  • ИКТ

Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим недоразвитие речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затруднятся в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь, хаотична, бедна выразительностью оформления. Для примера приведу пересказ.

Ребенку был прочитан следующий рассказ:

«Жили-были петух, хохлатка и их детки – пушистые цыплятки. около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах -тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!» Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом, только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа – петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хищник, бросил цыпленка, скок за кустик – и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

Пересказ ребенка: «Пошла курочка свои детки… чтобы гулять. А птенчики пошли гулять. А навстречу хомяки. А ребятишки спрятались. А уже летели птенчики… Папа и крыльями махает… клювал его, а сами в кустики, а птенчик убежал. а курочка закудахтала: «Ку-ка-ре-ку!»

Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений я подвожу детей к пониманию связи слов в предложении и отрабатываю наиболее сложные грамматические формы.

Консультация: "Пересказ - основа монологической речи"
  • Другое
Описание:

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного развития ребенка.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. владение родным языком – это не только умение правильно строить предложение. ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказывать о каком-либо событии, явлении, соблюдая последовательность событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Среди умений и навыков, которым необходимо научить дошкольников с общим недоразвитием речи, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в последующей системе школьного обучения.

Монологическая речь, более сложна, чем диалогическая, одним из ее видов является пересказ. При работе над пересказом мною ведется работа над развернутостью высказывания, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания с их стороны. Пересказ как один из образцов монологической речи требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Работа над пересказом опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Что бы пересказ был понятен слушателям, в нем должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. и это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. Н., Бородич А. М., Филичева Т. Б., Федоренко Л. П., Тихеева Е. И.). Обучение пересказу способствует обогащению словарного запас, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.

При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. Дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающий содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста, в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. При обучении пересказу в ряде случаев желательно применять «иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Перечисленные методические приемы просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

Тексты для пересказа, предлагаемые мною представляют собой связные выразительные художественные произведения (сказки, небольшие рассказы). Я предлагаю детям изложить готовое содержание и использовать готовую речевую форму, предлагаемую автором (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). В работе над пересказом необходимо всегда помнить, что пересказ – это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем важно присутствие элементов творчества. Важно в этой работе чтобы ребенок осмыслил текст, передавал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

В своей работе я использую традиционные виды пересказа:

подробный или близкий к тексту пересказ;

пересказ с изменением лица рассказчика;

пересказ фрагмента;

пересказ по аналогии (с игрушками, силуэтами, с детьми-актерами).

В своей работе над пересказом я делаю упор на классическую структуру построения занятия:

1. Предварительная работа – активизация лексико-грамматичеких высказываний.

2. Организационный момент, позволяющий подготовить детей к восприятию нового произведения.

3. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, для обеспечения свободного художественного восприятия.

4. Содержательный и языковой разбор текста (для уточнения словаря и понимания прочитанного).

5. Лексико-грамматические упражнения непосредственно с текстом произведения.

6. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.

7. Моделирование плана для пересказа в виде иллюстраций, схем...

8. Самостоятельный пересказ детьми, под активным руководством педагога. (В самом начале или конец вызывается ребенок с наиболее яркой, выразительной речью).

9. Анализ пересказов детей, подведение итога самого занятия.

для того чтобы пересказы детей стали наиболее полными, яркими я применяю следующие методические приемы:

моделирование

графические схемы

фланелеграф

иллюстрированное панно

детские рисунки сюжетных фрагментов

ИКТ

Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим недоразвитие речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затруднятся в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь, хаотична, бедна выразительностью оформления. Для примера приведу пересказ.

Ребенку был прочитан следующий рассказ:

«Жили-были петух, хохлатка и их детки – пушистые цыплятки. около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах -тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!» Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом, только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа – петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хищник, бросил цыпленка, скок за кустик – и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

Пересказ ребенка: «Пошла курочка свои детки… чтобы гулять. А птенчики пошли гулять. А навстречу хомяки. А ребятишки спрятались. А уже летели птенчики… Папа и крыльями махает… клювал его, а сами в кустики, а птенчик убежал. а курочка закудахтала: «Ку-ка-ре-ку!»

Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четкой систематической коррекционной работы. Уделяя внимание работе над словом, путем практических упражнений я подвожу детей к пониманию связи слов в предложении и отрабатываю наиболее сложные грамматические формы

Автор Волобуева Марина Владимировна
Дата добавления 14.12.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 633
Номер материала MA-063210
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓