Государственное учреждение Тульской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2»
на тему:
«Воспитание ребенка в неполной
семье»
Подготовила
воспитатель:
Кузнецова
Т.В.
Белёв-2015г.
По данным демографа
А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок
воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый
седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена
«материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с
одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии
ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной
семьи и как с ними справляться?
У каждой неполной
семьи — своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с
разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.
Как ни трагично
образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее
воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с
предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные
связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют
дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и
близких.
Наличие в неполной
семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если
взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим»,
стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника,
ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных
семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально
привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.
Матери,
воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают
процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода
страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг
проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать
проявление ласки, стараются — в особенности общаясь с сыновьями — играть роль
«строгих отцов»... и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети
по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика
отцовская — это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается
ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность
ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств,
включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за
норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой
идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.
Противоположностью
жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей
жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для
возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не
получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.
В полной семье
родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как
мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных
отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто
происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает».
Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как
«замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять
семейные секреты»... Этот
ранний опыт
оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на
процессы его полоролевой социализации.
Адаптация к иному
стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни —
сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен
на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для
него жизнь после развода родителей — это ломка привычных отношений, конфликт
между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод
оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно
держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом
адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не
успокоится, пока вы не перевяжете правильно, — что же говорить о столь
кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!
В неполной семье,
особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и
ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители
и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием,
болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги,
беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих
переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают
слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.
Сегодня отцы
значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего
возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается
тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины,
порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение,
самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное
значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда
о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что
отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое
позитивное воспоминание о нем — якобы никудышном муже и отце. В этих случаях
мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства
ребенка — трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет
плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей
представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты
и свои недостатки.
Как отмечает известный специалист,
основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для
матери — внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко
расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно
представить себе, что мужчина может быть желанным.
Что же можно посоветовать
родителям, воспитывающим детей в неполной семье?
Говорите с ребенком
и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда
он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в
контакте.
Чаще хвалите, а не
наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит
у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и
уверенности в себе.
Относитесь с
пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
Не перекладывайте
функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
Помогайте ребенку
осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
Развивайте
социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и
устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.