Государственное учреждение Тульской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2»
на тему:
«Влияние
родительских установок на развитие детей»
Подготовила воспитатель:
Кузнецова Т.В.
Белёв-2015г.
Душевная
жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух
взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и
подсознание.
В
неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к
себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая
защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном
развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -
самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних
этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в
непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима:
"Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В
отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно
относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,
избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в
поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки
возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и
сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее
их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для
неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием
против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно
подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.
Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку
"Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если
ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в
реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно,
большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному
развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать
их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты,
помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером
исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных
установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни
с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость,
вера в себя и свои силы.
Ниже
приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских
установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для
личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали
ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них
тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте,
какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы
негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные,
развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
Сказав так:
|
подумайте о последствиях
|
и вовремя исправьтесь
|
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не
будет…".
|
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность,
подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.
|
"Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
|
"Горе ты моё!"
|
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к
окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
|
"Счастье ты моё, радость моя!"
|
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"
|
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность,
глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное
эмоциональное напряжение.
|
"Поплачь, будет легче…".
|
"Вот дурашка, всё готов раздать…".
|
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в
общении со сверстниками, эгоизм.
|
"Молодец, что делишься с другими!".
|
"Не твоего ума дело!".
|
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие
своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
|
"А ты как думаешь?".
|
"Ты совсем, как твой папа (мама)…".
|
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским
поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
|
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас
умница!".
|
"Ничего не умеешь делать, неумейка!".
|
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи,
задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к
достижению.
|
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
|
"Не кричи так, оглохнешь!"
|
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное
напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
|
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
|
"Неряха, грязнуля!".
|
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей
внешности, неразборчивость в выборе друзей.
|
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и
аккуратен!"
|
"Противная девчонка, все
они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики
забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).
|
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом
общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
|
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на
другого".
|
"Ты плохой, обижаешь маму,
я уйду от тебя к другому ребёнку!".
|
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества,
нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или
"уход" от родителей.
|
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
|
"Жизнь очень трудна:
вырастешь – узнаешь…!"
|
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе,
неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям,
подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
|
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"
|
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от
них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
|
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
|
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь
то-о-ол-стая!".
|
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение,
низкая самооценка, неприятие себя.
|
"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
|
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"
|
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка,
страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
|
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой
некрасивый!".
|
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в
общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка,
неуверенность в своих силах и возможностях.
|
"Как ты мне нравишься!".
|
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у
старших!".
|
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность,
боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого
мнения, тревожность.
|
"Смелее, ты всё можешь сам!".
|
"Всегда ты не вовремя подожди…".
|
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность,
ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное
психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай, я тебе помогу!"
|
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай
сдачу!".
|
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие
поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками,
ощущение вседозволенности.
|
"Держи себя в руках, уважай людей!".
|
Естественно,
список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное,
казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и
отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его
поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как
часто вы говорите детям:
- Я сейчас
занят(а)…
- Посмотри, что
ты натворил!!!
- Как всегда
неправильно!
- Когда же ты
научишься!
- Сколько раз
тебе можно повторять!
- Ты сведёшь
меня с ума!
- Что бы ты без
меня делал!
- Вечно ты во
всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в
угол!
Все
эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен,
ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А
эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый
любимый!
- Ты очень
многое можешь!
- Что бы мы без
тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с
нами…!
- Я помогу
тебе…
- Я радуюсь
твоим успехам!
- Что бы не
случилось, наш дом – наша крепость.
- Расскажи мне,
что с тобой…
Чувства
вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не
стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его
поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная
"соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится,
что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов,
чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и
жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и
знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.