Главная / Другое / Консультация для родителей на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”

Консультация для родителей на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”

Конспект консультации для родителей

на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”


Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в последнее время претерпела серьёзные изменения. Вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Одним из направлений образовательной деятельности является речевое развитие детей. Речевое развитие дошкольников предполагает овладение ими речью как средством общения и культуры, обогащение их активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими в рамках речевого этикета.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

  1. Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим); обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей);

  2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения).

  3. Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия).

  4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания. Поэтому важно, чтобы книга снова стала спутником детей вместо современных технологических гаджетов).

  5. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).


Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Важным условием при формировании речевого этикета дошкольников является грамотная речь взрослых - и родителей, и педагогов. Именно мы, взрослые, закладываем основы культуры детской речи, формируем основы речевой деятельности детей, приобщаем их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь родителей - залог богатства или отсутствия богатства речи детей, соответствия речи детей социальным нормам, принятым в обществе, отсутствие или наличие слов-паразитов, нецензурных выражений. Все это очень важно в современном обществе.

Сейчас, когда виртуальная реальность для детей является, к сожалению, единственной “реальностью”, очень важно приложить родителям максимум усилий для того, чтобы наладить живое общение с детьми, научиться слушать и слышать детей, а не предоставлять своих чад просторам сети Интернет - только бы не мешали.

Одно из противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства в семье, затем - в ДОУ. Поэтому так важно обучать речевому этикету в дошкольном детстве.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что именно в руках родителей находятся важные механизмы по формированию речевого этикета дошкольников.

Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:

  • обращение и привлечение внимания;

  • приветствие;

  • знакомство;

  • прощание;

  • извинение;

  • благодарность;

  • поздравление;

  • пожелание;

  • соболезнование;

  • сочувствие;

  • приглашение;

  • просьба;

  • совет;

  • одобрение;

  • комплимент.

Сначала родители, затем педагоги своим примером учат детей правилам речевого этикета в тех или иных речевых ситуациях. Поэтому, образовательную деятельность по овладению речевым этикетом, грамматически правильной речью нам, взрослым, начинать нужно в первую очередь с себя. В тот момент, когда мы сами свою речь очистим от всего лишнего и добавим всё то, чего в речи не достаёт до высокого культурного уровня, наши дети (абсолютные подражатели) моментально потянутся за нами!



Консультация для родителей на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”
  • Другое
Описание:

Сейчас, когда виртуальная реальность для детей является, к сожалению, единственной “реальностью”, очень важно приложить родителям максимум усилий для того, чтобы наладить живое общение с детьми, научиться слушать и слышать детей, а не предоставлять своих чад просторам сети Интернет - только бы не мешали.

Одно из противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства в семье, затем - в ДОУ. Поэтому так важно обучать речевому этикету в дошкольном детстве.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что именно в руках родителей находятся важные механизмы по формированию речевого этикета дошкольников.

Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения.
Автор Нечаева Анна Олеговна
Дата добавления 22.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 74
Номер материала MA-068675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓