Главная / Начальные классы / Конструктор заданий для работы со словарным словом на уроках русского языка

Конструктор заданий для работы со словарным словом на уроках русского языка


Тема: Конструктор заданий для работы со словарным словом на уроках

русского языка

Цель: Показать разные приемы работы со словарными словами,

выявить уровень знаний учащихся слов с непроверяемыми орфограммами,

формировать приемы контроля и оценки собственных знаний учащихся,

развивать орфографическую зоркость, зрительную, моторную и слуховую память, воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

Тип урока: совершенствование ЗУН

Формы организации (взаимодействия): групповая, коллективная, индивидуальная

Оборудование: карточки со словами, словарики, карточки с заданиями;

Ход

I. Организационный момент.

Вхождение в урок.

II. Объявление темы и целей урока.

Мы изучали три года

Словарные слова.

И ждали встречи мы со

Словом трепетно всегда.

Вели ассоциативный мы

Словарик для словарных слов

И за три учебных года узнали

Много новых слов

Стихи учили, рисовали,

Мы слов-помощников искали.

О каждом слове узнавали

Его истоки и родню.

И на занятиях успешно

Вели словарную игру

Мы поработали отлично,

Диктантов написав сполна

Сегодня подвести итоги

Пришла чудесная пора.

-Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Словарию и покажем гостям, как мы знакомимся, запоминаем и какие виды заданий выполняем при работе над словарными словами.

- Вспомним правила работы в группах

III. Знакомство со словарными словами.

Цель: Познакомить детей с новой группой слов с непроверяемым написанием

с помощью различных способов восприятия.

1. Расшифруй ребус.

2. Отгадай загадку.

3. «Путаница» (пройди по нарисованной линии и прочти слово)

4. Составь слово по первым звукам рисунков.

5. Разгадай шараду.

6. Грамматическая арифметика. Разгадай слово.

7. Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово.

8. Составь слово, используя буквы игрового поля и ориентируясь на цифры.

9.Из каждого слова взять первые слоги, составить из них новое слово.

10. Используя шифр составь слово.

Приложение № 1

IV. Приёмы запоминания.

Цель: Усвоить правописание слов с непроверяемой безударной гласной

с использованием ассоциативного метода.

1. Метод звуковых ассоциаций.

2. Метод графических ассоциаций.

3. «Имя» в слове

4.Этимологическая справка о слове.

5. «Слово» в слове

V. Расширение словарного запаса. Включение слова в устную и письменную речь.

Цель: Cоздание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

Расширять словарный запас детей

1.Фонетические упражнения

2.Словообразовательные упражнения.

3. Морфологические упражнения.

4. Синтаксические упражнения.

5. Лексические упражнения.

Приложение № 2

Физминутка

VI. Занимательные упражнения.

Цель: Вызвать интерес к словарным словам

Приложение № 3.

VII. Контроль знаний и умений.

Цель: Проверить качество знаний правильного написания словарных слов, развитие слуховой памяти.

Выборочный диктант.

Приложение № 4

VIII. Итог

Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставим «пять»?
Попрошу Вас предлагать.
И «четвёрочку» поставим
От души ребят поздравим,
Что тут думать и гадать…
За «четвёркой» идёт «пять»!

Рефлексия.




Приложение № 1

1. Замени рисунки первой буквой их названий. Запиши и прочти, что получилось. __________________

hello_html_e0c0d9e.gif

2. Вычеркни нерусские буквы и прочитай слово.


Z J Г Y I О N U Р W O V Z F G Д Q W

Ответ:__________________


3. Из данных слов возьмите только первые слоги, составьте из них новое слово.

МОРОЗ, ЛОПАТА, КОРОВА

Ответ:______________


4. Используя шифр составь слово.


Пhello_html_m6d141bee.gif -

hello_html_m22f30bc6.gif

О -

hello_html_f35c6fc.gif

Т -

hello_html_5695c65.gif

Р -


hello_html_f35c6fc.gifhello_html_5695c65.gifhello_html_ca571cb.gifhello_html_m22f30bc6.gifhello_html_m22f30bc6.gif



Ответ: ________________


5. Составь слово, используя буквы игрового поля и ориентируясь на цифры.


А

и

п

а

Б

с

ж

ф

В

г

т

о


1

2

3


Ключ к шифру : Б-1, А-3, А-2, В-3, В-1, А-1.

Ответ:___________


6.Двигаясь по стрелочке составь слово.hello_html_m78af70ca.gif

П

О

М

И

Д

О

Р

hello_html_m4f32e1db.gif









Ответ:_____________________


7. Расшифруй слово.

hello_html_57a55d20.gif

hello_html_1ce7b00a.gif


hello_html_m2b5d8b52.gif


hello_html_md727a8b.gif

hello_html_m432d9eae.gif

hello_html_m83c77f6.gif

hello_html_2413bb8.gif

hello_html_1c42b31.gifhello_html_1c42b31.gif

hello_html_m71631b26.gif

hello_html_5cfe59c6.gif

hello_html_12057251.gif

hello_html_620867ff.gif

hello_html_m28c65b35.gif

А

Т

Н

Ч

О

Л

С

Ф

И

Г

Е

В

З



hello_html_620867ff.gif


hello_html_1ce7b00a.gif

hello_html_5cfe59c6.gif

hello_html_m432d9eae.gif

hello_html_57a55d20.gif


Ответ:________________


8. Грамматическая арифметика. Разгадай слово.


ОДЕЖДА – О – ДА + УРНА -А +ЫЙ = _______________


9. Разгадай шараду.


Мой первый слог - крик птицы.

Два других на дне пруда,

А целое в музее

Найдите без труда.

Ответ: ___________________


10..Разгадай ребус.

, ,


hello_html_m5153b50a.gifhello_html_4c8b495a.jpg_______________


11.Отгадай загадку.

Носом в дерево ток, да ток,

Словно отбойный молоток.

На хвост опирается,

К жучкам подбирается.

С любой корой справится,

А красная шапка никак не свалится. _________________


12 . Изограф


hello_html_m5ab456b5.jpg_________________________


13. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке и вы узнаете слово _____________________


WordArt 8


14. Вы сможете определить новое слово, если расположите прямоугольник по степени увеличения количества точек в каждом из них.

hello_html_m5dc9064.jpg


_________


15. Вы сможете определить новое слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв.


hello_html_683ee2b7.jpg










________________________



Приложение № 2

Фонетические упражнения.

1. Подчеркни слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..


2. В каждом слове ряда выделите ударные слоги, затем выпишите их по порядку и получите новое слово. Например, если взять такие слова, как ПОИСК, ГОРОД, ТАМАДА, выполнив условие, получаем слово ПОГОДА.

БОРДОВЫЙ, РОДИНА, НОГА -

ПЕСКАРИ, СУША, ВЕНОК -

СИТО, МИГРЕНЬ -

ЛОТО, ЗАПОР -

ПЕНА, ПОЯСОК -

ЭПОХА, ПИРАМИДА, ЗАДОРНЫЙ -


3.Запишите два словарных слова в котором букв больше, чем звуков и наоборот, звуков больше, чем букв.


4. Вспомните и запишите словарные слова с первым слогом де-


Словообразовательные упражнения. 1. Образование от данных слов слова другой части речи (береза – прилагательное, восточная – существительное, рисунок – глагол).


2. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.

Огород, овощ, картофель, огурец, морковь


3.Оставь только однокоренные слова. Лишнее вычеркни. Выдели корень.

Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.

Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.

Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.


4. От слов малина, осина образуйте родственные слова.


Морфологические упражнения.

1. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода. (по 3 слова)


2. Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.

Леня с папой все утро работали .... (огород). Мама приготовила салат ... (огурец).

На обед дети ели котлеты ...(картофель).

На полке стояли банки ... (помидор ).


3. Замените предложение одним словарным словом, рядом напиши одушевлённый или неодушевлённый предмет.

Преподаватель школы. ____________________________________

Ребёнок женского пола. ___________________________________

Несколько листов бумаги, соединённых вместе. ______________

Учащийся школы.________________________________________

Коробка для хранения ручек, карандашей. ___________________

Четырёхугольная сумка с застёжкой для ношения книг, тетрадей.

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Тот, кто следит за чистотой в классе. ________________________


4. На каждую букву слова АВТОБУС подберите слова, относящиеся к разным частям речи.

Синтаксические упражнения. 1. К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ........, безрогая .........., косолапый …..., охотничья ...


2. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

Береги нос в большой…

………. год начинает, а …………. заканчивает. 3. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные. 4. Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос, найдите главное и зависимое слово. Как вкусен был картофельный суп с грибами! Зайчишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.

На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!

До обеда Таня решила полить огуречные грядки.


Лексические упражнения.

1. Подбери к данным словам птиц и дополни ими крылатые фразы.

Стреляный_______________ Считать________________ ______________на хвосте принесла

Жареный _________________ клюнул

Пуганая ___________________ и куста боится.»

Кукушка хвалит ______________ за то, что хвалит он кукушку.


2. Заменить синонимами:

Водитель –……шофёр Вселенная---------космос
Машина ---------автомобиль Луна-------месяц

Метрополитен----метро Холод, стужа----мороз

Люди, публика-----народ Наряд-----одежда

Сиять-----сверкать Воля---свобода

Пес----собака


3. Заменить антонимами: юг – …север Деревня-------город
Запад------восток Трус----герой

Жара-----------мороз Поражение-----победа


4. Подбери фразеологизмы.

Легкомысленный, несерьезный человек. (Ветер в голове)

Глазеть по сторонам, ротозейничать. (ловить ворон)

Говорят некстати, не к месту, невпопад. (Ни к селу, ни к городу)

О трусливом человеке. (Труслив как заяц)

Что-нибудь быстро и бесследно исчезло. (Как корова языком слизала)

Очень хорошая, привольная жизнь. (Не жизнь, а малина)

Отсутствие музыкального слуха. (Медведь на ухо наступил)


































Приложение № 3

Занимательные упражнения.

Какие слова любит ворона? (картофель, карандаш, картина).

А лягушка? (квартира , Москва,

В каких словах растёт ель? (Учитель, портфель, картофель, понедельник).

В каких словах живёт рак? (завтрак, ракета)

В каких словах спрятались числа ? (родина, сорока)

Все слова хороши, но где-то спрятались еж и уж .( ужин, дежурный, ежевика)

В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога, огурец, деревня, берёза).

Как называется пчелиная семья, от которой едва убежал наш ГЕРОЙ?

Что потерял на ДОРОГЕ олень?

Около какого населенного пункта расположен ОГОРОД?

Кто покраснел, увидев ЗАВТРАК?

На какой планете растет ЗЕМЛЯНИКА?

Что поставили в дневник Пете за то, что он не собрал КОЛЛЕКЦИЮ растений?

Как звали девочку, которая спряталась в темной КОМНАТЕ?

Из чего были сделаны розы на торте на приеме в КРЕМЛЕ?

Кто купил колбасу в МАГАЗИНЕ?

Как зовут девочку, которая любит МАЛИНУ?

Какова была длина отреза ткани, которую забыл в МЕТРО Петя?

Какую настольную игру нельзя разбить МОЛОТКОМ?

С кем девочка Маша ОДНАЖДЫ пошла в лес?

Что случайно вылили в ПЕСОК?

Сколько времени в деревне Простоквашино сохранялась плохая, дождливая ПОГОДА?

Как звали мальчика - популярного литературного героя, знакомство с которым девочка по имени Джеки отложила на ПОТОМ?

Как часто в течение года человек отмечает свой главный ПРАЗДНИК - день рождения?

Петя никак не мог понять, что за растение изображено на РИСУНКЕ.

















Приложение № 4

Словария! Словария!

Волшебная страна.

Живут слова все вместе там,

Как дружная семья.

Среди всех словарных слов

Разгорелся сильный спор.

Кто для школьников полезней?

Всех полезней и нужней?

Их словарь всех пригласил

И каждого спросил:

- Что за спор у вас друзья?

Видно помощь здесь нужна

Подождите, не спешите

Все подробно расскажите.



1. Нужен людям ОгОРод,

Где из года в год растет.

Много разных ОвОщей

Для салатов и для щей.

Огурцы живут на грядке,

ПОмИдоры для закатки.

А капусту квасят в бочке.

Царь гОрОх сидит в стручочке.

Любят сладкую мОрковку,

Витаминную кладовку.

Нет кАртофЕля вкусней

И важней из овощей.

Любит фрукты детвора

Пьет мОрковный сок с утра.

Сок из яблОк и мАлины

Наливают из кувшина.

Солнце грядки согревай

Будет славный урОжай.



2. И без нас не проживешь.

В школу утром не пойдешь.

Нужен детям каждый день

Удобный красочный пОртфЕль .

В нем должны всегда лежать:

ДнЕвник, пЕнальчик и тЕтрадь,

Веселый мягкий кАрАндАш.

Надежный друг, помощник ваш.

Утром в школе по порядку



Дети делают зАрядку.

Чтоб быть бодрым, не зевать,

Без запинки отвечать.

Звонкий радостный звонок

В клаСС зовет всех на урок.

Вошел учитЕль. Встали дети.

УчЕнИки про все на свете

Хотят услышать, прочитать,

Чтобы как можно больше знать!

Про край родной, про РодИну нашу.

В мире её нет светлее и краше.



3. На рассвете в лес войдешь.

Много слов ты там найдешь.

Здесь и звери, здесь и птицы

Есть чему всем удивиться:

СОрОка белая, стрекочет.

С птенцами ИвОлга хлопочет.

ВОрОна черная на ели

Качает на ветки. В колыбели

Не спится деткам сОлОвья.

МЕдвЕдь ест рыбу у ручья.

Зайчишка по лесу бежит.

Над полем жаврОнОк летит.

А где-то рядом в дЕрЕвушке

Всех будит песней пЕтушок.

Щенок на солнце греет ушки.

Собака кость, рыча, грызет.

О птицах и зверюшках

Слова всем так нужны.

В тетрадочке в линеечку

Их грамотно пиши.



4. - А как же мы? А как без нас?

Продолжили слова рассказ.

На тему «ГОрОд» и «Погода».

Слова – друзья в любое время года:

Работают станки зАвода.

Бегут мАшины по дОрОгам:

В дЕревню, где река течет,

Пасутся кони, хлеб растет.

По шумным, людным гОрОдам

Снуют мАшины тут и там.

Свою рАботу выполняют.



Людей и грузы доставляют.

Тут спорить нечего друзья

Без этих слов прожить нельзя.



5. Cпорить не будем. Мы людям нужны.

И о себе рассказать мы должны.

Каждое утро в прогнозе пОгоды

Слышим слова мы по теме «ПрИрода»

Пишут о них и в газетах, журналах.

Видим в кино на различных каналах.

Вот перед нами пейзаж о зиме:

ВетЕр гнет ветви бЕрезы к земле,

ИнЕй повсюду сверкает, искрится.

Дома рЕбятам с утра не сидится

Кто на кОньках, кто на санках резвится.

Ветер не страшен, не страшен мороз.

Трут рукавичками щеки и нос.

Рядышком чудный осенний пейзаж.

Тихая ночь. Месяц светит на пляж.

Светит на озеро, поле, болото

За стогом соломы видно спрятался кто-то.

Может зайчишка, а может лиса.

Видно умчится обратно в леса.

Так завершили рассказ слова.


Умный Магистр с кресла встал не спеша.

Спорить Словарь со словами не стал.

Мудрый совет на прощанье всем дал.

-Каждый из вас службу честно несет.

Школьник, друзья, это сразу поймет.

Будет Вас грамотно всюду писать

Только «отлично» всегда получать.

Все возвращайтесь назад на страницы.

Ну, а сейчас нужно всем нам проститься.

Споры, поверьте, пора прекращать.

Буду я всех вас всегда вспоминать.


Конструктор заданий для работы со словарным словом на уроках русского языка
  • Начальные классы
Описание:

 В начальных классах словарная работа является одним из этапов урока русского языка. На данном уроке я показала все этапы работы со словарным словом и методы запоминания словарных слов.

   Правописание слов с непроверяемыми орфограммами в традиционной системе обучения вызывает у многих детей трудности. Методика их изучения для многих преподавателей сводится лишь к тому, чтобы ребенок выполнил графический образ слова и воспроизвел его в памяти (т.е увидел слово, запомнил и записал)

Я отказалась от такой методики знакомства со словарным словом. С помощью специальных заданий (они были предложены детям на уроке),  учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. Эти задания развивают интеллектуальные качества ребёнка.

    Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями психологи, передовые учителя связывают с изменением харaктeрa их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмыслен­ность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучае­мого слова, сущности и характера содержа­щейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами.                                                                      Как показывает практика, проблема формирования навыка правописания не­проверяемых орфограмм может эффектив­но решаться при использовании ассоциативного метода.                                                                                                     Именно В начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных  для написания слов.

Эти приёмы запоминания словарных слов были продемонстрированы на данном этапе урока: метод звуковых ассоциаций, метод графических ассоциаций, этимологический анализ слова.

    Для закрепления правописания трудных слов  использую игры, т.к. именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности.

Для проверки качества знаний был использован выборочный диктант.

Одна из поставленных целей урока- развитие слуховой памяти. Дети слушали стихотворения насыщенные словарными словами, запоминали их и после прослушивания, должны были записать по памяти словарные слова.

Автор Кобылко Наталья Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1427
Номер материала 16964
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓