Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонструктор развития речи. Проектная технология с использованием пошаговых лингвистических действий ученика

Конструктор развития речи. Проектная технология с использованием пошаговых лингвистических действий ученика

Скачать материал

 

В.А. Синицын

 

КОНСТРУКТОР  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: ЧИТАЕМ
 

 


Прямоугольник: скругленные углы: ФАНТАЗИРУЕМ -    
РАЗМЫШЛЯЕМ
Прямоугольник: скругленные углы: ОТГАДЫВАЕМПрямоугольник: скругленные углы:       
                
  

 

 

 

 


 

 

 

Проектная технология

с использованием пошаговых лингвистических действий ученика

 

Примеры заданий

 

 

 

Условные обозначения

 

 

                подсказка

 

                проверь себя

 

                 выполни сам

 

                 работай в паре,  обсуди с другом

 

                выполни дома со взрослыми

 

maha.tif    vano.tif         первоклассники Маша и Саша – друзья и

                          помощники

 

                 профессор Любомудров     

           

!                     запомни

                 образец

 

 

 

 

 

·       Из рабочей тетради для 1 класса

 

Дорогой ученик!

 

    В руках у тебя рабочая тетрадь с увлекательным названием «Конструктор развития речи».

    Слово «конструктор» имеет несколько значений. Во-первых, конструктор – это специалист, который создаёт конструкцию какого-нибудь сооружения. Во-вторых, конструктор – это детская игра – набор деталей для конструирования.

   Новое учебное пособие поможет тебе конструировать свою речь, то есть создавать, строить необычные  конструкции: слова, словосочетания, предложения, тексты.

  Конструирование или развитие устной и письменной речи – дело нужное и полезное. Ты научишься правильно читать, отгадывать слова по их значению, писать слова и рисовать их, собирать из слова новые слова, придумывать с ними тексты – рассказы. Как? А вот так, например.

  В слове КОНСТРУКТОР 11 букв, некоторые из них повторяются. Поменяем местами отдельные буквы - получим новые слова: рот, торт, стук, сок, ус, трус, нос, сон, тур, кусок, сор, сорт, куст, утро, нутро, сук, кон, кок, руно, крот, корт, рост…

   А теперь с некоторыми словами придумаем текст – по смыслу связанные предложения. Вот что получилось:

  Утро. Сон прошёл. На столе любимый сок и вкусный торт. Скушай маленький кусок!

  Пора в школу. Помни: ТЫ НЕ ТРУС, А ВОЛШЕБНЫЙ КОНСТРУКТОР!

Развивай свою речь! Не всё получается? Не вешай нос! Огорчения и неудачи складывай на куст или на сук и беги на корт. Отдыхай.

Думай, играй, упражняйся, развивай свою речь сам, с друзьями и родителями.

Удачи в умных действиях и добрых поступках!

Твои друзья и помощники: профессор Любомудров, первоклассники Маша и Саша.

Профессор Любомудров:

Дорогой первоклассник!

                          В гости РЕЧЬ к тебе пришла,

                          РЕЧЬ волшебницей была,

                          Конструировать заставит,

                          Добрый след оставит.

                         Выполняй всё по порядку,

                         Делай всё, что есть в тетрадке.

                        Чудо сможешь сотворить,

                         Всех приятно удивить.

·        Что такое РЕЧЬ? Почему РЕЧЬ называют волшебницей?

·        Докажи, что для человека РЕЧЬ является настоящим чудом? Приведи примеры.

·        Попытайся изобразить волшебницу РЕЧЬ в рисунке.

Прямоугольник: скругленные углы:  

 

 

 

 

 

 

 


·       Объясни, что ты изобразил. Составь по рисунку короткий рассказ.

 

 

 

    По лексическому значению угадай слово, запиши и нарисуй его!

 

Задание №…

Профессор Любомудров: Прочитай информацию. Сообрази. Угадай слово и правильно запиши его в квадратике. Сколько точек – столько и букв в слове  – отгадке. Внимание! Жирная точка – ошибкоопасное место! Не ошибайся в написании слов! Посмотри образец.

Прямоугольник: скругленные углы: Я  й  ц  о
.   .   .   .
Из него появляются детёныши птиц и некоторых других животных. Что это?

 

Прямоугольник: скругленные углы:
 


·        Нарисуй слово-отгадку.

 

 

 

 

1.   Прямоугольник: скругленные углы: .  .  .  .  .  .В нём мы рисуем, храним фотографии, наклеиваем марки. Его дарят нам, и мы дарим друзьям в день рождения. Что это?

 

 

·        Нарисуй слово-отгадку.

 

 

 

 

 

2.   Он маленький и большой, спелый и не совсем спелый, круглый с зелёными полосками. Вкусный и сладкий, в нём много сока. Что это?

Прямоугольник: скругленные углы: .  .  .  .  .
 

 

 


·        Нарисуй слово-отгадку.

 

 

 

 

 

3.   Прямоугольник: скругленные углы: .  .  .  .  .   .Лиственное дерево с белой корой. Самое любимое дерево русских, символ России. Что это?

 

 

·       Из рабочей тетради для 2 класса

Собирай из букв слова, предложения, текст!   

Профессор Любомудров: Маша, Саша и я приготовили для тебя и твоих друзей интересные задания. Работай по плану один, с друзьями, дома с родителями.

 

План действий

шаг №1: Угадай слово по буквам.

Из количества букв «собери» и запиши слово.

 

шаг №2: Определи смысл (лексическое значение) слова.

Самостоятельно или с помощью толкового словаря назови лексическое значение слова.

 

шаг №3: Собери из количества букв слова как можно больше разных слов.

Переставляй буквы. Составь как можно больше новых слов, которые отвечают на вопросы КТО или ЧТО. Запиши.

 

*    шаг №4: Составь из слов текст (3-4 связанных по смыслу предложения). Запиши. Прочитай выразительно!

 

·        Используй подсказки Маши и Саши. Попробуй!

 

Задание №…

Угадай слово!

  Три подсказки от Маши и Саши

o   Его ставят в гараж.

o   Это самоходная машина для перевозки пассажиров и грузов.

o   Из букв этого иноязычного (иностранного) слова можно составить более 5 (пяти) новых слов.

 

 

 

 


 

 

·        Вставь в квадратики буквы. Прочитай слово.

 

 

 


·        «Собери» из букв этого слова новые слова. Запиши.

 

А В Т О М О Б И Л Ь, ________________________________

___________________________________________________

·        Посчитай слова.

·        Оцени себя (нужное подчеркни!): 1 слово – не очень хорошо; 3 слова  – хорошо; 4 слова – очень хорошо5 слов  умница!

                

·        «Собери»  из записанных слов маленький текст. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________

МОЛОДЕЦ!

Подбирай к словам ассоциации!

    Задание №…

 Профессор Любомудров: В заголовке новой главы рабочей тетради подчеркни «взрослое» слово, которое, наверное, в своей жизни ты ещё никогда не произносил. Что это слово обозначает? Сверь свой ответ с подсказкой.

*Подсказка. Ассоциация (латинское associatio - соединение) – 1.

Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Научная ассоциация. Ассоциация учителей русского языка. 2. Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциация по сходству.

·         Обрати внимание на правильное написание этого слова.

В слове АССОЦИАЦИЯ четыре (4) ошибкоопасных места, то есть четыре случая, когда пишущий может допустить орфографическую ошибку.

Прямоугольник: скругленные углы: !ЗАПОМНИ!
   Слово ассоциация заимствованное, иноязычное, потому что пришло в русский язык из латинского языка, на котором говорили древние римляне (современные жители Италии).
    Слово ассоциация многозначное, так как имеет несколько лексических значений.
    Ассоциировать – устанавливать ассоциации.
    Ассоциироваться – соединиться в представлении по ассоциации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Профессор Любомудров: Ассоциации словесные – это связи между словами по смыслу, которые возникают в сознании отдельного человека или большинства людей, говорящих на одном языке. Например, ты произносишь слово ОВОЩИ. У одного в сознании сразу же возникает слово ОГУРЕЦ, у другого – ПОМИДОР. Слово ПОГОДА вызывает ассоциации со словами ХОРОШАЯ, ПЛОХАЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЁПЛАЯ и так далее.

    Задание №…

   Для своего доклада Маша в Интернете нашла интересный материал. Прочитай внимательно.

Ассоциации проявляются в изменении хода мыслей человека. Ассоциации - это когда что-то заставляет человека думать о чём-то другом.

Что же такое ассоциации? Это наши мысли, наши представления о добре и зле, о свете и тьме. Они позволяют нам понять самих себя и нашу роль в этом мире. Словесные ассоциации рождаются из детских сказок, повествований, рассказов и небылиц. Они сопровождают нас в наших волшебных снах.

Ассоциации отбираются, откладываются и укрепляются в нашем сознании. Процесс формирования ассоциаций непрерывен. Изо дня в день мы начинаем узнавать что-то новое. Общение с природой, интересными людьми и чтение книг способствуют накоплению ассоциаций.

·        Что такое ассоциации?

·        Как проявляются ассоциации?

·        Что позволяют ассоциации?

·        Как ассоциации рождаются?

·        Где ассоциации откладываются?

·        Что способствует накоплению ассоциаций?

·        Перескажи текст. Запомни информацию.

  Задание №…

   Машу и Сашу в течение 5 (пяти) минут попросили подобрать и записать к слову ассоциации. Прочитай, какие словесные ассоциации вызвало у Маши и Саши одно и то же слово БАБУШКА.

maha.tif Маша: БАБУШКА - дедушка, хорошая, добрая, старенькая, любимая, родная, бабуся, бабуля, дом, кактус, дача, блинчики, ласковая, заботливая, конфеты, пирог, очки, книга, радость, школа, уроки, шутка, сказки, учитель, рукодельница, пылесос, парк, отдых, дружить, молодец, поливать, грядки, велосипед, каток, каникулы, праздник, борщ, сметана, лес, птицы, платье, цветы, дневник, кошка, смородина, крыжовник, яблоня, грибы, консервы, банка, родительское собрание, сбербанк, пенсия, путешествие.

vano.tif Саша: БАБУШКА – любимая, умница, хорошая, дорогая, певунья, бабуля, модница, фигурное катание, бассейн, хочу, слепая, газета, телевизор, сериалы, зоопарк, карусель, огород, корова, земляника, варенье, пирожки, рыбки, аквариум, убирается, заботливая, почемучка, школа, валенки, папа и мама, подружки, телефон, заболела, лотерейный билет, газетный киоск, метро, жареная курочка, компьютер, окно, грядки, хоккей, магазин, пенсия, Египет, Красное море, хомячок Пикс, продукты, глажка, бессовестный, библиотека, концерт, цирк, доброта.

·        Проведи наблюдение. Выпиши слова, которые

повторяются у Маши и Саши как слова ассоциации к слову бабушка.

БАБУШКА - ________________________________________

___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________ .

 

·        Какие слова – ассоциации Маши и Саши вызвали у тебя

непонимание, удивление? Почему?

·        Можно ли по словам – ассоциациям Маши и Саши

утверждать, что дети любят своих бабушек? Докажи.

·        Докажи, как слова – ассоциации Маши и Саши помогают

определить характер деятельности их бабушек.

·        Какие слова из ассоциативного поля Маши

подтверждают, что её бабушка – хорошая хозяйка.

·        Докажи, что бабушка Саши любит спорт.

·        Докажи, что бабушка Маши следит за учёбой внучки.

·        Докажи, что бабушка Саши любит читать.

·        Докажи, что бабушка Маши любит природу.

·        Ещё раз внимательно прочитай записанные Машей слова.

Смотри на слова Маши и пытайся создать рассказ о бабушке девочки. Назови свой рассказ так: «Бабушка Маши». Расскажи.

·        Внимательно прочитай записанные Сашей слова. Смотри

на слова Саши и пытайся создать рассказ о бабушке мальчика. Назови свой рассказ так: «Бабушка Саши».

 

·        Из слов – ассоциаций Маши составь маленький текст –

несколько предложений, связанных по смыслу. Запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо.

 

·        Из слов – ассоциаций Саши составь маленький текст –

несколько предложений, связанных по смыслу. Запиши.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо.

 

  Задание №…

   Продолжи цепочку слов Маши. Допиши к слову дом свои ассоциации.

Дом – уют, тепло, балкон, _________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

·        Объясни смысловую связь слов-ассоциаций Маши.

·        Объясни, почему со словом дом у тебя ассоциируются

слова, которые ты записал.

 

  Задание №…

   Продолжи цепочку слов Саши. Допиши к слову мир свои ассоциации.

Мир – Земля, солнце, радость_______________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

·        Объясни смысловую связь слов-ассоциаций Саши.

·        Почему слово Земля Саша написал с большой буквы?

·        Объясни, почему со словом мир у тебя ассоциируются

слова, которые ты записал.

  Задание №…

   «Вырасти» плоды дерева ассоциаций. Подбери к слову земля свои слова – ассоциации и впиши в прямоугольники. Постарайся заполнить все пустые места.

Прямоугольник: скругленные углы: ЗЕМЛЯПрямоугольник: скругленные углы: ______________________Прямоугольник: скругленные углы: __________________Прямоугольник: скругленные углы: _______________Прямоугольник: скругленные углы: _________________Прямоугольник: скругленные углы: _____________________Прямоугольник: скругленные углы: _______________Прямоугольник: скругленные углы: ___________________

·        Объясни, почему слово земля ассоциируется у тебя

именно с теми словами, которые ты разместил на рисунке.

·        Постарайся со словами, которые ты разместил на

рисунке, придумать и записать маленький рассказ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Молодец.

·        Устно озаглавь свой текст. Сформулируй основную

мысль, которую ты хотел выразить своим рассказом.

  Задание №…

   Размести ассоциации в домике. Подбери к слову окно свои слова – ассоциации и впиши в прямоугольники. Постарайся заполнить все пустые места.

Прямоугольник: скругленные углы: ОКНОПрямоугольник: скругленные углы: __________________Прямоугольник: скругленные углы: _________________Прямоугольник: скругленные углы: _____________Прямоугольник: скругленные углы: _________________Прямоугольник: скругленные углы: _________________Прямоугольник: скругленные углы: ___________________

 

·        Объясни, почему слово окно ассоциируется у тебя

именно с теми словами, которые ты разместил на рисунке. 

·        Постарайся со словами, которые ты разместил на рисунке, придумать и записать маленький рассказ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Молодец.

 

·       Из рабочей тетради для 3 класса

 

Учись конструировать биографию одного слова!

 

Профессор Любомудров: У каждого человека своя биография. Что такое биография? В школьном словаре иностранных слов читаем: «БИОГРАФИЯ (греческое «биос» жизнь + греческое «графо» - пишу). 1. Описание чьей-либо жизни, деятельности. 2. Чья-нибудь жизнь».

  Биографию можно составить, написать, рассказать. Составитель биографии – это биограф.

  Если ты хочешь стать автором увлекательного и полезного проекта «Биография одного слова», превратиться из обычного ученика в проектировщика – конструктора, прислушивайся к нашим рекомендациям.

  Внимание! Тебе предлагается выступить в роли биографа, то есть составителя биографии. Ты должен составить необычную биографию – описание одного слова.

  Новый проект по языкознанию ты можешь выполнить один или вместе с другом.

   Для  выполнения задания могут понадобиться надёжные помощники – разные словари: толковый, словообразовательный, синонимов, антонимов, иностранных слов.

  Для грамотного конструирования тебе предстоит выполнить определённые лингвистические действия.

  Познакомься с памяткой - планом своих конструкторских действий.

 

 

Прямоугольник: скругленные углы: План создания проекта 
«БИОГРАФИЯ ОДНОГО СЛОВА»
•	Действие 1. По лексическому значению угадай слово, запиши. Нарисуй образ слова.

•	Действие 2. Проведи звуко-буквенный анализ (фонетический разбор) слова (определи количество букв, количество и качество звуков).

•	Действие 3. Разбери слово по составу (проведи морфемный разбор).

•	Действие 4. Подбери к слову однокоренные слова. Размести  «родственников» (родственных слов) в домике.

•	Действие 5. Найди слову «друзей» - синонимы (близкие по значению, но разные по звучанию и написанию слова).

•	Действие 6. Познакомь слово с «врагами»  - антонимами (подбери к слову слова с противоположным значением).

•	Действие 7. Подбери к слову рифмующиеся слова или сочетания слов.

•	Действие 8. Составь со словом разные словосочетания. 

•	Действие 9. Используй слово в качестве какого-нибудь члена предложения (составь предложение и разбери его по членам).

•	Действие 10. Составь о слове короткий письменный рассказ.
Вот и готова биография одного слова!
Успешного тебе старта и финиша!
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  Задание №1.

Действие 1.

·        По лексическому значению угадай слово и правильно

впиши его в прямоугольник. Сколько точек – столько и букв в слове - отгадке. Внимание! Жирная точка – ошибкоопасное место! Не ошибайся в написании слова!

  Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения, удовольствия; счастливое событие. Что это?

Прямоугольник: скругленные углы: .   .   .    .    .    .    .
 

 

 

 


·        Нарисуй образ слова.

 

 

 

 

 

 


Действие 2.

·        Проведи звуко-буквенный анализ (фонетический разбор)

слова РАДОСТЬ. Определи количество букв, количество и качество звуков.

РАДОСТЬ - ______ слога

Р   - [   ] - _______________________________

А  - [   ] - _______________________________

Д  - [   ] - _______________________________

О  - [   ] - _______________________________

C  - [   ] - _______________________________

Т  - [   ] - ________________________________

Ь  - [    ]

__ букв  __звуков

Действие 3.

·        Разбери слово РАДОСТЬ по составу (проведи морфемный разбор).

 

Р А Д О С Т Ь

Действие 4.

·        Подбери к слову РАДОСТЬ однокоренные слова. Как

можно больше «родственников» размести в домике. Впиши родственные слова в окошечки.

http://im5-tub.yandex.net/i?id=84463363-15

Действие 5.

·        Найди слову РАДОСТЬ «друзей» - синонимы (близкие по

значению, но разные по звучанию и написанию слова). Запиши.

 

Радость - __________________________________________

___________________________________________________

Действие 6.

·        Познакомь слово с «врагами»  - антонимами.  Подбери к

слову  РАДОСТЬ антонимы - слова с противоположным значением.

Радость - __________________________________________

___________________________________________________

Действие 7.

·        Постарайся подобрать к слову РАДОСТЬ рифмующиеся

слова или сочетания слов.

Радость - _________________________________________

___________________________________________________

 

Действие 8.

·        Составь со словом РАДОСТЬ разные словосочетания.

Запиши. Докажи, что ты составил словосочетания, а не предложения.

______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

 

Действие 9.

·        Используй слово РАДОСТЬ в качестве какого-нибудь

члена предложения. Придумай предложение, запиши и графически разбери его по членам.

______________________________________________________________________________________________________

 

Действие 10.

·        Составь о слове РАДОСТЬ короткий письменный рассказ.

Начать, например, можно так: «Радость – это….».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

МОЛОДЕЦ!

 

·       Из рабочей тетради для 4 класса

 

Учись «притягивать» к слову к другие слова!

    Задание №…

Профессор Любомудров: Думаю, ты хорошо знаешь, что произнесённое слово может вызывать разные ассоциации, то есть представления. Например, произносишь слово книга, а в сознании сразу же возникают самые разные слова: страница, мир, герой, человек, удовольствие, интересная, скучная, чудо, путешествие, доброта, зло, любовь, предательство, надежда и так далее.

   Одно слово как бы притягивает множество самых разных слов по определённой логической (смысловой) цепочке. Поэтому мы и сравниваем самостоятельное слово (существительное, прилагательное, глагол, наречие) с магнитом. Магнит притягивает к себе металлические предметы. И слово может к себе притягивать, присоединять другие слова. Учись притягивать, присоединять к опорному слову другие слова! Учись создавать «магнитное поле слов» и с его помощью создавать свой авторский текст!

  Задание №…

   Представь, что слово  улица  превратилось в магнит. «Притяни», присоедини к слову-магниту улица семь (7) - десять (10) своих слов – ассоциаций. Создай ассоциативный ряд – «магнитное поле слов».  Слова впиши в прямоугольники.

Прямоугольник: скругленные углы: ____________________Прямоугольник: скругленные углы: ___________________Прямоугольник: скругленные углы: Улица

 

 

 

 

 


·        Используя свои слова – ассоциации и другие слова,

составь небольшой текст. Запиши.

Прямоугольник: скругленные углы: (Рисунок)   Улица.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Умница.

 

 

 

 

 

 


·        Выразительно прочитай текст. Перескажи.

·        Можешь ли ты найти и подчеркнуть в тексте наиболее

важное по смыслу предложение? Объясни свой выбор.

·        Если хочешь, сделай к своему тексту рисунок.

 

 

 

 


Учись конструировать речь с использованием пословиц и поговорок!

Профессор Любомудров: Народная мудрость гласит: «ПОСЛОВИЦА – ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА».

   Сегодня, как из рога изобилия, слова льются из Интернета, со страниц газет и журналов, наружной рекламы, плакатов, афиш, всевозможных телепрограмм…Казалось бы, чем больше слов, тем удобнее. Но следует помнить, что избыток слов, зачастую непонятных и неправильных, приводит к утрате их силы, первоначально заложенного в них содержания.

    При бережном и разумном подборе и сочетании слов им можно вернуть эту силу. И здесь нам на помощь приходят пословицы и поговорки.

   В пословицах и поговорках  скрыта великая сила народной мудрости, накоплен богатейший опыт жизни человечества.

   Русские народные пословицы и поговорки наполнены глубочайшим жизненным смыслом. Это настоящий клад словотворчества.

 Задание №…

    Прочитай обращение к тебе Маши и Саши.

maha.tif Маша: Дорогой четвероклассник! Мы предлагаем тебе новое увлекательное и полезное дело – конструирование собственной устной и письменной речи на основе осмысления русских народных пословиц и поговорок.

vano.tif Саша: Мы хотим, чтобы ты научился понимать смысл пословиц и поговорок, умел их разумно и уместно использовать в своей устной и письменной речи. Почему? Да потому что использование в речи пословиц и поговорок развивает мышление, делает общение с собеседником более остроумным, не поверхностным, а глубоким.

maha.tif Маша: Создай свой авторский речевой проект. Например, ты можешь стать составителем специальной тетради речевого творчества «От пословицы к своему авторскому тексту», автором маленьких статей – комментариев по толкованию пословиц и поговорок, составителем текстов с использованием русских народных пословиц и поговорок.

·        Какое новое увлекательное и полезное дело  предлагают Маша и Саша?

·        Почему твои сверстники хотят, чтобы ты научился понимать смысл пословиц и поговорок?

·        К чему призывает тебя и твоих друзей Маша?

·        Как, по мнению Маши, на основе пословиц и поговорок можно конструировать свою речь?

·        Считаешь ли ты для себя полезным обращение Маши и Саши? Объясни свою позицию.

 

 Задание №…

   Прочитай рассказ – объяснение следующих пословиц и поговорок.

1.     Без меня меня женили.

    Данную поговорку используют в ситуации, когда решили что-то за человека без его ведома и согласия.

   Говорится взрослым (чаше всего о самом себе), когда человек узнал, что ему поручили какое-нибудь дело, не спросив его согласия.

2.     Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Данную пословицу используют  в ситуации, когда

необходимо пристыдить, усовестить ленивого человека.

    Говорится, когда для получения какого-либо результата требуется большая работа, упорный труд.

    Пословица ориентирует на воспитание в самом себе волевых, физических  и других усилий для достижения результата.

3.     Береги платье снову, а честь смолоду.

  Данная пословица – напутствие молодому человеку в

начале его жизненного пути.

  Совет молодым с юности дорожить своей честью,

добрым именем (так же, как и одежду следует беречь снову, т.е. пока она новая).

    Говорится молодому человеку, если он пытается сделать что-либо, что ему ещё не положено по возрасту, или вставить свою реплику в спор старших и т.п., говорят с иронией.

·        Кем и в когда используется в речи поговорка «Без меня меня женили»?

·        В каких ситуациях используют в речи пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»?

·        Почему и когда взрослые произносят пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?

  Задание №…

   Попытайся провести краткий смысловой анализ помещённых ниже пословиц и поговорок. В виде небольшого текста дай объяснение следующим пословицам и поговоркам. Смотри образец в предыдущем упражнении.

1.     Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.     Готовь сани летом, а телегу зимой.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конструктор развития речи. Проектная технология с использованием пошаговых лингвистических действий ученика"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    В руках у тебя рабочая тетрадь с увлекательным названием «Конструктор развития речи».

    Слово «конструктор» имеет несколько значений. Во-первых, конструктор – это специалист, который создаёт конструкцию какого-нибудь сооружения. Во-вторых, конструктор – это детская игра – набор деталей для конструирования.

   Новое учебное пособие поможет тебе конструировать свою речь, то естьсоздавать, строить необычные  конструкции: слова, словосочетания, предложения, тексты.

  Конструирование или развитие устной и письменной речи – дело нужное и полезное. Ты научишься правильно читать, отгадывать слова по их значению, писать слова и рисовать их, собирать из слова новые слова, придумывать с ними тексты – рассказы. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 344
    • DOCX 750 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Синицын Вячеслав Анатольевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Синицын Вячеслав Анатольевич
    Синицын Вячеслав Анатольевич
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 116506
    • Всего материалов: 55

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе