Главная / Начальные классы / Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)

Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)

Конструкт урока русского языка

Класс: 2

УМК : «Школа России»

Учитель: Иванчук Наталья Викторовна

Тема: «Что такое родственные слова?»

Цель урока : Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся

Планируемый результат:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку русского языка и демонстрируют умение работать самостоятельно и фронтально.

Метопредметные: Обучающиеся внимательны, следуют правилам поведения на уроке. Во время урока обучающиеся проявляют личностные УУД (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения определяя в конце урока, что нового обучающийся узнал для себя),регулятивные УУД (умение определять цель урока и стремится её выполнить посредством определения темы и цели урока, адекватно воспринимать оценку учителя при оценке выполненного задания или деятельности на уроке), познавательные УУД (умение строить речевое высказывание отвечая на вопросы, проводить сравнение и анализ выполняя задания на сравнение и анализ), коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнёра и учителя речевые высказывания при подготовке ответа на вопрос, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками во время всей деятельности на уроке).


Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.

Задачи:

Совершенствовать умения выделять корень в слове;

Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Развивать умение различать синонимы и родственные слова

Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;

Воспитывать бережное отношение к природе

Средства обучения:

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: Принцип деятельности, доступности, последовательности, диалогизации.

Принципы КРО: личностно – ориентированного подхода к детям (риска), победности учения в условиях преодоления посильных трудностей, развивающего обучения, систематичности и системности в обучении, доступности, индивидуализации, прочности усвоения знаний.

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, наблюдение), практические (упражнения).

По дидактическим целям: Методы формирования умений и навыков, применений знаний.

По уровню включения в продуктивную деятельность: частично – поисковые.

Методы организации учебно–познавательной деятельности:

Методы получения новых знаний (объяснение, демонстрация)

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

Методы контроля и самоконтроля.

Методы развития речи: Метод конструирования текста.

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, в парах.



Индивидуальные: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, карточки с заданиями

Демонстрационные: доска, карточки на доске со словами

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

План:

Организационный момент 1мин. Актуализация опорных знаний и способов действий 4 мин. Постановка учебной задачи 2 мин «Открытие» обучающимися новых знаний 15 мин Первичное закрепление 5 мин Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин

Включение новых знаний в систему знаний и повторение 3 мин

Рефлексия 3 мин

Подведение итогов урока 5 мин


Список литературы:

ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.2.

Программа «Школа России» по предмету «Русский язык»

Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. – 5 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с., (Стр. 37 – 39)






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организационный момент, положительная мотивация к уроку

.Обучающие настраиваются на учебную деятельность

- Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе»

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте?

- Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь.


ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1.Орфографическая минутка

Загадывание слов лексическому значению

2. Фонетические упражнения

Определение слов по лексическому значению, запись в тетрадь

Осина

Береза

Ветер

1.Запись слов по лексическому значению:

Дерево с дрожащими листочками

Дерево с белым стволом

Движение воздуха

2. Фонетические упражнения

- Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие

- В каком слове первый ударный слог?

Какое слово лишнее и почему?

Есть ли здесь родственные слова?

Упр. 80 слайд 2

Характеризовать языковые единицы звуки, слоги, слова.

Метапредметные рез-ты:

-Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

-Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Подведение к цели урока в беседе с детьми

- Что такое родственные слова?

- Учиться, находить родственные слова, выделять корень в слове

- На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её.

-Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?

находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

IV. «Открытие» обучающимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением существительных на три группы .

1.Учитель загадывает загадку.

2. Беседа о многозначных словах

3. Использование словарей

4. Работа с пословицами


1.Отгадывают загадку

2.Работа со словарем

3.Работа с пословицами

4. Подбор родственных слов

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

-По каким признакам вы догадались, что это корень?

О каких значениях корня говорится в загадке?

Сколько значений у слова корень?

  1. подземная часть растений;

  2. часть зуба, волоса

В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное.

2.Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик.

3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.

В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Человек без друзей- что дерево без корней.

4.Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается,

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

Как слова зовут такие?

Дети вместе однокоренные

- Что называется корнем слова?

Признаки родственных слов?

Как пишется корень в родственных словах?

Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова – корень.

Учиться списывать предложение. Развивать орфографическую зоркость.


Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях)

Личностные УУД:

- формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности

- формировать мотивации к творческому труду.

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся бережному отношению к природе.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания о синонимах и родственных словах


Постановка проблемной игровой ситуации, использование ИКТ

Работа с электронным приложением.

Работа в группах.

1.Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет медвежонок.

Электронное приложение (Упражнение «Медвежонок» раздел Однокоренные слова) Назови группы родственных слов

2. Игровая ситуация «Лесная почта» (стук в дверь, письмо на пороге класса)

- Ребята к нам сорока принесла «лесную почту»

Хотели бы вы узнать, что в конверте (вскрываем конверт)

«Я заяц, хвастун, похвалился, что все умею, лесные жители дали мне задание, а я не могу справиться. Помогите ребята, выполните задания»

- Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова

Летчик – пилот, липкий – клейкий,

Быстро – скоро, правильно – верно. Упр. 81

Выделять группы родственных слов

Различать слова синонимы и родственные слова

Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний.

Использование ЦОР

Работа в группах

Упр. 82 , электронное приложение к учебнику

Каждая группа записывает в тетрадь одну группу родственных слов


Закрепят умение определять родственные слова

Развитие орфографической зоркость.

Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научатся сотрудничать в паре, в группе.

Физ.минутка

Разминка

Электронные ресурсы


Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Задание заполнить пропуски слов в тексте

Вставляют в текст пропущенные слова

Работа в группах

Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

- Мы выполнили все задания Зайчонка и можем обратно отослать письмо в лесную школу.

Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов.

Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Проведение игры «Верно ли что….»


Принимают и соблюдают правила игры «Верно ли что….»


Игра «Верно ли что….»

1.Родня ли гусеница гусю?

-Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка- гусеница.

Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

2.Верно ли, что корень - это общая часть родственных слов?

3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть».

(Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)

Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова

Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Регулятивные УУД:  научатся действовать по плану

IX Подведение итогов урока

Задает вопросы

Осмысливают и отвечают.

Оценивают полученные знания с помощью смайликов

Как называется общая часть родственных слов?

Как по-другому называются родственные слова?

Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?

Обобщение знаний

Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.

Научатся оценивать свою деятельность.

X Д/з.

Упражнение в учебнике

Записывают в дневники

Учебник «Русский язык»









Конструкт урока по русскому языку на тему "Родственные слова" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Что такое родственные слова?»

Цель урока : Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся

Планируемый результат:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку русского языка и демонстрируют  умение работать  самостоятельно и фронтально.

Метопредметные:Обучающиеся внимательны, следуют правилам поведения на уроке. Во время урока обучающиеся проявляют личностные УУД (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и  умения определяя в конце урока, что нового обучающийся узнал для себя),регулятивные УУД (умение определять цель урока и стремится её выполнить посредством определения темы и цели урока, адекватно воспринимать оценку учителя  при оценке выполненного задания или деятельности на уроке), познавательные УУД (умение строить речевое высказывание отвечая на вопросы, проводить сравнение и анализ выполняя задания на сравнение и анализ), коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнёра и учителя речевые высказывания при подготовке ответа на вопрос, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками во время всей деятельности на уроке).

 

Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.

Задачи:

Совершенствовать умения выделять корень в слове;

Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Развивать умение   различать синонимы и родственные слова

Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

Формировать умения  работать индивидуально, в парах и группах;

 

Воспитывать бережное отношение к природе

Автор Иванчук Наталья Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1121
Номер материала 45768
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓