Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонструкт библиотечного урока по теме

Конструкт библиотечного урока по теме

Скачать материал

МКОУ АГО «Артинская средняя общеобразовательная школа №6»

 

 

 

 

 

 

Конструкт библиотечного урока
По теме: Каталоги

 

 

 

 

 

Разработала:

Патрунова Татьяна Васильевна,

Педагог-библиотекарь

 

 

 

 

Арти

2013


 

Тема урока: «Каталоги»

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о видах и назначении каталогов. Обучение работе с каталогами.

Задачи:

Образовательные: показать различные виды каталогов, их назначение.

Формировать у учеников умение работать с каталогами.

Развивающие: формировать умения и навыки работать с информационными источниками, развивать мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза.

Воспитательные: развивать коммуникативные способности обучающихся.

Виды деятельности обучающихся:

самостоятельная работа, беседа, просмотр презентации, групповая работа,  работа с различными информационными источниками (учебником, словарем, каталогом).

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать:

Что такое каталог;

Назначение алфавитного и систематического каталогов;

Учащиеся должны уметь:

Различать виды каталогов;

Объяснять, по какому принципу расположены карточки в каталогах.

Находить нужную книгу, автора в каталоге.

Метапредметные результаты

Познавательные:

1.     Общеучебные:

Применение методов информационного поиска;

Поиск и выделение необходимой информации;

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Контроль и оценивание результатов деятельности.

Выделение и формулирование познавательных целей;

2.     Логические: Анализ объектов с целью выделения признаков;

Подведение под понятия.

Коммуникативные:

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с учителем;

Умение строить монологическое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог с одноклассниками, учителем.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция (организация рабочего места);

Целеполагание как постановка учебной задачи,

Выделение границ знания и незнания;

Планирование, выстраивание алгоритма деятельности.

Умение ориентироваться в учебнике, словаре;

Сличение результата с эталоном;

Коррекция, внесение необходимых дополнений.

 

Личностные результаты:

Понимание смысла предстоящей деятельности

Интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия.

Любознательность и интерес к изучению каталогов

Осознание значения учебной деятельности

 

Дидактическое обеспечение: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – М. : Просвещение, 2011.

Справочная литература.

Ресурсы сети Интернет.

 

Техническое обеспечение: компьютер с возможностью выхода в Интернет, проектор, интерактивная доска.

Оборудование: Конверты с заданиями, учебники, словари, каталоги.


Структура занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формирование УУД

 

Организационный момент.

Цель: включение детей в учебную деятельность.

Вступительное слово. Организация рабочего места.

Подготовка к активной учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция (организация рабочего места)

I. Этап мотивации и целеполагания

Цель:

Определение цели и задач урока.

Учитель задает вопросы: Вы часто бываете в школьной библиотеке? В каких еще библиотеках вы бывали? Много ли там книг? Как можно узнать, есть ли нужная книга в данной библиотеке? Что такое каталог? Какие бывают каталоги и для чего они нужны?

Учитель предлагает выступить ученикам, получившим опережающее задание, организует просмотр презентации.

Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы познакомимся с видами каталогов, выясним, для чего каждый из них нужен и научимся ими пользоваться.

Озвучивают имеющиеся знания о библиотеках.

Ученики читают стихи о каталогах (Приложение №1).

Слушают стихи.

Определяют границы знания и незнания.

Озвучивают тему урока. Проектируют цели и задачи по реализации образовательных задач урока.

 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, выстраивание алгоритма деятельности.

Личностные:

Понимание смысла предстоящей деятельности

Коммуникативные: планирование взаимодействия со сверстниками и учителем.

III. Изучение нового материала

Цель:

Ввести новое понятие «каталог»; познакомить учащихся с назначением различных видов каталогов, с алгоритмом работы с каталогом.

Учитель ведет краткий рассказ по плану:

1.Что такое каталог;

2.Виды каталогов и их назначение;

3.Как пользоваться каталогом.

Использует слайдовую презентацию.

 

Активно слушают устный рассказ.

Смотрят слайдовую презентацию.

 

Познавательные:

Выделение необходимой информации, умение структурировать знания

Коммуникативные:

активное слушание учителя, понимание смысла его речи.

Личностные:

интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия.

Проведение физминутки (игра Неделька)

IV. Первичное закрепление материала

Цель:

Обеспечить повышение глубины понимания нового материала, создать условия для самокоррекции и самооценки знаний

Организует индивидуальную работу с учебником.

Можно ли назвать каталогом содержание учебника?

Используя учебник, попытайтесь выполнить задания.

Следит за работой учащихся, консультирует, проверяет выполнение задания. Организует проверку выполнения задания с помощью слайда.

Чем вы пользовались для выполнения задания? По какому принципу размещены слова в словарике учебника?

Работают с учебником, выполняют задания (Приложение №2). Озвучивают результаты работы (по желанию). Активно слушают ответы одноклассников, при необходимости дополняют и вносят коррективы.

Проверяют правильность выполнения заданий по эталону.

Познавательные: вычленение необходимой информации; контроль и оценивание результатов деятельности.

Регулятивные: умение ориентироваться в учебнике, сличение результата с эталоном; коррекция, внесение необходимых дополнений.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

V. Обобщение знаний и контроль

Цель:

Включение новых знаний в систему знаний и первичный контроль

Организует выполнение задания в группах:

־      поиск книг/авторов в каталогах.

Каждая группа получает конверт с вопросом. (Приложение 3).

Какими каталогами вы пользовались для выполнения этого задания?

־      работа с орфографическими словарями русского языка (Приложение 4)

Как размещены слова в словаре?

Консультирует, помогает, контролирует выполнение заданий.

Организует проверку с помощью слайдов.

Знакомит с электронным каталогом библиотеки им. Белинского

Работают в группах с каталогами и словарями.

Афишируют результаты работы. Комментируют свои ответы.

Обсуждают результаты работы с одноклассниками и учителем

Сверяют ответы своей и других групп с эталоном. Знакомятся с электронным каталогом библиотеки им. Белинского.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

участие в коллективном обсуждении проблемы, построение продуктивного взаимодействия со сверстниками.

Личностные:

определение своего места и роли в группе; понимание смысла учебной деятельности

VI. Рефлексия

Цель:

Обобщить результаты деятельности и подвести итог

 

Корректирует выводы учащихся с помощью слайдов.

Предлагает ответить на вопросы:

Итак, что такое каталог? Для чего нужны каталоги?

Что из материала урока вы знали раньше? Что узнали и чему вы научились на уроке? Где эти знания и умения вам могут пригодиться?

Организация самооценки и взаимооценки деятельности учеников на уроке.

Формулируют выводы согласно цели и задачам урока.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке, оценивают деятельность одноклассников

Познавательные:

контроль и оценивание результатов деятельности;

Коммуникативные:

умение строить монологическое высказывание

Регулятивные:

выделение границ знания и незнания

Личностные:

осознание значения учебной деятельности


Информационные источники

1.             Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования; М., «Просвещение», 2013 год.

2.             Фундаментальное ядро содержания общего образования, М., «Просвещение», 2013 год.

3.             Е.А. Ковалёва Сельскохозяйственный труд: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.А. Ковалёва. – М.: Просвещение, 2006.

4.             Интернет ресурс «Сад своими руками» http://sadsamslabo.ru

5.             Интернет ресурс «Garden Star» информационный портал для садоводов и дачников http://gardenstar.ru


Приложение 1

Алфавитный каталог:

В Алфавитном каталоге

Можно автора узнать.

Стоит только с нужной буквой

Сразу карточку достать.

 

Систематический каталог:

Каталог Систематический поможет

Любую книжку отыскать вам тоже.

А чтоб найти скорее, без заминки,

На карточке наклеены картинки.

 

Вместе:

Приходите к нам, девчонки и мальчишки,

Выбирайте замечательные книжки!

Познакомьтесь с каждым Каталогом.

Стать Читателями вам они помогут.


 

Приложение 2

Работа с учебником

· Найти в учебнике раздел Русские писатели;

· Определить к какому разделу относится отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Поет зима – аукает…»;

· Найти в словарике значение слов чулан, веретено, кудель.

 

Приложение 3

Работа с каталогами

·       Какие видеофильмы по трудовому обучению есть в школьной библиотеке? Вышивки крестом и вышивка по картону.

·       Какие статьи по теме это интересно есть в школьной библиотеке? Птицы: гиганты и карлики; разговорчивые рыбы.

·       О чем говорится в книге Льва Николаевича Толстого «Былины»?

·       Есть ли произведения Самуила Яковлевича Маршака в школьной библиотеке?

·       Какие произведения Петра Павловича Ершова есть в школьной библиотеке?

 

Приложение 4

Разыскание информации по  справочной литературе:
Найти в словаре русского языка слова (чулан, веретено, кудель).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конструкт библиотечного урока по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемый конструкт библдиотечного урока разработан с учетем требований ФГОС.

Данная разработка может быть использована библиотекарями и учителями начальной школы для проведения уроков с целью формирования у обучающихся представлений о видах и назначении каталогов. В процессе урока младшие школьники знакомятся с различными видами каталогов, их назначением, учатся работать с каталогами и другими информационными источниками.

Для организации урока необходимо следующее техническое оборудование: компьютер с возможностью выхода в Интернет, проектор, интерактивная доска.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 948 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 323
    • DOCX 33.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Патрунова Татьяна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Патрунова Татьяна Васильевна
    Патрунова Татьяна Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 13946
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 145 человек