Главная / Начальные классы / Конструкт урока по русскому языку. Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».

Конструкт урока по русскому языку. Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».

Конструкт урока русского языка

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».

Планируемый результат:

  • Личностный: проявляют познавательный интерес к русскому слову, стремятся совершенствовать свою речь, аккуратно ведут свои записи в тетрадях.

  • Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • Предметный:демонстрируют знания о падежах имен существительных; определяют падеж по вопросам, предлогам.

Цель урока: обобщение, систематизация знаний и способов действий, связанных с падежами имен существительных; совершенствование умений определять падеж по вопросам, предлогам.

Задачи:

  • Воспитательная: пробуждать познавательный интерес к русскому слову, стремление совершенствовать свою речь, воспитывать аккуратность.


  • Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия; логические: – построение логической цепи рассуждений; развивать коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).

  • Образовательная:обобщить и систематизировать знания обучающихся о падежах имен существительных; совершенствовать умения определять падеж по вопросам, предлогам.

Принципы обучения и воспитания:

Принцип природосообразности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип индивидуализации; принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим; принцип коррекционной направленности воспитательного процесса.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

  2. По дидактическим целям:

  • Методы приобретения новых знаний;

  • Методы формирования умений и навыков, применений знаний.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые.

  2. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • Методы получения новых знаний (объяснение, демонстрация)

  • Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

  1. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)

  2. Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

  1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; поручение.

  2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.

  3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  • Демонстрационные:карточки со словами: зелень, веселье, пловец, бег, каток; карточки с буквами.

  • Индивидуальные: тетрадь, карточки с заданиями, вопросы падежей; знаки для рефлексии.

Тип урока:Урок обобщения и систематизации

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

  3. Комплексное применение и систематизация знаний.

  4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

  5. Информация о домашнем задании (на творческом уровне).

  6. Рефлексия учебной деятельности.

Список литературы:

1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

2.Учебник «Русский язык» автор Т.Г.Рамзаева  4 класс  в 2 частях (М.Дрофа, 2008)

3.Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.-М.: ВАКО,2006

Макет доски:


13 ноября.

Классная работа.

Обобщение знаний о падежах имен существительных.

Задачи урока:

О ком? О чем?

Кому? Чему?

Кто? Что?

Кем? Чем?

Кого? Что?

Кого? Чего?


ЛЕОДОЯ

ТОРАВКЬ

СКЕРОЛ

ВИНАД

Зелень, веселье, бег, пловец, каток

Подъехать (площадь), найти (дорога),выбежал (роща), дорожить (дружба),стоять (берёзка), встаёт (туман).

1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа.

2. Повторить падежные окончания имён существительных.

3. Потренироваться определять падежи имён существительных.
















Ход урока:

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: сконцентрировать внимание детей на предстоящую работу








По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация),

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применений знаний.


Методы контроля и самоконтроля.



-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Николаевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь, проверьте вашу готовность к уроку.

-Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

-Для активизации мыслительных операций поиграем в игру «Путаница». Вам нужно из набора букв составить 4 слова.

-Назовите первое слово. (Одеяло)

-Назовите второе слово.(Кровать)

-Назовите третье слово.(Кресло)

-И четвертое слово. (Диван)

-Что объединяет эти слова? (Это предметы быта)

- Какой частью речи являются слова? (Именами существительными)

-А как вы определили? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос что)

-А какое из слов может быть лишним? Почему?(Одеяло, постельная принадлежность, а остальное мебель)

-Молодцы, мы с вами потренировались составлять слова из набора букв, выяснили к какой части речи они относятся и по каким признакам можно определить имя существительное.

- А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Имя существительное». Она направлена на развитие внимания, а также на развитие умений отличать эту часть речи от других частей.

-Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите имя существительное:

                                                   Зелень, зеленеет, зеленый.

                                                   Веселый, веселит, веселье.

                                                   Бег, бегун, бежит.

                                                   Пловец, плыть, плаванье.

                                                   Каток, катание, кататься.

-Кому понятно, поднимите руку?

-Молодцы, вы оказались очень внимательными и верно выделили имя существительное. Поднимите руку, кому было легко выполнить задание?

-По каким признакам отличаете имя существительное?

Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

Задача: способствовать обогащению и активизации словаря, актуализировать знания об имени существительном

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применений знаний.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые.

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог.

-А теперь откройте свои тетради, запишите дату, классная работа и составьте 3 предложения, используя 3 любых существительных. (На доске аншлаги с именами существительными: зелень, веселье, бег, пловец, каток)Каждое предложение записываем с красной строки, с заглавной буквы. Выделите грамматическую основу предложения.

-Кто желает прочитать свои предложения? Назовите грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое?

-Каким членом предложения, чаще всего, выступает имя существительное?

-Молодцы, мы с вами потренировались в составлении предложений, в выделении грамматической основы и пришли к выводу: имя существительное в предложении чаще всего выполняет роль подлежащего.

- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:

- Воскликнул Именительный:
“Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!”

- Того, - сказал Родительный:
“Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто”.

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно 
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно 
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

- Так, какая же тема нашего урока? Прочитайте на доске название темы.

- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах имен существительных. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?

1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа.

2. Повторить падежные окончания имён существительных.

3. Потренироваться определять падежи имён существительных.

-На доске вопросы падежей, но они расположены вразброс. Нам нужно подобрать каждому из падежей, соответствующие вопросы, на которые они отвечают.

-Работаем по цепочке. Сколько падежей в русском языке? (6)

-Назовите по порядку с вопросами.

-Молодцы, ребята! Мы вспомнили падежи и вопросы падежей.

Личностные УУД:

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение работать с классом;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.Комплексное применение и систематизация знаний.

Задача:

Обобщить и систематизировать знания о падежах имени существительного, совершенствовать умения определять падеж по предлогам и вопросам.

По источнику получения знаний: наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применений знаний.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений инакопления опыта (упражнение)


Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

-Выполним работу на карточках для того, чтобы потренироваться в определении падежей имен существительных.

Определите, в каких падежах употреблено слово банты.

Банты Алла потеряла,

И о бантах плачет Алла.

«Нету бантов!» Не беда,

Бабочки летят сюда!

Банты эти прилетели,

На косички Алле сели.

Бантами довольна Алла:

О таких давно мечтала.

-Прочитайте задание, что нужно сделать?

-Сверху над словом бант вы указываете падеж, в котором употреблено данное слово.

-А сейчас, мы проверим, верно ли вы определили падеж. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш. Я буду читать стихотворение и называть падеж, а вы проверяете, если верно-ставим «+», если неверно «- «.

-У кого все плюсы-молодцы, у кого 1 минус-нужно быть внимательнее, у кого больше 2 минусов-следует еще раз повторить падежи. Что помогло определять падеж?

-На доске записаны слова: Подъехать (площадь), найти (дорога),выбежал (роща), дорожить (дружба),стоять (берёзка), встаёт (туман).
- Вам необходимо составить и записать словосочетания с данными 
словами и, подходящими по смыслу, предлогами. Определить падеж имёнсуществительных.

-Выходим по одному к доске, составляем и записываем словосочетание, определяем падеж.

-Назовите предлоги, с которыми употребляются имена существительные в дательном падеже (к, по), в винительном падеже (в, на, за, через, про), в родительном (у, около, возле, до, от, без, для, с, из, вокруг).

-Хорошо, мы вспомнили предлоги, с которыми употребляется имя существительное, и как по ним определить падеж.

Физминутка «Падежи»(2 раза)

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из текста;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Задача:

Проверить уровень усвоения изученного материала

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применений знаний.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

Методы контроля и самоконтроля.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

-Теперь для того, чтобы вы продемонстрировали свои знания в определении падежей имен существительных, выполним самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по вариантам (на карточках)

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

I вариант

II вариант

  • Бр…дил по л…су,

  • ч…деснаяп…года,

  • прячутся под б…рёзами,

  • всп…минали о лете.

  • Прол…тала над лесом,

  • был на …кскурсии,

  • вырастают из гр…бницы,

  • шли по тр…пинке.

Самопроверка 

- А теперь, проверьте.

I вариант

II вариант

  • Бродил по лесу, (Д.п.)

  • чудесная погода, (И.п.)

  • прячутся под берёзами, (Т.п.)

  • вспоминали о лете. (П.п.)

  • Пролетала над лесом, (Т.п.)

  • был на экскурсии,(П.п.)

  • вырастают из грибницы, (Р.п.)

  • шли по тропинке. (Д.п.)

-Если вы верно вставили пропущенные буквы, определили падежи-поставьте себе отметку «5», если у вас в одном случае падеж определен неверно и допущены 1,2 ошибки- отметка «4», более 2 ошибок- «3».

-Поднимите руку у кого 5? У кого 4?

-Молодцы!

Задание – тест на определение падежной формы существительных.

- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

  1. Заблудился в лесу;

  2. Перепрыгнул через лужу;

  3. Вышел из ворот;

  4. Побежал по коридору;

  5. Беспокоились о сыне;

  6. Стучали в дверь;

  7. Разрезал ножницами;

  8. Подарила бабушке;

  9. Стучал молотком;

  10. Отвечать у доски.

Самопроверка.

Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из текста;

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других.

5.Информация о домашнем задании

Задача:

Дать инструктаж на выполнение домашнего задания.

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа).

-Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание: написать мини-сочинение об осени из 10-12 предложений, указать падеж имен существительных.



6.Рефлексия учебной деятельности

Задача:

Подвести итог урока, дать оценку деятельности



Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение

-Давайте подведем итоги нашего урока.

-О чем сегодня шла речь на уроке? Какие задачи мы ставили перед собой?

-Где нам пригодятся эти знания?

-Сегодня на уроке самыми активными были Катя, Лера, Саша, Сережа - молодцы! ОЦЕНИ РАБОТУ ДЕТЕЙ ПО АНАЛОГИИ С ВОПРОСАМИ К УРОКУ-СЕГОДНЯ АКТИВНО НАЗЫВАЛИ ВОПРОСЫ ПАДЕЖЕЙ…., ОПРЕДЕЛЯЛИ ПАДЕЖ ПО ВОПРОСАМ И ПРЕДЛОГАМ…. И Т Д

-Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными.

-Оцените свою работу на уроке с помощью знаков, которые лежат у вас на партах.

«!»- выделяете существительное из других частей речи, знаете падежи, умеете определять падеж по вопросам и предлогам.

«?»-возникают трудности при определении падежей.

«… «-тему не усвоили, нужна помощь.

Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.



Конструкт урока по русскому языку. Тема: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
  • Начальные классы
Описание:

Планируемый результат:

  • Личностный: проявляют познавательный интерес к русскому слову, стремятся совершенствовать свою речь, аккуратно ведут свои записи в тетрадях.
  • Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Предметный:демонстрируют знания о падежах имен существительных; определяют падеж по вопросам, предлогам.
  • Цель урока: обобщение, систематизация знаний и способов действий, связанных с падежами имен существительных; совершенствование умений определять падеж по вопросам, предлогам.
  • Задачи:
  • Воспитательная: пробуждать познавательный интерес к русскому слову, стремление совершенствовать свою речь, воспитывать аккуратность.
  • Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия; логические: – построение логической цепи рассуждений; развивать коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
  • Образовательная:обобщить и систематизировать знания обучающихся о падежах имен существительных; совершенствовать умения определять падеж по вопросам, предлогам.
Автор Григорян Екатерина
Дата добавления 12.04.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 207
Номер материала MA-066355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓