Конструкт
урока русского языка
Класс:
4
УМК: «Школа России»
Тема: «Обобщение
знаний о падежах имен существительных».
Планируемый результат:
·
Личностный: проявляют
познавательный интерес к русскому слову, стремятся совершенствовать свою речь,
аккуратно ведут свои записи в тетрадях.
·
Метапредметный: учащиеся
совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль,
демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют
умение выстраивать логические цепи рассуждений, сотрудничают с учителем и
сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли.
·
Предметный:демонстрируют
знания о падежах имен существительных; определяют падеж по вопросам, предлогам.
Цель урока: обобщение,
систематизация знаний и способов действий, связанных с падежами имен
существительных; совершенствование умений определять падеж по вопросам,
предлогам.
Задачи:
·
Воспитательная: пробуждать
познавательный интерес к русскому слову, стремление совершенствовать свою речь,
воспитывать аккуратность.
·
Развивающая: развивать
регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательные УУД
(общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия
способов и условий действия; логические: – построение логической
цепи рассуждений; развивать коммуникативные УУД ( планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
·
Образовательная:обобщить
и систематизировать знания обучающихся о падежах имен существительных; совершенствовать
умения определять падеж по вопросам, предлогам.
Принципы обучения и
воспитания:
Принцип природосообразности; принцип
наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности;
принцип индивидуализации; принцип уважения к личности ребенка в сочетании с
разумной требовательностью, щадящий режим; принцип коррекционной направленности
воспитательного процесса.
Методы обучения и
воспитания:
Методы обучения:
1. По
источнику получения знаний: словесные
(объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
2. По
дидактическим целям:
·
Методы приобретения новых знаний;
·
Методы формирования умений и навыков,
применений знаний.
3. По
уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное
изложение изучаемого, частично – поисковые.
4. Методы
организации учебно – познавательной деятельности:
·
Методы получения новых знаний (объяснение,
демонстрация)
·
Методы выработки учебных умений и
накопления опыта (упражнение)
5. Методы
развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей
(постановка проблемы или создание проблемной ситуации)
6. Методы
контроля и самоконтроля.
Методы воспитания:
1. Методы
формирования соц. опыта: педагогическое
требование; поручение.
2. Методы
осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
диалог, рассказ.
3. Методы
стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном
процессе: поощрение.
Форма организации деятельности
обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
·
Демонстрационные:карточки
со словами: зелень, веселье, пловец, бег, каток; карточки с буквами.
·
Индивидуальные:
тетрадь, карточки с заданиями, вопросы падежей; знаки для рефлексии.
Тип урока:Урок
обобщения и систематизации
План урока:
1. Мотивация
к учебной деятельности.
2. Актуализация
опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
3. Комплексное
применение и систематизация знаний.
4. Проверка,
коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
5. Информация
о домашнем задании (на творческом уровне).
6. Рефлексия
учебной деятельности.
Список
литературы:
1.ФГОС НОО: текст
изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN
978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2.Учебник «Русский язык» автор Т.Г.Рамзаева
4 класс в 2 частях (М.Дрофа, 2008)
3.Дмитриева О.И., Фефилова Е.П.
Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.-М.: ВАКО,2006
Макет
доски:
|
13
ноября.
Классная
работа.
Обобщение
знаний о падежах имен существительных.
|
Задачи
урока:
|
О ком? О чем?
Кому? Чему?
Кто? Что?
Кем? Чем?
Кого? Что?
Кого? Чего?
|
ЛЕОДОЯ
ТОРАВКЬ
СКЕРОЛ
ВИНАД
Зелень, веселье, бег, пловец, каток
выбежал (роща), дорожить (дружба),стоять
(берёзка), встаёт (туман).
|
1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа.
2. Повторить падежные окончания имён существительных.
3. Потренироваться определять падежи имён существительных.
|
Ход
урока:
Этапы урока, задачи работы
|
Методы и приемы обучения и воспитания
|
Деятельность
учителя, обучающихся
|
Планируемый результат с учетом
формируемых УУД
|
1.Мотивация
к учебной деятельности
Задача:
сконцентрировать внимание детей на предстоящую
работу
|
По источнику получения знаний: словесные
(беседа), наглядные (демонстрация),
По
дидактическим целям:
Методы
формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы
контроля и самоконтроля.
|
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут
Екатерина Николаевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Присаживайтесь, проверьте вашу готовность к уроку.
-Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у
каждого из нас было хорошее настроение. Надеюсь, наш сегодняшний урок
принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
-Для активизации мыслительных операций
поиграем в игру «Путаница». Вам нужно из набора букв составить 4 слова.
-Назовите первое слово. (Одеяло)
-Назовите второе слово.(Кровать)
-Назовите третье слово.(Кресло)
-И четвертое слово. (Диван)
-Что объединяет эти слова? (Это предметы
быта)
- Какой частью речи являются слова?
(Именами существительными)
-А как вы определили? (Обозначают
предмет, отвечают на вопрос что)
-А какое из слов может быть лишним?
Почему?(Одеяло, постельная принадлежность, а остальное мебель)
-Молодцы, мы с вами потренировались
составлять слова из набора букв, выяснили к какой части речи они относятся и
по каким признакам можно определить имя существительное.
- А сейчас поиграем еще в одну игру,
которая называется «Имя существительное». Она направлена на развитие
внимания, а также на развитие умений отличать эту часть речи от других
частей.
-Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите имя
существительное:
Зелень, зеленеет, зеленый.
Веселый, веселит, веселье.
Бег, бегун, бежит.
Пловец, плыть, плаванье.
Каток, катание, кататься.
-Кому понятно, поднимите руку?
-Молодцы, вы оказались очень
внимательными и верно выделили имя существительное. Поднимите руку, кому было
легко выполнить задание?
-По
каким признакам отличаете имя существительное?
|
Личностные
УУД:
формируем
мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Познавательные
УУД:
формируем умение
на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение
оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные
УУД:
формируем умение
высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Коммуникативные
УУД:
формируем умение
слушать и понимать других;
формируем умение оформлять свои мысли в
устной форме.
|
2.Актуализация
опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Задача:
способствовать обогащению и активизации словаря, актуализировать знания об
имени существительном
|
По
источнику получения знаний: словесные
(объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
По
дидактическим целям:
Методы
формирования умений и навыков, применений знаний.
7.
По уровню включения в продуктивную
деятельность: проблемное изложение
изучаемого, частично – поисковые.
Методы
развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств
детей (постановка проблемы или создание
проблемной ситуации)
Методы
осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и
поведения: диалог.
|
-А теперь откройте свои тетради, запишите дату, классная
работа и составьте 3 предложения, используя 3 любых существительных. (На
доске аншлаги с именами существительными: зелень, веселье, бег, пловец,
каток)Каждое предложение записываем с красной строки, с заглавной буквы.
Выделите грамматическую основу предложения.
-Кто желает прочитать свои предложения? Назовите грамматическую
основу. Какой частью речи выражено подлежащее? Какой частью речи выражено
сказуемое?
-Каким членом предложения, чаще всего, выступает имя
существительное?
-Молодцы, мы с вами потренировались в составлении предложений, в
выделении грамматической основы и пришли к выводу: имя существительное в
предложении чаще всего выполняет роль подлежащего.
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с
одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:
- Воскликнул Именительный:
“Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!”
- Того, - сказал Родительный:
“Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто”.
- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока? Прочитайте на доске название
темы.
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах имен
существительных. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа.
2. Повторить падежные окончания имён существительных.
3. Потренироваться определять падежи имён существительных.
-На
доске вопросы падежей, но они расположены вразброс. Нам нужно подобрать
каждому из падежей, соответствующие вопросы, на которые они отвечают.
-Работаем
по цепочке. Сколько падежей в русском языке? (6)
-Назовите
по порядку с вопросами.
-Молодцы,
ребята! Мы вспомнили падежи и вопросы падежей.
|
Личностные
УУД:
формируем умение
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные
УУД:
формируем
умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем
умение работать с классом;
формируем умение
оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные
УУД:
формируем умение
высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
формируем умение
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные
УУД:
формируем
умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение
оформлять свои мысли в устной форме.
|
3.Комплексное
применение и систематизация знаний.
Задача:
Обобщить и
систематизировать знания о падежах имени существительного, совершенствовать
умения определять падеж по предлогам и вопросам.
|
По
источнику получения знаний: наглядные
(демонстрация), практические (упражнения).
По
дидактическим целям:
Методы
формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы
выработки учебных умений инакопления опыта (упражнение)
Методы
контроля и самоконтроля.
Методы
воспитания:
Методы осмысления
детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог,
рассказ.
Методы стимулирования и коррекции
действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
|
-Выполним
работу на карточках для того, чтобы потренироваться в определении падежей
имен существительных.
Определите, в каких падежах употреблено слово банты.
Банты Алла потеряла,
И о бантах плачет Алла.
«Нету бантов!» Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели,
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла:
О таких давно мечтала.
-Прочитайте задание, что нужно сделать?
-Сверху над словом бант вы указываете
падеж, в котором употреблено данное слово.
-А сейчас, мы проверим, верно ли вы
определили падеж. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки
простой карандаш. Я буду читать стихотворение и называть падеж, а вы
проверяете, если верно-ставим «+», если неверно «- «.
-У кого все плюсы-молодцы, у кого 1
минус-нужно быть внимательнее, у кого больше 2 минусов-следует еще раз повторить
падежи. Что помогло определять падеж?
-На доске
записаны слова: выбежал
(роща), дорожить (дружба),стоять (берёзка), встаёт (туман).
- Вам необходимо составить и
записать словосочетания с данными
словами и, подходящими по смыслу,
предлогами. Определить падеж имёнсуществительных.
-Выходим по
одному к доске, составляем и записываем словосочетание, определяем падеж.
-Назовите
предлоги, с которыми употребляются имена существительные в дательном падеже (к,
по), в винительном падеже (в, на, за, через, про), в родительном (у, около,
возле, до, от, без, для, с, из,
вокруг).
-Хорошо, мы
вспомнили предлоги, с которыми употребляется имя существительное, и как по
ним определить падеж.
Физминутка «Падежи»(2 раза)
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
|
Познавательные
УУД:
формируем умение
извлекать информацию из текста;
формируем
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные
УУД:
формируем умение
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные
УУД:
формируем
умение слушать и понимать других;
формируем
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в
устной форме.
|
4.Проверка,
коррекция и оценка знаний и способов деятельности.
Задача:
Проверить
уровень усвоения изученного материала
|
По
дидактическим целям:
Методы
формирования умений и навыков, применений знаний.
Методы организации
учебно – познавательной деятельности:
Методы
выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы контроля и
самоконтроля.
Методы стимулирования и коррекции
действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
|
-Теперь для того, чтобы вы продемонстрировали свои знания в
определении падежей имен существительных, выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа по вариантам (на
карточках)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант
|
II вариант
|
·
Бр…дил
по л…су,
·
ч…деснаяп…года,
·
прячутся
под б…рёзами,
·
всп…минали
о лете.
|
·
Прол…тала
над лесом,
·
был
на …кскурсии,
·
вырастают
из гр…бницы,
·
шли
по тр…пинке.
|
Самопроверка
- А теперь, проверьте.
I вариант
|
II вариант
|
·
Бродил
по лесу, (Д.п.)
·
чудесная
погода, (И.п.)
·
прячутся
под берёзами, (Т.п.)
·
вспоминали
о лете. (П.п.)
|
·
Пролетала
над лесом, (Т.п.)
·
был
на экскурсии,(П.п.)
·
вырастают
из грибницы, (Р.п.)
·
шли
по тропинке. (Д.п.)
|
-Если вы верно вставили пропущенные
буквы, определили падежи-поставьте себе отметку «5», если у вас в одном
случае падеж определен неверно и допущены 1,2 ошибки- отметка «4», более 2
ошибок- «3».
-Поднимите руку у кого 5? У кого 4?
-Молодцы!
Задание – тест на определение падежной формы существительных.
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду
диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под
соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
1.
Заблудился в лесу;
2.
Перепрыгнул через лужу;
3.
Вышел из ворот;
4.
Побежал по коридору;
5.
Беспокоились о сыне;
6.
Стучали в дверь;
7.
Разрезал ножницами;
8.
Подарила бабушке;
9.
Стучал молотком;
10.
Отвечать у доски.
Самопроверка.
|
Личностные
УУД:
формируем
мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;
Познавательные
УУД:
формируем умение
извлекать информацию из текста;
Регулятивные
УУД:
формируем умение
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
УУД:
формируем умение слушать и понимать
других.
|
5.Информация
о домашнем задании
Задача:
Дать инструктаж
на выполнение домашнего задания.
|
По источнику получения знаний: словесные
(объяснение, беседа).
|
-Ребята, наш урок подходит к концу,
поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание: написать
мини-сочинение об осени из 10-12 предложений, указать падеж имен
существительных.
|
|
6.Рефлексия
учебной деятельности
Задача:
Подвести итог
урока, дать оценку деятельности
|
Методы осмысления
детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог,
рассказ.
Методы стимулирования и коррекции
действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение
|
-Давайте подведем итоги нашего урока.
-О чем сегодня шла речь на уроке? Какие
задачи мы ставили перед собой?
-Где нам пригодятся эти знания?
-Сегодня на уроке самыми активными были
Катя, Лера, Саша, Сережа - молодцы! ОЦЕНИ РАБОТУ ДЕТЕЙ ПО АНАЛОГИИ С
ВОПРОСАМИ К УРОКУ-СЕГОДНЯ АКТИВНО НАЗЫВАЛИ ВОПРОСЫ ПАДЕЖЕЙ…., ОПРЕДЕЛЯЛИ
ПАДЕЖ ПО ВОПРОСАМ И ПРЕДЛОГАМ…. И Т Д
-Я благодарю вас всех за хорошую работу,
за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными.
-Оцените свою работу на уроке с помощью
знаков, которые лежат у вас на партах.
«!»- выделяете существительное из других
частей речи, знаете падежи, умеете определять падеж по вопросам и предлогам.
«?»-возникают трудности при определении
падежей.
«… «-тему не усвоили, нужна помощь.
|
Личностные
УУД: формируем умение оценивать поступки в
соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные
УУД: формируем умение на основе анализа
объектов делать выводы;
Регулятивные
УУД:
формируем умение
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
УУД:
формируем умение
слушать и понимать других;
формируем умение
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в
устной форме.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.