Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)

Три кита экономики


Цель проекта: формировать практические знания по теме «Экономика», навыки работы в команде и работы с информацией.

Задачи:

1.научить пользоваться программами Microsoft Power Point

2.кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3.развивать коммуникативные способности учащихся;

4.воспитывать уважение к людям труда.

5.познакомить с основными условиями , необходимыми для развития экономики.

Сроки проведения: 3 недели.

Работа велась по следующим этапам:

1 этап. Выбор темы.

2 этап. Деление класса на группы по 7-8 человек. (1 урок вводный, 10 мин.)

3 этап. Постановка проблемного вопроса (1 урок вводный, 10 мин.)

4 этап. Распределение и организация работы внутри групп по листу самостоятельной деятельности учащихся (1 урок вводный, 10 мин.)

5 этап. Алгоритм работы каждой группы в течение 1 недели:

  1. поиск материала,

  2. социологический опрос,

  3. интервьюирование,

  4. анализ материала,

  5. оформление выводов.

6 этап. Представление результатов (2 урок, 35 мин.)

7 этап. Рефлексия. (2 урок, 5 мин.)

Описание проекта.

Весь класс был разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед ними поставлен основополагающий вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследованием определённой теме:

Экологи«Значение природных богатств для экономики».

Экскурсоводы«Вклад предприятий в экономику нашей станицы»;

Журналисты - «Значение труда для человека. Важность и нужность профессий»;

Результатами работы детей стали:

1.журнал «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;

2 .Мультимедийная презентация о предприятиях нашей станицы.

3.Плакаты по охране труда.

В конце урока дети с помощью шкалы самооценки отметили уровень своей деятельности.

Отметки стояли либо на уровне выше среднего, либо на высоком уровне. Это и было рефлексией урока.

1.Организационный момент урока .Слайд№1

Прежде , чем начать урок, определим – с каким настроением вы пришли . Отметим галочкой того «пушистика», который соответствует вашему настроению .Слайд № 2

Мы продолжаем путешествие по экономике. Слайд № 3

Экономика - это всё хозяйство людей, а также наука , которая его изучает.

  • Назовите задачу – ЭКОНОМИКИ?

Задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Вступительное слово учителя

Учитель В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах или на трёх слонах. Цифра три считалась волшебной, а слоны или киты выбирались из-за их силы. Только очень сильные животные , по представлению людей , могли удержать Землю. Шли годы, наука развивалась, люди узнали, о том, как устроена Земля. Но выражение « три кита» прочно осталось в нашей речи, которое означает основу, фундамент чего –то. Слайд № 4

Основа жизни – три кита-

Об этом помните всегда.

  • Есть свои три кита и у экономики, без которых она не может существовать ? Слайд №5

  • Откроем учебник на стр.40 и узнаем, что же является китами экономики?

А в экономике основа-

Три важных и полезных слова:

Природные богатства, капитал и труд.

Всю сущность этой темы увидеть можно тут. Слайд №6

Об этих «трёх китах» пойдёт речь на уроке. Это то, что требуется для производства товаров и услуг.

  • Вспомним:

  • Что такое товар?

Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

  • Что такое услуга?

Это работа, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить свои потребности.



  • Весь класс был разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед вами был поставлен вопрос: « Что требуется для производства товаров и услуг?»

Приглашается руководитель группы « Экологов »

Наша группа работала над темой « Значение природных богатств для развития экономики». Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Слайд №7

Первый кит - Природные богатства

К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.

  • Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Сейчас во многих странах движение воздуха - ветер используется для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. Слайд№8

Воздух нам необходим.
Чистый воздух, а не дым.
Свежий воздух, а не газ.
Всё в этом мире зависит от нас!

  • А теперь посмотрим, а была бы жизнь без воды? Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдёт в экономике? Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные, школы, детские сады .Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика Слайд № 9

Представим на миг,
Что исчезнет вода.
Что же со всеми станет тогда?
Погибнет планета,
А с ней всё живое.
Неужели мы, люди,
Допустим такое?

  • Полезные ископаемые широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике . В нашем Краснодарском крае более 60 видов полезных ископаемых : газ, нефть, мергель, минеральные источники и другие. Слайд №10



Учитель. Может ли Земля давать полезные ископаемые бесконечно ? За исключением небольшого числа благ- воздуха, солнечного тепла, дождя, - все остальное имеется в природе в ограниченном количестве. Например, ученые установили, что в недрах Земли находится около 120 миллиардов тонн нефти. Колоссальная цифра сама по себе. Но надо помнить, что люди всех стран, на территории которых есть это полезное ископаемое, добывают её. Когда – нибудь должен наступить день, когда нефть кончится.

Залежи нефти, руды, серебра.
Как же природа щедра и добра!
Как нам её отблагодарить?
От варварства нужно её защитить!

  • Почва – это особое природное тело. Основное свойство почвы - это плодородие. Без почвы невозможно ведения сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Итак, вы видите, что земля – наша кормилица. Слайд №11

Пашни, угодья, луга и поля,
Всё это кормилица наша - земля!
Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!
Не дадим тогда мы земле пустовать!

  • Большое значение для экономики имеют растения и животные. Мир растений даёт человеку пищевые продукты, корм, сырьё. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов. Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, рыбный промысел человек использует в пище и в изготовлении лекарств. Мех животных используется в легкой промышленности. Слайд №12

Зелёная планета – планета доброты.
Здесь в мире и согласии
Живём и я, и ты.
Растенья и животные так радуют наш глаз!
Охрана и защита их – долг каждого из нас!

- Как сделать так, чтоб не гибли растения?
- Чтоб уголь и нефть сохранить навсегда?
- Природа – наш дом, наше спасение.
- Не допустим беды никогда, никогда! Слайд №13

Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимы природные богатства. Но их необходимо разумно расходовать и охранять . Слайд №14

Учитель. Итак, 1 кит экономики - это природные богатства

( Стр.41-43 прочитаем , подчеркните ) Какие природные богатства использует человек?

Естественная природа - это кладовая экономики. Из неё экономика черпает сырьё для изготовления всего, в чём нуждается человек.

Приглашаются руководитель и члены группы «Экскурсоводов»

Член группы Слайд №15

  • Наша группа экскурсоводов работала над проблемой «Влияние предприятий на экономику станицы». Мы должны были выяснить, что такое «капитал» и как предприятия влияют на экономику нашей станицы.

  • Для этого мы провели социологический опрос учащихся и анкетирование, чтобы выяснить, о каких предприятиях они знают, о каких хотели бы узнать. Провели интервью с работниками некоторых предприятий, чтобы узнать подробнее, как работает предприятие. Нашли фотографии с изображением этих предприятий.

  • Мы рассмотрели несколько вариантов определений, что такое капитал. Больше всех нам понравилось такое:

  • Капитал – это всё, что способно приносить доход, давать прибыль. Слайд № 16

  • В нашей станице существует много различных предприятий, о которых мы готовы вам рассказать. Слайд№17

Член группы Почта. Слайд №18

- В нашей станице, как и во всех городах России, есть почтовое отделение связи. Оно обеспечивает быструю пересылку почты, что помогает предприятиям и жителям нашей станицы получить нужную информацию быстро и в срок. На почте работают операторы почтовой связи и почтальоны. Почтальоны осуществляют доставку газет и журналов по подписке, писем, извещений на заказные письма, посылки и бандероли. Почтальоны доставляют на дом пенсию и оформляют подписку на газеты и журналы ..На почте работает 3 почтальона, 2 оператора, 2 связиста, 1 уборщица . Всё о работе почтового отделения мне рассказала и показала начальник почты Гольцова Вера Алексеевна.

Член группы. Частные предприниматели. Слайд №19 -20

- Частные предприниматели поддерживают экономику государства тем, что платят налоги в федеральный бюджет. Также они платят подоходный налог. Эти деньги расходуют на нужды нашей станицы.. Предприниматели предоставляют рабочие места, чем тоже поддерживают экономику. Это сокращает численность безработных. Частные предприниматели, в основном, оказывают потребительские услуги.

Член группы ООО «Антей» Слайд №21

- Предприятие «Антей» занимается заготовкой и деревообработкой древесины. Оно велико по своему масштабу и значению. Здесь на новом германском оборудовании делают мебель, оконные блоки всех размеров, дверные блоки. А ещё шьют одежду, шторы. Скамейки на 2 и 3 этажах школы сделали рабочие этого предприятия. В производстве задействованы люди разных профессий: столяры, мебельщики, сварщики, слесари, водители, швеи и другие.



Учитель. Президент в своём послании Федеральному собранию уделил большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Говорил о его проблемах. Малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения: это рабочие места, налоги, это решение многих социальных проблем.

Член группы. Агрофирма « Южная» Слайд № 22- 23

Самым крупным предприятие м является Агрофирма « Южная».На территории Агрофирмы находится множество цехов :кирпичный завод, автогараж, винзавод и другие. На предприятии работает 320 работников. Это люди разных профессий: операторы, ремонтники, учетчики, инженерно - технические работники., водители, формовщики, трактористы. Продукция предприятия пользуется спросом не только у нас в крае , но и за его пределами.

  • Мы поняли, что появление новых предприятий, новых цехов, современное оборудование увеличивают бюджет станицы и рост её благосостояния.

Вывод группы. Для производства новых товаров и услуг необходимы: Слайд №24

  1. Здания заводов, фабрик, ферм, складов, дороги , порты.

  2. Современное оборудование .

  • Учитель. Итак , 2 кит экономики - это капитал.

( стр.44.прочитатьКапитал и найти ответ на вопрос Что называется капиталом?)



  • Учитель

Капитал - это имущество, благодаря которому производят новые товары. Капиталом могут быть и деньги. Капитал - это всё, что приносит доход, прибыль.

Проблема????

Учитель .Представьте, что вы директор фабрики. Что бы вы сделали, чтобы увеличить капитал?

( Можно построить новый цех, приобрести современное оборудование, выучить своих рабочих, пригласить молодых специалистов с высшим образованием, внедрять нанотехнологии)

Учитель. А теперь вы - директор школы. Чтобы вы сделали, чтобы школа выпускала грамотных молодых людей, которые бы поступали в высшие учебные заведения, могли бы их закончить и увеличить капитал страны?

(Нужны : новые книги, столы, компьютеры, оборудование для кабинетов, отличные специалисты)

Физминутка

Приглашается руководитель группы «Журналистов»

Слайд №25

-Последним фактором экономики является труд. Группа журналистов работала над проблемой: «Значение труда для человека». Результат нашей работы буклет и презентация.

Труд в жизни человека играет огромную роль и существует много разных определений. Одно из них вы видите на слайде № 26



  • Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд самых разных профессий .

  • Социологический опрос показал, что наши родители - это врачи, продавцы, частные предприниматели, строители, медсёстры, водители, учителя, рабочие. Слайды № 27-28

  • А дети нашего класса хотят стать художниками, воспитателями, врачами, учителями, военными, строителями, изобретателями. Слайд №29

Мы выяснили, что труд бывает физический и умственный. Слайд №30

Учитель. Сказать о том, какой из них тяжелее или важнее - нельзя. Каждый вид труда особенный и необходимый. Прежде, чем кто-то из специалистов начал работать, его обучали в институте техникуме.

Делали это люди какого труда ?( Умственного- преподаватели). А чтобы вы могли учиться в чистом кабинете, его надо привести в порядок, убрать. Это делает уборщица. Какой это труд? ( Физический) Любой труд надо ценить.

Учитель. Отчего зависит успех труда?

  • Успех труда людей во многом зависит от их образования.

Современной экономике требуется всё больше образованных людей. И ученики нашего класса тоже стремятся хорошо учиться, чтобы в дальнейшем получить хорошее образование и обеспечить себя отличной работой. Так у нас на отлично учатся 2 ученика, на хорошо- 14 человек. Слайд №31

  • Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно заботиться всегда о своём здоровье с детства. Слайд №32

И поэтому учащимся мы говорим: «Каков мастер, такова и работа» а для этого:

1. Берегите своё здоровье.
2. Добросовестно учитесь в школе.
3. Помните, что всякой вещи своё место.
4. Помогайте родителям.

- В нашей жизни есть с кого брать пример. Это наши родители. Слайд № 33

О них мы сегодня и расскажем ( Сочинения) Слайд №34, 35,36

В буклете под названием: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны» вы найдёте сочинения о родителях, пословицы о труде, рисунки.Слайд№37

- Одну страничку журнала мы оживим.

Живой микрофон

  • -Это моя мама. Она медсестра. Работает уже 20 лет.

Скажи, а работа у неё интересная? Слайд№38

  • - Конечно, не только интересная, но и трудная.Она лечит детей. Каждому надо найти свой подход, сказать приветливое слово. Сделать так, чтобы дети не болели.

  • - Мой папа – шофёр .Слайд№39

Он изъездил много дорог, повидал немало городов и республик от севера до юга .Работа у него опасная, потому что на дорогах случаются аварии, особенно зимой, когда гололёд.

Папа, ведь твой папа за рулём более 10 лет, значит, он опытный водитель

  • .-Да, он старается быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения.А я мечтаю быть менеджером. Хочу, чтобы мама и папа гордились мной. И для достижения своей мечты я стараюсь хорошо учиться в школе и участвовать в разных мероприятиях.

Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.

Вывод группы: Труд призван создавать продукцию, товары, услуги, знания, информацию, духовные ценности. Для производства товаров и услуг необходимо получить профессию. Слайд №40

Итак, 3 кит экономики - это труд.


( стр. 44-45, прочитать, Прочитать и ответить на вопрос

Отчего зависит успех труда?)

3 Закрепление.



  • Назовите три кита зкономики Слай № 41

  • Работа в тетрадях стр.24.Задание№1.

  • Что же нужно для производства товаров и услуг?

  • ( Ответ на стр.46 учебника)



  1. Тестирование. Выделить пушистика

  2. Домашнее задание.учебник стр.40-46, тетрадь стр.24-25

  3. Выставление оценок

  1. Самооценка ( поставьте сами себе оценку, учитывая свою работу)

  2. Учитель выставит за тест.



III. Рефлексия.

8


Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Я считаю, что в проектной деятельности у учащихся формируется опыт работы с современными телекоммуникационными средствами, совершенствуется навык работы с компьютерной техникой, развивается способность к творческому использованию информации.

В результате исследовательской деятельности дети познакомились с предприятиями нашей станицы и профессиями родителей. А это в свою очередь является формой профориентационной работы в начальных классах. Как показала моя практика, на таких уроках дети легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки в выступления одноклассников. Всё это способствует развитию критического мышления.

Я думаю, что именно использование проекта преобразит преподавание учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. А самое главное, повысит интерес детей к учёбе.

Автор Гришаева Вера Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 502
Номер материала 52780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓