Цель проекта:
формировать практические знания по теме «Экономика», навыки работы в команде и
работы с информацией.
Задачи:
1.научить
пользоваться программами Microsoft Power Point
2.кратко излагать
свои мысли устно и письменно;
3.развивать
коммуникативные способности учащихся;
4.воспитывать
уважение к людям труда.
5.познакомить с
основными условиями , необходимыми для развития экономики.
Сроки проведения: 3 недели.
Работа велась по следующим этапам:
1 этап. Выбор
темы.
2 этап. Деление
класса на группы по 7-8 человек. (1 урок вводный, 10 мин.)
3 этап.
Постановка проблемного вопроса (1 урок вводный, 10 мин.)
4 этап.
Распределение и организация работы внутри групп по листу самостоятельной
деятельности учащихся (1 урок вводный, 10 мин.)
5 этап. Алгоритм
работы каждой группы в течение 1 недели:
- поиск материала,
- социологический опрос,
- интервьюирование,
- анализ материала,
- оформление выводов.
6 этап. Представление
результатов (2 урок, 35 мин.)
7 этап.
Рефлексия. (2 урок, 5 мин.)
Описание проекта.
Весь класс был разделён на 3
группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед ними поставлен
основополагающий вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Для ответа
на вопрос каждая группа занималась исследованием определённой теме:
Экологи – «Значение природных богатств для экономики».
Экскурсоводы – «Вклад предприятий в экономику нашей станицы»;
Журналисты - «Значение труда для человека. Важность и нужность профессий»;
Результатами
работы детей стали:
1.журнал «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;
2
.Мультимедийная презентация о предприятиях нашей станицы.
3.Плакаты
по охране труда.
В конце урока дети с помощью шкалы самооценки
отметили уровень своей деятельности.
Отметки стояли либо на уровне выше
среднего, либо на высоком уровне. Это и было рефлексией урока.
1.Организационный
момент урока .Слайд№1
Прежде , чем начать урок,
определим – с каким настроением вы пришли . Отметим галочкой того «пушистика»,
который соответствует вашему настроению .Слайд № 2
Мы продолжаем путешествие по
экономике. Слайд № 3
Экономика - это
всё хозяйство людей, а также наука , которая его изучает.
v Назовите задачу –
ЭКОНОМИКИ?
Задача экономики –
удовлетворение разнообразных потребностей людей.
Вступительное
слово учителя
Учитель В далёком
прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется
в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится
на трёх китах или на трёх слонах. Цифра три считалась волшебной, а слоны или
киты выбирались из-за их силы. Только очень сильные животные , по представлению
людей , могли удержать Землю. Шли годы, наука развивалась, люди узнали, о том,
как устроена Земля. Но выражение « три кита» прочно осталось в нашей речи,
которое означает основу, фундамент чего –то. Слайд № 4
Основа жизни – три
кита-
Об этом помните
всегда.
v Есть свои три
кита и у экономики, без которых она не может существовать ? Слайд
№5
v Откроем учебник на
стр.40
и узнаем, что же является китами экономики?
А в экономике
основа-
Три важных и
полезных слова:
Природные
богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой
темы увидеть можно тут. Слайд №6
Об этих «трёх
китах» пойдёт речь на уроке. Это то, что
требуется для производства товаров и услуг.
v Вспомним:
v Что такое товар?
Это вещи,
предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.
v Что такое
услуга?
Это работа,
которую выполняют люди, чтобы удовлетворить свои потребности.
v Весь класс был
разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед вами был
поставлен вопрос: « Что требуется для производства товаров и услуг?»
Приглашается
руководитель группы « Экологов »
Наша группа работала над темой «
Значение природных богатств для развития экономики». Производство товаров и услуг невозможно без
использования природных богатств. Слайд №7
Первый
кит - Природные богатства
К ним относятся воздух и вода,
полезные ископаемые и почва, растения и животные.
v Воздух нужен как
для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не
будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Сейчас во многих
странах движение воздуха - ветер используется для выработки электроэнергии. А
для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. Слайд№8
Воздух нам
необходим.
Чистый воздух, а не дым.
Свежий воздух, а не газ.
Всё в этом мире зависит от нас!
v А теперь
посмотрим, а была бы жизнь без воды? Мы знаем, что без
воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдёт в экономике?
Без
воды
остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные, школы, детские
сады .Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика Слайд № 9
Представим на миг,
Что исчезнет вода.
Что же со всеми станет тогда?
Погибнет планета,
А с ней всё живое.
Неужели мы, люди,
Допустим такое?
v Полезные
ископаемые широко используются в промышленности, медицине,
транспорте, энергетике . В нашем Краснодарском крае более 60 видов полезных
ископаемых : газ, нефть, мергель, минеральные источники и другие. Слайд №10
Учитель. Может ли
Земля давать полезные ископаемые бесконечно ? За исключением небольшого числа
благ- воздуха, солнечного тепла, дождя, - все остальное имеется в природе в
ограниченном количестве. Например, ученые установили, что в недрах Земли
находится около 120 миллиардов тонн нефти. Колоссальная цифра сама по себе. Но
надо помнить, что люди всех стран, на территории которых есть это полезное
ископаемое, добывают её. Когда – нибудь должен наступить день, когда нефть
кончится.
Залежи нефти,
руды, серебра.
Как же природа щедра и добра!
Как нам её отблагодарить?
От варварства нужно её защитить!
v
Почва
– это особое природное тело. Основное свойство почвы - это плодородие.
Без
почвы невозможно
ведения сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Итак,
вы видите, что земля – наша кормилица. Слайд №11
Пашни, угодья,
луга и поля,
Всё это кормилица наша - земля!
Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!
Не дадим тогда мы земле пустовать!
v Большое значение
для экономики имеют растения и животные. Мир растений даёт
человеку пищевые продукты, корм, сырьё. Например, древесина идёт на изготовление
мебели, бумаги, строительных материалов. Животные издавна служили объектом
охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, рыбный промысел человек
использует в пище и в изготовлении лекарств. Мех животных используется в легкой
промышленности. Слайд №12
Зелёная планета –
планета доброты.
Здесь в мире и согласии
Живём и я, и ты.
Растенья и животные так радуют наш глаз!
Охрана и защита их – долг каждого из нас!
- Как сделать так, чтоб не
гибли растения?
- Чтоб уголь и нефть сохранить навсегда?
- Природа – наш дом, наше спасение.
- Не допустим беды никогда, никогда! Слайд №13
Вывод
группы: Для производства товаров и услуг
необходимы природные богатства. Но их необходимо разумно расходовать и охранять
. Слайд №14
Учитель. Итак, 1
кит экономики - это природные богатства
( Стр.41-43
прочитаем , подчеркните ) Какие природные богатства использует человек?
Естественная
природа - это кладовая экономики. Из неё экономика черпает сырьё для изготовления
всего, в чём нуждается человек.
Приглашаются
руководитель и члены группы «Экскурсоводов»
Член группы Слайд №15
v Наша группа
экскурсоводов работала над проблемой «Влияние предприятий на экономику
станицы». Мы должны были выяснить, что такое «капитал» и как предприятия влияют
на экономику нашей станицы.
v Для этого
мы провели социологический опрос учащихся и анкетирование, чтобы выяснить, о
каких предприятиях они знают, о каких хотели бы узнать. Провели интервью с
работниками некоторых предприятий, чтобы узнать подробнее, как работает
предприятие. Нашли фотографии с изображением этих предприятий.
v Мы
рассмотрели несколько вариантов определений, что такое капитал. Больше всех нам
понравилось такое:
v Капитал – это
всё, что способно приносить доход, давать прибыль. Слайд № 16
v В нашей станице
существует много различных предприятий, о которых мы готовы вам рассказать. Слайд№17
Член группы Почта.
Слайд №18
- В нашей
станице, как и во всех городах России, есть почтовое отделение связи. Оно
обеспечивает быструю пересылку почты, что помогает предприятиям и жителям нашей
станицы получить нужную информацию быстро и в срок. На почте работают
операторы почтовой связи и почтальоны. Почтальоны осуществляют доставку газет и
журналов по подписке, писем, извещений на заказные письма, посылки и бандероли.
Почтальоны доставляют на дом пенсию и оформляют подписку на газеты и журналы ..На
почте работает 3 почтальона, 2 оператора, 2 связиста, 1 уборщица . Всё о работе
почтового отделения мне рассказала и показала начальник почты Гольцова Вера
Алексеевна.
Член группы. Частные
предприниматели. Слайд №19 -20
- Частные
предприниматели поддерживают экономику государства тем, что платят налоги в
федеральный бюджет. Также они платят подоходный налог. Эти деньги расходуют на
нужды нашей станицы.. Предприниматели предоставляют рабочие места, чем тоже
поддерживают экономику. Это сокращает численность безработных. Частные
предприниматели, в основном, оказывают потребительские услуги.
Член группы ООО
«Антей» Слайд №21
- Предприятие
«Антей» занимается заготовкой и деревообработкой древесины. Оно велико по
своему масштабу и значению. Здесь на новом германском оборудовании делают
мебель, оконные блоки всех размеров, дверные блоки. А ещё шьют одежду, шторы.
Скамейки на 2 и 3 этажах школы сделали рабочие этого предприятия. В
производстве задействованы люди разных профессий: столяры, мебельщики, сварщики,
слесари, водители, швеи и другие.
Учитель. Президент
в своём послании Федеральному собранию уделил большое внимание развитию малого
и среднего бизнеса. Говорил о его проблемах. Малый и средний бизнес помогает
повышению благосостояния населения: это рабочие места, налоги, это решение
многих социальных проблем.
Член группы. Агрофирма
« Южная» Слайд № 22- 23
Самым крупным предприятие м
является Агрофирма « Южная».На территории Агрофирмы находится множество цехов
:кирпичный завод, автогараж, винзавод и другие. На предприятии работает 320 работников.
Это люди разных профессий: операторы, ремонтники, учетчики, инженерно -
технические работники., водители, формовщики, трактористы. Продукция
предприятия пользуется спросом не только у нас в крае , но и за его пределами.
v Мы поняли, что
появление новых предприятий, новых цехов, современное оборудование увеличивают
бюджет станицы и рост её благосостояния.
Вывод группы. Для
производства новых товаров и услуг необходимы: Слайд №24
- Здания
заводов, фабрик, ферм, складов, дороги , порты.
- Современное оборудование
.
v Учитель. Итак , 2
кит экономики - это капитал.
(
стр.44.прочитатьКапитал и найти ответ на вопрос Что называется капиталом?)
v Учитель
Капитал -
это имущество, благодаря которому производят новые товары. Капиталом могут быть
и деньги. Капитал - это всё, что приносит доход, прибыль.
Проблема????
Учитель .Представьте,
что вы директор фабрики. Что бы вы сделали, чтобы увеличить капитал?
( Можно
построить новый цех, приобрести современное оборудование, выучить своих
рабочих, пригласить молодых специалистов с высшим образованием, внедрять
нанотехнологии)
Учитель. А теперь
вы - директор школы. Чтобы вы сделали, чтобы школа выпускала грамотных молодых
людей, которые бы поступали в высшие учебные заведения, могли бы их закончить и
увеличить капитал страны?
(Нужны : новые
книги, столы, компьютеры, оборудование для кабинетов, отличные специалисты)
Физминутка
Приглашается
руководитель группы «Журналистов»
Слайд №25
-Последним
фактором экономики является труд. Группа журналистов работала над проблемой:
«Значение труда для человека».
Результат нашей работы буклет и презентация.
Труд в жизни человека играет огромную роль и существует
много разных определений. Одно из них вы видите на слайде № 26
v
Труд людей необходим
для того, чтобы добывать природные богатства. Труд нужен, чтобы
создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и
услуг. В экономике необходим труд самых
разных профессий .
v
Социологический опрос
показал, что наши родители - это врачи, продавцы, частные
предприниматели, строители, медсёстры, водители, учителя,
рабочие. Слайды
№ 27-28
v
А дети нашего класса хотят
стать художниками,
воспитателями, врачами, учителями, военными, строителями, изобретателями.
Слайд №29
Мы выяснили, что труд бывает физический и
умственный. Слайд №30
Учитель. Сказать
о том, какой из них тяжелее или важнее - нельзя.
Каждый вид труда особенный и необходимый. Прежде, чем кто-то из специалистов
начал работать, его обучали в институте техникуме.
Делали это люди какого труда ?( Умственного- преподаватели). А чтобы вы могли
учиться в чистом кабинете, его надо привести в порядок, убрать. Это делает
уборщица. Какой это труд? ( Физический) Любой труд надо
ценить.
Учитель. Отчего зависит успех труда?
v
Успех труда людей во многом зависит от их
образования.
Современной экономике требуется всё больше образованных
людей. И ученики нашего класса тоже стремятся хорошо
учиться, чтобы в дальнейшем получить хорошее образование и
обеспечить себя отличной работой. Так у нас на
отлично учатся 2 ученика, на
хорошо- 14 человек. Слайд №31
v
Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого
нужно заботиться всегда о своём здоровье с детства. Слайд №32
И поэтому учащимся мы говорим:
«Каков мастер, такова и работа» а для этого:
1. Берегите своё
здоровье.
2. Добросовестно учитесь в школе.
3. Помните, что всякой вещи своё место.
4. Помогайте родителям.
- В нашей жизни есть с кого брать
пример. Это наши родители. Слайд № 33
О них мы сегодня и расскажем (
Сочинения) Слайд №34, 35,36
В буклете под названием: «Профессии
всякие важны, профессии всякие нужны» вы найдёте сочинения о родителях,
пословицы о труде, рисунки.Слайд№37
- Одну страничку
журнала мы оживим.
Живой микрофон
v -Это моя
мама. Она медсестра. Работает уже 20 лет.
Скажи, а работа
у неё интересная? Слайд№38
v - Конечно,
не только интересная, но и трудная.Она лечит детей. Каждому надо найти свой
подход, сказать приветливое слово. Сделать так, чтобы дети не болели.
v - Мой папа
– шофёр .Слайд№39
Он изъездил
много дорог, повидал немало городов и республик от севера до юга .Работа у него
опасная, потому что на дорогах случаются аварии, особенно зимой, когда гололёд.
Папа, ведь твой
папа за рулём более 10 лет, значит, он опытный водитель
v .-Да, он старается
быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения.А я мечтаю быть менеджером.
Хочу, чтобы мама и папа гордились мной. И для достижения своей мечты я стараюсь
хорошо учиться в школе и участвовать в разных мероприятиях.
Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.
Вывод группы: Труд
призван создавать продукцию, товары, услуги, знания, информацию, духовные
ценности. Для производства товаров и услуг необходимо получить профессию. Слайд
№40
Итак, 3 кит
экономики - это труд.
( стр. 44-45, прочитать, Прочитать и ответить на вопрос
Отчего зависит
успех труда?)
3 Закрепление.
ü
Назовите
три кита зкономики Слай № 41
ü Работа в тетрадях
стр.24.Задание№1.
ü Что же нужно для
производства товаров и услуг?
ü ( Ответ на стр.46
учебника)
3. Тестирование.
Выделить пушистика
4. Домашнее
задание.учебник стр.40-46, тетрадь стр.24-25
5. Выставление
оценок
1. Самооценка
( поставьте сами себе оценку, учитывая свою работу)
2. Учитель
выставит за тест.
III. Рефлексия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.