Главная / История / Конспекты уроков и презентации по теме "Жизнь людей в первобытные времена" (6 класс)

Конспекты уроков и презентации по теме "Жизнь людей в первобытные времена" (6 класс)

Урок №2

Тема «Каменный век человечества»

Цель. Дать представление об основных факторах, которые определили дальнейшую эволюцию древнего человека; добавить в активный словарь учащихся такие слова, как ледниковый период, загонная охота, гомо сапиенс, род, неандерталец; продолжить формировать хронологические умения: соотносить названия первых людей со временем их существования; соотносить даты и события. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с картой, текстом учебника; совершенствовать умение выделять основное в тексте; кратко формулировать мысли; воспитывать культуру общения и сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник (С. А. Голованов, С. В. Костырко. История Древнего мира: учебн. для 6-го кл. – К.: Грамота, 2006. – 296 с), атлас, иллюстративный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Прогнозирование результатов. Упражнение «Три шага».

Шаг первый: «Запрограммируй свой результат».

Каждому ученику учитель предлагает в таблице «Мой балл за урок» обозначить цветной черточкой тот балл, который он хочет получить за урок.


12




11




10




9




8




7




6




5




4




3




2




1





1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг


  1. Актуализация опорных знаний (10 мин.)

Домашняя группа экскурсоводов проводит увлекательную учебную экскурсию «Среди древних людей». Экспонатами являются рисунки, предоставленные группой художников.

Остальные ученики, экскурсии, задают вопросы ученикам-экскурсоводам.

Учителем комментируется работа всего класса и каждого ученика в отдельности.

  1. Мотивация учебной деятельности (1 мин.)

Упражнение «Блеф-клуб»

Учитель приводит удивительные факты (придуманные), чередуя их с реальными.

  1. Верите ли вы, что в далеком прошлом ледяной панцирь покрыл почти всю Европу?

  2. Верите ли вы, что многие животные, на которых охотились древние люди, вымерли, именно так появились вегетарианцы?

  3. Верите ли вы, что следующий шаг на пути эволюции – это появление неандертальца?

  4. Верите ли вы, что неандертальцы жили у нас в Украине?

  5. Верите ли вы то, что неандертальцы были вегетарианцами?

  6. Верите ли вы то, что неандертальцы усовершенствовали орудия труда австралопитеков и даже придумали новые?

  7. Верите ли вы то, что неандертальские охотники должны были добывать 200 кг мяса в неделю, чтобы прокормить свои семьи?

  8. Верите ли вы то, что внешне неандертальцы были похожи на своих предшественников - питекантропов?

  9. Верите ли вы в то, что неандертальцы сохранились до нынешнего времени и живут среди нас?


Ученики должны ответить «да» или «нет» на вопросы.

    1. Верите ли вы в то, что такое могло произойти?

2. Почему часть из вас верит, а другая половина - нет?

3. Что необходимо сделать, чтобы разобраться в ситуации?


  1. Предоставление темы урока и ожидаемых результатов (1-2 мин.)

Ожидаемые результаты формируются с помощью слов: «называть», «применять», «приводить примеры», «анализировать», «давать собственное суждение», «определять по карте», «сравнивать».

Упражнение «Погода в классе»

На доске закрепляется тучка с капельками дождя – ожиданиями, выработанными учителем совместно с учениками (учитель начинает формулировать, ученики добавляют).


  1. Изучение нового материала (22 мин.)

Учитель, или выступление учеников с опережающим домашним заданием.

Наша планета Земля имеет сложное строение. Согласно гипотезам ученых, она состоит ядра (раскаленные металлы при температуре 4000 – 5000 градусов по Цельсию): мантии (полужидкий слой соединений металлов при температуре 1000 – 3500 градусов по Цельсию); литосферы (твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии – астеносферу). Астеносфера - верхний, вязкий слой мантии, который передвигается и вызывает тектонические движения земной коры (вертикальные и горизонтальные). Земная кора - внешняя оболочка планеты. По мнению ученых, литосфера состоит из крупных блоков мощностью 60 – 100 км, которые свободно двигаются одна относительно другой. Эти блоки называются литосферными плитами.

На планете Земля постоянно происходили и происходят изменения поверхности. Двигаясь навстречу друг другу, литосферные плиты сталкиваются. Их края сминаются в складки и образуются горы на поверхности земли. Если плиты расходятся, происходит поднятие и постепенное остывание вещества мантии. Образуются подводные хребты. Когда сталкиваются материковая плита и океаническая (океаническая, имеющая большую плотность погружается под материковую) - на материке образуются горы, а вдоль побережью желоба (впадины). Все это очень изменяло очертания материков, береговую линию морей и океанов, в которых появлялись новые холодные и теплые течения. Менялась фауна и флора (животный и растительный мир).

Около 600 тыс. лет тому назад на земле началось сильное похолодание. Климат (многолетний режим погоды в данной местности) земного шара существенно изменился. Зимы стали длинными, а лето – коротким и таким прохладным, что снег не успевал таять. Следующей зимой на него ложился новый пласт снега; образовался ледовый панцирь толщиной 1,5 – 2 км. наступил ледниковый период (период от 600 до 10 тыс. лет тому назад, когда природно-климатические условия значительно изменились. Климат стал более холодным и влажным). Таких ледниковых периодов ученые насчитывают 4 (мы сейчас живем в межледниковый период). Это природное явление не только меняло природные условия, но и стало настоящим испытанием для древних людей. 200 – 150 тыс. лет тому назад массивы снега и льда, постепенно сползающие с севера на юг, покрыли большую часть Европы. На территории Украины проходила граница ледника по линии Днепропетровск – Львов. Упал уровень мирового океана, изменилось количество осадков, сила ветра. Животные, которые не могли отойти на юг вымирали. На смену им пришли новые, которые смогли приспособиться к новым природным условиям: мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и др. Но наши предки выдержали это испытание благодаря тому, что умели пользоваться огнем, изготовляли орудия труда и умели строить жилища. Следующий шаг на пути эволюции – появление нового вида древнейшего человека был неандерталец.

Вопрос

Что послужило причиной появления неандертальцев? (глобальные изменения природных условий).


Дальнейшее изучение нового материала происходит с использованием метода «Обучаясь – учу».

Учитель объединяет учащихся в группы. Каждая группа получает для изучения один из вопросов, предвиденных темой урока. Работают ученики самостоятельно, пользуясь учебником, атласом и дополнительными источниками (иллюстрации, учебник для 6 кл. Александра Бандровского). Время на выполнения заданий: 7 мин.

Учитель напоминает ученикам алгоритм работы:

1. Учащиеся разбирают роли (спикер, секретарь, следящий за временем, докладчик).

2. По очереди выслушиваются пропозиции относительно оформления текста ответа.

3. Спикер зачитывает текст.

4. Учитываются все мысли.

5. Докладчик предоставляет результат работы группы.

На презентацию результата отводится 3-4 мин. Группы выступают с приготовленными ответами, учитель комментирует результаты работ.


1- я группа, используя картинки и текст, отвечает на вопрос «Что позволило неандертальцу выжить в сложных природных условиях?»


Охота неандертальцев на шерстистого носорога.

hello_html_m49a4335a.png


hello_html_m6d4b30b7.png

Пещеры и огонь в жизни первобытного человека.

Текст 1

Во время похолодания появились большие животные – носороги, кони, бизоны, лоси. Охота на больших животных требовала развития новых умений, изготовления значительного количества каменных орудий. Происходило и совершенствование старых орудий и приспособлений охоты. Так у списа появился каменный наконечник. Охотились всегда группой. Охота на больших животных требовала совместных действий охотников, согласованности и распределения ролей. Каждый должен был четко знать, что именно он делает во время охоты.

Охота стала постоянным занятием человека, она превращала людей в коллектив, в котором существовало четкое распределение обязанностей.


2- я группа используя текст учебника на стр. 27, отвечает «Попытайтесь назвать основные достижения предков человека в период от 2,5 до 40 тыс. лет тому назад».

3-я группа, используя картинки и текст, отвечает «Назовите основные занятия и особенности быта неандертальцев».

Текст 2

«…. Примитивные зубила и скребки делали еще австралопитеки и питекантропы. Мастера каменного века научились от большого округлого камня откалывать заготовки, из которых изготавливали нужный инструмент. Таких инструментов у неандертальцев было свыше 60, с их помощью можно было прокалывать, резать, выдалбливать, рубить. Чаще среди находок встречаются кремниевые ножи, скребки для обработки кожи, проколки и топоры. В степи, где тяжело найти камень, орудия труда делали из костей животных. Найдены, например, крючки из костей для ловли рыбы.

Люди жили в пещерах, вход в которые делали с южной стороны и закрывали шкурами животных. В пещерах горели очаги, служившие источником тепла и света.

Каждый день охотники выходили на поиски добычи. Они гнали животных в естественные ловушки или засады, из которых другие охотники бросали копья и камни. Такой способ охоты называется загонной охотой. Если убивали большое количество дичи, устраивали временный лагерь для ее переработки. На этом месте иногда сооружали жилища из костей и бивней мамонта. Остатки таких лагерей есть и в Украине (с. Мезин Черниговской обл. и с. Молодово Черновицкой обл.).

Весной и летом мясную пищу дополняли съедобные коренья, плоды, грибы, собранные женщинами и детьми. Так как температура летом в Европе составляла лишь 10 градусов тепла, они изготавливали одежду, сшивая шкуры животных жилами.

Недостаток еды заставил неандертальцев переходить к охоте на определенный вид животных. С такими животными охотники связывали все надежды на существование. Они верили, что свое животное можно задобрить, заворожить и этим обеспечить удачу в охоте. Так возникают первые верования в связь между животным и человеком.

Неандертальцы стали проявлять заботу о стариках и калеках. Человеческие черты проявлялись и при захоронении умерших. Неандертальцы клали в могилу орудия труда и продукты, которыми, по их мнению, мог воспользоваться покойный».

hello_html_m49a4335a.png

Охота неандертальцев на шерстистого носорога.


4- я группа, пользуясь картой атласа « Перші люди на землі. Початок рільництва та скотарства», отвечает на вопросы:

1. Где находились стоянки неандертальцев?

2. Назовите стоянки неандертальцев на территории Украины?


  1. Систематизация и обобщение знаний (5-6 мин.)

Учитель предлагает учащимся вспомнить вопросы «Блеф клуба» и ответить на них с комментариями.


  1. Подведение итогов урока (1-2 мин.)

  1. Вернувшись к тучкам, учитель и ученики анализируют, чего они достигли на уроке, сравнивая со своими ожиданиями. Если ожидания оправдались, капелька дождя накрывается солнечным лучиком. Все капельки дождя накрыты солнечными лучиками – ожидания оправдались, если нет, то есть над, чем работать дома.

  2. Оцени себя сам. (1 мин.)

Упражнение «Три шага»

Шаг второй: на отметке 2-ой шаг в таблице «3 шага» обозначьте другим цветом балл, которым ты оцениваешь свою работу на уроке. Учитель выборочно спрашивает, почему ученик поставил себе именно столько баллов.

  1. Инструктаж относительно выполнения д/з (1 мин.)

  1. Проработать параграф 3.

  2. Нарисовать, вылепить из пластилина или сделать из природного материала животных, на которых охотились неандертальцы.

  3. Написать небольшой рассказ (1 страничка) о жизни неандертальца.

  4. К каждому понятию, которое использовалось на уроке, придумать предложение, объясняющее его значение.


  1. Проверка приобретенных знаний и умений (5 мин.)

Учитель раздает задания письменного экспресс контроля (2 варианта), после выполнения, которого ученики обмениваются листочками, проверяют и выставляют друг другу баллы.

Упражнение «Три шага"

Карточка экспресс контроля

1 вариант

  1. Соотнесите названия первобытных людей со временем их существования.


1. Австралопитек

А) 300-35 тыс. лет тому назад

2. Питекантроп

Б) 4-1 млн лет тому назад

3. Неандерталец

В) 1 млн-300 тис. Лет тому назад


2. Продолжите предложение, вставив соответствующие слова.

Охота была опасным занятием. Мамонт мог убить человека одним ударом хобота. Но, охотники, пугая зверя …, загоняли его в …, откуда зверь не мог выбраться. Такая охота называлась …. (яма-ловушка, огонь, загонная)

3. Ответьте однозначно: «да», «нет»

1) Неандерталец научился добывать огонь.

2) Огонь в жизни первобытного человека имел огромное значение: это и оружие на охоте, защита от диких животных, источник тепла и света, огонь содействовал объединению людей.

3) У неандертальцев возник обычай хоронить умерших.

4. Объясните значение словосочетания «ледниковый период».

5. Перечислите основные места стоянок неандертальцев на территории Украины.

Ответы: 1. 1б,2в,3а; 2. огнем, яма-ловушка, загонная; 3. 1да,2да,3да; 4. период от 600 до 10 тыс. лет тому назад, когда природно-климатические условия значительно изменились; климат стал более холоднее и влажнее; 5. село Мезин, пещера Киик-Коба, село Молодово.


2 вариант

1. Соотнесите названия первобытных людей со временем их существования.

1. Австралопитек

А) 300-35 тыс. лет тому назад

2. Синантроп

Б) 4-1 млн. лет тому назад

3. Неандерталец

В) 1 млн. --300 тыс. лет тому назад


2. Продолжите предложение, вставив соответствующие слова.

Внешность неандертальца не очень отличалась от внешности его предшественника - …. . Челюсть была массивной, лицо выдавалось вперед, лоб был низким. Ноги неандертальца были …, чем у его предшественника. Но объем головного мозга был почти таким же как и у … . (питекантроп, современный человек, короче)

3. Ответьте однозначно: «да», «нет»

1) Австралопитек научился добывать огонь.

2) Примитивные зубила и скребки делали еще австралопитеки и питекантропы, а неандертальцы научились откалывать от большого округлого камня заготовки, из которых изготавливали необходимые инструменты.

3) неандертальцы применили новый метод охоты – загонный.

4. Объясните значение словосочетания «загонная охота».

5. Перечислите материки, на которых расселились неандертальцы.

Ответы: 1. 1б,2в,3а; 2. питекантропа, короче, современного человека; 3. 1нет,2да,3да; 4. способ охоты, когда охотники, пугая животных шумом и огнем, заставляли их бежать в ловушку; 5. Африка, Евразия.


Конспекты уроков и презентации по теме "Жизнь людей в первобытные времена" (6 класс)
  • История
Описание:

Тема "Жизнь людей в первобытные времена" изучается в школах Украины в интегрированном курсе истории 6 класса. Она вызывает интерес у учащихся, но в то же время достаточно сложная для усвоения. 

Каждый конспект уроков этой темы сопровождается мультимедийной презентацией. Презентации можно использовать не только для активизации познавательного интереса школьников, но и для самостоятельного изучения учащимися данной темы. 

Конспекты уроков будут полезны молодым учителям, где поэтапно расписан весь урок. Кроме этого, они содержат памятки для шестиклассников, которые помогут им приобрести навыки и умения работы с исторической картой, фрагментами текстов, описания исторических личностей, сравнения исторических событий. 

Автор Карпюк Инна Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1049
Номер материала 17134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓