Главная / Русский язык и литература / Конспекты уроков по творчеству Тургенева.

Конспекты уроков по творчеству Тургенева.

Приложение 2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОВРОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №9











Конспекты уроков

по творчеству И.С Тургенева (10 класс)








Учитель Гладских Н.М.,

высшая квалификационная категория



















Ковров

2013

Урок 1.

Тема: Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. «Гений культуры».

Цель: 1. познакомиться обучающихся с личностью И. С. Тургенева и основными этапами его жизни и творчества;

2. учиться обучающимся выбирать и конспектировать главную информацию из лекции;

3. пробуждать у обучающихся интерес к жизни творчеству И.С. Тургенева.

Тип урока: знакомство с новым материалом на основе ранее изученного.

Форма организации работы с обучающимися: лекция с элементами беседы.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, АРМ (автоматизированное рабочее место).

В России, в стране всяческого революционного

и религиозного максимализма, стране самосожжения,

стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва

ли не единственный после Пушкина, гений меры и, сле-

довательно, гений культуры. Ибо что такое культура,

как не измерение, накопление и сохранение ценностей.

Д. Мережковский

Ход урока:

Организация обучающихся

I учебная ситуация. Введение обучающихся в новую тему.

Вступительное слово учителя.

В течение 10 уроков мы будем знакомиться с жизнью и творчеством И.С. Тургенева. Запишите тему урока и эпиграф, который относится не только к этому уроку, а ко всей теме. Это означает, что мы будем неоднократно обращаться к словам Д. Мережковского. И только изучив тему, мы сумеем ответить на её основной вопрос. Запишем его.

? Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Оставим для ответа на этот вопрос две страницы, откроются ваши выводы на этих страницах словами «Для меня Тургенев – это…»

Знакомство учеников с информацией на слайде №1 (или записанной на доске). Ответы учеников и запись выводов в тетрадь.

Кратко запишите ответы на вопросы:

1.Какие исторические события вошли в контекст произведений Тургенева?

2.Что способствовало формированию духовного мира и художественного опыта «гения культуры»?

Материал на слайде №1 или на доске:

1. Когда родился И.Тургенев, А.Грибоедову исполнилось 23 года, А.Пушкину – 19, Ф.Тютчеву – 15, Н.Гоголю – 9, В.Белинскому – 7, И.Гончарову – 6, М.Лермонтову – 4.

А. Фет родится через 2 года, Ф.Достоевский и Н.Некрасов – через 3, А.Островский – через 5, М.Салтыков-Щедрин – через 8, Л.Толстой – через11, Н.Лесков – через 13 лет.

2.И. Тургеневу было 7 лет, когда в 1825 году произошло восстание декабристов. В дальнейшем он стал свидетелем величайших событий, потрясавших Россию и Европу:

  • восстания в Польше в 1830 году;

  • революции во Франции в 1848 году;

  • Крымской войны в 1853 – 1856 годах;

  • отмены крепостного права в 1861 году;

  • франко-прусской войны 1 1870 году;

  • русско-турецкой войны в 1877 – 1878 годах;

  • развития народнического движения в России в 60-ые годы.

Вывод (записан учениками в тетради):

Чтение вывода учениками. Формирование личности «гения культуры» происходило в сложную историческую эпоху, богатую катаклизмами, происходившими в мире и в России. В это время на арену общественной жизни и борьбы выходило поколение демократов-разночинцев. Это было время взлёта русской литературы, время, когда создавались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского,

Л. Толстого.

II учебная ситуация. Лекция учителя с элементами беседы. Задание ученикам: конспектировать лекцию, отвечая на вопрос: «Какие черты личности Тургенева позволили Д.Мережковскому назвать его «гением культуры»?, составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

План лекции:

  1. Биография И.С. Тургенева.

  2. Идейно-эстетическая позиция писателя.

  3. Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.

  4. Мир романов И.С. Тургенева.

  5. Герои и героини И.С. Тургенева.

Хронологическая таблица жизни и творчества И.С. Тургенева.

Дата

Событие

Ответ на вопрос о чертах личности писателя, героях, произведениях

1818, 28.04.

Родился в г Орле. Детские годы провёл в имении матери Спасском-Лутовинове.


1827 – 1829

Учёба в пансионе, г. Москва.


1833


Поступил в университет,

г. Москва.


1834

Перевёлся в Петербургский университет.


1837

Окончил университет. Петербург.


1838 – 1841

Учёба в Берлинском университете.


1841

Возвращение в Россию.


1843

Знакомство с Полиной Виардо. Сближение

с Белинским. Петербург.



1852

«Записки охотника» в ж. «Современник», арест и ссылка в Спасское-Лутовиново.


1856

Роман «Рудин», повесть «Фауст». Петербург.


1858

Роман «Дворянское гнездо», повесть «Ася».


1860

Роман «Накануне», разрыв с «Современником».


1862

Роман «Отцы и дети» в ж. «Русский вестник».


1864

Повесть «Призраки».


1865

Повесть «Довольно».


1867

Роман «Дым».


1876

Роман «Новь».


1878 – 1882

«Стихотворения в прозе».


1883, 03.09.

Скончался в Буживале, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.



III учебная ситуация.

Какие выводы о личности Тургенева вы записали?

Д/задание: 1.опережающие индивидуальные задания: сообщения о романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»;

2.читать «Записки охотника», анализ одного из рассказов цикла 1) «Хорь и Калиныч», 2) «Певцы», 3) «Ермолай и мельничиха», 4) «Бурмистр»; 5) «Живые мощи» 6) «Чертопханов и Недопюскин» по плану: тема, идея, герои;

3. сообщения по группам:

  • особенности жанра «Записок охотника»;

  • человеческие типы в «Записках охотника»;

  • образ рассказчика в «Записках охотника».




Урок 2.

Тема: И.С. Тургенев. «Записки охотника» (1847 – 1874). Жанр произведения, типы людей в рассказах, образ рассказчика.

Цель: познакомиться с жанровым понятием «цикл», с циклом рассказов Тургенева;

учиться сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

научиться самостоятельно организовывать групповую работу.

Ход урока:

Организация учащихся.

I учебная ситуация. Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на даты создания «Записок охотника». Тургенев отдал им 27 лет жизни. Они же принесли ему всемирную известность.

Тургенев вспоминал, как по дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции он вышел на платформу. Вдруг к нему подошли двое молодых людей, по костюму и манере мещане или мастеровые, и спрашивают: «Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс, говоря: «Кланяемся вам в знак уважения и благодарности от лица русского народа».

История работы автора над «Записками охотника».

Осенью 1847 года И. Панаев попросил Тургенева снабдить его материалом для отдела «Смесь» в журнале «Современник».В январе 1847 года появился первый очерк «Хорь и Калиныч». Панаев , чтобы расположить читателя к молодому автору, напечатал очерк с подзаголовком «Из записок охотника». Но снисхождения не понадобилось: очерк был принят публикой восторженно. Тургенев решил продолжить работу, тем более что впечатлений от жизни народа у него было много. Сам писатель признавался: «”Записки охотника” накоплялись во мне целых десять лет». А в 1877 году он писал итальянскому учёному и литератору А. Губернатису»…направление моего литературного пути определилось той средой крепостничества, в которой я провёл свою юность и которая вызвала во мне сильнейшую ненависть». Он черпал материал не только из своих поездок на родину , когда охотился, но и из писем матери «к сыну Ивану». В письмах откровенно рассказывалось о драмах, разыгрываемых между крепостными и их госпожой. В течение первых месяцев 1847 года Тургенев написал 4 новых рассказа. А в мае он набросал план будущего цикла…Все рассказы и очерки печатались в «Современнике». «Современник» же первым в апреле 1852 года известил читателей о скором появлении отдельного издания «Записок охотника», в котором многое пересмотрено, дополнено и исправлено автором. Далее произошла история со статьёй по поводу кончины Гоголя, завершившаяся ссылкой. «Записки», готовые к изданию в апреле, появились лишь в августе и быстро разошлись. Окончательно цикл сформировался в 1874 году, когда в него вошли три новых рассказа: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!» Так определился полный состав «Записок охотника».

II учебная ситуация. Сообщения учащихся.

План отзыва о сообщении. (По И.Фогельсону,)

1.Соответствует ли сообщение теме? Полно ли освещена тема?

2.Последовательно ли изложены сведения? Есть ли логика в их изложении? Не ли излишней информации?

3.Какие мысли отсутствуют? Что бы следовало добавить? С чем ты согласен?

4.Ести ли речевые, грамматические ошибки?

5.уместно ли «наглядное пособие»?

6.Какой оценке соответствует работа группы?

1.Сообщение 1 группы. (Вторая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 1 группы.) Особенности жанра «Записок охотника».

Материал для 1-ой группы.

В рассказах и очерках «Записок охотника» сразу же была отмечена читателями единая освободительная идея. Их внутренняя цельность определяется не только основной идеей и нравственной точкой зрения автора на русскую жизнь, но и самим способом художественного изображения действительности., сквозными мотивами, взаимосвязью рассказов и очерков, создающих единый поэтический контекст.

Это цикл сближенных самим автором произведений. Их сближенность реализуется в образной перекличке, в контрастах и параллелях, в связях и отношениях.

Цикл (от греч. круг) – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (У учеников карточка-информатор лежит на столах, также на экране – карточка.)

Есть циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

«Записки охотника» – цикл рассказов и очерков, в которых ощущение переменчивости жизни создаётся ещё с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов. Концовки тургеневских очерков не приостанавливается нужного художнику переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.

По мысли Тургенева, отдельные рассказы стали фрагментами целого – жизни народа в эпоху, когда назревала отмена крепостного права снизу или сверху. (Отзыв второй и третьей групп)

Наглядное пособие первой группы

«Записки охотника» – цикл рассказов

Название рассказа

Темы

Герои

Позиция рассказчика

Идеи

«Хорь и Калиныч»

Типы крестьян, помещиков. Быт, крестьян. Природа.

Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник-рассказчик

Активная: знакомится с крестьянами, помещиком, вникает в их жизнь и проблемы.

Крестьяне не менее интересны, чем помещики. Они умны, горды, радушны, талантливы.

«Ермолай и мельничиха»

Охота, интересы крестьян, семейная жизнь крестьян. Дворовые крестьяне. Положение женщины. Нравы помещиков.

Ермолай, Арина, помещик Зверков, рассказчик.

Серьёзно интересуется нравственной и духовной жизнью крестьян.

Крестьяне имеют право на личную жизнь, они не рабы.

«Бурмистр»

Тип образованного помещика, его взаимоотношения с дворовыми, со старостой, крестьянами.

Помещик Пеночкин, староста Софрон, крестьянин Антип, рассказчик.

Объясняет нам истинную суть взаимоотношений помещиков и рабов.

Крепостное право развращает и помещиков, и крестьян.

«Певцы»

Жизнь целовальника, обитателей кабака – людей разных сословий.

Яшка Турок, Дикий Барин, рядчик, Николай Иванович, рассказчик.

Наблюдая за соревнованием певцов, он переживает истинное душевное потрясение.

Талант певцов ставит их выше сословных различий.

«Чертопханов и Недопюскин»

Жизнь небогатых дворян, их взаимоотношения с дворянским кругом, увлечения: охота, лошади, собаки. Любовь и дружба.

Чертопханов, Недопюскин, Ермолай, рассказчик.

Знакомится с новыми людьми, их образом жизни, сближается с ними.

Гордость и чувство собственного достоинства, преданность и великодушие не зависят от богатства.

«Живые мощи»

Судьба дворовой девки Лукерьи.

Лукерья, Ермолай, рассказчик, Пётр Петрович.

Беседуя с Лукерьей, Пётр Петрович потрясён величием духа страдалицы.

Никто не знает своей судьбы, и истинно мудр тот, кто смиренно принимает и переносит все тяготы.


2.Сообщение 2 группы. (Первая и третья группы готовят устную рецензию на ответ 2 группы.) Человеческие типы в «Записках охотника».

Все рассказы и очерки цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных и представляют собой психологические исследования взаимоотношений людей и их характеров. Порой зарисовка образов крестьян доходит до идеализации крепостных крестьян в противовес их жестоким владельцам-помещикам. Вслед за Пушкиным и Гоголем он видел в русском народе крепкое живое начало, талант, которые позволят в дальнейшем совершать народу великие дела. Тургеневские типы крестьян очень разнообразны, но и несут в себе общенациональные черты. Это был совершенно новый взгляд на русский народ. Салтыков-Щедрин позднее писал, что Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась» какая-то таинственная, недоступная глубь».

Белинский писал в одном из писем, что «Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с дворянами».

В рассказах выражено глубокое сочувствие автора-рассказчика к угнетённому крестьянству, которое раскрывается в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина – героя рассказов. Их духовное богатство раскрывается с разных сторон: здесь и хозяйственная сообразительность Хоря, и поиски справедливости Касьяном, и мечтательность тонко чувствующего природу Калиныча, и глубокая человечность долготерпения Лукерьи. Тургенев также показывает разные формы протеста крестьян против крепостного права. Всеми «Записками охотника» автор как бы зовёт к освобождению крестьянства.

Тургенев видел в среде крестьян не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей с рабской психологией, духовно искалеченных и развращённых. (Отзыв первой и третьей групп)

Наглядное пособие второй группы.

Человеческие типы в «Записках охотника»

Имя героя

Внешний облик героя

Социальное положение героя

Психологический тип героя

Взаимоотношения с другими людьми

Хорь

«Старик – лысый, низкого роста, плечистый, плотный», «склад его лица напоминал Сократа».

Богатый мужик, живёт на оброке, торгует маслом и дёгтем, «обстроился, накопил деньжонку».

Умный, с чувством достоинства, «себе на уме», «положительный, практический, административная голова, рационалист», близок к обществу.

«Ладил с барином и прочими властями», имел большое семейство, трезво относился к барину, любил Калиныча.

Калиныч

Лет 40, высокий, худой, добродушное смуглое лицо, с рябинами.

Бедный, за хозяйством не следил, хотя оно в порядке, «перебивался кое-как», талантливый: «заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; пчёлы ему дались».

«Самого весёлого, самого кроткого нрава»; добрый, услужливый, тонко чувствующий, внимательный, принадлежал к типу «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных»; ближе к природе.

Была когда-то жена, а детей не было; благоговел перед Полутыкиным; любил Хоря.

Ермолай

Лет сорока пяти, высокий, худой, «с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными голосами и широкими насмешливыми губами».

Охотник, крепостной крестьянин, ни на какую работу не годный, «лядащий», плохой хозяин – у него полуразвалившаяся избёнка; бродяга.

«Беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду, не уживался на месте…улепётывал вёрст шестьдесят в сутки»; любит приключения, «смотрел чудаком».

«Любил покалякать с хорошим человеком», с женой груб; мужики относятся к нему снисходительно и дружелюбно.

Арна Тимофеевна

«Лет тридцать, худое и бледное лицо ещё хранило следы красоты замечательной», «глаза, большие и грустные».

Мельничиха, прежде дворовая женщина г-на Зверкова, была горничной, теперь вольная; грамотная.

Больная женщина с изломанной судьбой: сначала облагодетельствованная господами, а затем несчастная, пережившая унижение, потерявшая любовь; в ней сочетается робость и решительность.

Откровенна с Ермолаем, которого хорошо знает, видимо, смела с мужем; с незнакомыми робка и скрытна.

Лукерья

«Живое человеческое существо»; «голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос»; «лицо…даже красивое, – но страшное, необычайное».

Бывшая дворовая девка, а теперь «живые мощи» – больная, недвижимая.

Смиренная, «тихоня», терпеливая страдалица, добрая, всепонимающая, всепрощающая, любящая людей, природу, красоту, мудрая; заботится о других, сочувствует тем, кому тяжелее, чем ей; просит не за себя, а за крестьян.

Жалеет всех; не только не обременяет людей, а помогает им, они рядом с ней становятся добрее; её благодарность и смирение располагают к ней; люди ей помогают понемногу.

Яшка Турок

«Худой и стройный человек лет двадцати трёх»; «смотрел удалым фабричным малым и… не мог похвастать отличным здоровье»…»впалые щёки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы».впалые щёки

Лучший певец в околотке; по званию – «черпальщик на бумажной фабрике у купца».

«Всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного»; он постоянно волнуется; «был по душе – художник во всех смыслах этого слова…победив, наслаждается своей победой, как дитя; слушатели строги, но справедливы; потрясённые его талантом, они искренне восхищаются им; рассказчик так же потрясён, как и другие.


Дикий-Барин

«Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и чёрными блестящими волосами, жёсткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица… можно было бы назвать почти свирепым, если бы оно не было так спокойно-задумчиво»; «сожжен он неуклюже, сбитнем».

«Не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обедневшего подьячего, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина – псаря или драчуна; он был уж точно сам по себе»; «поговаривали, происходил он от однодворцев и состоял где-то прежде на службе», деньги у него водились.

Вид его производил впечатление «какой-то грубой, тяжёлой, но неотразимой силы»; уверенность в своём могуществе; вёл себя тихо; страстно любил пение; «смесь какой-то врождённой свирепости и такого же врождённого благородства».

Ни в ком не нуждался, никого не замечал; пользовался огромным влиянием во всём округе, все ему повиновались, покорялись.


3. Сообщение 3 группы. (Первая и вторая группы готовят устную рецензию на ответ 3 группы.) Образ рассказчика в «Записках охотника».

Рассказчик организует своей личностью весь текст, а в «Записках охотника» он не просто повествует об увиденном и услышанном, но и оценивает всё, пытается понять характеры, истолковать поведение героев, давая им авторскую характеристику. Он приобщает читателя к своей точке зрения. Рассказчик Тургенева – очевидец, наблюдатель событий, но не активный их участник.

Рассказчик Тургенева в контакте с персонажами и с читателями, то есть у него двусторонняя связь. Он может в любой момент прервать повествование и дать свою характеристику герою или событию, порассуждать на какую-нибудь тему, связанную с рассказом. Автор не устаёт удивляться народными представителями, их умом, талантом, душевной деликатностью, – словом, духовным богатством народа. Охотник наделён идеальными чертами, необходимыми для рассказчика: он несёт добро, лишён черт, которые бы помешали ему рассказать о происшедшем с большой достоверностью, он искренне интересуется жизнью народа, он хороший наблюдатель и психолог, он не уводит читателя от главной мысли повествования.

Конечно, автор шире и глубже выдуманного рассказчика. Это естественно, так и должно быть. Но оба они любят Россию, её природу, русский народ. (Отзыв первой и второй групп)


Наглядное пособие третьей группы.

Сравнительная характеристика автора и рассказчика


Автор, И.С. Тургенев

Рассказчик, Пётр Петрович

Возраст

От 26 до 58 лет (с 1846 по 1874 год)

Молодой, лет 30-ти

Социальное положение

Писатель, помещик, владеющий Спасским и другими имениями, образованнейший человек своего времени; большую часть рассказов написал во Франции. Любил охоту, был заядлым охотником.

Барин владелец Спасского и других имений, образованный человек, писатель, помещик, жил за границей, то, что он охотник, не стирает социальные различия между ним и крестьянами, но как бы примиряет их. Разбирается в охоте, но сам только рассказывает об охоте, не стреляет. Больше интересуется людьми и природой. Не рассказывает о себе.

Характер и интересы

Скромный, тонкий, внимательный, обаятельный человек, очень дружелюбный, наблюдательный, успех и мировое признание не испортили его характера, блестящий собеседник, спорщик, живущий литературными интересами, любитель поэзии, всегда окружён обществом.

Добрый, тонкий, внимательный, наблюдательный, ему всё интересно, психолог, умеет увидеть глубокие корнив поступках и поведении людей, анализируе всё происходящее, любит и пониает природу, восхищается прекрасным, не выставляет себя на передний план, чаще слушает.

Взаимоотношения с людьми

Хороший друг, имел много друзей и поклонников в России и за рубежом; неконфликтный человек; попадал в сложные ситуации, даже под критический обстрел в процессе литературной полемики.

Мирный, легко находит общий язык со всеми, может разговорить любого, уважаемый, испытывает истинный интерес к людям, он открыто общается с читателями, сочувствует униженным.



III учебная ситуация. Выводы.

Познакомившись с одним из самых известных произведений И.С. Тургенева, обратимся к основному вопросу нашей темы: Почему Мережковский сближает эти два имени: Пушкин и Тургенев? Какие черты личности и творчества Тургенева позволили ему провести эту параллель, а также назвать его единственным после Пушкина «гением меры», «гением культуры»?

Откройте незаполненную страницу в тетради и сделайте первую запись.

Примерная запись.

Знакомство с «Записками охотника» позволяет сделать вывод о том, что Тургеневу свойственны краткость и ёмкость повествования, как и Пушкину. Поэтому можно согласиться с мнением Р. Роллана, что из каждого тургеневского «рассказа мог бы выйти целый роман Толстого». Тургенев затрагивает серьёзные философские проблемы: человек и природа, человек и общество, жизнь и смерть, судьба, счастье. Такие же философские вопросы решал Пушкин в своей лирике и романе «Евгений Онегин». Необыкновенное чувство меры, присущее Тургеневу, позволило ему выйти к общечеловеческим оценкам. Этот цикл рассказов и очерков предопределил на десятилетия традиции русской литературы: психологизм Достоевского, лирику Некрасова, эпос Толстого.

IV Итог урока. Саморефлексия учеников. Оценки группам за работу по отзывам.

Д/задание: 1. письменный ответ на вопрос: «Почему «Записки охотника» принесли Тургеневу славу и известность?»;

2. читать роман «Отцы и дети»; составить план романа;

3. подготовить выразительное чтение отрывков из высказываний современников о романе.


Урок 4

Тема: Идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова.

Анализ эпизодов «Спор Базарова и П.П. Кирсанова» и «Дуэль Базарова и П.П. Кирсанова».

Цели: выяснить идейные и нравственные позиции П.П. Кирсанова и Е. Базарова, найти разное и общее в их взглядах и характерах;

развивать навыки анализа эпизода из прозаического текста; развивать умение видеть значимые детали в тексте: жест, мимику, реплики героев, замечания автора и определять их роль;

пробуждать интерес к изучению романа «Отцы и дети».

Оборудование урока: мультипрезентация, текст романа «Отцы и дети», план анализа эпизода (приложение «Карточки»).


Ход урока:

Организация учащихся.

I Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

II Анализ эпизода «Спор Е.Базарова и П.П. Кирсанова за вечерним чаем». (У учащихся на карточках план анализа эпизода: приложение.)

1.Когда происходит спор между Е.Базаровым и П.П. Кирсановым?

2.С каким настроением «сошёл в гостиную» Павел Петрович?

3.Как чувствовал себя Базаров в тот вечер?

4.Как вёл себя за столом Е. Базаров?

5.Как чувствовал себя в это же время П.П. Кирсанов?

6.Что означает слово «принцип»? Почему так яростно спорят герои о принципах? (принцип – от лат. principum – основа, первоначало; идеи в совокупности – мировоззрение человека; руководящая идея, основное правило поведения)

7.Почему спор начинается с вопроса об аристократии? Принципиальный ли это вопрос и почему? Какова точка зрения спорящих об аристократии и её принципах?

8.Прав ли П.П. Кирсанов, упрекая молодёжь в беспринципности?

9.Что стоит за спорами героев (новые требования жизни или старые традиции)?

10.Прав ли Е. Базаров, утверждая, что он отрицает все принципы? Есть ли у него принципы?

11.Что герои подразумевают под словом «всё»?

12.Можно ли считать Е. Базарова революционером? В чём слабая сторона его политических взглядов ?

13.На кого опираются нигилисты в своей борьбе? Каково отношение героев к народу? В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? (В Кирсанове П.П., так как Базаров был для крестьян «чем-то вроде шута горохового».) Как доказать это текстом?

14.Убеждают ли спорящие друг друга?

15.Прокомментируйте авторские психологические ремарки к речи персонажей и их самооценки.

16.Как вы оцениваете убедительность высказываний героев и стиль их речи?

17.Почему Николай Петрович, не споря, считает, что песенка отцов «спета»?

18.Как ведёт себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы?

III Выводы. Базаров, несмотря на то что отрицает существование принципов, живёт по определённым принципам. Павел Петрович старается жить по принципам аристократов, говорит об их превосходстве. Николай Петрович считает, что жизнь отцов закончена. Аркадий старается поддержать Базарова, но видно, что ему ближе жизненные идеалы дяди и отца. Данный эпизод раскрывает характеры героев, их жизненные кредо. Эпизод является важным для раскрытия смысла романа.

IV Анализ эпизода «Дуэль Павла Петровича и Евгения Базарова».

1. Что предшествует дуэли?

2.Зачем Павел Петрович взял трость? (Чтобы в случае отказа Базарова от дуэли, ударить того тростью.)

3.Чувствуется ли трагизм обстановки – ведь герои могут погибнуть? (Иронические реплики Базарова. Тургенев, из письма: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически…»)

4.Каковы чувства и мысли Павла Петровича перед дуэлью?

5.Каков характер речи Павла Петровича при объяснении, о чём это свидетельствует? Как вы понимаете выражение «семинарская крыса»? (Намёк на духовное происхождение Базарова.)

6.Что замечает Тургенев о характере подобной вежливости Павла Петровича?

7.Как Базаров относится к вызову на дуэль? (Иронически.)

8.Чувствует ли Павел Петрович иронию Базарова? (Чувствует, но ничего не может противопоставить.)

9.Кого предлагает в свидетели Базаров? Кто это такой? («Тусклые глаза», «бирюзовая серёжка в ухе», «напомаженные разноцветные волосы», «учтивые телодвижения», «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Самолюбивый, глупый, с напряжёнными морщинами на лбу. Достоинство в том, что глядел учтиво, читал по складам и часто чистил щёткой свой сюртучок.)

10.Какие слова оправдывают Базарова, согласившегося на дуэль? («Глупое положение, из которого нет выхода».)

11.Ясна ли нам позиция автора в этой сцене? Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра, с одной стороны, и комической фигурой Петра, с другой? (Бессмысленность дуэли. Пётр – пародия на Павла Петровича: следит за своей внешностью и говорит «тюпюрь», «обюспючюн», показывая свою «образованность». Комичность фигуры Петра, сильно перепуганного.)

12. Для чего введён в эту сцену образ мужика? Какой деталью автор подчёркивает никчёмность, пустоту дуэли? (Мужик с двумя лошадьми: «За делом, а мы?»)

13.Почему Павел Петрович поклонился Петру перед дуэлью? (Положено кланяться секунданту – Павел Петрович кланяется лакею, «в котором он в это мгновение уважал нечто в роде секунданта», исключительно ради сохранения формы.)

14.Что же придаёт сцене дуэли комическое звучание, лишая её трагизма? Какие мысли Базарова перед самым выстрелом вызывают смех и почему? (Если П.П. соблюдает форму, то язвительная насмешка Базарова всё время разрушает эту торжественную форму, подчёркивая её нелепость и пустоту: подхватывает последние слова реплик Павла Петровича, сам отмеривает шаги, так как у него «ноги длиннее», в ироническом смысле употребляет слово «дискуссия»: о количестве шагов не было «вчера дискуссии», употребляет слово «истреблять», думает, когда Павел Петрович целится в него: «Он мне прямо в нос целит… и как щурится старательно, разбойник!». Обычно во время дуэли целятся в сердце или в лоб).

15.Какие чувства смешиваются в Базарове после ранения Павла Петровича? (Насмешливое отношение к противнику сменяется естественным желанием врача помочь раненому. Потом, когда Базаров видит, что рана не опасна, обморок Павла Петровича вызывает у него недоумение и презрение.)

16.Что чувствует Павел Петрович после дуэли? (И Павел Петрович «стыдился всего затеянного им дела»: замечает «глупую физиономию» Петра, стыдится своей заносчивости, неудачи. Ему больше не надо играть роль дуэлянта.)

17.Что осталось у Павла Петровича после того, как он отказался от своего жизненного credo? («Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме». Жить стало нечем. Решил уехать в Дрезден или во Флоренцию: «…и буду там жить, пока околею». Полная душевная опустошённость, потеря уважения к себе и полное равнодушие к собственной жизни.)

18.Как Тургенев пишет о Павле Петровиче после дуэли? («Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Суровый приговор произносит автор своему герою.)

IV Выводы. Дуэль бессмысленна. В этом убедился даже такой аристократ, как Павел Петрович Кирсанов. Базаров испытывал чувство неловкости, так как не хотел проявить себя как трус, и дуэль противоречила взглядам нигилиста. Дуэль помогла героям лучше понять самих себя. Сцена дуэли в романе носит пародийный характер, и сам Тургенев в это время уже был противником дуэлей. Эпизод помогает глубже понять взгляды героев, их отношение к жизни, отношение автора к героям. Он (эпизод) выявляет позиции героев и автора по отношению конфликта между «отцами» и «детьми».

V Итог урока. Необходим ли анализ эпизодов произведения?

Как вы поработали? Оцените свою деятельность.

Домашнее задание. 1.Письменный анализ одного из эпизодов.

2.История жизни героев и исторические события этого периода (каждая группа выполняет задание по своему герою).




План анализ эпизода (общие рекомендации)

I. Вступление.

  1. Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.

  2. Тезис-предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.

II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.

  1. Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.

  2. Участие персонажей в изображенном событии (2—3 момента в развитии действия).

  3. Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.

  4. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.

  5. «Сцепления» эпизода с другими эпизодами эпического произведения.

III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.



Конспекты уроков по творчеству Тургенева.
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработки уроков по творчеству Тургенева являются приложением к обобщению опыта работы по теме "Использование ЭОР как средство повышения мотивации учащихся при обучении литературе в старшей школе". В презентации по творчеству Тургенева находится весь материал к урокам, указаны номера слайдов. Конспектов только три. Они позволяют учителю провести урок на основе исследования текстов, использование современных технологий позволяет экономить время на уроке и подавать инфорацию таким образом, что она легко усваивается и запоминается учениками. 

Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.[1] Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.).

Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств (ЭОР) и технологий обучения.

Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий, по мнению Е. И. Машбица и М. В. Монахова, кандидатов педагогических наук, показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

 



 
Автор Гладских Нина Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4863
Номер материала 25587
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓