Главная / Начальные классы / Конспекты к внеклассным занятиям "Уроки Познавайки" (1 класс)

Конспекты к внеклассным занятиям "Уроки Познавайки" (1 класс)

hello_html_4ac4bcf1.gifhello_html_44bde7c3.gifhello_html_1166a91b.gif






hello_html_3e45205f.png





























Предисловие.


Окружающий мир – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании любви и бережного отношения к природе, о привитии нравственных ценностей, оказание заботы и уважения к людям. Эти вопросы как можно чаще должны затрагиваться и на уроках и во внеурочное время.

С этой целью нами была разработана система внеклассных занятий по познанию мира «Уроки Познавайки» для 1 класса. Каждое занятие подчинено триединой цели: обучаем, развиваем, воспитываем.

Занятия построены согласно программе «Познание мира 1 класса» Госстандарта РК. Внеклассные занятия «Уроки Познавайки» проводятся после изучения каждого раздела уроков познания мира.

В пособии помещены разработанные занятия, в которых представлены различные формы проведения уроков: конференции, путешествия, сказки, викторины, телепередачи. Все занятия построены с учётом возрастных особенностей учащихся. Материал, использованный в пособии, не дублирует материал учебника, а дополняет и ведёт к углублению знания учащихся по темам программы.

п./п.

Раздел программы

Тема занятия

1.

Окружающий мир.

Почему мы часто слышим слово «Экология»?

2.

Человек – это я и другие

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3.

Изменения в погоде

У природы нет плохой погоды.

4.

Растения.

На полянку по грибы.

5.

Сезонные изменения в жизни растений.

Как живут растения?

6.

Значение растений в природе.

Дикорастущие и культурные растения.

7.

Животные.

Про кошек и собак.

8.

Сезонные изменения в жизни животных.

Репортажи о зимующих птицах.

9.

Общество.

Наша Родина.



Сказка – ложь, да в ней намёк.


Вся работа, планируемая в пособии «Уроки Познавайки», повышает мотивационную сферу учащихся, максимально активизируя учебно-познавательную деятельность детей, способствующую повышению уровня успеваемости и качества знаний детей по предмету «Познание мира».








































УРОК №1

Тема: Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Цель: Познакомить учащихся с наукой экологией.

Развивать речь учащихся.

Прививать детям любовь к Земле, бережное отношение к окружающему миру.

Ход занятия.

Учитель: Ребята, сегодня нас пригласили в гости к Познавайке. А вы знаете кто это?

А как вы думаете – кто он?

Познавайка: Здравствуйте, ребята. Познавайка – это я. Я – сказочное существо, которое любит узнавать что-то новое, искать ответы на интересные вопросы. Сегодня я вам расскажу об окружающем нас мире. А также вы узнаете, что есть такая наука –

экология, которую должны знать все люди нашей планеты.

Мы живём с вами на планете Земля.

Земля… какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди и туманы. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.

Почему мы часто слышим слово «экология»?


Экология – это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле

1 чтец: Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2 чтец: На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Дети исполняют песню « Лесной марш»

1 куплет

Нам птицы просигналили подъем

Привычными тропинками проходим мы

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой родины.

Припев

Мы сами написали

В лесной зеленой книге

О том, что есть у леса надежные друзья.

Такие же девчонки, такие же мальчишки

Такие же счастливые, как ты и я.

2 куплет

И добрые волшебники леса

Похожи на поэтов и художников.

Природа дарит людям чудеса,

А мы ее помощники.

Познавайка: Ребята, в песне говорится о том, что мы помощники природы. А как мы можем

помочь природе? /ответы детей/

А можно ли поступать так, как поступили девочки из сценки, которую я вам

предлагаю посмотреть.


« СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Автор: Однажды Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги Оля сказала:

Оля: Я уже устала идти. Давай сядем, Лида, здесь отдохнем.

Лида: Конечно, отдохнем, а заодно и поедим. Говорят, что еда на

На свежем воздухе кажется вкуснее.

Автор: Вынули девочки из сумки хлеб, масло, яйца, чай.

Стали они обедать.

Оля: Ой, как вкусно!

Лида: Угу!

Автор: Закончили Оля и Лида обед. И вдруг они услышали, как запел соловей.

Оля: Слышишь, соловей поет!

Автор: Они слушали эту прекрасную песню и не шевелились.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и бросила

Под куст. А Лида завернула в газету скорлупу, собрала

Пакетики, пустую бутылку и положила в сумку.

Лида: Олечка, стыдно перед соловушкой мусор оставлять в лесу.

Собери все в сумку, а дома выбросишь.

Оля: Да, конечно, Лида. Извини, соловушка. Я все сейчас уберу!

Автор: Больше Оля так никогда не делала!

Учитель: Чему учит нас эта история, произошедшая с девочками?


3 чтец: Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

4 чтец: Не покупай для бабочек сачка.

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Всех, кто живёт

На планете твоей.

Учитель: На планете нашей живёт много представителей живой природы. Назовите предметы

живой природы. /ответы детей/

Познавайка: Ребята, я предлагаю вам посмотреть сценку «Птичий спор».

Подумайте, какими качествами должен обладать тот, кто возглавляет полёт.

Кончилось лето, наступила холодная осень. Птицы решили, что пора улететь в теплые края. Собрались они в стаю и поспорили, кто полетит впереди всех.

Выходят дети, встают полукругом, один ребенок – Ежик – садится сбоку.

Дети: по очереди

- Давай я полечу первым, потому что я самый большой!

- Нет! Давайте я полечу первой, потому что я самая аккуратная!

Остальные дети повторяют эту фразу, называя свое лучшее качество, например, девочки – самая добрая, красивая, вежливая, сообразительная, воспитанная; мальчики – самый сильный, смелый, быстрый, ловкий, умелый, внимательный, веселый и так далее. Последний ребенок молчит.

Ведущая: Шел мимо Ежик /выходит в центр зала мальчик в шапочке или с

игрушечным ежиком в руке/. Услыхал он, как птицы громко спорят, и

спросил:

Ежик: А кто знает, в какую сторону нужно лететь?

Дети: /по очереди/ Я не знаю.

И я не знаю, и т.д.

Последний ребенок: /маленького роста/

А я знаю! Надо лететь на юг! /показывает рукой/.

Ведущая: И поняли птицы, кто должен лететь впереди, - тот, кто знает дорогу.

Под музыку все «летят» за последним ребенком.

/Дети высказываются по поводу поставленной проблемы/


Учитель: Как красива природа в своей первозданной красоте:

Качаются от ветра деревья, щебечут весело птицы,

В водоемах грациозно плавают рыбы.

Всю эту красоту должен беречь каждый человек

5 чтец: Ко всем, кто нас слышит,

Ко всем, кто нас знает,

Мы обращаемся к вам с пожеланием.

6 чтец: Будьте друзьями птиц и зверей,

Любите природу и будьте добрей!

7 чтец: И пусть всегда будет солнце,

И пусть всегда будет небо,

8 чтец: И пусть всегда будет мама,

И пусть всегда буду я.

Познавайка: Ну вот, друзья, наша встреча подошла к концу. Понравилось вам у меня в

гостях? Что нового вы узнали? В следующий раз мы с вами будем говорить о

человеке и его органах чувств. А пока до свидания.

Учитель: Ребята, давайте закончим наше занятие песней

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»

. 1-куплет

Солнечный круг, небо вокруг.

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листе и подписал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.



УРОК № 2

Тема: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Цель: Углубление понимания детьми, что дружба – особая духовная ценность и она важна

для всего человечества.

Воспитание у детей нравственных качеств таких, как дружба, щедрость, эмпатия,

уважение.


Ход занятия.


Познавайка: Здравствуйте, ребята!

Я очень рад вас сегодня видеть.

- Ребята, я приглашаю вас в круг, возьмитесь за руки. Я хочу, чтобы у всех было

хорошее настроение. Очень хочется, чтобы все улыбались, были радостными и

задорными. Я предлагаю всем сегодня поздороваться башмачками.

/ Дети играют в «наступалочки»/.

- С каким настроением вы шли в школу?

- Что необычного случилось с вами?

- Кто расстроил вас?

- Кто порадовал вас?

- Нравится ли вам общаться я друзьями?

- Нравится ли вам делать приятное своим друзьям?

- Что именно?

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово – ДРУГ?

/дети высказывают свои мысли/

Познавайка: Я предлагаю посмотреть мультфильм «Лиса и журавль».

Посмотрите мультфильм и подумайте, можно ли лису и журавля назвать

друзьями?

/Учащиеся смотрят мультфильм «Лиса и журавль»

Учитель: Можно ли героев мультфильма назвать друзьями? Почему?

Познавайка: Каким должен быть настоящий друг?

Послушайте историю про двух девочек.

/Звучит стихотворение в аудиозаписи. «Рукавички я забыла» А. Барто./

На бульваре – снежный бой.

Здесь и я, само собой.

Ой, что было, ой, что было!

Сколько было хохота!

Рукавички я забыла,

Вот что было плохо-то!

Попросила я у Лели

Запасные варежки.

Говорит: «Смеетесь что ли

Надо мной, товарищи!

Берегу их три недели,

Чтоб другие их надели?!

Вдруг девчонка лет восьми

Говорит: «Возьми! Возьми!»

И снимает варежку с вышивкой по краешку.

Буду левой бить пока,-

Мне кричат издалека.

Я в блаженстве плаваю,

Грею руку правую.

Снежный бой, снежный бой

Здесь и я, само собой

все в атаку напролом,

И снежков метелица.

Хорошо, когда теплом

Кто-нибудь поделится!

Познавайка: - Что вы можете сказать о Леле и другой девочке?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Учитель: Познавайка, а мы даже песню знаем о настоящем друге.

Мы с ребятами сейчас её исполним.

/Исполнение песни Дружба крепкая не сломается»/

Познавайка:- Отгадайте загадку:

Очень добр и пунктуален,

Умный он и идеален.

Двух мышей спешит учить,

Крепкой дружбой дорожить!

Кто это? /Кот Леопольд/.

Учитель: - Какой по характеру кот Леопольд?

- Какие слова он произносит с гордостью?

- Давайте хором произнесем эти слова:

Ребята, давайте жить дружно!

Познавайка: - Я предлагаю вам снова встретиться с котом Леопольдом. Посмотрите серию мультфильма и определите, какими чертами характера обладает кот, а какими - мыши?

/ Просмотр м/ф «Клад кота Леопольда»./

- Итак, составьте портретную характеристику кота и мышей.

- Почему мыши хотят навредить коту?

- Почему кот на них не сердится?

- Нужна ли дружба на земле?

Учитель: - Всегда ли между друзьями есть доверие? Важно ли оно в дружбе?

Послушайте стихотворение «Славная подружка» Е. Макаровой и подумайте, почему

так названо стихотворение.

У меня живет подружка,

Настоящая лягушка.

Современная – аж жуть,

С наворотами чуть-чуть.

У нее есть комп и сотка,

Есть косметика и джип.

Есть и друг,

Простой мальчишка

Нравится она ему. Вот влип!

Вот такая вот лягушка,

Настоящая подружка.

С ней мы дружим много лет,

Вот такой у нас секрет!

- Настоящая ли у них дружба?

А какая должна быть настоящая дружба?

Познавайка: Настоящая дружба чиста, как слеза. Счастлив тот, у кого она есть.

Настоящая дружба – это доверие, уважение. добро, честность, отзывчивость,

любовь, внимательность, благодарность.

Учитель:

- Имен на свете миллион.

Какое ты похвалишь?

А для меня среди имен

Есть лучшее: товарищ!

- Действительно, не важно как имя твоего друга, важно, как этот друг относится к тебе.

И во сто крат лучше, когда у человека много друзей.

Не зря говорят: « Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»

Познавайка:

Встаньте в круг, и давайте помечтаем о том, что у нас в руках появилась волшебная палочка. Чтобы вы пожелали своим друзьям?

Давайте, исполним песенку «Здравствуй, день

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Здравствуй, дом, здравствуй даль,

Здравствуй, радость и печаль,

Здравствуй день, здравствуй ночь

Скоро встретимся мы вновь...

Познавайка: Вот и подошёл к концу наш урок. Я очень был рад с вами встретиться. Я вижу вы настоящие друзья. До скорой встречи! В следующий раз мы с вами поговорим о погоде и её явлениях.

УРОК № 3

Тема: У природы нет плохой погоды.

Цель: Актуализировать и углубить знания учащихся по теме «Погода. Явления погоды».

Развивать синзетивность, наблюдательность.

Воспитывать интерес к предмету.

Ход занятия.


Познавайка: Здравствуйте дорогие ребята. Я рад приветствовать вас в своём учебном

кабинете. Сегодня мы поговорим о погоде и некоторых её явлениях.

Учитель: Ребята, что такое погода?

Вывод: погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков,

ветра.

Познавайка: Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру, которая называется «Узнай!»

Правила игры.

Перед вами находится табло со словами. Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду. Соотнесите эти слова с рисунками, обозначающими погоду.

Большая, маленькая, холодная, тёплая, жаркая, широкая, узкая, сухая,

дождливая, сырая, короткая, длинная, солнечная, облачная, квадратная,

круглая, спокойная, ветреная.

/ Учащиеся играют в игру/

Учитель: Ребята, у нас гости.

А чтобы их узнать, нужно отгадать загадку

И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. /Дождь/

Ждали, звали, а показался – все прочь побежали /Дождь/

Гости: Здравствуйте, ребята!

Мы пришли сегодня с вами познакомиться. Показать себя.

Мы все втроём явление погоды – дождь.

Но называемся по-разному. А приходим мы к вам из тучи. Вы с ней знакомы?

Учитель: Ребята, что такое туча? Может, Познавайку спросим?

Познавайка: Туча – это тёмное густое облако.

Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи,

тяжёлые. Они не могут держаться в небе и падают на землю. Вот и получается

дождь.

Дожди бывают разные: Ливни, ситнички и косые.

Ливень: Я – ливень. Меня ещё называют проливным дождём.

Если вы слышите, что говорят – дождь как из ведра, то это про меня. Я очень сильный

дождь.

Ситничек: А я – мелкий дождик, как из сита, и называют меня ситничком.

Косой дождь: А я косой дождь. Меня называют косохлёстом, мои капли летят в сторону, то

есть косо.

Познавайка: Ребята, посмотрите на картинки и найдите, где какой дождь нарисован.

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Познавайка: Ребята, радуетесь ли вы, когда идёт дождь?

Все рады дождю: и люди и животные, а особенно травы. А почему?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Учитель: Давайте нашим гостям споём песенку в подарок.

/Дети исполняют песню «Дождик поливай»/

Гости: Спасибо, ребята вам за хорошую песню. Нам пора прощаться.

/Дожди уходят/.

Познавайка: Что это за шум? Кто к нам пожаловал?

Отгадайте загадку.

Есть на свете конь –

всему миру не сдержать /Ветер/


Без рук, без ног, по полю рыщет

поёт да свищет, деревья ломает

к земле приклоняет. /Ветер/.


Ветер: Привет, друзья, а вот и я!

Вы рады видеть все меня?

Вы угадали, кто я?

Учитель: Ребята А вы знаете что называют ветром? Познавайка, помоги нам!

Познавайка: Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется?

Земля в разных местах по разному нагревается солнцем. От земли нагревается и

воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный

воздух устремляется на его место. Вот так и возникает ветер.

Ветер: Да это про меня. Многие меня не любят. Но они ведь даже и не догадываются,

насколько я важен на земле. Я принёс вам видеозапись обо мне и предлагаю вам её

посмотреть.

/ Просмотр документального фильма « Значение ветра в природе»/

Учитель: Ребята, какую пользу приносит ветер?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Познавайка: Я предлагаю поиграть в игру

Правила игры.

На табло расположены слова. Выбери из них те, которыми можно описать ветер.

Сильный, зелёный, холодный, сырой, сладкий, горячий, пёстрый, порывистый, слабый, широкий, красный.


Учитель: Какими ещё словами можно описать ветер?

Ветер: Ну, друзья, мне пора в путь. Всего вам доброго!

Познавайка: В природе существует много явлений и все они связаны друг с другом.

Давайте вспомним их:

Гололёд, метель, гроза, буря.

Учитель: Ребята, объясните эти явления погоды.

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Познавайка: Эти явления бывают опасны для жизни. Поэтому нужно всегда соблюдать правила безопасности. Давайте их вспомним, а помогут нам плакаты с рисунками.

Гололёд – дорогу посыпать солью или песком

Метель, гроза и буря – нужно спрятаться в здании.

Учитель: А как узнать будет ли сегодня непогода или нет?

Познавайка: Погода очень переменчива. Она может часто меняться. За погодой ведут постоянные наблюдения специальные люди, которые работают на метеорологических станциях. Их называют метеорологами.

Метеорологи – это люди занимающиеся наукой о погоде.

Они предсказывают погоду.

Но иногда помогают предсказать погоду народные приметы.

А об этом нам расскажет БЮРО ПОГОДЫ.

Бюро погоды: Признаки ухудшения погоды

  • Рыба не клюёт – она сыта.

  • Пчёлы сидят в улье и громко гудят.

  • Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

  • Куры купаются в пыли.

  • Возле цветов жёлтой акации кружится много насекомых.

  • Крот нагребает высокие холмики.

  • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.


Признаки хорошей погоды.

  • Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчёлы.

  • Ласточки и стрижи летают высоко

  • Комары – толкуны толкутся столбом.

  • Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

  • Птицы весело поют

  • Раскрыты все кувшинки.

  • Паук усиленно плетёт сети. /к сухой погоде/.

Учитель: Наблюдайте ребята, за погодой и соблюдайте безопасность.

Познавайка: Вот как много интересного можно узнать, наблюдая за природой. На это наш урок закончен. На следующем уроке мы поговорим о грибах. До скорой встречи!



УРОК № 4

Тема: На полянку по грибы.

Цель: Познакомить учащихся с видами грибов, правилами сбора грибов.

Развивать внимательность, наблюдательность.

Формировать навык аргументированных ответов.

Воспитывать интерес к познанию природы.


Ход занятия.


Познавайка: Добрый день девочки и мальчики!

Сегодня мы с вами поговорим об интересных растениях.

А о каких именно вам придётся догадаться. Сейчас вы посмотрите мультфильм

«Чьи в лесу шишки?» и определите тему сегодняшнего урока.

/Дети смотрят отрывок из мультфильма «Чьи в лесу шишки?»/

Учитель: Познавайка, а почему ты называешь грибы интересными растениями?

Познавайка: Иногда на полях можно увидеть удивительные грибы в виде лепёшек – жёлтого, белого, оранжевого цвета. Молодые грибы могут передвигаться и даже забираться на пни. Называют такие грибы СЛИЗЕВИКАМИ.

Ученик: Как интересно! Мы и не знали, что грибы могут передвигаться.

Познавайка: Я много грибов знаю. А запомнить их помогла мне сказка, с которой я хотел бы вас ребята познакомить.

Учитель: Ребята, вы сейчас услышите сказку «Замечательный зонтик», а после прослушивания вы должны назвать те грибы, о которых шла речь в сказке.

«Замечательный зонтик»

(приключение Колобка)

Подарила Бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зелёный в белую ромашку.

Пошёл Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто-то знакомый встретиться – будет, чем похвастаться. Взял Колобок ещё корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?..

Идёт Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются», - думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, - думает Колобок. – Вот бы ещё Волка встретить, а то и Лису…»

Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье.… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И – забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка зонтик! Траве мокро - Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, Колобку дождь нипочём. Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего не было. «Вот найду корзинку и зонтик, разберусь», - подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенёк. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут ещё рядом кто-то покряхтывает, вздыхает.

- Кто это вздыхает тут?

- Я гриб-Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы, народ сильный!

Гриб Боровик Колобку знаком. С Бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из Боровиков! А вот почему Колосовик?

- Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошёл. А грибам только того и надо.

Боровик-колосовик ещё что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый – с бахромой по краю. Но что это? Рядом ещё зонтик. Ещё. Малиновые, жёлтые, лиловые, даже красный в белую горошину!

Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка, красный в белую горошину», - думает.

- Я не зонтик. Я гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!

- И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опёнки! А я – Шампиньон. Всех нас можешь смело класть в корзинку, на жаркое.

Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тоненький голосок:

-А я – зонтик. Пёстрый зонтик. Съедобный!

Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул рукой Колобок и сел на траву. Горевать. На зелёную траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! И небо над ним – зелёное в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы ещё корзинку! А её и искать не надо. Стоит она рядом, на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце… на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзину с белого блюдца и слышит:

-Верно. Не блюдце я, а гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!

-Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца.

– Нас, Рыжиков, хоть соли хоть жарь!

- И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.

Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!»

Слушал, слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратил в палку искалку, которой легко раздвигать густую траву. А потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.

Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если его Бабушка не подарила, если бы Колобок не пошёл этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.


Познавайка: Вот такая история произошла с Колобком. Понравилась ли вам сказка?

Учитель: Какие грибы встретил Колобок в лесу? На что они были похожи?

Познавайка: Я предлагаю вам тоже сходить в лес за грибами и собрать только съедобные грибы в корзинку. А собирать грибы мы будем, разгадывая кроссворд, помещённый в корзинку.


сканирование0064















/Дети разгадывают кроссворд/.


ЖИВЁТ БЕЗ ЗАБОТ НАСЕЛЕНЬЕ ЛЕСНОЕ,

ЖИВЁТ ПОД БЕРЁЗКОЙ, ЖИВЁТ ПОД СОСНОЮ.

У КАЖДОГО ЖИТЕЛЯ НРАВ СВОЙ ОСОБЫЙ

ИХ МНОГО В ЛЕСУ, А НАЙДИ-КА, ПОПРОБУЙ!


Познавайка: Ребята, на свете существует очень много видов грибов. Они разные по цвету и по форме, по размеру и по месту произрастания. О некоторых грибах вы сможете узнать, посмотрев презентацию. Внимание на экран.

/ Просмотр презентации «Лето – грибная пора» из электронного сборника/

Учитель: Какие ядовитые грибы вы запомнили? Кто из вас видел их в лесу? Что о них нужно знать?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Познавайка: А теперь ребята, вам такое задание. Нарисуйте рисунок на тему: « На полянку по

грибы»

/Дети рисуют рисунок/

Познавайка: Ребята, а вы знаете как нужно собирать грибы?

Сейчас наши журналисты расскажут правила сбора грибов.


Журналисты:

  • Хорошо в лесу, особенно в солнечную погоду. Блестят в воздухе тонкие паутинки, деревья шелестят своими листьями. Прячет природа под пёстрым ковром травы грибы. Эти грибы так и просятся в лукошки. Но грибы – гордый народ. Они хотят, чтобы их поискали, поклонились им, а уж потом в лукошко.

  • Грибы нужно собирать правильно. Во-первых, внимательно присмотритесь к небольшим кучкам листьев. Во-вторых, разгребите аккуратно листву, если там вы обнаружили гриб, то при помощи ножа обрежьте ножку так, чтобы не повредить корешок. Ведь на этом месте вырастет новый гриб.

  • Класть грибы нужно обязательно в корзинку, иначе они могут поломаться.

  • Отправляться за грибами лучше рано утром, когда гриб самый крепкий и душистый.

  • Запомните последнее и очень важное правило: не собирайте незнакомые и старые грибы, не трогайте ядовитые грибы.


Познавайка: Спасибо нашим журналистам за интересный и поучительный рассказ.

Сколько интересного можно наблюдать в лесу?




Ученик: Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство огромной страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.



Учитель: Ребята, понравилось ли вам сегодня работать на уроке Познавайки?

Что особенно запомнилось? Давайте поблагодарим Познавайку за интересный

рассказ о грибах.

Познавайка: Ребята, нам пора прощаться. На следующем уроке мы поговорим о том, как

растение развивается из семени.


УРОК № 5

Тема: Как живут растения?

Цель: Познакомить учащихся с этапами развития растения из семени, с сезонными

изменениями в жизни лиственных растений.

Формировать у учащихся навыка наблюдения за природой.

Воспитывать бережное отношение к природе.


Ход занятия.


Познавайка: Я приветствую всех вас, дорогие ребята!

Сегодня мы поговорим с вами о том, как живут растения и почему их относят к

живой природе. А чтобы нам узнать ответы на эти вопросы, я предлагаю

отправиться в лес. Там мы сможем спросить у растений, как они живут. Закройте

глазки и представьте, что мы идём по лесу.

/ Просмотр видеосюжета «О чём шелестели листья?»/

Учитель: Смотри, Познавайка, какой-то старичок сидит прямо на травке.

Познавайка: Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок: День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не

забыли? Давайте поиграем в игру «Выбери правило вежливости»

Учитель: Конечно же мы с ребятами очень рады будем поиграть с вами.

Лесовичок: Тогда слушайте правила игры. А ты, Познавайка, будешь мне помогать.

Итак, я называю 2 варианта правил вежливости, а вы должны выбрать

правильный вариант. Готовы?


  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

  • В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет.


    • Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь.

    • Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.


      • Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

      • Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.


Ученики читают стихотворение:

1 чтец: Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.


2 чтец: Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

3 чтец: Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий.

4 чтец: Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Познавайка: Да, если бы мы встретили этого мальчишку, мы бы его научили как нужно обращаться с природой.

Лесовичок: Ребята, относитесь к лесу и его жителям бережно. Ведь для того, чтобы вырастить лес, понадобится очень много лет. У нас здесь в лесу есть старый дуб. Ему уже двести лет.

Учитель: А давайте пойдём в гости к дубу.

/Появляется дуб/

Дуб: Добрый день, ребята! Я очень рад видеть вас у себя в гостях. Что привело вас к нам?

Ученики: Мы, дедушка Дуб, хотели бы узнать, как живут растения.

Дуб: Расскажу вам об это и покажу на схеме.

Растение – живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.

Как же развивается растение?

Ветер приносит семечко. Оно падает на землю и прорастает. Сначала из семечки появляется корешок, а потом стебелёк с листочком. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На взрослом растении появляются семена. Из этих семян потом вырастают новые растения. У дуба, например, плоды называются жёлуди. Они держатся на дереве до осени, а затем падают на землю. В каждом жёлуде находится одно крупное семя. Весной из семени вырастает новое деревце.


Познавайка: Дедушка дуб расскажите, как вы переживаете сезонные изменения.

Дуб: Когда наступает осень, у всех лиственных деревьев появляется красивый разноцветный наряд. И у нас, дубов, тоже. После листопада у нас ветки становятся голыми. Зимой мы впадаем в сон. С наступлением весны вся природа оживает, и мы тоже оживаем. Поздней весной мы одеваем ярко зелёный наряд. Всё лето под нашей кроной от зноя прячутся звери и птицы. А нашими желудями питаются сойки, лесные полёвки, мыши.

Учитель: Спасибо вам, дедушка Дуб за интересный рассказ.

Познавайка: Ребята, в лесах и парках встречаются дубы летние и дубы зимние. Поздней осенью опадают побуревшие листья летнего дуба. А у дуба зимнего высохшие листья держатся до весны.

Лесовичок: Дубы образуют красивые рощи – дубравы. У многих народов дуб считался самым красивым деревом.

Дуб: Как приятно, когда о тебе знают многие люди. Спасибо вам, дорогие гости за добрые слова.

Учитель: Ну, что, ребята, нам пора возвращаться в класс.

Дуб: Ребята, я хочу вам на память о сегодняшней встрече подарить свои листочки и жёлуди.

Лесовичок: А я хочу вам подарить дары леса: грибы да ягоды.

До свидания, ребята!

Учитель: Ребята, закройте глазки! Мы с вами опять находимся в классе.

Познавайка: Понравилось вам, ребята, путешествие? Что нового вы сегодня узнали о жизни растений?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.


Познавайка: Наш урок подходит к концу. В следующий раз мы посвятим наш урок разговору о

дикорастущих и культурных растениях.



УРОК № 6

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: Познакомить учащихся с группами культурных и дикорастущих растений.

Довести до сознания детей важность каждой группы растений.

Формировать навык культуры поведения в общественных местах.

Прививать интерес к предмету – Познание мира.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Ход занятия.


Познавайка: Добрый день, дорогие мальчики и девочки!

Сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что нас сегодня пригласили в

театр.

Ученики: Как здорово! Мы очень любим театр.

Учитель: Ребята, чтобы пойти в театр нужно вспомнить правила поведения в общественных

местах.

Познавайка: А это мы сейчас проверим. Я буду называть правила поведения, а вы, ребята, будете их комментировать. Согласны?

Ученики: Конечно, согласны.

Познавайка: Итак, правила поведения в общественных местах все должны знать

И строго все их выполнять.

/После каждого правила дети дискутируют по поводу ложности предлагаемых правил поведения/


  1. В театр ходите в спортивной или домашней одежде, потому что вам удобнее будет сидеть в зале.

  2. Обязательно берите с собой в театр попугаев, кошек, собак, хомяков и других домашних животных.

  3. Устраивайтесь поудобнее; особенно хорошо упереться ногами в спинку стоящего впереди кресла.

  4. Во время сеанса ешьте пироги, мороженое, шоколад, конфеты (можно пить лимонад ).

  5. Не сидите в театре безучастно: обсуждайте по ходу спектакля то, что происходит на экране (хорошо также свистеть, топать ногами, вскакивать с места и кричать героям спектакля, что вы о них думаете).

  6. Если спектакль скучный, поговорите о своих делах, лучше всего о том, что задавали на завтра в школе.

Учитель: Правила поведения в общественных местах вы знаете хорошо. Можно идти в театр. А какой спектакль мы будем сегодня смотреть?

Познавайка: В театре для нас будет демонстрироваться сказка «Кто важней?»

В спектакле речь пойдёт о дикорастущих и культурных растениях.

Ученики: Познавайка, что называют растениями, мы уже знаем. А вот что называют дикорастущими и культурными растениями, даже не догадываемся.

Познавайка: Не беда, вы о них узнаете из спектакля.


/Занавес открывается. На сцене стоят декорации с изображением леса и огорода/.


1 ведущий: Жили – были в лесу, на лугу, в водоёме растения, которые никто не сажал и за которыми никто никогда не ухаживает. И называют их дикорастущими.

2 ведущий: А неподалёку в саду, в поле, в огороде живут растения, за которыми ухаживает человек. Их называют культурными растениями.

1 ведущий: Поспорили они как-то между собой. Кто из них важнее?

Культурные: Это ясно всем, что культура есть культура. Культура должна быть во всём. Мы, культурные растения, конечно, важнее.

Овощи: Мы овощные культуры. Посмотрите, какие мы красивые, сочные, спелые. А какие аппетитные. Каждый будет рад нас попробовать.

Фрукты: А мы, фруктовые культуры. Самые сладкие, крупные. В нас много витаминов. Больше всего нас любит детвора.

Декоративные растения: А мы обеспечиваем красоту приусадебных участков, без нас не может обойтись ни один праздник. всем приятно получить в подарок и хризантему, и гладиолус, и астру. А какую прелесть мы, комнатные растения, придаем подоконникам. Все любуются, глядя на нас.

Зерновые культуры: Ну, а без нас вряд ли кто проживёт. Хлеб, булочки, пельмени, вареники и многие другие продукты питания состоят из нас. А какая лошадь обойдётся без овса?

Культурные: В общем тут и спорить нечего – мы важнее дикорастущих. Это факт.

/ В разговор вступают дикорастущие растения/.

Дикорастущие растения: Мы хотим вам сообщить о том, что важнее нас на свете нет. Мы обеспечиваем огромный запас кислорода для всего народа планеты. И не только это.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

Деревья: Мы служим нашим животным, птицам, насекомым домом.

Шиповник: А я кустарник – зовут меня шиповник. Моими плодами питаются и животные и птицы. Да и человек использует мои плоды.

Лекарственные травы: А как без нас, трав лекарственных? Мы обеспечиваем здоровье и людей и животных

Ромашка: Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Да и я могу сгодиться,

Если хочешь подлечиться.

Грибы: А мы уж точно очень важны,

На поджарку, на засолку

Только люди внимательны быть должны

Ведь с несъедобных грибов не будет толку.

Мухомор: Как это нет толку? Нас человек использует как лекарственное средство. Очень помогают настойки для растирания при болях в спине, ногах и многом другом. Но есть меня, категорически запрещено. Ведь я ядовитый гриб!

Лесные ягоды: А какое вкусное варенье приготовить можно из наших плодов. Куда вкуснее и пахучее, чем из садовых ягод.

/Появляется Природа/

Природа: О чём вы, растения, тут спор ведёте? Все растения важны, все растения нужны.

Все растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных – растения – это дом и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения – лекарственные. Из некоторых растений производят ткани. Не могут люди обойтись и без древесины. А сколько радости доставляет нам красота растений. Нам нужно дружить, а спор тут абсолютно никому не нужен.

В финале спектакля все герои исполняют песню «Лесной марш».

/Зрители аплодисментами благодарят артистов за спектакль/

Познавайка: Понравился ли вам спектакль?

В какой момент вы были не согласны с героями?

Как вы думаете, кто из растений важнее?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Учитель: Спасибо, Познавайка, тебе за то, что пригласил нас в театр.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Познавайка: Ну, вот наше занятие подошло к концу.

В следующий раз наша встреча будет посвящена нашим домашним любимцам –

кошкам и собакам.


УРОК № 7

Тема: Про кошек и собак.

Цель: Познакомить учащихся с мероприятиями, проводимыми человеком для животных.

Расширять кругозор учащихся. Развивать мышление, творческое воображение,

синзетивность.

.Воспитывать сознательность и ответственность в выборе домашнего питомца.


Ход занятия.


Познавайка: Добрый день дорогие любители природы!

Сегодня у нас в гостях герои известного мультфильма. Посмотрите отрывок из

этого мультфильма, вспомните его название и имя главных героев.

/Просмотр отрывка из мультфильма «Приключение в Простоквашино»/

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.


Учитель: Встречайте, сегодня у нас в гостях кот Матроскин и пёс Шарик.

Матроскин: Мне очень приятно с вами познакомиться. Я - кот Матроскин, ну это фамилия такая, а это вот Шарик. Шарик, поздоровайся с ребятами. Всему тебя приходится учить.

Шарик: И вовсе меня учить не надо, ты мне просто слово не даёшь вставить.

Учитель: Не ругайтесь, дорогие наши любимые герои.

Шарик: А мы и не ругаемся. Здравствуйте, ребята. Здравствуй, Познавайка. Здравствуйте все, у кого мы сегодня в гостях. А пришли мы к вам не случайно. У нас для вас сюрприз. Да, Матроскин?

Матроскин: Мы сегодня побываем с вами на выставке домашних питомцев – кошек.

Готовы? Тогда закройте глазки! Представьте, что вы входите в большой дворец.

Высокие потолки. Всюду горят разноцветные огоньки. Арена украшена

воздушными шарами. Играет оркестр. На арену выходит ведущий.

Откройте глазки! Перед вами ведущий - это я - Матроскин.

Сейчас вы увидите самых лучших, самых красивых домашних питомцев – кошек.

На свете около 60 разновидностей пород кошек. Некоторые представители сегодня будут представлены на выставке.

/Трансляция электронной презентации «Мои домашние любимцы»/.

По ходу презентации Матроскин рассказывает о породах кошек: персидской, сибирской, сиамской, русской голубой и т.д.


Учитель: Спасибо, Матроскин, за интересный рассказ.

Шарик: Матроскин, ты молодец! Очень хорошо выступил!

Ребята, понравились вам кошки с выставки? Какой породы понравившаяся вам кошка?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Познавайка: А теперь вам ребята, такое задание: нарисуйте кошку, которая вам понравилась на выставке и дайте ей кличку.

/Дети рисуют на фоне инструментальной музыки/

Матроскин: Большинство кошек, живущих в домах, ни к одной породе не относятся.

Их называют просто – домашние кошки. Но и они очень красивы и интересны.

Учитель: Ребята, давайте подарим Матроскину наши рисунки в знак любви к этим ласковым животным.

Шарик: А я хочу рассказать про собак.

Матроскин: /рассерженно/ Шарик, никому не интересно, что ты хочешь рассказать о собаках.

Ученики: Интересно, интересно! Мы очень хотим узнать о собаках. Шарик, расскажи, пожалуйста.

Шарик: Собак в мире примерно 400 пород. Собака – верный друг и помощник человека.

На Севере ездовые собаки перевозят упряжки с людьми и грузами. Слепым людям надёжно служат собаки-поводыри. Милиционерам собаки помогают разыскивать нарушителей закона, пастухам – пасти стада животных.… В военное время собаки спасали раненых, доставляли боеприпасы и донесения.… Не только породистые собаки, но и обычные дворняжки – преданные человеку существа.


Познавайка: Да, Шарик, собаки всегда помогали и помогают человеку в трудную минуту.

Многие из них имеют медали.

Учитель: В городах устраивают выставки не только кошек, но и собак. На этих выставках представлены лучшие породы собак. О них нам сейчас расскажет Познавайка.

/Трансляция электронной презентации «Собака – друг человека»/.

По ходу презентации Познавайка рассказывает о породах собак: такса, колли, терьер, пудель, пинчер, болонка, кавказец, овчарка и т.д.

Матроскин: Ребята, собака какой породы вам понравилась?

Учитель: Давайте исполним для Шарика песню «Человек собаке друг» из м/ф. «Бобик в гостях

у Барбоса».

/Исполнение песни/.

Познавайка: Ухаживать за домашними питомцами: и кошками, и собаками непросто. Их нужно хорошо кормить, чистить, выводить на прогулку. Если ты хочешь завести собаку, подумай, хватит ли у тебя на всё это времени и желания. Если нет, лучше зверюшек не заводить. Помни: человек в ответе за здоровье и жизнь своего четвероного друга.

Матроскин: Что-то мы у вас подзадержались. Нас уже, наверное, дядя Фёдор потерял. Давай прощайся с ребятами, и поехали домой.

Шарик: Ну, ребята, нам уже пора домой, в Простоквашино. Нам было очень весело с вами. До свидания.

Матроскин: До скорой встречи, ребята. Приезжайте к нам в Простоквашино!

Учитель: До свидания, дорогие гости. Приходите к нам ещё.

/Матроскин и Шарик уходят/.

Познавайка: Что нового вы сегодня узнали? Понравилось вам наш е посещение выставки?

Следующее наше занятие будет посвящено зимующим птицам. До скорой встречи!



УРОК № 8

Тема: Репортажи о зимующих птицах.

Цель: Систематизировать и углубить знания учащихся о трудностях, которые испытывают

зимующие птицы.

Формировать навык рассуждения, аргументации точки зрения.

Развивать креативные способности детей на основе эмоционально-чувственного

восприятия окружающего мира.

Воспитывать любовь к природе.


Ход занятия.


Познавайка: Внимание! Внимание!

Говорит и показывает зимний лес. Репортаж подготовил Познавайка.

Учитель: Здравствуй, Познавайка!

Мы пришли сегодня к тебе на урок, а тебя нет в кабинете. Ты где?

Познавайка: Я в лесу. Сегодня вы увидите телепередачу «Репортажи о зимующих птицах».

И для вас первый репортаж о зимующих птицах.

/Репортаж сопровождается показом картин и иллюстраций/

Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И, кажется, нет никого в лесу.

Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут жёлтым, красным, оранжевым, повиснут на еловых лапах. Это стайка яркопёрых клестов облепила ели, лущит из шишек семена.

А через несколько минут так же неожиданно вспорхнёт – и дальше.

Краснеют уцелевшие на рябине гроздья ягод. И уж не пропустит их пролетающая стайка красивых свиристелей, всю обдерёт.

С весёлым писком и свистом пролетят синицы, рассыплются по веткам, начнут вертеться на них. Вниз головой по стволу побежит голубой поползень, поднимаясь вверх по стволу, закружит коричневая пищуха. С ними и пёстрый дятел

Путник вышел из леса в поля. Там тоже птицы: с треском вырвалось из кустов большое стадо серых куропаток. На торчащих из-под снега мохнатых головках чертополоха сидят щеглы.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом!


Учитель: Ребята, о каких птицах шла речь в репортаже?

Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

Как вы понимаете выражение: «Голодом страшна зима птицам, а не холодом!»?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Познавайка: Следующий репортаж для вас, ребята, приготовили корреспонденты – юные любители природы.

Корреспондент 1:

Много крох перепадает птицам с человеческого стола. Поэтому зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Зимой среди деревни часто заметишь красивую сойку с ярко-голубыми перьями на крыльях, а летом её не увидишь: заберётся в чащу и не показывается.

Корреспондент 2:

В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.

Где зимой добыть еду? Эту нелёгкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена.

Корреспондент 3:

Интересно наблюдать зимой за дятлом. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелинкой и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелинку, а потом раздалбывает шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну шишку – летит за другой, принесёт в клюве, вставит в расщелинку, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек.

Познавайка: Интересно наблюдать за птицами в зимнее время года.

Уважаемые телезрители мы предлагаем вашему вниманию отрывок из документального фильма «Кто как в лесу живёт».


Учитель: Дети, как вы думаете, можем ли мы помочь зимующим птицам?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Познавайка: Правильно, нужно везде развешивать птичьи кормушки.

Каждый день, когда встаём

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушке сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири…

Все привыкли – не пугливы,

Хоть руками их бери!


Учитель: Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать естественный корм на деревьях и кустарниках, в районе расположения кормушки

Познавайка: Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягода рябины. Собирайте арбузные и дынные

семечки, семена берёзы.

Смешивайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Учитель: Ребята, берегите птиц!

Птицы – наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского и

лесного хозяйства.

Познавайка: Дорогие любители природы, вы никогда не задумывались, где ночуют зимующие птицы? Об этом нам расскажет наш специальный корреспондент.

Корреспондент 4:

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями в парках, садах, рощах, на деревьях, распушив перья и прижавшись друг к другу.

Синицы, поползни, корольки, дятлы укрываются от холода в дуплах. В кроне густой ёлочки, тесно прижавшись друг к другу и уткнув клювик под крылышко, ночуют синицы длиннохвостые, а воробьи и синицы большие укрываются под крышами, у окон, и труб отопительных сооружений.

Зимующие птицы скворечников не используют, они промерзают и продуваются ветром.

Рябчики и тетерева – ночуют под снегом.

Учитель: Тяжело птицам зимой. Нам нужно заботиться о них.

Я предлагаю вам подготовить проект «Лучшая кормушка 2008».

Для этого нам нужно разделиться на 3 группы.

Придумайте и изобразите на бумаге самую лучшую кормушку на ваш взгляд.

/Дети выполняют задание на фоне инструментальной музыки/

Защита проекта


Познавайка: Молодцы, ребята! Если вы эти кормушки по этим проектам изготовите и повесите их на дерево, птицы вам будут благодарны. Давайте поаплодируем себе.

В память о сегодняшней работе я хочу подарить вам всем по одному изображению птицы. А вы должны узнать, как называется эта птица.

На этом наше занятие окончено. В следующий раз мы поговорим о нашей Родине.

До новых встреч! УРОК № 9

Тема: Наша Родина.

Цель: Познакомить учащихся с понятиями малая Родина и большая Родина,

с достопримечательностями столицы Казахстана – Астаны.

Развивать творческие способности детей, расширять кругозор.

Воспитывать патриотизм и любовь к родному краю.

Ход занятия.

Познавайка: Ребята, как всегда, я рад приветствовать вас на нашем занятии.

Тема сегодняшнего занятия «Наша Родина»

Веселое, приветное,

Гореть не устает,

Большое солнце светлое

Над Родиной встает!

- Сядем так, чтобы спинка была ровной, закроем глазки и представим, как от солнышка отделился маленький солнечный лучик, такой же маленький и шаловливый, как вы. Он спустился с небес и пощекотал наши щечки, поцеловал наши глазки и прыгнул в нашу головку, осветил ее, спустился вниз и осветил все наше тело. Оно стало легким, как пушинка, ветерок подхватил нас и понес ввысь! Мы поднимаемся все выше и выше над домами и деревьями. Люди смотрят на нас и улыбаются.

А мы летим и видим, как под нами проплывают синие горы, похожие на седых великанов; голубые ленты рек, золотые поля пшеницы; а вот перед нами бескрайняя ширь моря блестит, переливается на солнце /пауза/. Мы летим дальше и видим зеленые светлые леса, стаи птиц, бескрайнюю, похожее на золотое море, степь – это наш родной Казахстан. Не спеша, мы возвращаемся в класс и тихонько открываем глазки.

- Получилось у вас полетать?

- Какие чувства вы испытывали во время полета над Родиной?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Ученики читают стихотворение.

1 чтец: О! Казахстан, моя родная мать!

Желаю я тебе во всех делах сильнее процветать!

О, Родина моя, ты и прекрасна, и прелестна!

И я всегда любуюсь твоей чудной красотой!

2 чтец: Моя Отчизна, ты в мире всем известна

Своим гостеприимством, добротой и простотой!

И я всегда горжусь своей землей!

3 чтец: Пусть небо будет вечно чистым над тобой!

Цвети, мой Казахстан, моя земля,

О, Родина моя, будь счастлива всегда!

Учитель: - Как называется страна, в которой мы живем?

Познавайка: Ребята, что мы называем малой Родиной? / место, где ты родился/

- Что мы называем Большой Родиной? /государство, где ты живешь/.

- Вы родились и живете в Республике Казахстан. И поэтому являетесь гражданами этого государства. Каждый человек с момента рождения становится гражданином. Это значит, что он находится под защитой государства. Мало родиться гражданином, им надо стать.

- Как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин Республики Казахстан?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Учитель: Мой Казахстан велик и могуч!

В нём много рек

И гор высоких круч.

Народы в дружбе все живут,

Детей растят, разводят скот,

Пускают много в небосвод

Они космических ракет

До неизведанных планет.

Живи, расти, моя страна,

Ты самая прекрасная!


Познавайка: Какой город является столицей нашего государства?

Я предлагаю совершить небольшое путешествие по столице нашей страны –

Астане

/ На экране показ презентации «Астана – столица Казахстана из сборника презентаций к урокам Познания мира./

Учитель: Столица нашей Родины – Астана. Столица – это главный город государства, его политический центр. Последнее решение о переносе столицы из Алматы в Астану было принято в 1997 году. Новая часть города в основном возводится на левом берегу реки Ишим. Наша столица похожа на огромную строительную площадку. Возводятся административные здания и жилые дома.

На наших глазах столица превращается в один из красивейших городов республики.


- 1 чтец: Сенін Отаның

Отан сенін, ата- анаң

Отан- досың, бауырың,

Отан - өлкең, астанаң,

Отан – аудан, ауылың.

Отан – тарих, отан – тіл,

Жасаған елін, өз халқың,

Отан - өлен, отан – жер,

Котерген көкке ел даңқын.

Познавайка: Ребята, каким вы представляете наш родной посёлок в будущем?

Что бы вы хотели построить в нашем посёлке?

Я предлагаю нарисовать большой проект нашего посёлка будущего.

Все вместе создаём проект на одном большом полотне.

/Учащиеся защищают проект, учитель помогает детям выражать свои мысли/

2 чтец: Где зеленой тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречалась я,

С ясным солнцем начала я разговор.


3 чтец: Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ.


4 чтец: Каждый, - шепчет солнышко, - хорош,

Не могу обидеть никого.

Где же ты родился и растешь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей.

Родина! Она всего милей!

Познавайка: Ребята, возьмитесь за руки!

Давайте завершим нашу встречу песней «Солнечный круг».

На следующем уроке мы с вами поговорим о правах, которыми наделён каждый

ребёнок нашей планеты.


УРОК № 10


Тема: Сказка ложь, да в ней намёк.

Цель: Познакомить учащихся с некоторыми правами , оговоренными в Конвенции о

защите прав ребёнка принятую ООН.

Развивать внимание, дивергентное мышление, синзетивность.

Воспитывать у учащихся уважение к законам и законодательным документам.


Ход занятия.


Познавайка: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычное занятие, а путешествие по сказке « Маша и медведь».

Но путешествие не простое, мы проследим, соблюдают ли сказочные герои

Конвенцию о защите прав ребёнка. А напоминать права, которые имеет каждый

ребёнок, будет нам наш судья. Итак, в путь.

/Сказка поставлена в форме кукольного театра с участием старших учеников. Во время инсценировки при объяснении прав ребёнка судья поднимает табличку, на которой написано право и оглашает его /

Ведущий: Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька.

Судья: Итак соблюдается первое право ребёнка – право на имя

Каждый ребёнок имеет право на имя.

Ведущий: Собрались раз подружки в лес, по грибы, да по ягоды.

Машенька:

- Дедушка, бабушка, отпустите меня в лес с подружками.

Дедушка, бабушка: иди, только смотри от подружек не отставай – не то заблудишься.

Судья: Итак, соблюдается второе право ребёнка – право на досуг.

Каждый ребёнок имеет право на досуг (свободный выбор занятия).

Ведущий: Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревцо за деревцо, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит, стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь – и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает.

Машенька:

- Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?

Ведущий: А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался:

Медведь:

- Ага, теперь не отпущу тебя. Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить,, меня кашей кормить.

Судья: Нарушение Конвенции. Нарушено право на свободу ребёнка.

Каждый ребёнок имеет право на свободу – его нельзя удерживать против его воли.

Ведущий: Потужила Машенька, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда из избушки не уходить.

Медведь: А если уйдёшь, всё равно поймаю и тогда съем.

Ведущий: Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого.

Думала оно думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька ему говорит:

Машенька:

Медведь, медведь, отпусти меня домой. Мне надо в школу ходить. Я должна стать образованной девочкой.

Медведь:

-Нечего тебе в школе делать. Здесь в лесу тебе образование не понадобится.

Судья: Нарушение Конвенции. Нарушено право на образование.

Каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование.

Машенька:

Медведь, медведь, отпусти меня хоть на денёк в деревню: к бабушке да дедушке гостинцев лесных отнесу.

Медведь:

Нет, никуда ты не пойдёшь. И не думай об этом больше.


Судья: Нарушение Конвенции по правам ребёнка.

Каждый ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.


Ведущий: Погоревала девочка, но делать нечего. Тогда она придумала другой план.

Машенька:

Медведюшко, я напекла пирожков, может ты отнесешь сам дедушке да бабушке.

Ведущий: Принесла Машенька большой короб. И говорит медведю.

Машенька:

- Вот смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их бабушке да дедушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дуб влезу, за тобой следить буду.

Медведь:

- Ладно, давай короб.

Машенька:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик.

Ведущий:

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а себе на голову блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил короб на спину и пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:

Медведь:

- Сяду на пенёк, съем пирожок.

Машенька:

- Вижу-вижу! Не садись на пенёк! Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!

Медведь:

Ишь, какая глазастая – всё видит.

Ведущий:

Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

Медведь:

- Сяду на пенёк, съем пирожок.

Машенька:

- Вижу-вижу! Не садись на пенёк! Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!

Медведь:

- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

/Встаёт и идёт дальше/.

Ведущий:

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай стучать в ворота:

Медведь:

- Отпирайтеся, открывайтеся! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

Ведущий:

Собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка с бабушкой к воротам, видят, стоит короб

Бабушка:

- Что это в коробе?

Ведущий:

Дедушка поднял крышку, смотрит, глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит – живёхонька и здоровёхонька.

Обрадовались дедушка и бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец!

Познавайка: Понравилась вам сказка, ребята.

Какие права ребёнка были нарушены героями сказки «Маша и медведь»?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Учитель: Какие права нарушаются в вашей жизни?

/Дети отвечают и аргументируют свой ответ/.

Судья: Я оглашаю решение: строго наказать виновников за нарушение Конвенции ООН о защите прав ребёнка.

Познавайка: Ну, вот и заканчивается учебный год и нам с вами придётся расстаться, но не надолго, в следующем учебном году мы с вами продолжим изучение важных вопросов предмета «Познание мира». До встречи в следующем году!


















































Литература.


Государственный стандарт образования Республики Казахстан.

Конвенция ООН о защите прав ребёнка.


Горощенко В. Природа и люди. – Москва: Просвещение, 1976.

Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьёва Л.И. С любовью к природе. – Москва: Просвещение 1990.

Колчеев Ю.В.Театрализованные игры в школе. – Москва: Школьная пресса, 2000.

Королёв В.Г., Мирошкина С.М., Экология, Безопасность. Жизнь. – выпуски 1-6, г. Гатчина

1995 – 1998

Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. – Минск: Народная асвета, 1987

Плешаков А. Мир вокруг нас. 1 класс. – Москва: Просвещение, 2000.

Плешаков А. Мир вокруг нас. 2 класс. 1 часть. – Москва: Просвещение, 2000.

Плешаков А. Мир вокруг нас. 2 класс. 2 часть. – Москва: Просвещение, 2000.

Плешаков А. Мир вокруг нас. 3 класс. 1 часть. – Москва: Просвещение, 2000.

Плешаков А. Мир вокруг нас. 3 класс. 2 часть. – Москва: Просвещение, 2000.

Русские народные сказки. Москва: изд. Содействие,1993.

Тарабарина Т., Соколова Е. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюмасевич З., Шеремет Н. Я – человек, ты – человек, мы – люди. – Челябинск, 1998.






















































Содержание.


Предисловие ……………………………………………………………………3

Почему мы часто слышим слово «Экология»? ………………………………5

Не имей сто рублей, а имей сто друзей………………………………………..7

У природы нет плохой погоды. ………………………………………………..9

На полянку по грибы. ………………………………………………………….12

Как живут растения? …………………………………………………………..15

Дикорастущие и культурные растения. ……………………………………….17

Про кошек и собак. …………………………………………………………….19

Репортажи о зимующих птицах. ………………………………………………21

Наша Родина. …………………………………………………………………...23

Сказка ложь, да в ней намёк. ………………………………………………….25

Литература. ……………………………………………………………………..29

Содержание ……………………………………………………………………..31
































31


Конспекты к внеклассным занятиям "Уроки Познавайки" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

        Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании любви и бережного отношения к природе, о привитии нравственных ценностей, оказание заботы и уважения к людям. Эти вопросы как можно чаще должны затрагиваться и на уроках и во внеурочное время. 

С этой целью нами была разработана система внеклассных занятий по познанию мира «Уроки Познавайки» для 1 класса. Каждое занятие подчинено триединой цели: обучаем, развиваем, воспитываем. 

Занятия построены согласно программе «Познание мира 1 класса» Госстандарта РК. Внеклассные занятия «Уроки Познавайки» проводятся после изучения каждого раздела уроков познания мира. 

В пособии помещены разработанные занятия, в которых представлены различные формы проведения уроков: конференции, путешествия, сказки, викторины, телепередачи. Все занятия построены с учётом возрастных особенностей учащихся. Материал, использованный в пособии, не дублирует материал учебника, а дополняет и ведёт к  углублению знания учащихся по темам программы. 

 

Автор Колесникова Ирина Евгеньевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 711
Номер материала 3524
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓