Главная / Начальные классы / Конспект+презентация урока русского языка "Правописание удвоенных согласных в корне слова".

Конспект+презентация урока русского языка "Правописание удвоенных согласных в корне слова".

Название документа Урок рус.яз..doc

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему

«Правописание удвоенных согласных в корне слова».

Учитель: Наумова Марина Николаевна

Место работы: МОУ «СОШ№4 п.Карымское»

Предмет: Русский язык, 2 класс, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тема урока: Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: знакомство с правилом написания удвоенных согласных на границе морфем. Формирование у школьников умения учиться.

Планируемые результаты:

Регулятивные учебные действия: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия: Наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.

Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.

Развивать умения видеть орфограммы.

Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.

Личностные учебные действия:

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке

Методы: проблемно – диалогический, исследовательский, наглядный, работа в парах

Формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.); тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.), компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в группе, памятка, орфографический словарь.


Этапы урока

Цели на этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

I.Организационно-мотивационный этап.

Организовать рабочее место,

обеспечить мотивацию

Приветствует учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Самоконтроль готовности к уроку



Мотивация к

учебной

деятельности и

самоопределение


Регулятивные: самоорганизация.









Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи

II.Актуализация опорных знаний обучающихся.

Постановка целеполаганий.

Чистописание.

Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия

На доске записаны буквосочетания: бб, пп, кк, сс, нн, мм, жж, лл

- Что общего в цепочках букв вы видите?

(Они записаны парами)

- Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

- Оцените свою работу.

- Обратите внимание, все буквы, которые мы с вами записали, какие обозначают звуки? (согласные)

-Подчеркните самое красивое соединение.

Слушают педагога.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся размышляют, анализируют сравнивают.




Самооценка, мотивация

Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи


Цель:

быстрое включение в работу



- Дети, вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.

1) Распределительный диктант.

- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика - знакомые орфограммы и нет.

Диктую слова: бочка, столб, касса, рукав, класс, тучка.

- Проверим, как вы распределили эти слова в два столбика. Слайд 1

На доске: бочка касса

столб класс

рукав

тучка

- Прочитайте слова, написание которых вы затрудняетесь объяснить (касса, класс).

- Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний о написании слов с двумя одинаковыми буквами.)

- Можно ли сказать, что написание слов с двумя одинаковыми буквами - есть орфограмма? (Да)

- Вам важно знать, как пишутся слова с двумя одинаковыми буквами? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения)

Слушают и записывают слова, называют орфограммы. Называют слова, которые вызвали затруднения.

умение находить

орфограммы.

соотносить результат

действия с поставленной

целью, способность к

организации самостоятельной учебной деятельности.





Сохранять мотивацию к учёбе проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

выполнять учебныедействия; контроль, оценка, самооценка.



III. Постановка задачи и цели урока

Учить ставить цель и задачи на урок.

- Какую цель поставите на уроке? (Учиться правильно писать слова с двумя одинаковыми буквами.)

- Что нам поможет узнать, какие слова пишутся с двумя буквами? (Правило или алгоритм.)

-Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)

- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)

Формулируют цель и задачи урока


проявлять интерес к новому учебному материалу.

Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи


IV. Высказывание гипотез решения задачи и планирование решения.


поиск оптимального решения учебной задачи.


- А как вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться ответить на ваши вопросы?

(Надо вернуться к нашим словам и попробовать исследовать их.)

- Тогда начнем наше исследование.

1) Понаблюдаем над словами с двумя одинаковыми буквами.

- Будем работать в тетрадях и на доске.

Вы уже знаете, что количество звуков и букв в словах не всегда совпадает. Назовите примеры слов, когда букв больше, чем звуков (вероятнее всего, дети приведут примеры слов с мягким знаком - показателем мягкости).

- Сегодня мы узнаем еще об одной особенности написания слов, когда количество звуков и букв может не совпадать.

- Запишите в транскрипции слово «масса»

[маса]

- Сколько звуков? (4) Сколько букв? (5)

- Значит, у нас появилась проблема: звук один, а буквы две!

- Так как можно назвать тему нашего урока?

(Звук один, а буквы две.) Слайд 2

- Что вы предлагаете, чтобы решить эту проблему? (ответы детей)

- Проговорите ещё раз слово и уточните, как произносится согласный звук на месте двух одинаковых букв? (Долго.)

- Какую орфографическую задачу задает нам при письме долгий согласный звук?

- А как вы думаете, всегда ли на месте двух букв мы слышим долгий согласный звук? (Ответы детей)

2) Наблюдение над словами с удвоенной согласной.

Я называю слово, а вы будете интонировать его и записывать в тетрадь транскрипцию.

Слова:

[ало], [крос], [касса], [субота].

- Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная. ( В середине корня и в конце корня.)

- Как определили? (Подобрали однокоренные слова.)

- Выделите корень.

- Запишите данные слова буквами, используя орфографический словарь.

- Что заметили? (В них две согласные буквы).

- Подчеркните в этих словах новую орфограмму.

-Сколько букв подчеркнули?

- Так как по-другому можно назвать тему нашего урока? (Ответы детей).


Наблюдение над словами с удвоенными согласными, запись слов в транскрипции, сравнение звуков и букв в словах

дать представление о словах с двойными согласными.

ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе



проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

V. Физкультминутка

Слайд 3-5





VI. Закрепление












































Цель: поиск оптимального решения учебной задачи.


формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи


2) работа по учебнику

- Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется тема урока. Название темы совпадает с нашим предположением. А чтобы проверить, как по-другому можно назвать тему урока, сначала выполним задания в учебнике на с. 84 упр. 457 (тетрадь – задачник с. 60 упр. 457)

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

- Вспомни автора и подпиши строки.

- Найди орфограммы и отметь их.

- Где можете, рядом докажите выбор букв.

- В древнем русском палец назывался словом перст.

- Полезна ли тебе такая подсказка? Чем?

- Как ты думаешь, к каким словам отрывка относится название этой части учебника?

- Выпишите их в тетрадь.

- Как узнать, как пишутся эти слова?

- Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 84 упражнение № 458.

- Сравните звуки и буквы в словах, что заметили?

Чтение детьми правила.

-Запомните правило!

1. Чтение правила.

Прочитайте правило про себя.

-Прочитает правило вслух (один ученик читает)

- Как называются слова, в которых на месте одного звука пишутся две буквы.

- Как называется тема этого урока по-другому?

- Наши предположения совпали.

- Что надо знать, чтобы правильно писать такие слова?

(Их надо запоминать)

- Проверяемая или непроверяемая это орфограмма?

- Всегда ли удвоенные согласные пишутся, когда звук произносится долго?

- Можно ли согласный звук обозначать двумя буквами, если он не произносится долго?

4. Задания – «ловушки»

- Как отличить удвоенные согласные от двойных? (Это одно и тоже.)

- Докажите, что примеры данные в правиле действительно относятся к орфограмме «двойные согласные».

- Я тоже приведу свои примеры:

1) Я считаю, что в слове синяя орфограмма двойные согласные, т.к. здесь две буквы яя.

(В этом слове есть две буквы, но они гласные – здесь нет орфограммы двойные согласные.)

2) Я считаю, что в словах с удвоенной согласной всегда совпадает количество звуков и букв.

( Вы неправы, т.к. в этой орфограмме две одинаковые буквы обозначают один звук.)

- А теперь ваша очередь привести слова с двойными согласными.

Чтение задания в учебнике и рабочей тетради, решение орфографических задач, поиск правильного решения.


закрепить знания о правописании безударных гласных и парных согласных















.







проявлять интерес к новому учебному материалу

Познавательные: работа с информацией.








Целеполагание, - уметь ориентироваться в своей системе знаний:


Регулятивные:

осуществлять

контроль и самоконтроль по результату.












Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи







- Продолжим наше исследование.

- на с. 84 Антон задаёт вам вопрос.

- А почему на месте одного звука бывают две буквы?

- Попробуйте ответить на вопрос Антона.

- А теперь прочитаем текст на с 84 внизу и проверим наши предположения.

- Совпали наши предположения?

Самостоятельно ищут ответ на вопрос, поиск информации из учебника.



Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи




1)Упр. 460, с 85 письменно. Работа в парах.

Дети выписывают слова с двойными согласными.

Отмечается работа детей.

Обсуждение в парах, самостоятельная запись слов




Цель: освоение новых способов действий



3) Самостоятельная работа

-Я приготовила для вас испытание. Выберите, пожалуйста, кто какое задание будет выполнять. Выбрали?

- Запишите слова с удвоенными согласными.

hello_html_m24ec8abd.png

Творческая работа: замените, одним словом

словосочетания.

Место, где продают билеты.

Спортивный бег.

Большое желание есть.

Дорога, покрытая асфальтом.

hello_html_m6ecfd33b.png

Списать, вставить пропущенные буквы.

Вся гру…а заболела гри…ом.

Хо…еист должен быть а…уратным.

Мама накормила ребят а…етитными пирогами.

Ми…ионы людей любят спортивные игры.

hello_html_m4907ec47.png

Исправь ошибки.

Идёт урок руского языка. Ана Ивановна

диктует слова. Ребята пишут субота, расказ,

Алла, аппетит, сора. Учитель доволен.


Проверка. Слайд 6.

- Сверьте с образцом.

- Молодцы, ребята! Вы постарались и справились с моими заданиями.

Выбор задания, самостоятельное выполнение в тетрадях. Самопроверка.




VII. Рефлексия.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащихся.

Выявить качества знаний учащихся.




- Какое открытие сделали сегодня на уроке? Слайд 8

-Посмотрите, с каким большим количеством слов познакомились на уроке.

Оцените свою работу: Слайд 9

Я научился ...

Я узнал …

Я запомнил …

Я сделал открытие …


Отвечают на вопросы учителя. Анализируют материал урока. Обобщают полученные сведения.


Развивать способность к самооценке




VIII. Домашнее задание. Итог урока






  • записать имена с двойными согласными.

  • составить рассказ, в котором много новых слов.

  • упражнение 463.

- Всем знать правило с. 76

- Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными.






4


Название документа презентация.ppt

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
 бочка касса столб класс рукав тучка
ЗВУК ОДИН, А БУКВЫ ДВЕ
Пальчиковая гимнастика Глазодвигательные траектории «Бабочки» Найди игрушки Т...
Творческая работа: замените, одним словом словосочетания. Место, где продают...
Из слогов первого и второго столбиков составьте слова с удвоенными согласными...
Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание удвоенных согласных в...
Оцените свою работу: Я научился … Я узнал … Я запомнил … Я сделал открытие …
МОЛОДЦЫ!
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Описание слайда:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

№ слайда 2  бочка касса столб класс рукав тучка
Описание слайда:

бочка касса столб класс рукав тучка

№ слайда 3 ЗВУК ОДИН, А БУКВЫ ДВЕ
Описание слайда:

ЗВУК ОДИН, А БУКВЫ ДВЕ

№ слайда 4 Пальчиковая гимнастика Глазодвигательные траектории «Бабочки» Найди игрушки Трен
Описание слайда:

Пальчиковая гимнастика Глазодвигательные траектории «Бабочки» Найди игрушки Тренажер В.Ф.Базарного Активная физминутка

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Творческая работа: замените, одним словом словосочетания. Место, где продают би
Описание слайда:

Творческая работа: замените, одним словом словосочетания. Место, где продают билеты – касса. Спортивный бег – кросс. Большое желание есть – аппетит. Дорога, покрытая асфальтом – шоссе. Списать, вставить пропущенные буквы. Вся группа заболела гриппом. Хоккеист должен быть аккуратным. Мама накормила ребят аппетитными пирогами. Миллионы людей любят спортивные игры. Исправь ошибки. Идёт урок русского языка. Анна Ивановна диктует слова. Ребята пишут суббота, рассказ, Алла, аппетит, ссора. Учитель доволен.

№ слайда 8 Из слогов первого и второго столбиков составьте слова с удвоенными согласными. М
Описание слайда:

Из слогов первого и второго столбиков составьте слова с удвоенными согласными. МАС КЕЙ СУМ РОН ГРУП ПА ШОС НИС ПЕР СА ХОК МА ТЕН СЕ

№ слайда 9 Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание удвоенных согласных в сл
Описание слайда:

Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверить по орфографическому словарю.

№ слайда 10 Оцените свою работу: Я научился … Я узнал … Я запомнил … Я сделал открытие …
Описание слайда:

Оцените свою работу: Я научился … Я узнал … Я запомнил … Я сделал открытие …

№ слайда 11 МОЛОДЦЫ!
Описание слайда:

МОЛОДЦЫ!

Конспект+презентация урока русского языка "Правописание удвоенных согласных в корне слова".
  • Начальные классы
Описание:

УМК "Гармония"

Предмет: Русский язык, 2 класс, автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Тема урока: Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: знакомство с правилом написания удвоенных согласных на границе морфем. Формирование у школьников умения учиться.

 

Оборудование: учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.); тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.), компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в группе, памятка, орфографический словарь.

Автор Наумова Марина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3686
Номер материала 31589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓