Главная / Информатика / Конспекты уроков по Информатике и ИКТ (2 класс)

Конспекты уроков по Информатике и ИКТ (2 класс)


УРОК 1

Тема: информация, источники информации.

Цель: 1. осуществить первое знакомство с предметом и учебником. 2. обеспечить знакомство с происхождением слова «информатика», с понятием «информация», с ее источниками.

3. сформировать первый опыт осознанной работы с информацией.

Используемый материал учебника: задания 1—5.

  1. Орг.момент

Вступительная беседа

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 1 Термин «информатика» возник в 60-е годы как гибрид слов «информация» и «автоматика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Информатику связывали, прежде всего, с использованием компьютеров. Изменения в подходе к формированию научной картины мира и превалирующий характер информационной составляющей в профессиональной деятельности человека привели к расширению предметной области информатики и выдвижению на первый план информации. Поэтому название предмета — информатика — в учебнике рассматривается только как производное от слова «информация».

Задание 2

  1. Изучение нового материала Задание 3

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала Задание 4

  2. Информирование учащихся о д/з. Задание 5

Раскрасить рисунки.

  1. Итог урока. Рефлексия.

УРОК 2

Тема: Работа с информацией.

Цель: 1. организовать целенаправленную работу с информацией. 2. обеспечить поиск информации в учебнике; отбор информации, необходимой для решения учебной задачи.

3. осуществить знакомство с правилами работы за компьютером.

Используемый материал учебника: задания 6—10.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся Задание 6

Следы на верхнем рисунке: барсука, лисицы, волка

Вывод: о получении информации много говорилось, но информацию не только получают, но и ищут, собирают, передают, хранят, используют

4. Информация вокруг нас.

Задание 7

Первое правило обращено к первому слева ребенку, второе и третье — ко второму, четвертое — к третьему и пятое — к последнему ребенку.

Задание 8

a. информацию хранят: книга, компьютер, карта, дневник школьника.

b. информацию передают: телефон, радиоприемник, а также компьютер.

c. Хранить информацию — одно из назначений компьютера. Он способен хранить больше информации, чем все книги школьной библиотеки! компьютеры используются и для передачи информации (дети могут знать об электронной почте).

d. Записная книжка, фотография и т.д.

Физминутка

Задание 9.Программа «В лес за информацией»

5.Информирование учащихся о д/з.

Задание 10

Прочитать рассказ. Ответить на вопросы.

6.Итог урока. Рефлексия.





УРОК 3

Тема: отбор полезной информации.

Цель: 1. Рассмотреть органы чувств как приемники информации. 2. обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов. 3. ввести понятия: полезная и лишняя информация.

Используемый материал учебника: задания 11—15.

  1. Орг.момент

Вступительная беседа

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 11

  1. Изучение нового материала

Задание 12

Главные решения:1

1. Холодильник не подходит к остальным предметам (они связаны с информацией).

2. Записная книжка не подходит к остальным предметам (они — электроприборы). используется информация об устройстве предметов)

Задание 13

Ответы учащихся: человека с удочкой может интересовать: много ли рыбы в реке,

какая рыба в реке (названия, крупная ли), чистая ли вода, не загрязнена ли химикатами, из.за которых рыбу вредно есть). человека, собирающегося купаться (он под деревом), интересует: теплая ли вода, чистая ли вода (вдруг здесь нельзя купаться, потому что большие шансы подхватить тяжелую инфекцию или же покрыться аллергической сыпью из.за химикатов), глубокая ли речка, нет ли ям, в которые можно

неожиданно провалиться, сильное ли течение.

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 14 Программа «В лес за информацией»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 15

Пример: дом — одноэтажный, имеет не менее двух окон, на которых висят занавески, красивое крыльцо, перед входом две ступеньки, слева от дома палатка, в которой продаются фрукты, справа — дерево с большим дуплом, перед домом скамейка. Ребенок ничего здесь не придумывает;

Почтальона интересует название улицы и номер дома. номер. кроме того, Мише нужна та же информация, что и почтальону.

  1. Итог урока. Рефлексия.

УРОК 4

Тема: шифры перестановки и замены.

Цель:1. ввести понятие информационного шума. 2. Познакомить с некоторыми приемами шифрования. 3. обеспечить поиск закономерностей в собранной информации.

Используемый материал учебника: задания 16—20.

  1. Орг.момент

Вступительная беседа

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 16

  1. Изучение нового материала

Задание 17

История появления первого шифра.

Задание 18

a. шифр Цезаря — это шифр замены: каждая буква заменяется другой буквой.

Ответ: ЛРчсУПгЩЛв (подчеркнуты пропущенные буквы).

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 19 Программа «Кодирование текста»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 20 a. источники информации о битве под Москвой, которые выбрали изображенные на рисунке учащиеся, — это книги и компьютер. другие источники: кинофильмы, статьи в газетах и журналах, теле. и радиопередачи, музеи, панорамы, карты битвы, рассказы очевидцев.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 5

Тема: двоичное кодирование текстовой информации.

Цель: 1. ввести понятие двоичное кодирование информации, показать его принцип.

2. Показать двоичное кодирование слов, ввести понятие пробел и показать его код.

3. Продолжить развитие логических умений младших школьников.

Используемый материал учебника: задания 21—25.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 21

Каждую бусину будем обозначать набором из двух цифр: 00, 01, 10, 11.

Бусы, должны получиться такими: эллипс, квадрат, круг, треугольник, круг, квадрат, эллипс.

4. Кодирование информации.

Задание 22

а. буква М заменена цифрой 1, буква а — цифрой 0.

b. Каждую букву можно обозначать не одной цифрой, а двумя.

В персональных компьютерах используются разные национальные восьмибитовые кодовые таблицы, в которых каждому из 256 кодируемых символов отвечает свой код из восьми двоичных символов (то есть 0 и 1). Практически они имеют общую структуру: Первые 32 кода (с 0 по 31) отданы командам (перевод строки, звонок и др.) или/и специальным символам (например: §, ноты). Коды с 32 по 127 распределены одинаково во всех таблицах. Эта часть взята из кодовой таблицы ASCII (American Standard Code for Information Interchange — Американский стандарт кодов для обмена информацией).

Задание 23

- дети расшифровывают двоичный код слова. для этого из кода слова сон выписывают коды его букв — код с (первые 8 цифр), код о (следующие 8 цифр) и код н (последние 8 цифр); затем расшифровывают слово, получится нос.

Физминутка

Задание 24.Программа «Кодирование текста»

5.Информирование учащихся о д/з.

Задание 25

a. в слове алеши больше всего букв, в слове бори — меньше всего. Ответ: первое слово написано ирой, второе — алешей, третье — борей.

b. буква П имеется в единственном слове ПоЛе. четыре буквы в первом слове, так как там коды четырех символов. буква П в слове первая. Подчеркивается первый код первого слова.

6.Итог урока. Рефлексия.


УРОК 6

Тема: обработка информации человеком.

Цель: 1. обсудить особенности обработки информации человеком. 2. Показать принцип двоичного кодирования черно.белых рисунков. 3. Продолжить развитие коммуникативных умений, навыков учебного сотрудничества.

Используемый материал учебника: задания 26—30.

  1. Орг.момент

Вступительная беседа

  1. Проверка домашнего задания

  2. Изучение нового материала

Задание 26

а. Таня левее кати. b. в тексте нельзя прочитать, кем работает Танин папа. c. Папа Тани — пожарный. d. дочка пожарного — не катя, а Таня

Задание 27

В ребусе слово «орел» дети превращают в слово «осел». Затем отвечают, что есть точные правила решения ребусов, и называют их для данного случая:

1. Определить название нарисованного предмета.

2. Зачеркнутую букву поменять на ту, которая над ней написана.

Задание 28

a. определить историческое событие (битва под Москвой) нетрудно из первого четверостишия. вывод основан на знании о подвиге 28-ми панфиловцев.

b. Точных правил, позволяющих определить, о каком событии рассказывается в гимне Москвы, нет.

Вывод: Обработка информации

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 29 Программа «Двоичное кодирование рисунков»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 30 Арбуз тяжелее дыни на 3 кг. Обработка информации выполнялась

посредством вычисления

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 7

Тема: черный ящик.

Цель: 1. Продолжить обсуждение особенностей обработки информации

человеком. 2. обсудить особенности обработки информации компьютером.

3. обеспечить развитие умений обработки информации.

Используемый материал учебника: задания 31—35.

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 31

a. Разбивается на две независимые части — определение, где чей портрет, и распределение домов между персонажами.

1. коля сказал, что Петя и Лена не живут на берегу озера и девочки не живут в одноэтажных домах. следовательно, Лена не живет ни на берегу озера, ни в одноэтажном доме. отсюда: Лена живет в первом слева доме, так как он единственный и не на берегу, и не одноэтажный.

2. не на берегу озера остается один дом — второй слева. в нем, получается, живет Петя.

3. не одноэтажный дом остается также один. Это последний дом, в нем живет девочка ира.

4. коле после всех рассуждений остается третий дом.

Ответ: в домах слева направо живут: Лена, Петя, коля, ира.

  1. Изучение нового материала

Задание 32

Выходные данные компьютера кассового аппарата — это стоимость всего товара; действия, выполняемые этим компьютером, в процессе обработки входных данных — сложение, умножение. Дети могли видеть кассовый аппарат, входными данными для

которого также является количество денег, данных покупателем. Вэтом случае к выходным данным добавляется сдача, а к действиям — вычитание. в современных магазинах самообслуживания можно также заметить, что входными данными для кассового аппарата и, следовательно, для компьютера служат не цены, а код, прикрепленный к товару. Код вводится в компьютер с помощью специализированного

сканера, а цена товара хранится в памяти компьютера.

Задание 33

Ученики знакомятся с понятием «черный ящик».

1. Важно ли покупателю знать, как внутри устроен компьютер кассового аппарата, по каким правилам он обрабатывает входную информацию о покупках, или неважно — лишь бы правильно вычислял стоимость товара.

2. Получив подходящий ответ, учитель вводит понятие черного ящика. У нас есть прибор, или машина. Мы не знаем, что там внутри. Мы знаем, что на вход этой машины поступает информация, что она выдает информацию. Мы знаем, что выходная информация зависит от входной, ею определяется. но нам неизвестно, по каким правилам машина обрабатывает информацию, каким способом она превращает входные данные в выходные. Такая машина называется «черным ящиком».

3. Учитель спрашивает, является ли компьютер кассового аппарата для покупателя черным ящиком. (Да.) а для тех, кто этот компьютер создал? (Нет.) а для кассира? (Да.)

4. если мы хотим узнать правила обработки данных черным ящиком, мы должны его расшифровать. для этого нужно провести испытания: подать несколько данных на вход черного ящика и для каждого входного данного получить его ответ — выходное данное. входные и выходные данные следует записать как результаты испытаний. По результатам испытаний делается вывод о том, как черный ящик обрабатывает информацию.

5. Ученики расшифровывают черный ящик, заданный таблицей испытаний:

a. Правило обработки информации — чтобы получить число на выходе, надо к числу на входе прибавить 2.

b. выходные данные таблицы «Экзамен»: 5, 9, 7.

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 29 Программа «Черный ящик»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 35

Творческая работа на тему «Источники информации»

Итог урока. Рефлексия


УРОК 8

Тема: еще раз о том, что такое информация.

Цель: 1. Повторить материал первой четверти. 2. Продолжить обсуждение особенностей обработки информации компьютером, формирование умений сбора и фиксации информации.

Используемый материал учебника: задания 36—40.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 36 Примеры источников информации о погоде на завтра: — прогнозы по телевидению, радио, в газете, в интернете; — наблюдаемые явления природы (например, цвет заката).

4. Обработка информации компьютером

Задание 37 a. свойства цветов: слух Зрение обоняние осязание

b. свойства чая: Зрение обоняние вкус осязание

c. свойства куртки Маши. слух Зрение обоняние осязание

Теплая Красивая Мягкая Ткань шуршит Внутри мех Длинная

Задание 38 Два последних высказывания об информации неверны: в них есть лишнее слово: «только», ибо обрабатывать информацию может и человек, и компьютер. отношение к высказываниям о книгах и наблюдении за живой природой сугубо личное; оно зависит от вкуса, умения наблюдать за природой и работать с книгами и библиотечными каталогами. оставшиеся два высказывания по результатам предшествующей работы дети должны воспринять как верные.

Физминутка

Задание 39.Программа «Черный ящик»

a. На выходе число гласных.

b. Отбрасывается первая буква слова.

c. Отбрасываются две первые и одна последняя буквы.

5.Информирование учащихся о д/з.

Задание 40 По горизонтали: 2) информация, 3) обработка, 6) информатика, 8) библиотека, 9)код. По вертикали: 1) алфавит, 2) источник, 4) компьютер, 5) единица, 7) телефон.

6.Итог урока. Рефлексия.


УРОК 9

Тема: действия с информацией (повторение).

Цель: 1. Повторить материал первой четверти. 2. Познакомить с принципом кодирования цветных рисунков. 3. обеспечить развитие умений работы с разными источниками информации.

Используемый материал учебника: задания 41—45.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 41

Телефон — передача информации. Ноты — хранение информации о музыкальном произведении. Телескоп — сбор информации. Микроскоп — сбор. Телевизор — передача информации. Антенна —передача. Калькулятор — обработка информации. Компьютер — обработка (а также хранение и передача). Дискета — хранение (кроме того, используется для передачи информации. Блокнот с отрывными листами — хранение.

4. Обработка информации компьютером

Задание 42

Нарисован ком (снежный), затем — пень, над которым зачеркнуты буквы е и н (и, следовательно, от слова «пень» остается пь), затем — юла, от названия которой требуется убрать две последние буквы, потом — тир (с заменой буквы и на букву е). Ответ: компьютер.

- какую информацию дети использовали, чтобы выполнить это задание. (Информацию из задания и правила решения ребусов, которых нет в задании.)

Задание 43

При игре в жмурки глаза ведущего завязаны, поэтому он не получает зрительной информации (не видит). В основном он руководствуется тем, что слышит. Остальные игроки получают информацию с помощью глаз, поэтому им легче ориентироваться.

Физминутка

Задание44.Программа «Двоичное кодирование рисунков»

5.Информирование учащихся о д/з.

Задание 45

По горизонтали: 2) информация, 3) обработка, 6) информатика, 8) библиотека, 9)код. По вертикали: 1) алфавит, 2) источник, 4) компьютер, 5) единица, 7) телефон.

6.Итог урока. Рефлексия.

Составить шифрованное сообщение.


УРОК 10

Тема: системная плата, процессор.

Цель: 1. Познакомить с модульным принципом построения компьютера,

назначением системной платы и процессора. 2. Познакомить с понятием «истинное высказывание». 3. обеспечить развитие умений формулировать собственную точку зрения, аргументировать высказанное мнение.

Используемый материал учебника: задания 46—50.

Орг.момент

  1. Проверка домашнего задания

  2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 46 Ученики отмечают буквой И предложения, в которых высказана истина (И записывается в голубую клетку слева от предложения), и узнают, что это истинные высказывания.

Задание 47 Ученики соединяют персонажи с предметами, используемыми в их работе: моряка — с компасом, картой и компьютером; врача — с фонендоскопом и компьютером; художника — с красками и кисточками, с карандашом, с компьютером; милиционера — с компьютером; конструктора (дети по рисунку могут сказать инженера, или чертежника) — с карандашом и компьютером.

Вывод: компьютер используется во всех областях.

Изучение нового материала

Задание 48 Задание предваряет знакомство с устройством компьютера. Ученики устанавливают, кто и в каком порядке высказывался в разговоре, который вели о компьютерах Маша, Миша и двое жителей компьютерной долины: сначала Маша поинтересовалась, что происходит и узнала, что жители компьютерной долины собирают компьютеры; затем Миша спросил о возможном использовании компьютера и узнал о его многообразии.

Физминутка

Задание 49 Программа «Сборка компьютера Малыш»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 50

Чтобы первое высказывание было истинным, на верхнем рисунке ребенок может, например, нарисовать опавшие листья, раскрасить ели зеленым.

Чтобы второе высказывание было истинным, на нижнем рисунке ребенок может,

например, нарисовать ручей, первую траву, первоцветы, также раскрасить ели зеленым.

  1. Итог урока. Рефлексия


УРОК 11

Тема: оперативная память.

Цель: 1. Познакомить детей с назначением и принципом работы оперативной памяти. 2. Учить определять истинность высказываний. 3. Развивать умения последовательности действий.

Используемый материал учебника: задания 51—55.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 51

Учитель читает высказывания, выделяя интонационно две части предложения. Попросите учеников поднять руки, если высказывание истинно, и положить их на парты, если высказывание не является истинным.

И если число записано двумя цифрами, то оно двузначное.

И если число двузначное, то оно записано двумя цифрами.

И если вася старше Пети, а Петя старше коли, то коля моложе васи.

И если даша учится во 2 классе, то даша — школьница.

если витя учится в школе, то витя учится во 2 классе.

Задание 52

Учит определению последовательности действий и тем самым готовит учеников к созданию алгоритмов. выполняется в учебнике с обсуждением каждого следующего шага. важно, чтобы дети использовали слова первый рисунок справа, второй рисунок слева и т.п. сначала находим самый незавершенный рисунок (тот, на котором меньше всего линий) и ставим рядом с ним точку.

Задание 53

что общего у всех слов в колонке «выход»? (Каждое слово состоит из трех букв.);

сравните слово «город» из колонки «вход» и слово «род» из колонки «выход». что между ними общего? что надо сделать с первым словом, чтобы получить второе? (Отбросить все буквы, кроме трех последних.)

В конце обсуждения формулируется правило: «Чтобы из слова на входе получить слово на выходе, надо выписать последние три буквы входного слова». В таблице «Экзамен» сверху вниз: рот, ива, лук, жир.

Физминутка

4. Обработка информации компьютером

Задание 54 Программа «Сборка компьютера Малыш»

Мы возвращаемся к сюжету сборки компьютера «Малыш», основная цель — знакомство с оперативной памятью.

а. слово «МАК» занимает в оперативной памяти 3 ячейки.

в конце обсуждения скажите детям, что при выключении компьютера информация стирается из оперативной памяти. все, что мы написали или нарисовали, пропадает. что нужно сделать, чтобы сохранить информацию, они скоро узнают.

5.Информирование учащихся о д/з.

Задание 55

Первая строка кода рисунка займет одну ячейку памяти, так как состоит из 8 нулей и единиц.

код всего рисунка займет 12 ячеек памяти (12 строк, по одной ячейке на каждую

строку).

в 12 ячейках можно хранить код 12 символов.

6.Итог урока. Рефлексия


УРОК 12

Тема: Устройства ввода информации.

Цель: 1. Познакомить с названиями и назначением устройств ввода информации — клавиатуры, сканера, мыши. 2. Учить определению истинности высказываний, содержащих слова все, некоТоРЫе, каЖдЫЙ, ни один. 3. ввести понятие «ложное высказывание». 4. Продолжить развитие коммуникативных умений.

Используемый материал учебника: задания 56—60.

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 56

- Учитель читает высказывания. Ученики поднимают руки вверх, если высказана истина, и кладут их на парты, если высказана ложь.

1. все птицы хорошо летают. (Ложь.) (страус, пингвин) 2. некоторые птицы умеют летать. (Истина.) 3. все деревянные дома ниже, чем каменные. (Ложь.) 4. некоторые каменные дома — одноэтажные. (Истина.) 5. каждый луговой цветок — белый. (Ложь.) 6. ни один луговой цветок не может быть белым. (Ложь.) 7. некоторые луговые цветы — желтые. (Истина.)

3. Изучение нового материала

Задание 57

- обсудите назначение процессора и оперативной памяти.

«Процессор читает информацию из оперативной памяти, обрабатывает ее, и результат снова записывает в оперативную память. После выключения компьютера вся информация из оперативной памяти стирается».

- «Как информация попадает в оперативную память?».

.a. на школьном компьютере имеются клавиатура, мышь, может быть сканер, не исключены, но маловероятны другие устройства ввода,

b. Ответ: сканер.

c. от изображения клавиатуры проводятся линии к листкам с текстом и с арифметическим выражением; от изображения сканера — к листку с рисунком, от изображения мыши — также к листку с рисунком.

Задание 58

а. Требуется найти и обвести карандашом названия устройств ввода. (Это МЫШЬ, СКАНЕР, КЛАВИАТУРА.)

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 59 Программа «Сборка компьютера Малыш»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 60

а. ира использовала клавиатуру, ее имя надо подписать под рисунком из символов (слева). артем пользовался сканером; его имя надо подписать под художественным рисунком.

b. каждый символ рисунка вписывается в свою клетку. Размер и содержание рисунка определяет ребенок.

6. Итог урока. Рефлексия


УРОК 13

Тема: Устройства вывода информации.

Цель: 1. Познакомить детей с названиями и назначением устройств вывода информации — монитора и принтера. 2. Продолжить развитие умений работать с различными источниками информации. 3. обеспечить формирование коммуникативных умений.

Используемый материал учебника: задания 61—65.

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

Задание 61

- Составить из приведенных букв, соединить их стрелками, и в результате получить: ПРоЦессоР.

Задание 62

- Учитель обращает внимание учеников на то, что человек не может узнать, что находится в оперативной памяти компьютера, без специальных устройств — устройств вывода информации. из разных устройств вывода мы познакомимся с двумя — монитором и принтером

а. обязательно имеется МониТоР. Принтер иногда отсутствует, хотя работать на таком компьютере не удобно.

1 Могут возникнуть трудности из.за того, что на клавиатуре подписываются

только заглавные буквы, а на рисунке использованы и те, и другие. объясните, что заглавной и строчной букве отвечает одна и та же клавиша.

b. Пете и боре понадобится принтер, так как, чтобы подарить открытку другу или сдать сочинение на проверку, их надо сначала напечатать на бумаге. ира тренировалась набирать текст на клавиатуре. Результатом ее работы является не сам набранный текст, а приобретенное умение. Поэтому ира может обойтись без принтера.

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 63

Решается логическая задача, в которой надо на заданных условиях четыре устройства компьютера распределить между четырьмя персонажами.

- После первого прочтения условия учитель просит рассмотреть рисунок и задает вопросы: — какие устройства ввода нарисованы? (Сканер и клавиатура.) — какие устройства вывода нарисованы? (Монитор и принтер.) — какие из нарисованных устройств работают с бумагой? (Сканер и принтер.)

- Лиза принесла принтер, Ваня — монитор, Саша — сканер, а Катя — клавиатуру.

Задание 64 Программа «Сборка компьютера Малыш»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 65

  1. Итог урока. Рефлексия


УРОК 14

Тема: внешняя память.

Цель: 1. ввести понятие внешней памяти. 2. Познакомить детей с устройствами внешней памяти и устройствами чтения и записи информации на диски. 3. начать формирование понятия «адрес клетки». 4. обеспечить подготовку детей к разработке алгоритмов.

Используемый материал учебника: задания 66—70.

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 66

- В первом предложении 21 символ (17 букв, 3 пробела, знак препинания). следовательно, оно занимает 21 ячейку оперативной памяти. во втором предложении 20 символов (17 букв, 2 пробела, знак препинания); оно занимает 20 ячеек.

  1. Изучение нового материала

Задание 67

Учитель излагает сюжет задания, который в учебнике представлен в виде комикса:

Маша не смогла найти рисунок в памяти компьютера. Почему это случилось?

- при выключении компьютера вся информация в оперативной памяти пропадает.

- Учитель сообщает, что есть специальная память, которая сохраняет информацию и после выключения компьютера. Эта память называется внешней, а устройства внешней памяти называются дисками для записи информации на диск и чтения с диска нужно специальное устройство — дисковод.

- Покажите детям лазерный диск и гибкий магнитный диск (дискету).

а. жесткий диск находится внутри дисковода и никогда из него не вынимается.

b. на рисунке стрелками показано, в каком направлении может передаваться информация между устройствами оперативной и внешней памяти.

- компьютер может: — скопировать информацию из оперативной памяти на дискету (дисковод работает как устройство вывода информации); — скопировать информацию с дискеты в оперативную память (дисковод работает как устройство ввода информации). следовательно, дисковод гибких магнитных дисков является одновременно и устройством ввода, и устройством вывода. отметим его красным цветом.

Задайте вопрос: «дисковод лазерных дисков является устройством ввода или вывода?». дисковод лазерного диска является только устройством ввода.

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 68 Программа «Сборка компьютера Малыш»

Задание 69 Программа «Кто где живет?»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 70

  1. Итог урока. Рефлексия


УРОК 15

Тема: обобщение материала по теме «Устройство компьютера».

Цель: 1. обобщить знания об устройстве компьютера. 2. Продолжить подготовку к введению понятия «адрес клетки». 3. Учить определять истинность высказываний.

4. Продолжить развитие умений классификации, работы с разными источниками информации.

Используемый материал учебника: задания 71—75.

  1. Орг.момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 71

- Два решения: 1) карта (остальные предметы — устройства компьютера); 2) процессор (остальные предметы предназначены хранить информацию). Хорошо, если дети самостоятельно найдут оба решения.

4. Обобщение материала по теме «Устройство компьютера»

Задание 72

- Найти пары «название устройства — описание действия», соответствующие друг другу.

Ответ: 1c, 2e, 3b, 4f, 6g.

а и d, - (Процессор, Монитор)

Задание 73

В первый столбец таблицы надо записать номера нарисованных устройств, предназначенных только для ввода информации; это мышь (номер 2) и клавиатура (3). во второй — устройств, предназначенных только для вывода информации; это монитор (1) и принтер (5). в третий — устройств, предназначенных и для ввода информации и для вывода; это дисковод гибких дисков (4) и дисковод жестких дисков (6).

Задание 74 Программа «Кто где живет?»

5.Информирование учащихся о д/з.

Задание 75

6.Итог урока. Рефлексия

Л все животные на рисунке — хищники.

И некоторые животные на рисунке — хищники.

Л все животные на рисунке — дикие.

И некоторые животные на рисунке — дикие.

И некоторые животные на рисунке — домашние.

И на рисунке не только одно домашнее животное.

Л ни одно животное на рисунке не является диким.


РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ: УРОК 16

Контрольная работа за 1-е полугодие


УРОК 17

Тема: Виды информации. Обработка графической информации.

Цели: Ввести понятие видов информации и познакомить с программой обработки графической информации; продолжить формирование коммуникативных УУД, логических рассуждений.

Используемый материал учебника: задания 1–4.

  1. Орг.момент

Приветствие учащихся.

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся

Беседа на тему «Виды информации»

- Как вы думаете, все ли виды информации назвала Маша?

- Какой признак использовала Маша, чтобы выделить зрительную, слуховую, вкусовую информацию?

- Информацию какого вида ты получаешь, читая учебник? Какой орган чувств принимает эту информацию?

- Данный учебник создан с помощью компьютера. Как ты думаешь, какие компьютерные программы использовали для создания учебника?

Рассматривается пример файлового дерева.

  1. Изучение нового материала

Задание 1

а) Мой компьютер –С-Михаил – лада

б) сюрприз

Задание 2

  1. -

  2. +

  3. -

  4. +

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 3

Программа «Графический редактор Paint»

  • Создание папок «Рисунки» и «Тексты»

  • Исследование инструментов рисования в программе.

  • Создание рисунка.

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 4

Алгоритм «Месяц»

Начало

  1. Нарисовать овал

  2. Нарисовать овал, пересекающий первый

  3. Стереть лишние линии

Конец

  1. Итог урока. Рефлексия.

УРОК 18

Тема: Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint.

Цели: Формировать навыки работы в графическом редакторе; развивать художественный вкус, эстетические качества.

Используемый материал учебника: задания 5–8.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

- Какие инструменты надо использовать, чтобы нарисовать луну?

- Какой инструмент нужно использовать, чтобы закрасить луну в желтый цвет?

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 5

Использование инструментов рисования.

4. Двоичное кодирование графической информации

Задание 6

Схема анализа задачи

- Число квадратов в рисунках равно 24*8=192

- В одной ячейке памяти хранится восемь нулей и единиц.

- 16 разных комбинаций можно получить с помощью четырех 0 и 1.

- Цветной рисунок занимает 96 ячеек памяти.

Физминутка

Задание 7.Программа «Графический редактор Paint»

Создание рисунка жука

5.Информирование учащихся о д/з.

Задание 8

Алгоритм «Снегопад»

Начало

Выделить снежинку

Копировать

Снежинок достаточно?

Конец

6.Итог урока. Рефлексия.


УРОК 19

Тема: Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint.

Цели: Формировать навыки работы в графическом редакторе; развивать исследовательские умении, умения самостоятельной работы.

Используемый материал учебника: задания 9–12.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 9

- Прочтите задание и скажите, о каких объектах идет речь в задании?

- Какие рисунки вы объединили в первый класс?

- Какие рисунки объединили во второй класс?

- На подклассы интересно разделить тот класс, который содержит три элемента, то есть рисунки, созданные с помощью инструмента «Элипс».

Изучение нового материала

Задание 10

Задание выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Физминутка

  1. Закрепление учащимися нового материала

Задание 11.Программа «Графический редактор Paint»

Практическая работа «Рисунок леса»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 12

- Открыта папка х2

- Открытая папка находится в папке Михаил

- Маша сохранила файл в папку Михаил

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 20

Тема: Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint.

Цели: Формировать навыки работы в графическом редакторе, умения выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Используемый материал учебника: задания 13—16.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся

Задание 13

Задание выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

  1. Инструменты графического редактора Paint.

Задание 14

Задание выполняется самостоятельно. Сначала следует соединить инструменты, с которыми ученики знакомы.

Физминутка

Задание 15. Программа «Графический редактор Paint»

Практическая работа «Пейзаж»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 16

- Истиной не может быть надпись «Здесь лежат яблоки и груши».

- Если в коробке лежат яблоки или апельсины, в ней нет груш и бананов.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 21

Тема: Текстовая информация. Обработка текста на компьютере.

Цели: Формировать навыки форматирования текста в текстовом редакторе, умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Используемый материал учебника: задания 17—20.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Беседа на тему «Текстовая информация»

Излагается материал с. 16 и 17, учащиеся отвечают на вопросы.

Задание 17

- Ученики читают абзацы, в процессе нумеруют абзацы в тексте учебника.

Задание 18

- Ученики самостоятельно заполняют пропуски в дереве деления символы на подклассы с последующей проверкой.

Физминутка

  1. Практическая работа «Форматирование символов и абзацев».

Задание 19. Программа «Текстовый процессор MS Word »

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 20

  • Созвездие Большой Пес.

  • звезда Сириус

  • Звезда Каникула или Собачья звезда.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 22

Тема: Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word.

Цели: Формировать навыки редактирования и форматирования текста в текстовом редакторе, умения работать по инструкции.

Используемый материал учебника: задания 21–24.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Сравнение команд «Сохранить» и «Сохранить как»

Задание 21

Задание выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

  1. Редактирование текста в текстовом процессоре МS Word.

Задание 22

Учащиеся вставляют пропущенные слова в учебнике.

Физминутка

Задание 23 Программа «Текстовый процессор MS Word »

- Ученики выполняют задание по инструкции учебника. Оказывается индивидуальная помощь.

5. Информирование учащихся о д/з.

Задание 24

В одной из заготовок открытки пишется поздравительный текст.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 23

Тема: Дополнительные возможности текстового процессора.

Цели: Формировать навыки вставки графических объектов в текстовый документ и их форматирования; развивать умения классификации.

Используемый материал учебника: задания 25—28.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Беседа на тему «Дополнительные возможности текстового процессора»

Излагается материал с. 22, 23.

- Назовите объекты, из которых состоит текстовый документ.

- Какое значение имеет свойство «выравнивание» абзаца текста?

  1. Полное имя файла

Задание 25

а) Ученики\Иванов\Текст\Открытка1.

б) 1-И, 2-И, 3-Л.

  1. Классификация символов

Задание 26

Задание ученики выполняют самостоятельно с последующей проверкой. Выделенным классам дать название.

Физминутка

Задание 27 Программа «Текстовый процессор MS Word»

Практическая работа «Поздравительная открытка»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 28

а) Бусы - крайние справа

б) Тело цикла Маша выполнила 4 раза.

с) Число 9 заменить числом 12.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 24

Тема: Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере»

Цели: Формировать навыки работы в текстовом процессоре; развивать умения учебного сотрудничества, анализа объектов в целях выделения признаков.

Используемый материал учебника: задания 29—32.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Полное имя файла

Задание 29

- Вводится понятие полное имя файла.

- Ученики самостоятельно записывают полное имя файла Голубиная почта.

  1. Структура текстового документа

Задание 30

- Задание имеет два решения: Выравнивание, Структура документа.

Физминутка

  1. Этап отработки навыков работы в ТП.

Задание 31. Программа «Текстовый процессор MS Word»

Практическая работа «Поздравительная открытка»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 32

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 25

Тема: Численная информация. Вычисления на компьютере.

Цели: Ввести понятие численной информации; познакомить с программой «Калькулятор»; продолжить развитие умений осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания.

Используемый материал учебника: задания 33—36.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Беседа на тему «Численная информация»

- Излагается материал раздела «Численная информация»

- Изучаем двоичные коды чисел 0,1,2,3.

- Рассматриваем рисунок окна программы «Калькулятор», называем кнопки, которые есть в этом окне.

  1. Технические устройства для работы с информацией

Задание 33

- Учащиеся обсуждают технические средства.

- Пробуют обозначить одно и то же количество предметов с помощью десятичных и двоичных цифр.

  1. Алгоритм вычисления арифметического выражения в программе «Калькулятор»

Задание 34

- Определяем порядок действий.

- Какую команду надо нажать первой?

- Запишите рядом с этой кнопкой число 1.

- Какую кнопку надо нажать второй? и т.д.

Физминутка

Задание 35 Программа «Калькулятор»

Практическая работа «Вычисления в программе «Калькулятор».

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 36

- Изучить материал «Работа с файлами»

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 26

Тема: Двоичное кодирование чисел.

Цели: Познакомить с дополнительными возможностями программы «Калькулятор»; продолжить развитие умений работать с текстовой информацией.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Вычисление объема памяти, занятой двоичным кодом текстовой и численной информации.

Задание 37

- Предложение набрано в текстовом редакторе. Код каждого символа занимает одну ячейку памяти.

- В предложении 27 символов, следовательно двоичный код занимает 27 ячеек памяти.

- В тексте 128 – три символа, занимает 3 ячейки памяти.

Задание 38

- В одной ячейке памяти помещается 8 двоичных символов, следовательно, код числа 128 занимает 1 ячейку памяти.

Вывод: Двоичный код числа может быть разным.

Физминутка

  1. Беседа на тему «Дополнительные возможности программы «Калькулятор»

- С помощью программы можно определять двоичные коды чисел.

- Рассматриваем окно программы «Калькулятор» . Появились новые кнопки Dec и Bin – переход от одной системы счисления в другую.

Задание 39 Программа «Калькулятор»

Практическая работа «Определение двоичного кода числа»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 40

- Девочке 12 лет, она учится в 5 классе.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 27

Тема: Действия объекта.

Цели: Ввести понятие «Действия объекта»; развивать умение выбора оснований и критериев дл сравнения, сериации, классификации объектов.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Беседа на тему «Действия объекта»

Излагается материал на с. 34.

- Назовите действия, которые могут выполнять птицы.

- Назовите действия, которые могут выполнять только пингвины.

4. Действия разных объектов

Задание 41

- Все объекты на рисунке летают.

- Все объекты относятся к классу «летательные аппараты».

- Все объекты, кроме воздушного шара, могут менять направление полета.

Задание 42

а) Пчела

б) Колибри

с) Оса

Физминутка

  1. Беседа на тему «Сад Компьютерной Долины»

- Излагается материал о роботах на с. 35.

- Анализируем команды робота.

- Обратить внимание на запись команд.

Задание 43 . Программа «Компьютерная долина»

Практическая работа «Робот - садовник»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 44

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 28

Тема: Действия на объектом.

Цели: Ввести понятие «Действия над объектом»; развитие умений самостоятельной работы, конструирования.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Действия над объектами

Задание 45

- Глаголы записываем в неопределенной форме. Лететь, сдуваться, лопнуть.

Задание 46

- Ученики по очереди называют действия, которые можно выполнять над объектом.

- Соединяем объект и действие.

Физминутка

Задание 47 Программа «Компьютерная долина»

Практическая работа «Робот - шмель»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 48

- Ученики записывают информацию в тетрадь из справочного раздела.

5. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 29

Тема: Влияние действий на значение свойства объекта.

Цели: Формировать навыки нахождения причинно – следственной связи между действиями и изменением свойств объектов, коммуникативные умения.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Беседа на тему «Влияние действий на значение свойств объекта»

- Учитель излагает материал на с. 42, 43

- Какие свойства ели меняют свое значение в результате ее роста?

- Рассматриваем искусственную среду, в которой легко изучить изменения свойств объектов в результате их действий или действий над ними.

- Решаем задачу: Робот Шмель5 выполнил команду Шмель5. Собирать (Яблоня). Как изменились начальные значения свойств?

4. Изменение значения свойства объекта в результате выполнения действий

Задание 49

- В абзацах изменилось свойство «выравнивание».

Задание 50

- Шмель2 собрал 4 капли, Шмель1 3 капли. Таблица.

- Блоки 2, 3, 6

Физминутка

Задание 51 Программа «Компьютерная долина»

Практическая работа «Сбор нектара»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 52

- Действия будильника: звенеть, идти.

- Действия Миши: переводить часы, заводить звонок, устанавливать время звонка.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 30

Тема: Циклические процессы в природе и технике.

Цели: Развивать умение определять координаты точки, составлять обращение к вспомогательным алгоритмам с параметрами, составлять циклически еалгоритмы.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Циклические процессы в природе

Задание 53

- Процесс называется циклическим, потому что одни и те же действия многократно повторяются.

4. Циклические процессы в технике

Задание 54

- Процессы происходят в часах- курантах. Читается условие.

- Назовите команду, записанную в первом блоке цикла.

- Какое условие записано в блоке выхода из цикла?

- Тело цикла выполняется один раз в 5 минут.

Учащиеся читают команды алгоритма.

- Сколько раз в час бьют куранты? - 3

- Сколько раз в сутки передвигается часовая стрелка? – 24 раза

Физминутка

5.Задание 55 Программа «Компьютерная долина»

Практическая работа «Посадка яблоневого сада»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 56

Смена времен года.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 31

Тема: Использование компьютеров в жизни общества

Цели: Обсудить различные области использования компьютеров; продолжит развитие исследовательских умений.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Циклические процессы в природе

Задание 57

- Сутки равны 12 часам

- Год был бы 730 дней.

- Год будет длиться 1460 суток, сутки – 12 часов.

  1. Использование компьютера в жизни общества

Задание 58

- Учащиеся опираются на перечень действий компьютеров. Задание выполняется самостоятельно с последующим обсуждением.

Физминутка

  1. Задание 59 . Программа «Компьютерная долина»

Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов для управления роботами»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 60

Таблица: Кто назван изобретателем – Гульельмо Маркони, год, факты, источник информации.

  1. Итог урока. Рефлексия.


УРОК 32

Тема: Итоговое обобщение по материалу второго полугодия.

Цели: Повторить и обобщить материал второго полугодия; продолжить развитие умений составления циклического алгоритма.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з

  3. Представление информации в виде дерева

Задание 61

- Чтобы записать рядом с вершинами дерева действия, которые выполняет каждое животное данной группы, ученики пользуются знаниями, полученными на уроках по окружающему миру.

- Действия животных начинают записывать с корня. – Вскармливают детенышей молоком.

- Читаем описание ехидны, утконоса. – записываем с вершиной яйцекладущие.

- Читаем описание кенгуру и косули. – записываем с другими вершинами.

  1. Составление циклического алгоритма.

Задание 62

- Учащиеся самостоятельно читают текст и составляют циклический алгоритм.

Х:=1- Провести линию номер х на кальку- перевести линию х с кальки на картон-вырезать картонный слой горы- наклеить картон на предыдущий слой – х:=х+1 – все слои.

Физминутка

Задание 63 Программа «Компьютерная долина»

Практическая работа «Алгоритм сбора плодов»

  1. Информирование учащихся о д/з.

Задание 64

  1. Итог урока. Рефлексия.

УРОК 33

Тема: Твои успехи

Цель: Оценить уровень усвоения учениками материала второго полугодия.

Выполняются задания из разделов «Твои успехи» и «дополнительные задания».

«ТВОИ УСПЕХИ»

Задание 1

В1 а. фотоаппарат, компьютер, телевизор. б. компьютер

В2 а. калькулятор, компьютер. б. компьютер, радиоприемник, аудио магнитофон, телевизор.

Задание 2

В1а. Создан левый файл и папка «Российские», б. папа Российские находится в папке Поэты.

В1 а. С\писатели\прозаики\зарубежные\портреты\киплинг, б. из вершины Портреты вернуться к вершине Писатели, затем поочередно раскрыть папки.

Задание 3

В1 Выравнивание – по ширине, начертание - курсив.

В2 выравнивание – п центру, начертание - обычное.

Задание 4

В1 рисунок состоит из двух частей – цыпленка и скорлупы.

В2 рисунок состоит из двух частей – троллейбуса и проводов.

Задание 5

В1Начало\ вычислить 18*6\поместить результат в память\набрать число 810\нажать кнопку минус\вызвать число из памяти\нажать кнопку равно\конец

В2\ Начало\Вычислить 2*128\поместить результат в память\набрать число1024\нажать кнопку деление\вызвать число из памяти\нажать кнопку равно\конец

Домашнее задание

Задание 68

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

Урок 34

Тема: Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине»

Цель: Повторить материал всего курса информатики в начальной школе.

Задания 65, 66, 67



Конспекты уроков по Информатике и ИКТ (2 класс)
  • Информатика
Описание:

Конспекты уроков по Информатике 2 класс к учебнику Информатика и ИКТ части 1 и 2.

Авторы учебника: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. ФГОС

Примерные планы уроков составлены на первое и второе полугодия. На каждый урок сформулирована цель урока, прослеживаются все этапы урока.

Конспекты составлены с учетом компьютерного и бескомпьютерного варианта работы.

Автор Безносова Светлана Николаевна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1988
Номер материала MA-064624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓