Главная / Начальные классы / конспекта урока по русскому языку "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и в середине слова" (2 класс)

конспекта урока по русскому языку "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и в середине слова" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:

"Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"


Цель: Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать, анализировать, делать выводы. 

Тип: урок-закрепление

Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа, коллективная.

Оборудование: презентация, мультимедия, карточки со словами и пословицами, отметки для рефлексии.


Ход урока.

I. Организационный этап.

Создание психологического комфорта. Чтение стихотворения. Слайд1

Прозвенел звонок веселый!

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем!

Мы работать начинаем!

Я желаю всем присутствующим, чтобы этот урок принес вам радость познания и подарил положительные эмоции и хорошее настроение.

-К какому уроку мы приготовились? (к уроку русского языка) Слайд 2

-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)

-Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

-Верно. И поэтому для начала выполним гимнастику для пальчиков.

II. Пальчиковая гимнастика.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!                                           Фонарики погасли!

(пальцы выпрямить)                                              (пальцы сжать)

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

нам дорогу освещают!

III. Минутка чистописания.

- Пальчики размяли, а теперь – минутка чистописания. Буква чистописания сегодня спряталась в лесу, поэтому нам надо отправиться в лес. Вы согласны погулять в лесу? (…) Тогда глазки закрыли и представляем зимний лес. (звучит музыка).

Слайд 3

- А теперь откройте глаза и посмотрите, кто нас встречают? (лось, рысь, снегирь)

- Что общего в этих словах? (на конце стоит мягкий знак)

- Тогда скажите какую букву будем писать? (мягкий знак)

Мы напишем мягкий знак 
Нежно капелькой 
Вот так: (показать написание)
Букву капелька смягчит 
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )

IV. Постановка проблемы

Словарная работа.

В лесах нашего края обитают разные животные и растут красивые полезные деревья. Узнаем по лексическому значению слова и запишем у доски и в тетради:

  1. Крупный зверь обитающий в наших лесах. Летом набирает жир, а зимой спит в берлоге. (медведь). Слайд 4(анимации 1-2)

  2. Лиственное небольшое дерево, чаще — крупный кустарник с гладкой корой ствола и синевато- или серовато-зелёными листьями, заострёнными на вершине; с маленькими шишечками. В нашей местности можно найти у берегов ручьев, т.к. любит влажные места. (ольха) Слайд 5 (анимации 1-2)

  3. В наших лесах живет очень красивая и интересная птица. В сильные морозы она прячутся в снег, в который они камнем падают с деревьев. (глухарь)

  4. Очень интересно наблюдать, как они погружаются в снег. Сначала один глухарь, сильно вытянет шею, сложит крылья и как бы «ныряет» в снег. Затем его примеру последуют остальные глухари. Слайд 6 (анимации 1-2)

- Все ли слова написали правильно? Где сделали ошибку? Почему ошиблись?

- Попробуем сформулировать тему урока. (Слова с мягким знаком)

- Какие задачи поставим перед собой? (Научиться правильно писать слова с мягким знаком)

Физкультминутка

V. Работа над новым материалом.

- Я хочу вас ребята познакомить с сказкой. Вы послушайте её, а потом попробуем ответить на вопрос для чего нужен мягкий знак?

В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:

Любо-дорого взглянуть

Птичка – красненькая грудь!

Дом родной мой – Сибирь.

А зовут меня? (снигирь)

Слайды 7-10. Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: СНЕГИР. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово СНИГИРИ, пришла Я получилось СНЕГИРЯ. Решили позвать Ь получилось СНЕГИРЬ. С тех пор не обходятся буквы без Ь.

- Кто может сказать, для чего в русском языке мягкий знак?

- Прочитаем правило на с.124.

- Приведите примеры слов с Ь.

VI. Первичное закрепление нового материала.

- Ребята к вам заглянули в гости из сказки Н.Носова «Незнайка» Авоська и Небоська. Слайд 11. Им Знайка дал задание, а они не могут справиться с ним. Давайте поможем двум братьям. А чтобы работа шла быстрее, мы поработаем в группах. Правила работы в группе все знают? (прочитать правила с слайда)

- Прочитайте слова, которые лежат у вас на парте. На какие 2 группы их можно разделить? (“мягкий знак” - в середине, “мягкий знак” - на конце)

Карась, яблонька, апрель, альбом, лошадь, коньки;

лебедь, снегирь, васильки, пальто, медведь, галька;

львы, конь, радость, реченька, тюлень,

ступеньки; льдина, мальчик,

коньки, декабрь, мебель, огонь.

(обсудить все возможные деления слов на группы, вывести к нужному делению)

- Запишите слова в тетради, подчеркните “мягкий знак” и предшествующую согласную.

- А теперь эти слова отдадим Авоське и Небоське. Слова с мягким знаком в середине дадим Авоське, а слова с мягким знаком на конце – Небоське. (дети прикрепляют слова у доски в 2 столбика).

VII. Рефлексия

На партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.

Повторять да учить - ум точить.

Мало уметь читать, надо уметь думать.
Учение — путь к умению.

- Какая пословица говорит о том, что если будем повторять, то будем умными. Дома вы тоже повторите правило и выполните упражнение 204 (стр.125).

- А сейчас запишите любую пословицу по памяти. Подчеркните букву, которая не обозначает звук.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Что мы узнали на уроке о мягком знаке?

Стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик)

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

- Что понравилось на уроке?

- А что бы ещё хотели узнать?

- Что показалось трудным?

Слайд 12.

- Спасибо за урок!


конспекта урока по русскому языку "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и в середине слова" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель: Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать, анализировать, делать выводы. 

Тип: урок-закрепление

Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.

 

Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа, коллективная.

Автор Дудина Любовь Васильевна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1649
Номер материала 56654
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓