Главная / Другое / Конспект заочной игры-путешествия по стране туризма

Конспект заочной игры-путешествия по стране туризма

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г.Сальска








Заочная игра – путешествие по стране туризма «Маршруты интересные, маршруты полезные»



Разработал: Артюшина Н.Н., методист

туристско- краеведческого структурного

подразделения ДПШ









2014 г.

Цель — воспитание личности безопасного типа.

Задачи:

- Систематизировать и отрабатывать полученные теоретические знания, умения и необходимые туристские навыки в практической игровой форме.

- Формировать индивидуальный стиль здорового образа жизни.

- Создать условия для приобретения обучающимися личного социального опыта и способности к самовоспитанию.

- Прививать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

-Создать теплую дружескую обстановку, содействующую формированию общечеловеческих качеств личности: взаимовыручке, доброте, отзывчивости, умению позитивно взаимодействовать в игровом развивающем процессе.

Игровая ситуация: отряд отправился в поход.

Дидактический материал:

  • Слайдовые презентации по темам «Если с другом вышел в путь», «Природные ориентиры», «Посидим у костра», «Лекарство из лукошка», «Съедобное и не съедобное», «Акклиматизация и меры безопасности жизнедеятельности»; слайдовая презентация «Не рвите цветы»;

  • таблички с вариантами ответов: 1, 2,3 ( 6 комплектов) к тесту;

  • вопросы и задания ( билетики);

  • бумага, авторучки ( 6 шт);

Оборудование: ПК, экран, магнитофон, аудиокассета; 9 игровых столов ( полукругом); стол и стулья для жюри.

ХОД

Звучит фрагмент детской песни «Если с другом вышел в путь» в сочетании с показом фото - слайдов «Поход» ( 1)

Ведущий: - На такой позитивной музыкальной ноте я приветствую всех туристов-многоборцев и руководителей туристских объединений Сальского района в нашем уютном и приветливом зале Дома пионеров и школьников. Какую удивительную природу дарит нам матушка – Земля! Да разве усидишь в хорошую погоду дома? Вероятно, вы уже поняли, что мы сейчас отправимся с вами в заочное путешествие ( или поход) в совершенно неизведанное место. Но, как известно, для туриста любое место – дом родной. Маршрут предстоит интересный и полезный. Но без чего мы не можем выйти в путь, без какого самого важного качества? ( без дружбы) В таком случае, предлагаю всем встать в один большой круг и поприветствовать друг друга как это могут сделать только настоящие туристы. Создание дружеской обстановки ( круг друзей): приветствие» - кричалка с движениями «Здравствуй, солнце золотое»: - Здравствуй, Солнце золотое, Здравствуй, Небо голубое, Здравствуй, Легкий ветерок, Здравствуй, Маленький цветок, Здравствуй, друг или подруга – Мы приветствуем друг друга! Все друг к другу повернемся, И все разом улыбнемся. ( дети садятся) - А теперь присаживайтесь на свои места.

Ведущий: - Туризм – один из самых активных видов спорта и отдыха людей во всем мире. Однако, вместе с положительными эмоциями, каждого из нас в путешествии могут подстерегать и не предвиденные опасности. Поэтому опытный бывалый турист их должен своевременно не только предвидеть и предугадать, но и предупредить. Отправляясь в поход, важно не просто смотреть, важно – видеть, примечать и даже запоминать. Отправляясь в поход, важно не просто радоваться жизни – вырвался на природу! Важно – уметь вести себя в ней, чтобы польза получилась обоюдная. И самое важное, из каждого похода нужно выносить для себя что-нибудь полезное, чтобы ваш жизненный опыт постоянно пополнялся новой информацией, которую вы потом при необходимости сможете использовать по назначению. А оценивать ваши знания, умения и туристские навыки будут…(представление)

Ведущий: - Итак, сейчас вы отправитесь в путешествие по самым разнообразным маршрутам. А мы посмотрим, насколько хорошо вы к ним подготовлены. Ведь вам предстоит побывать а разных климатических зонах земного шара. Как вы думаете, что самое важное нужно успешно пройти, чтобы потом отдыхать в удовольствие? ( акклиматизацию)

Открывается слайдовая презентация по акклиматизации «Поход – дело серьезное». Выбрал дело – шагай смело! ( 2)

  1. Ролевая игра «Акклиматизация и меры безопасности жизнедеятельности» (играют команды парами, предварительно вытащив свои роли – туристов или экспертов по отдыху)

  1. в условиях горной местности;

  2. пустыни;

  3. крайнего севера;

  4. тропического климата;

  5. тайги

Ведущий: - Обратите внимание, фотографии содержат как положительные моменты отдыха, так и потенциальные опасности, которые необходимо предупредить.

Условия проведения: играет по 2 команды одновременно, получая роли «Туристы и эксперты». Эксперты задают вопросы, а туристы отвечают на них. Ведущий-рефери имеет право остановить игру, если видит, что обе команды отлично справились, или одна из команд не может отвечать или задавать вопросы.

Предварительно дается минута для подготовки: одни обдумывают ответ, а др. придумывают вопросы.

Общее время игры- диалога команд – 1 мин. Жюри подводит итог: оценивает количество и качество вопросов и количество правильных ответов. Каждый вопрос и ответ приравнивается к 1 баллу.

Ведущий: - 27 сентября ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА. В честь этого дня проводятся, как правило, соревнования. Соревнования у нас успешно пройдены ( 8 октября). А поэтому сделаем заслуженный туристский привал.

ТУРИСТСКИЙ ПРИВАЛ

Открывается слайдовая презентация «Посидим у костра» ( 3 ) слайд № 1-2

Снова чай в котелке закипел,
Досыхает рюкзак у костра,
И гитарой бивак зазвенел,
Ну а завтра - в дорогу с утра...

Ведущий: - Кто значит для путешественника костер? ( это тепло, возможность обогреться, просушить одежду и обувь; он необходим для приготовления пищи; один из вариантов подачи сигнала спасателям; костер отпугивает хищников)

Слайд № 3 – 4: - Почему площадку для костра выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте, недалеко от воды, на вытоптанном месте, желательно, на старом костровище? ( может по неосторожности возникнуть пожар) - Почему нельзя отходить от костра, пока он окончательно не прогорит? - Как погасить костер? Делимся советом: - Как бывалые туристы, вы наверняка знаете, как сохранить спички сухими даже в дождливую погоду? ( дети делятся секретами) слайд № 5

Ситуация: - А что делать, если вы вдруг все таки забыли дома спички ? - Какие подручные средства можно использовать для добычи огня? Слайд № 6

Ведущий: - А теперь пора соорудить костер и я приглашаю на рабочую площадку по а игрока – костровых от команды.( выходят к столам с пачкой фломастеров или карандашей). Выбор формы костра – дело серьезное, поскольку каждый тип костра имеет свое назначение. Обратите внимание на экран ( слайд № 7). Работаем все одновременно по предложенной ситуации: ( ведущий задает ситуацию, а участники выкладывают тип костра )

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ТИПЫ КОСТРОВ»

Ситуация: № 1: - Это костер для души, для хорошего настроения, для туристских песен. Имеет скорее эстетическое назначение, нежели общепринятое, потому как требует постоянного присмотра и частой подкладки дров. ( ЗВЕЗДНЫЙ)

Ситуация № 2: - Данный тип костра имеет жаркое пламя вверху и предназначен для быстрого приготовления одного вида пищи ( вскипятить чай или приготовить что-то из еды в одном котелке, ведре) ( ШАЛАШ)

Ситуация № 3: - Этот костер горит долго и хорош для прохладной сырой ночи. Несколько часов для отдыха вам обеспечено. Какой тип костра вы выберете? ( НОДЬЯ)

Ситуация № 4: - Универсальный тип костра, потому что хорош как для приготовления ужина не менее чем из двух блюд одновременно, для просушки одежды и обогрева. (КОЛОДЕЦ)

Ситуация № 5: - Этот костер не требует частой подкладки дров, но пододвигать их все-таки придется. К тому же легко горит из-за хорошего доступа воздуха. ( ТАЕЖНЫЙ)

Ведущий: - Человек обожает смотреть не только на воду, огонь так же завораживает его... Сдайд № 8

Просто так посиди у костра
И подумай немного о вечном.
Удивительна жизнь и проста:
За разлукою следует встреча,
За низиною будет гора,
За потерею будет удача.
Просто так посиди у костра
И не думай, что будет иначе.

ПРИМЕЧАНИЕ: После каждого выполненного задания ведущий сообщает членам жюри, кто из команд выполнил задание правильно, а кто ошибся. Количество правильных ответов приравнивается к кол-ву заработанных баллов.

3. «ПОРА УЖИНАТЬ!» ( нетрадиционная кухня – пути выживания в экстремальных условиях)

Ведущий: - Представьте себе такую ситуацию, что вещмешок, в котором хранились ваши пищевые запасы, утащила лиса. Беда?! Да ничего подобного! Вокруг столько вкусного!

Открывается слайдовая презентация «Съедобное и не съедобное» ( 4 ) слайд № 1
Ведущий просит команды приготовить листы и ручки, подойти к столам.

Ведущий: - Внимание на экран. Посмотрите и определите, каких животных и растения можно добывать в пищу в Ростовской области? Выпишите их на лист.

Демонстрация слайдов № 2-3 ( дети выполняют задание)

Проверка задания: слайд № 4

Ведущий задает по одному вопросу каждой команде, уточняет способы приготовления, делает поправки к ошибкам с пояснением.

Примечание для ЖЮРИ: каждый правильный ответ приравнивается к 1 баллу.

4. «ЛЕКАРСТВО из ЛУКОШКА»

Открывается слайдовая презентация «Лекарство из лукошка» ( 5 ) слайд № 1-2

Ведущий: - Вдруг, выясняется, что в отряде много захворавших. У кого-то заболело горло, у кого-то голова и т.д. ( каждая команда берет на листочке «условную болезнь» ) Вспомним, что произрастает в лесу, какие целебные травы. ( ответы детей)

Например:

  • У Светы заболело горло — полоскание горла. ( настой ромашки)

  • У Коли пропал аппетит (настой одуванчика)

  • Миша сидел близко к костру и обжег немного руку — накладывается марлевая салфетка, смоченная настоем шалфея

  • У Вити заболел зуб - полоскание настоем шалфея

  • Ира натерла ногу — к ране прикладывается промытый лист подорожника

  • Люда сильно кашляет — отвар мать-и-мачехи или чабреца

  • Люба расстроилась, потеряла ключ от дома — напоить настоем валерианового корня.

  • Саша отравился грибами — отвар коры дуба

  • Юра промочил ноги и к вечеру у него поднялась температура ( чай из листьев и ягод лесной малины и земляники)

ПРОВЕРКА правильности выполненного задания ( слайд № 3)

ПРИМЕЧАНИЕ: На обдумывание вопроса командам дается 30 сек. Каждый по очереди называет свою «болезнь» и лекарственное растение, которое бы помогло «больному». ( в отряде можно выбрать «доктора». В этом случае отвечает он)

Ведущий уточняет: - Какую именно часть растения необходимо использовать для лечения и каким способом приготовить лекарство?

Оценка ЖЮРИ: в 1 балл оценивается правильно названое растение + 1 балл за правильно приготовленное лекарство.

Сдайд № 4 «ВОДОПАД - РЕЛАКС» ( для нервной системы)

5.«ПОРА ДОМОЙ» ( ПРИРОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ)

Открывается слайдовая презентация «Природные ориентиры» ( 6 ) слайд № 1-3

Ведущий: - И еще одна экстремальная ситуация для туристов, которые не боятся трудностей. Готовы? Проше всего ориентироваться по топографическим картам, туристским схемам и планам с помощью компаса. Согласны? Куда сложнее обстоит дело, если карта потерялась или по каким-либо причинам пришла в негодность. - Какие живые и неживые объекты помогут найти дорогу домой? Не отвечайте все и сразу. Лучше возьмите по 3 сигнальные карточки и приготовьтесь пройти заключительный тест. ( раздает сигнальные карточки командам)

ВОПРОСЫ ТЕСТА:

- Ориентируемся по солнцу: Летом солнце находится на Юге примерно в 1/ в 12.00 час. по местному времени 2/ в 13.00 час. по местн.времени 3/ в 14.00 час. по мест.времени

- В полдень тень от крыльев бабочки направлена 1/ с Севера на Юг 2/ с Запада на Восток 3/ с Востока на Запад

- Грибы и лишайники растут в основном 1/ с южной стороны деревьев, пней, кустарников 2/с северной стороны деревьев, пней, кустарников 3/ с любой стороны, главное, чтобы питания для роста хватало

- Годовые кольца на спиле пня отдельно стоящего дерева располагаются 1/ неравномерно, с северной стороны они обычно толще 2/ равномерно, ведь объем дерева симметричен относительно центра ствола 3/ неравномерно, с южной стороны кольца обычно толще с южной стороны они обычно толще.

- Муравейники располагаются: 1/ с северной стороны деревьев, пней, камней, кустов 2/ с южной стороны деревьев, пней, камней, кустов 3/ муравьям без разницы, где строить свой дом

- На открытой лесной поляне и на пригорке ягоды раньше созревают 1/ с западной стороны 2/ с восточной стороны 3/с южной стороны

- В течение дня, даже если на небе тучи, подсолнух поворачивает свою готовку 1/ с севера на юг 2/ с востока на запад 3/ с юга на север

- Правильно определить направление в степи поможет норка суслика. Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают 1/ с южной стороны 2/ с восточной стороны 3/с западной стороны

- С какой стороны растительность на склонах гор и высоких холмов гуще? 1/ с западной 2/ с восточной 3/ с южной

Ведущий по ходу теста дает правильный ответ и сообщает членам жюри, кто правильно ответил

ПРИМЕЧАНИЕ: Если у двух команд – призеров набралось одинаковое кол-во баллов, для них проводится «КОНКУРС ПОХОДНЫХ ПОВАРОВ» ( готовим рыбный супчик – УХУ. «Поварам» - по 1 чел. от команды, выдается 2 набора продуктов «Условной кухни» и 1 мин. времени, чтобы их отобрать)

Жюри подводит итоги

Показ слайдовой презентации «Цветы России»( звучит песня «Не рвите цветы» Ю.Антонова)


СЛОВО ЖЮРИ.............................. Награждение.
- Для подведения итогов слово предоставляется членам жюри ( награждение команд)

Команды награждаются грамотами и призами. Ведущий прощается

Конспект заочной игры-путешествия по стране туризма
  • Другое
Описание:

      Представленная разработка прежде всего будет интересна педагогам дополнительного образования, руководителям детских объединений по туризм. Содержание представленной формы -  заочная игра-путешествие,   направленная на  систематизацию теоретических  знаний и отработку практических умений и навыков по детскому туризму в игровой форме. Данная игра способствует формированию у обучающихся индивидуального стиля здорового образа жизни, приобретению личного социального опыта и способности к самовоспитанию, умению позитивно взаимодействовать в игровом развивающем процессе. Мероприятие проводится в любое время года, в любых   подходящих условиях не зависимо от погоды.

Автор Артюшина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 445
Номер материала 34475
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓