Главная / Другое / Конспект занятия в вокальной студии

Конспект занятия в вокальной студии

Управление образования Администрации города Иванова

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Ивановский городской Дворец детского и юношеского творчества





Конспект занятия

Тема: Гармонический и ритмический ансамбль.

Дополнительная общеразвивающая программа

эстрадно-вокальной студии «Радуга»

C:\Users\Пользователь\Desktop\р\images.jpg

Группа «Всегда вместе»

Возраст обучающихся 12-14 лет,

5-7 год обучения

Педагог

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДЮТ

Виноградова Светлана Геннадьевна





Иваново 2013

Схема конспекта занятия

Тема: Гармонический и ритмический ансамбль.

Возраст обучающихся: 12-14 лет, группа «Всегда вместе», 5-7 год обучения.

Вид занятия: комбинированное занятие.


Цель занятия: создание условий для личностной самореализации учащихся средствами ансамблевого исполнительства

(минимализация дистанции между мыслительными, слуховыми и исполнительскими возможностями обучающихся в освоении гармонического и ритмического ансамбля).


Задачи

Образовательные: (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):

а) актуализировать базовые теоретические сведения, необходимые для осознания практических задач занятия,

б) уточнить, углубить знания о системе аккордов,

в) усвоить критерии для нотного и слухового анализа: «открыть» ключи к пониманию музыкального языка,

г) познакомиться с новыми примерами хроматизма (альтерация минора, блюзовые ноты),

д) получить основу для творчества.

Воспитательные:

обогащение кругозора, воспитание музыкального вкуса и чувства стиля, культуры слушания и исполнения, любви и уважения к музыкальному наследию;

осознания связи теории с практикой, формы с содержанием;

освоение приемов по оптимизации собственной деятельности, рациональной самоорганизации труда, объективной оценки своих знаний и практических умений.

развитие у ребят чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей,

формирование личной ответственности за общий результат деятельности, трудолюбия, дисциплинированности, умения работать в коллективе.

Развивающие: (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):

Развитие способностей обучающихся с учётом их индивидуальности:

сенсорной сферы - тембрового, гармонического, ритмического слуха,

аналитических функций - умения свободно ориентироваться в структуре музыкальных примеров, следить за ходом развития «музыкальных событий», устанавливать логику, связи, отношения, оперативно оценивать и воспроизводить видимое и слышимое,

музыкального языка, способности «высказаться» в звуках,


навыков применения информации в стандартных ситуациях, а также в ситуациях, требующих творческого подхода и воображения.

развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов общей работы и самоанализа собственных достижений.

развитие коммуникативных умений учащихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на занятии.


Методы контроля: групповой, парный, индивидуальный опрос, взаимооценка, самооценка.

Оборудование и технические средства обучения

  1. Просторный освещенный кабинет

  2. Фортепиано.

  3. Партитура.

  4. Аудиотреки

  5. Звуковая аппаратура.


Наглядные пособия:

  1. Учебный нотный материал, партитуры произведений, карточки с заданиями, фото авторов произведения.


Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. Фортепиано,

Для обучающихся оборудуются рабочие места - стулья, расположенные вокруг инструмента.

2) Аудиотреки с записью произведения «Аист на крыше». Автор текста (слов): Поперечный Анатолий
Композитор (музыка): Тухманов Давид

3) Партитура песни «Аист на крыше»

4). Тестовые бланки «Лови ошибки!».

5) Гармонические последовательности, ритмические карточки (нотный вариант)

6) Листы опорных теоретических понятий по теме занятия (индивидуально в папках)


Словарь: музыкальные термины - интонация, темп, ритм, импровизация, лады, виды минора (натуральный, гармонический, мелодический), динамика, функциональный план, сольмизация.


Продолжительность занятия - 40 мин.




1.



2 мин

Организационный момент:

- старт занятия;

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация учебной деятельности.

Цели для обучающихся:

- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех ребят в работу

Методы организации работы:

- беседа.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу

Проверка наличия нотного материала, аппаратуры.


«Здравствуйте, рада вас видеть. Как ваши горлышки? Все ли здоровы?

Знаете ли, как приветствуют друг друга в разных странах?

В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

А, Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.


Надеюсь, у вас хорошее настроение. Поделитесь им с друзьями, улыбнитесь друг другу.


Вы удобно устроились? К новым свершениям готовы?

Можно двигаться вперёд!



Перед занятием учащиеся занимают рабочие места, проверяют наличие рабочих папок (нотные материалы)

.


Предлагают свои варианты.




Осваивают формы приветствия







2


5мин.

Повторение

Актуализация знаний. Целеполагание

Цель для обучающихся:

- проявить активность и имеющиеся знания в ходе теста-игры «Лови ошибку»»;

- актуализировать теоретические знания

- постановка цели, которая должна быть достигнута на данном этапе занятия:

уточнить и углубить знания о составе аккордов,

- учиться организованности выполнения заданий в парах

-

Цель для педагога:

- создать условия для актуализации знаний и совместного целеполагания;

-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития обучающегося через представление собственных знаний;

- развитие эмоциональной сферы учащихся через применение активных форм ведения занятия.


Методы организации работы:

- ролевая игра

- тест «Лови ошибки» (работа в парах)

- беседа


Формы организации работы: фронтальная беседа, работа в парах, коллективная.


Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников; положительный эмоциональный фон занятия.


Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности,

создание условий для личностной самореализации обучающихся через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.


Вы знаете, в Германии вышел в свет учебник, в котором, вы даже себе не представляете, сколько допущено ошибок! Не учебник, а сплошное недоразумение! Но случилось это вовсе не по оплошности издателей. Раскрою вам секрет: такой «неправильный» учебник предназначен для проверки знаний - попадутся невнимательные ученики на крючок специально запланированных ошибок или нет. Говорят, ученикам страшно нравится выступать в роли Фомы Неверующего и перепроверять: все ли тут верно? Так они чувствуют себя настоящими знатоками.

Вот и мы давайте начнем занятие с того, что, как и германские школьники, просто восхитимся своими знаниями.

А для этого предлагаю вам побыть в роли учителей, и, увы, - такое иногда случается, исправлять, неверные ответы учеников. Согласны?

Тогда, приступим».


Выполнение теста «Лови ошибки»

: «Перед вами задания, которые получили ученики, и ответы учеников. Давайте по порядку. Прочтем и прокомментируем первый вопрос…»


«Лови ошибку» (дидактическая игра «интервально-аккордовая геометрия»)

а) на нотном стане цепочка интервалов, необходимо выявить принцип построения и найти в интервалах ошибку.

б) слуховой тест с одним ложным элементом (звучит интервальная последовательность, в ней используется неверный интервал, при звучании которого учащиеся хлопают)

в) на нотном стане написаны тональности с ошибкой в ключевых знаках – необходимо исправить ошибки, на одном из вариантов – блюзовая гамма.

г) предлагаются партитура «Аист на крыше» - без названия
























Ребята выполняют тест.

(традиционный опрос,

актуализация знаний.



  1. Выполнение практических заданий для закрепления теоретических понятий.


Вывод детей:

Необходимы дополнительные теоретические знания по теме «лады, гармония), высказывают желание изучить особенности альтерации и блюзовые ноты изучить гармоническое изложение произведения..


3.


15мин

Объяснение нового материала.

Цель для обучающихся:

- понять алгоритм построения альтерации в миноре, блюзовых нот;

-применить полученные знания на практике

Цель для педагога :

- познакомить воспитанников с понятиями: альтерация (хроматизм), блюзовые ноты, гамма

-помочь детям в освоении новых знаний - в сольфеджировании (интонировании )


Методы организации работы:

- анализ, синтез

- слуховые накопления,

- закрепляющие задания (упражнения)

- беседа

- демонстрационный метод

- практическая деятельность.


Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-правильное применение знаний на практике – точное интонирование..


Критерии определения уровня внимания и познавательной активности учащихся, их интереса к изучаемому материалу:

- участие в обсуждении

-заинтересованность в работе

Методы мотивирования учебной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации обучающихся через практическую деятельность.


Объяснение правила появления альтерированных нот в любом ладу, в ладу миноре.

Объяснение : что такое блюзовые ноты. блюзовая гамма – педагог использует раздаточный материал и иллюстрирует, исполняя гамму на фортепиано и интонируя.


В ходе обсуждения совместно с воспитанниками строят блюзовую гамму,


Педагог предлагает, прежде чем интонировать альтерацию и блюзовую гамму, настроиться на натуральный лад.





Педагог помогает ученикам освоить новую тему, обсуждает с детьми возникающие технические трудности и пути их преодоления.




Рефлексивная остановка: обсуждаем, что получилось, что не получилось, как преодолеть трудности.


Ребята, а кто из вас может объяснить, что за жанр «блюз»? Верно.

Педагог объясняет особенности жанра, дает информацию об истории развития жанра (см. приложение)

Так что, чтобы спеть блюз, нужно не только точно интонировать альтерированные ступени, но и точно работать с ритмом. Потренируемся?

Предлагаю – ритмическую импровизацию, немного устали? Давайте встанем.


Ритмическая импровизация: группа пульсирует. А каждый по очереди выдает ритм на два такта, остальные следом повторяют

Используем простые ритмы, пунктир, синкопы (последовательно).

Спасибо. Молодцы. Понравилось? На следующем занятии продолжим.


А теперь, предлагаю продолжить ритмическую тему и перейти к изучению нашего замечательного произведения «Аист на крыше».

Попробуем ритмический ансамбль?








Просмотр материала. Обсуждение.


Построение альтерированных нот.


Построение блюзовых нот.


Настройка на натуральный минор – интонирование в нем :

лада, устойчивых ступеней, разрешение неустоев, трезвучий главных ступеней, их обращений, аккордовых цепочек, затем альерированных ступеней и блюзовой гаммы.


Дети осваивают новые приёмы работы и обсуждают с педагогом и друг с другом возникающие технические проблемы, ищут пути их решения.


Возможные ответы ребят:

музыкальная форма, жанр

















Ритмическая импровизация.





Ребята выполняют ритмический ансамбль припева, куплета (прохлопывание, проговаривание).



4.



13 мин

Закрепление учебного материала.

Цель для обучающихся:

- применить в практической работе новые знания;

- соединить бридж в ансамбле, исполнить точно ритмически и интонационно;

исполнить в ансамбле (многоголосие) три части;

- учиться взаимопомощи в процессе работы по партиям;

- в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, вырабатывать умение видеть собственные ошибки и пути их исправления (через общение с друзьями и анализ фотографии);

- учиться анализировать исполнение товарищей, корректно оценивать;

Цель для педагога:

- проверить первичный уровень усвоения учащимися новых знаний;

- используя различные методические приемы , способствовать повышению мотивации учащихся к закреплению нового материала.

-создать условия для творческой самореализации детей в процессе исполнения;

-создать условия для развития коммуникативных УД путём работы в партиях

Методы организации работы:

-выполнение практической работы (исполнение произведения)

- индивидуальная и групповая рефлексии путём свободного общения в группе («комплимент»)

Формы организации работы: индивидуальная; по партиям, групповая;

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

- успешное выполнение композиции

- удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации обучающихся через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Педагог предлагает исполнить бридж по партиям, затем объединяя в две, затем три партии – исполнение в ансамбле.

Педагог приходит на помощь при затруднениях (поддержка фортепиано, голосовая, поддержка с помощью звукозаписи).

Совместный поиск ошибок и способов исправления.


Педагог поощряет аккуратность и точность интонирования, обращая внимание группы на успехи воспитанников.

Ребята. А кто из вас может назвать авторов песни?

Педагог демонстрирует портреты авторов, дает краткую и информацию, ссылку на сайт, где можно получить подробную информацию.

Предлагает самостоятельно найти интересную информацию об их творчестве.


Дети осваивают бридж, применяя полученные знания. На всех сложных этапах можно обратиться за помощью к соседу (работа в парах) или педагогу.







Ребята, вероятно, не назовут их, поскольку ранее на этом внимание не акцентировалось






5.


4мин

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель для обучающихся:

- в ходе подведения итогов занятия выявить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.


Цель для педагога:

- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;


Педагог предлагает подвести итоги:

Оценка достижения занятия:

- Что было новым, интересным.

- Какую часть произведения хотелось бы послушать и исполнить еще раз.

- Встречалась ли в певческой практике альтерация и блюзовые ноты.

- выразите свои чувства одним словом (без объяснение причины).


Сделайте комплимент одному из своих товарищей, может не одному.

Педагог совместно с детьми определяет дальнейшие пути освоения материала.




Ребята отвечают на вопросы.



В форме «комплимента» высказывают свои ощущения от занятия, обсуждают, что получилось, над чем нужно поработать,

анализируют качество исполнения.


6.


1 мин

Задание на дом

Цель для обучающихся:

-объективно оценить свои достижения, сравнивая результаты самооценки выполненной работы с мнением окружающих.

- осознание необходимости развития навыка (потрудиться дома самостоятельно).

Цель для педагога:

-выявить, насколько усвоили ребята новые знания.

- развитие опыта рефлексии.

- настроить ребят на домашнюю практическую деятельность.


На следующем занятии мы продолжим с вами знакомство с альтерацией, и, конечно, продолжим работу над нашим репертуаром.

Спасибо за занятие. Мне было приятно с вами работать.




По окончании дети благодарят педагога за занятие.






Информационный материал (источник – Википедия)

  1. Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоскапечаль) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Впервые термин использовал Джордж Колман в одноактном фарсе «Blue Devils» (1798)[. С тех пор в литературных произведениях фразу англ. «Blue Devils» часто используют для описания подавленного настроения.

Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня»холлер (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант и баллады (короткие стихотворные истории).

Преобладающая форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 — на субдоминанте и тонике и по 2 — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл.

Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III V и VII ступени (т. н. «блюзовые ноты»). Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты.



  1. Анатолий Поперечный. Родился 22 ноября 1934 года в селе Новая Одесса (ныне - город Новая Одесса) Николаевской области Украины.

В 1938 году семья Поперечных переехала из Новой Одессы в Николаев. В августе 1941 года 7-летнему Анатолию вместе с матерью, медсестрой санитарного эшелона, пришлось пересечь страну от Днепра до Урала. До сих пор в памяти - переправа через Днепр, когда на колонну беженцев и раненых начали пикировать фашистские "мессеры". Много лет спустя А. Поперечный написал об этом стихотворение "Паром сорок первого года", позже - "Сирота", "Она защищает Родину", "Товарняк", "Ночные переправы".

Анатолий рано начал писать стихи, однако сочинять приходилось тайком: запрещал отец, который хотел в будущем видеть сына агрономом, инженером, но только не поэтом. Окончив десятилетку, Анатолий пошел работать на Черноморский судостроительный завод, сначала подсобным рабочим в "горячем" цехе, затем сотрудником редакции заводской многотиражной газеты "Трибуна стахановца". Одновременно А. Поперечный учился на заочном отделении филфака Николаевского пединститута (впоследствии перевелся в Ленинградский педагогический институт имени Герцена).

В 1957 году А. Поперечный послал рукопись своих стихов в Москву, в издательство "Советский писатель". Неожиданно для себя получил одобрительное письмо и две положительные рецензии. По тем временам для никому не известного автора это было неслыханно.

Особое место в творчестве А. Поперечного занимает песня. Именно строки, ставшие песнями, принесли ему всенародную славу. Песни, созданные в соавторстве с такими композиторами, как А. Долуханян, Н. Богословский, Я. Френкель, Ю. Саульский, Д. Тухманов, Е. Птичкин, В. Шаинский, В. Матецкий, В. Мигуля, И. Крутой, И. Матета, О. Иванов, А. Морозов, В. Добрынин, Е. Стихин, Э. Ханок, Е. Бедненко, В. Семенов, Е. Щекалев, А. Зуев и другие, вошли в репертуар Л. Зыкиной, К. Шульженко, И. Кобзона, Л. Лещенко, С. Ротару, Е. Шавриной, В. Толкуновой, В. Трошина, Н. Гнатюка, Н. Чепраги, О. Воронец, Л. Долиной, В. Леонтьева, Э. Пьехи, И. Аллегровой, групп "Сябры", "Песняры", "Верасы", ВИА "Пламя", М. Евдокимова, Н. Бабкиной, М. Шуфутинского и других исполнителей. "Соловьиная роща", "Малиновый звон", "Олеся", "Свадебные кони", "Малиновка", "Аист на крыше", "Почему, не ведаю", "Трава у дома", "Завалинка" давно признаны эстрадной классикой. В них много света, радости, нежности, доброты, тревоги, переживаний, они дарят сокровенные чувства, вдохновение, воспоминания, надежду, окрыляют сердца людей.

http://www.coolreferat.com

Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве. Его отец, армянин Тухманов Фёдор Давидович — инженер; мать, Вера Карасёва — музыканткомпозитор[2].

Начал свои занятия музыкой в раннем детстве под руководством матери, а затем поступил в музыкальную школу 10-летку им. Гнесиных по классу фортепиано. По окончании 10-летней школы в 1958 году, Д. Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического государственного института им. Гнесиных). После окончания института Д. Тухманов был призван в армию, служил в Ансамбле Песни и Пляски МВО, где руководил оркестром.

Работать в жанре песни композитор начал в 1960-е годы. Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» (автор слов Михаил Ножкин) написал ещё будучи студентом института в 1961 году. Лишь в 1966 году её исполнил певец Владимир Макаров, открыв дорогу Тухманову на телевидение. Позже Давид Фёдорович перешёл к написанию цикла патриотических песен, из которых известными стали «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз» и др. В 1972 году композитор был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской темы — «День без выстрела», «Мы большая семья», «Земля черна» и др.

В настоящее время Д. Тухманов живёт и работает в Москве, часто — за границей.

Конспект занятия в вокальной студии
  • Другое
Описание:

Конспект занятия по курсу "Солфеджио" для учащихся вокально-эстрадной студии. Возраст ребят: 12-14 лет, 5-7 года обучения.

Возраст воспитанников:  12-14 лет,  группа «Всегда вместе», 5-7 год обучения.

Вид занятия: комбинированное занятие.

 Тема занятия: Гармонический и ритмический ансамбль.

 Цель занятия: создание   условий для личностной самореализации  учащихся  средствами ансамблевого  исполнительства  (минимализация дистанции между мыслительными, слуховыми и исполнительскими возможностями обучающихся в освоении   гармонического и ритмического ансамбля).

 

Автор виноградова светлана геннадьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 46887
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓