ТЕМА:
Звуки и буквы В-Ф.
Цель: научить
учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах,
в словах и предложениях.
Задачи:
- образовательные:
закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти
звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- коррекционно-развивающие: развивать
артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического
восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки
звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в]
- [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык
самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение
соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
- воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать
самостоятельно.
Оборудование: зеркала,рабочие
тетради,ручки,карандаши.
Ход
занятия
I.
Организационный момент
- Ребята, сегодня в гости к нам пришли
волчонок Ваня и ежонок
Фаня. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем различать их любимые звуки и
буквы. Сели, глазки видят, ушки слушают, мы сначала думаем, а потом говорим,
отвечаем на поставленные вопросы.
II.
Артикуляционная
гимнастика
- Ребята, чтобы красиво и правильно
говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и
покажем Ване и Фане, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную
гимнастику вместе с нами!
1. "Улыбочка".
2. "Заборчик".
3. "Накажем непослушный язычок".
4. "Трубочка".
5. "Оближем губки".
6. "Почистим верхние зубки".
III.
Объявление темы
- Ребята, какой первый звук в имени
волчонка Вани? (Звук [в].)
- Какой первый звук в имени ёжика Фани?
(Звук [ф].)
- Догадались, какие мы сегодня звуки и
буквы будем учиться различать? (Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф
ф.)
IV.
Анализ артикуляция
звуков [в], [ф] (сходство, различие).
- Ребята, придвиньте зеркала. Произнесите
и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].
- При произнесении звуков [в] и [ф]
в каком положении находятся губы? (Нижняя губа касается передних верхних зубов,
верхняя губа поднята.)
- Зубы сомкнуты или между ними есть щель?
(Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)
- В каком положении при произнесении
звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к
твёрдому нёбу.)
- Ребята, при произнесении звуков [в]
и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть:
губки и зубки.)
- Молодцы, ребята! Вы правильно определили
артикуляцию звуков [в], [ф].
V.
Характеристика звуков [в],
[ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику
звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный,
потому что струя воздуха встречает преграду.)
- Звук [в] - звонкий или глухой?
(Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф].
Охарактеризуйте его. (Глухой - потому что голосовые связки не дрожат.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в]
- звонкий, а звук [ф] - глухой. При произнесении звука [в] голосовые
связки дрожат, а при произнесении звука [ф] - не дрожат.)
VI. Автоматизация звуков [в] и [ф]
в изолированном виде.
- Ребята, представьте, что вы в лесу.
Повойте как волчонок Ваня: 5 раз коротко [в], а затем протяжно. Хорошо!
- А теперь аналогично профыркаем звук [ф],
как ежонок Фаня.
VII. Развитие фонематического слуха
(игра "Поймай звук").
- Ваня и Фаня очень любят играть в игру
"Поймай звук", давайте, и мы в неё поиграем! Хлопните в ладоши один
раз, если услышите звук [в], и два раза - если услышишь звук [ф].
Звуки: [ф], [р], [с], [в], [н], [ч], [к], [ф], [ч], [в],
[к], [в], [д], [н], [ф], [к], [ч].
Слоги: па - ка - ва - са - но - фо - ну - ву - ты - фы - во - фу.
Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки,
книга.
VIII. Соотнесение звуков [в] и [ф] с
буквами В и Ф.
- Ребята, какой буквой
обозначается звук [в]? (Буквой В.)
- На что похожа буква В? Из скольких
частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)
- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой Ф.)
IX. Формирование навыков письма и
чтения.
- Ребята, Ваня и Фаня очень любят писать.
Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и
Ф, ф.
а) На уровне слогов:
- Ребята, посмотрите, слоги перепутались,
распределите их в два столбика.
Ва, фи, фра, вры, ове, уфи, ава, офо,
вло, фля, ефе, офе.
После распределения слогов в два столбика дети
записывают их в тетради по памяти.
б) На уровне слов:
- Ребята, Ваня и Фаня учатся в лесной
школе. Помогите выполнить домашнее задание! Прочитайте, напишите слова,
вставьте пропущенные буквы:
коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль,
про-ессия, кон-ерт, кон-ета,
не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет,
сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик,
жира-ы, -онтан;
в) На уровне предложений:
- Прочитайте скороговорки. Запишите их по памяти.
Фаня в гостях у Вани,
У Вани в гостях Фаня.
Наш Филат не бывает виноват.
Не бывает виноват наш Филат.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.