План
– конспект открытого занятия.
Тема: Введение в образовательную программу
«Волшебный мир дерева».
(Декоративно
– прикладное творчество «Художественное выпиливание»).
Цель: Познакомить детей с декоративно - прикладным
творчеством через технологию изготовления мозаики из срезов тонких ветвей.
Задачи:
1. Побудить у
детей желание работать с древесиной (фанерой).
2. Показать
перспективы деятельности детей при работе с древесиной
(фанерой).
3. Обобщить
знания детей о разнообразном использовании древесины.
4. Познакомить
детей с технологией мозаики из срезов тонких ветвей.
5. Прививать
любовь к природе, желание быть хозяином на земле, чувство ответственности за
красоту и чистоту природы.
Оформление, оборудование и инвентарь:
Мультимедийная
установка.
Картон (а-4) с
рисунком.
Карандаши простые.
Клей ПВА.
Клеенки.
Доска ученическая
(магниты).
Готовые модели.
Сундук.
Ход
занятия
1. Организационный
момент.
Слайд №1
«Художественное выпиливание».
1.1
Приветствие.
Педагог: Здравствуйте,
ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. Я рада видеть вас на своем занятии. Спасибо
большое, что вы пришли. Надеюсь всем удобно, все готовы.
2.1
Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Я хочу познакомить
вас сегодня с таким направлением декоративно - прикладного творчества как
художественное выпиливание. Вы увидите, какие необычные, красивые вещи можно выпилить
самим. Какие на них получаются узоры. А еще каждый из вас создаст свой
неповторимый узор из срезов тонких ветвей ивы.
2. Изложение
нового материала.
Слайд №2
«Картинки из сказок».
Педагог: Во многих
сказках люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо
- чудное, диво - дивное. А, ведь чудес и вокруг нас великое множество! И одно
их них рядом с вашим домом или у дороги, в рощице или в бору. Такое, знакомое
на первый взгляд, оно таит в себе столько необычного…
Отгадайте загадку, и скажите, что за чудо находится у
вашего дома.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Дети: Дерево.
Слайд №3 «Дерево».
Педагог: Правильно –
дерево. Дерево одно из прекраснейших чудес природы. Жизнь человека с древнейших
времен тесно связана с ним. А скажите мне, пожалуйста, как использовал человек
дерево, что же связывало его с ним?
Дети: Оно давало ему
пищу, одежду, обувь.
Педагог: Правильно. Из
одного кубического метра древесины можно получить 240 кг бумаги или 1,5 тыс. м.
шелковой ткани на 500 платьев. Из него человек строил себе жилище. На бересте
посылал весточки своим родным и друзьям. Дерево согревало и лечило человека. Люди
не зря называют дерево «зеленым другом». Оно всегда щедро делилось с человеком
своими богатствами.
И сейчас мы с вами отправимся в лес.
(Педагог открывает первый плакат, где изображены
деревья).
Слайд №4. Названия деревьев с ошибками в
словах.
Вот и лес. Ой, ребята, названия деревьев какие-то
странные! Зуб, лупа. Какой-то лес неправильный. Что-то здесь не так.
(Если дети догадались, сами дают ответ, почему такие
названия и что нужно сделать, чтобы все исправить).
Дети: В названиях
перепутались буквы, и их нужно исправить, тогда получатся правильные названия.
(Если дети не дадут ответа, педагог продолжает сам.)
Педагог: Так это кто-то
перепутал буквы. И нам с вами нужно все исправить. А кто уже догадался, в каком
слове нужна другая буква?
(Тот, кто догадался, выходит и маркером исправляет
букву.)
ЗАДАНИЕ
«ПРЕВРАЩЕНИЯ»
На
плакате нарисованы деревья, под ними написаны слова, нужно изменить одну букву
так, чтобы получилось название дерева.
ЗУБ
– ДУБ, ЛУПА – ЛИПА, КЛИН – КЛЕН, ОСЕНЬ – ЯСЕНЬ,
ОЛЬГА
– ОЛЬХА, КАФТАН – КАШТАН, КАДР – КЕДР
Слайд №5. Названия деревьев без ошибок.
Педагог: Молодцы! Навели
порядок в нашем смешанном лесу.
Ребята, а почему я назвала лес смешанным?
Слайд №6. Смешанный лес.
Дети: Лес, где растет
много разных деревьев с разными названиями, называется смешанным.
Динамическая пауза. Стоя. Попробуйте
изобразить дерево, которое вам больше всего понравилось.
Слайд №7. Сравнение.
Педагог: А вы знаете,
ребята, что деревья способны вбирать в себя пыль, бактерии, грибные споры и
другие вредные частицы. Одно взрослое дерево за год впитывает в свою древесину
5 тонн углерода из атмосферы. Одновременно дерево усваивает около тонны других
вредных веществ. И при этом оно выделяет около 4 тонн кислорода – это то
количество, которое необходимо, чтобы 8 человек в течении года дышали чистым
воздухом.
Нашу землю называют зеленой планетой. Как вы думаете,
кто подарил ей зеленый наряд?
Дети: Деревья, травы,
цветы, кустарники.
Слайд №8. Загадки.
Педагог: Конечно же. Они
всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у
самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Пришло время поговорить нам с
вами о деревьях, которые растут у нас на севере. Хорошо ли вы их знаете, мы
сейчас и посмотрим. Я буду загадывать вам загадки. Ну, а вы их отгадывать.
Хорошо?
(Педагог открывает следующий плакат, на котором
нарисованы деревья севера. Дети разгадывают загадки. Написаны загадки на
листиках определенного дерева. После ответа детей листик прикрепляется к тому
дереву, которому этот листик принадлежит.)
ЗАГАДКИ
Русская
красавица,
Всем
нам очень нравится.
Бела
она, стройна,
Одеждой
зелена. (береза)
|
Прямо
в небо рвутся, ввысь;
Ты
внимательно всмотрись:
Не
березы, не осинки,
Нет
листочков, есть хвоинки. (ели)
|
|
|
Не
береза, не сосна –
В
тишине стоит она.
Но
лишь ветер пробежит,
Вся
листва на ней дрожит. (осина)
|
Что
за дерево такое
Угощает
снегирей?
Снег стоит, трещат
морозы,
Ну
а ягоды вкусней. (рябина)
|
|
|
Что за дерево растет?
Снег
в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В
воздухе летает. (тополь)
|
Как это скучно
Сто лет без
движенья.
В, воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила гибкие ветви
с обрыва
Нежная, тихая,
грустная... (ива)
|
|
|
К солнцу, к небу
растет,
В кораблях она плывет
На утесе и одна
Стоит стройная …(сосна)
|
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (лиственница)
|
Слайд №9. Возраст деревьев.
Педагог: Вырастить дерево – дело непростое.
Дуб созревает для рубки 100 лет, береза - 70, липа, например, - 60 лет. А ель
взрослеет к 150 годам. И выращивают деревья – лесоводы. Когда дерево достигает
зрелого возраст, его необходимо спилить и посадить на это место новое, молодое.
А из спиленного дерева получают самый доступный, ценный и естественный материал
– древесину.
Скажите
мне, пожалуйста, а, где используют древесину в наши дни.
Дети: Делают бумагу, мебель, строят дома.
Слайд №10. Изделия из древесины.
Педагог: Замечательно! Молодцы! Древесину
используют и в промышленности и в строительстве, в сельском хозяйстве и
кораблестроении и можно говорить еще долго и долго.
Много полезных и красивых вещей можно сделать из
древесины. Раньше эта работа выполнялась только в ручную, требовала очень много
времени и высокого мастерства. Чтобы добиться высокого качества, умельцы
придумывали все новые и новые инструменты.
Слайд №11. Инструменты.
Плотники применяли 60 разных инструментов и
приспособлений. А столяры- мебельщики свыше двухсот.
Я уверена, что и вы знаете инструменты, а, может быть,
видели или даже работали ими с папой. Назовите, пожалуйста, их.
Дети: Пила, топор, молоток.
Педагог: Какие инструменты используют,
занимаясь художественным выпиливанием, мы с вами узнаем, когда выполним
задание.
Слайд №12. Задание «НАЙДИТЕ СЛОВА»
Перед
вами - слоги, из них нужно составить целые слова, и у вас должны получиться
названия инструментов. Слоги можно использовать только один раз.
(Ребенок, который составил слово, выходит, выбирает
слоги, выкладывает слово на столе педагога, и находит инструмент демонстрирует
его всем. Инструменты лежат на столе.
(ши-ло,
лоб-зик, пи-лоч-ка, свер-ло, над-филь, пас-са-ти-жи, дрель)
Ну,
а сейчас я покажу вам какие поделки можно выпилить, используя эти инструменты.
(На
столе, закрытые платком, находятся поделки. Педагог открывает и демонстрирует
их в порядке сложности и по годам обучения.)
Какие
необычные древесные узоры мы видим на каждой модели. И все они разные и
красивые. Придают неповторимый вид каждой поделке.
Динамическая пауза. Сидя.
Изобразить растущее молодое деревцо.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Слайд №
13.Делаем сами.
3. Творческая
часть.
Педагог: Вы обратили внимание, что перед
вами на столах лежит необычный материал, с которым мы сегодня будем работать.
Это срезы из веточек. И мы, с вами сейчас, используя их, будем выкладывать
каждый свой древесный узор. У вас на столах лежит картон, на котором уже
нарисован узор. Вы берете клей, наносите его на небольшой участок узора и
выкладываете срезами. И постепенно шаг за шагом выкладываете его весь до конца.
(Идет
самостоятельная практическая работа над узором. Педагог корректирует работу
детей. Детям, которые быстро справились с заданием, предлагается пофантазировать
и дорисовать свои линии. Пока идет самостоятельная работа, педагог убирает
плакаты и вывешивает название выставки, которую дети оформляют.)
Слайд № 14. Название выставки «Древесные
узоры».
Педагог:
Какие замечательные узоры у нас получились! Мы сейчас оформим выставку и
посмотрим, насколько разные, не похожие друг на друга, получились узоры, рисунок
был у всех был одинаковый.
(Каждый
ребенок выходит и вывешивает свою работу.
(Рассматриваем,
пытаемся увидеть, что-то необычное, что получилось.)
Педагог:
Ребята, посмотрите, какие необычные, разные, неповторимые узоры у вас
получились.
4. Подведение
итогов.
Слайд
№15.Вопросы.
Педагог:
Дерево – символ России?
Сколько лет созревает ель?
Как называется профессия людей, которые выращивают
деревья?
Для какого количества людей одно дерево работает целый
год?
Основной инструмент для занятий художественным
выпиливанием?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Давайте представим, что нет
деревьев, смогли бы люди жить?
Дети: Нет.
Педагог: Леса нашей планеты до сих пор
являются живым наследием богатства природы. Человечество на протяжении всего
своего существования на земле пользовалось защитой этих девственных лесов. Да и
по сей день, мы живем, благодаря их бесценному дару – кислороду, которым мы
дышим, и который нас защищает. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство
для последующих поколений – наша задача и долг.
Слайд №16.
Наше
занятие подошло к концу. У вас на столах лежат конверты в них по четыре
кленовых листочка. Обратите внимание на слайд. Каждый цвет листочка, что-то
обозначает. И выберите то, что вам близко. У вас может быть и один ответ и два,
а может все четыре. И соответствующий цвету, листочек при помощи клеящего
карандаша приклейте на наше дерево.
(Дети приклеивают листики на нарисованное дерево).
Слайд №17. Спасибо. Молодцы.
Большое спасибо всем. До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.