Конспект занятия на тему «Путешествие на родину комнатных
растений. Уход за комнатными растениями».
Цель: познакомить
учащихся с большим разнообразием комнатных растений.
Задачи:
1. Учить находить комнатное растение по описанию,
познакомить со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода
за комнатными растениями.
2. Развивать
экологическое мышление, формировать практические навыки и умения по уходу за
комнатными растениями.
3. Воспитывать
интерес и любовь к комнатным растениям.
Оборудование: карта
полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на подоконниках, плакат
“Правила ухода за комнатными растениями”, карточки: «Правила ухода за
комнатными растениями».
Ход занятия.
I. Вступительная беседа.
Учитель: Сегодня
мы совершим путешествие на родину комнатных растений и познакомимся с правилами
ухода за ними.
Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года,
бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой.
Учитель: Как
выдумаете, почему комнатные растения не могут зимовать на улице?
Учитель: Почти
все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы -
это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки,
Азии (Эти страны учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь
год держат в теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия
экзотические и с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко
придумывают названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые
растения.
II. Знакомство с разнообразием комнатных растений и их
особенностями
Учитель: Есть
такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его
немногие. Листья у него похожи на кленовые.
Учитель: Как
мы называем это растение?
Учитель: Конечно
же, это комнатный клен.
Учитель: А у
нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на подоконнике).
Учитель: А
сейчас мы послушаем сообщение об абутилоне.
Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.
Учитель: А
что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных и
красивых растений - герань.
Учитель: Найдите
герань среди наших растений. Какой особенностью обладает это растение? (Если
дотронуться до листочков, оно издает запах)
Учитель: Более
подробно о пеларгонии нам расскажет…
Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.
Учитель: Амариллис
знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это растение у нас. Это
растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу,
наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие ремневидные, блестящие
кожистые листья.
Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики
собраны от двух до четырех крупных цветков.
Учитель: А
что вы можете рассказать об амариллисе.
Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.
Учитель: Найдите
такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)
Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое
растение селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые
разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса)
нежно-розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.
Учитель: Сегодня
мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном растении - бегонии.
Это растение было привезено также из тропических лесов Южной Америки. Бегонии
бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в XVII веке натуралист Шарль
Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-Даминго Михаэля Бегона.
В настоящее время известно более двух тысяч различных видов
бегонии. У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная
(показывает учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске
листьев или крупных, ярко окрашенных цветков.
Учитель: Подробно
поговорим еще об одном очень известном комнатном растение (Учитель подходит к
подоконнику и показывает на кактус)
Учитель: Как
называется это растение? (Ответы детей)
Учитель: Конечно,
растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле произошло
маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно независимо от
других растений появилось удивительное количество просто фантастических форм
(показ рисунков различных видов кактусов), часто совершенно непохожих друг на
друга. Основное отличие кактусов от всех остальных растений - опушенные
пятнышки, равномерно распределенные по стеблю (показ на живом растении). Именно
на них растут колючки, а у большинства видов появляются бутоны и отростки.
Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно
лишь отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к
суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях,
лесах, горах, прибрежных зонах. Необычны и разнообразны размеры, форма стебля,
окраска, цветки этих растений.
Учитель: В
помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут -
крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение
выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.
Учитель: Интересные
сведения об плентрантусе нашел и сейчас
поделится ими …
Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.
Учитель: А
как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они радовали нас
буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень жаркого лета?
Рассказ учителя сопровождается показом.
Учитель: Расставляя
комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие
растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения
ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором
удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не
пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно.
Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут
сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь
корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно
страдают они и от сквозняков.
Если растения приходится ставить на подоконник, то их
устанавливают на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком
укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в
горшке, а летом - ее перегревание.
III. Правила ухода за комнатными растениями.
Учитель: Как
же ухаживать за комнатными растениями? (с показом учителя, дети помогают
учителю).
Учитель: Зачем
нужно поливать комнатные растения?
Учитель: Как
правильно нужно поливать растения?
Учитель: Какую
воду лучше использовать для полива?
Учитель: Влияет
ли время года на частоту и время полива комнатных растений?
Учитель: Зачем
необходимо рыхление для комнатных растений?
Учитель: Как
правильно провести рыхление?
Учитель: Почему
необходимо удалять пыль с листьев комнатных растений, и как правильно это
делать?
Учитель: Комнатные
растения удивительны не только своей красотой. На некоторых можно вырастить
плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных лимонах. Вкусные
плоды можно вырастить на комнатном инжире.
Учитель: Ребята,
а какое значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Ответы детей).
Учитель: Комнатные
растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением
удивительно красивых цветков.
IV. Подведение итогов.
Учитель: Что
интересного и полезного для себя вы узнали на занятии?
Учитель: Для
того чтобы вы лучше запомнили правила ухода за растениями, я подарю каждому вот
такую памятку:
1. Поливайте
растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой - реже, но
следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте летом через
два-три дня, а зимой – один - два раза в две недели. Поливайте из лейки, сбоку,
а не с верху.
2. Палочкой
разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.
3. Вытирайте
пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с маленькими и
опушенными листьями опрыскивайте водой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.