Главная / Другое / Конспект занятия "Фольклор хакасского народа"

Конспект занятия "Фольклор хакасского народа"

Конспект занятия «Фольклор хакасского народа»


Цель: Расширить знания детей о жанрах хакасского фольклора.

Задачи: Расширить знания детей о хакасских сказках и их видах.

Развивать речь, память, мышление, артистические способности.

Воспитывать уважение к родной земле и её истории.

Материалы и оборудование: 

Выставка книг хакасских сказок;

Карточки с заданиями, с приветствиями на разных языках

Запись хакасской музыки.

Цветок демонстрация хакасского фольклора

I. Организационный момент (Детям раздаются карточки 4-х цветов)

Здравствуйте ребята, прошу всех разделиться на 4 команды по цвету и занять соответствующие командные столики. (дети рассаживаются)

- Прозвенел звонок - начинается урок истории, культуры и литературы Хакасии.

Давайте поздороваемся необычно, на разных языках.

Группа №1 - на азербайджанском «Салам алейкум», английском «Неллоу»

Группа №2 - на украинском –«Здоровеньки булы», Грузия «Гамарджобат»

Группа №3 - на русском – «Здравствуйте», немецкий «Гутен таг»

Группа №4 - на хакасском – «Изенер», французский «Бонжур»

- Как вы думаете, почему мы здоровались на разных языках?

Да, потому что в России и в нашей Хакасии живут люди разных национальностей.

Наша страна многонациональна и тем самым она богата. А как вы думаете почему?

Каждая национальность имеет свою культуру, историю, фольклор.

- А что же такое фольклор? Как по-другому можно сказать?

Фольклор - это устное народное творчество.

(На доске появляется середина цветка со словом "фольклор", далее по ходу урока появляются лепестки с названиями жанров.)

II. Знакомство с темой

- Ребята, посмотрите на оформление нашего зала. Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь?

Да, сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, загадок, пословиц, заключающих в себе народную мудрость:

"Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни"

- Что написано на карточке? Относится ли это к устному народному творчеству?

(К середине цветка прикрепляется лепесток со словом "пословица")

- Как вы понимаете эту пословицу?

( После обсуждения в группах, дети высказывают свои мнения)

Пословицы появились много лет назад. В них кроется мудрость наших предков.

У вас на столах лежат желтые конверты в них хакасские пословицы. Достаньте пословицы, прочитайте их и объясните их значение.

ВНИМАНИЕ

- Выполняя задания, не забывайте про правила работы в группах.

- А помогут вам работать терпеливость, доброжелательность, вежливость.

Работа в группах

1 группа: Один день - год кормит.

2 группа: Чтобы пища была, до пота трудись

3 группа: Старших будешь слушать, дни твои долги будут.

4 группа: В яму, вырытую для врага, можешь и сам угодить.

(Объяснение детей)

- Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами. Вы догадались, о каком жанре идёт речь? Правильно, о сказке.

(Прикрепляем лепесток со словом "сказка")

- Чем сказка отличается от других жанров?

- Какие виды хакасских сказок вы знаете? (Волшебные, сатирические, бытовые, о животных, исторические) На доске появляются таблички с видами сказок.

- Какие сказки относятся к бытовым? А к волшебным, к сатирическим? Назовите.

- Обратите внимание на нашу выставку книг. Что указывает на то, что это хакасские сказки? (Орнамент, надпись на хакасском языке, иллюстрации)

Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП – ЧОХИ. Все сказки, о которых мы сейчас говорим, называются по – хакаски

ЧАЗАF - НЫМАХ, что означает пешие сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения.

Работа в группах

- Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задания и подготовьте выступления. Задание: Познакомиться с хакасской сказкой. Подобрать подходящую пословицу.

Группа №1 - Сказка "Адычах и Кечох"

Группа №2 – Сказка «Два брата»

Группа №3 - Сказка "Лягушка и Муравей" «Орел и крот»

Группа №4 – Сказка «Ленивый мальчик и синица»

Пословицы:

«Скупой платит дважды»,

«Друг познается в беде»,

«К злому человеку со своим запасом ходи.. Запас никогда не в тягость»,

Старших будешь слушать, дни твои долги будут

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

В одно ухо вошло, в другое вышло.

Век живи — век учись.

Волков бояться — в лес не ходить

В гостях хорошо, а дома лучше.

Делу — время, потехе — час.

Как аукнется — так и откликнется.


Физминутка

- Повторите движения за "лисичкой" из сказки "Хитрая лиса".

(Дети повторяют движения за ученицей в костюме лисы под музыку)


Хакасский фольклор богат и загадками. (Прикрепляется листик к цветку)

Загадки очень самобытны над ними надо хорошо поразмыслить.

Давайте посмотрим, у какой группы это лучше получиться


Задание» - «отгадай хакасские загадки»

Группа №1 Семьдесят одежек одето, а и семи пуговиц не пришито (капуста). Когда оно со мной наедине, то говорит правду обо мне (зеркало).


Группа №2 Четыре брата в одной шапке и одним пояском подвязаны (стол) Среди тридцати овец один крупный баран ходит (язык).


Группа №3 Пять пальцев без мяса и костей (перчатки). Одна гора вся травою заросла, но скот эту траву не ест (волосы).

Группа №4 Сам маленький, шапку носит больше себя (гриб). Белая лошадь разинула рот и в доме тепло от неё идёт (печь).


Итог занятия:

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по дорогам хакасского фольклора.

С какими жанрами встретились?

Какие хакасские сказки запомнили? Что они обозначают?

Спасибо всем за работу!

В заключение, послушайте, как о родной земле сказал Н.Доможаков.

(Дети читают стихотворение Н.Доможакова "Родная земля" на фоне хакасской музыки.



Подготовила: Ермилова О.А.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Копьевский РДДТ»

Конспект занятия "Фольклор хакасского народа"
  • Другое
Описание:

 Конспект занятия   «Фольклор хакасского народа»

 

Цель: Расширить знания детей о жанрах хакасского фольклора.

Задачи: Расширить знания детей о хакасских сказках и их видах.

Развивать речь, память, мышление, артистические способности.

Воспитывать уважение к родной земле и её истории.

Материалы и оборудование: 

Выставка книг хакасских сказок;

Карточки с заданиями, с приветствиями на разных языках

Запись хакасской музыки.

Цветок демонстрация хакасского фольклора

I. Организационный момент (Детям раздаются карточки 4-х цветов)

Здравствуйте ребята, прошу всех разделиться на 4 команды по цвету и занять соответствующие командные столики. (дети рассаживаются)

- Прозвенел звонок - начинается урок истории, культуры и литературы Хакасии.

Давайте поздороваемся необычно, на разных языках.

Группа №1 - на азербайджанском «Салам алейкум», английском «Неллоу»

Группа №2 - на украинском –«Здоровеньки булы», Грузия «Гамарджобат»

Группа №3 - на русском – «Здравствуйте», немецкий «Гутен таг»

Группа №4 - на хакасском – «Изенер», французский «Бонжур»

 - Как вы думаете, почему мы здоровались на разных языках?

Да, потому что в России и в нашей Хакасии живут люди разных национальностей.

Наша страна многонациональна и тем самым она богата. А как вы думаете почему?

Каждая национальность имеет свою культуру, историю, фольклор.

- А что же такое фольклор? Как по-другому можно сказать?

Фольклор - это устное народное творчество.

(На доске появляется середина цветка со словом "фольклор", далее по ходу урока появляются лепестки с названиями жанров.)

II. Знакомство с темой

- Ребята, посмотрите на оформление нашего зала. Как вы думаете, о чём у нас пойдёт речь?

Да, сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, загадок, пословиц, заключающих в себе народную мудрость:

"Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни"

- Что написано на карточке? Относится ли это к устному народному творчеству?

(К середине цветка прикрепляется лепесток со словом "пословица")

- Как вы понимаете эту пословицу?

( После обсуждения в группах, дети высказывают свои мнения)

Пословицы появились много лет назад. В них кроется мудрость наших предков.

У вас на столах лежат желтые конверты в них хакасские пословицы. Достаньте пословицы, прочитайте их и объясните их значение.

ВНИМАНИЕ

- Выполняя задания, не забывайте про правила работы в группах.

- А помогут вам работать терпеливость, доброжелательность, вежливость.

                                                       Работа в группах

1 группа:  Один день - год кормит.

2 группа:  Чтобы пища была, до пота трудись

3 группа:  Старших будешь слушать, дни твои долги будут.

4 группа:  В яму, вырытую для врага, можешь и сам угодить.

                                               (Объяснение детей)  

- Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами. Вы догадались, о каком жанре идёт речь? Правильно, о сказке.

(Прикрепляем лепесток со словом "сказка")

- Чем сказка отличается от других жанров?

- Какие виды хакасских сказок вы знаете? (Волшебные, сатирические, бытовые, о животных, исторические) На доске появляются таблички с видами сказок.

- Какие сказки относятся к бытовым? А к волшебным, к сатирическим? Назовите.

- Обратите внимание на нашу выставку книг. Что указывает на то, что это хакасские сказки? (Орнамент, надпись на хакасском языке, иллюстрации)

Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП – ЧОХИ. Все сказки, о которых мы сейчас говорим, называются по – хакаски

 ЧАЗАF - НЫМАХ, что означает пешие сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения.

Работа в группах

- Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задания и подготовьте выступления. Задание: Познакомиться с хакасской  сказкой. Подобрать подходящую пословицу.

Группа №1 - Сказка "Адычах и Кечох"

Группа №2 – Сказка «Два брата»

Группа №3 - Сказка "Лягушка и Муравей"                              «Орел и крот»

Группа №4 – Сказка «Ленивый мальчик и синица»

Пословицы:

«Скупой платит дважды»,

«Друг познается в беде»,

«К злому человеку со своим запасом ходи.. Запас никогда не в тягость»,

Старших будешь слушать, дни твои долги будут

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

В одно ухо вошло, в другое вышло.

Век живи — век учись.

Волков бояться — в лес не ходить

В гостях хорошо, а дома лучше.

Делу — время, потехе — час.

Как аукнется — так и откликнется.

 

Физминутка

- Повторите движения за "лисичкой" из сказки "Хитрая лиса".

(Дети повторяют движения за ученицей в костюме лисы под музыку)

 

Хакасский фольклор богат и загадками.  (Прикрепляется листик к цветку)

Загадки очень самобытны над ними надо хорошо поразмыслить.

Давайте посмотрим, у какой группы это лучше получиться

 

Задание» - «отгадай хакасские загадки»

Группа №1    Семьдесят одежек одето,а и семи пуговиц не пришито (капуста). Когда оно со мной наедине, то говорит правду обо мне (зеркало).

 

Группа №2  Четыре брата в одной шапке и одним пояском подвязаны  (стол) Среди тридцати овец один крупный баран ходит (язык).

 

Группа №3  Пять пальцев без мяса и костей (перчатки). Одна гора вся травою заросла,  но скот эту траву не ест (волосы).            

Группа №4  Сам маленький, шапку носит больше себя (гриб). Белая лошадь разинула рот и в доме тепло от неё идёт (печь).

 

 Итог занятия:

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по дорогам хакасского фольклора.

С какими жанрами встретились?

Какие хакасские сказки запомнили? Что они обозначают?

 Спасибо всем за работу!

В заключение, послушайте, как о родной земле сказал Н.Доможаков.

(Дети читают стихотворение Н.Доможакова "Родная земля" на фоне хакасской музыки.

 

 

Подготовила: Ермилова О.А.

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Копьевский РДДТ»

Автор Ермилова Оксана Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1063
Номер материала 46396
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓