Главная / Начальные классы / Конспект занятия по внеурочной деятельности "Добро и зло"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Добро и зло"

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Книжная страна» для учащихся2-4 классов по теме «Добро и зло». Данная работа будет полезной учителям начальных классов, преподавателям ОРСЭ и родителям.

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле.

Задачи:

- воспитывать стремление к совершению добрых поступков;

- развивать умение анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

- воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию.

- развивать коммуникативные способности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, книги, словари.

Ход занятия

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.

Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле.

Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

  • О чем эта притча? (О добре и зле)

  • Чему она учит? (Не совершать зла)

  • Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.

  • Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

  • Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

Что такое Добро?

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

  • Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

  • Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)

Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут

  • сердечное слово,

  • ласковая улыбка,

  • дружеское внимание,

  • совет.

Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)

А что такое Зло?

  • Толковый словарь Ожегова. «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». Для чего нужно зло? Нужно ли?

Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы…

Сейчас я вам прочитаю сказку про колючки, по окончании мы с вами немного порассуждаем.

Жил-был кактус. Он жил на подоконнике в красивом горшке. Раз в год кактус расцветал. Один-единственный раз в году на макушке у него распускался один-единственный цветок. Прекрасный! Красно-бело-желто-розовый со множеством лепестков!

  Весь остальной год у кактуса были иголки - вся головка в иголочках. Вместе с кактусом жили взрослые люди, маленькие дети, и еще жил-был веселый котенок.

  Котенок очень уважал кактус. А все почему? А потому, что у него, у котенка, никогда, ну ни разу в жизни, не расцветал на макушке такой замечательный цветок, как у кактуса. Даже самая простая ромашка не распускалась на макушке котенка. А ему так хотелось! Но ничего не поделаешь - придется любоваться чужими цветами.

Самое интересное то, что котенок знал о цветах кактуса только по рассказам взрослых.

А сам пока не видел. Ведь он маленький. И вот, когда наконец распустился необыкновенный цветок, котенку очень захотелось не только рассмотреть его, но и понюхать.

Котенок осторожно прыгнул на подоконник, подошел к цветущему кактусу, восхищенно захлопал зелеными глазами.

  - Какой! Красивый! У вас! Цветок!- почти задохнулся котенок от восторга.

  - Да,- серьезно ответил кактус. Кактусы всегда серьезны.- Да, котенок, ты прав.

  - А можно,- робко спросил котенок,- я понюхаю ваш цветок? Раз он такой красивый, наверное, он очень ароматный.

  Кактус не стал объяснять котенку, что его цветы никогда не пахнут. Котенок зажмурился, вытянул шейку, потянулся к цветку и... вдруг отпрыгнул в самый угол подоконника, к стеклу прижался.

  - Ой, ой! Нос уколол! Вы что же когти не убираете?

  - Когти?- удивился кактус.- Какие когти?

  - Ну, те, что на вас растут. Я же свои убираю.- Котенок показал мягкую лапку.- Вот! А могу выпустить. Вот так. Ну, я же прячу! А вы царапаетесь! Зачем?

  - Ах, вот ты о чем,- отозвался кактус,- это не когти, это иглы.

  - Не важно, когти или иглы! Важно, они колются!!! Ну, так почему же вы не убираете их?

  - Иглы - это вещь нужная. Тебе же бывают нужны твои когти?

  - Мне когти нужны,- ответил котенок,- на всякий случай. Я могу выпустить когти и царапаться, если, например, придет волк. Или кто-то еще злой.

И потом, когти мне нужны для того, чтобы лазить по деревьям. Я же все-таки котенок. А вы просто царапаетесь. Непонятно, почему царапаетесь?

  - Понятно. Очень понятно,- ответил кактус,- царапаюсь, потому что колючий.

  - Так зачем? Зачем же вы колючий? Я никак не понимаю?

Может быть, вы цветок охраняете?

  - Нет, не охраняю. Я всегда колючий. И без цветка. Так лучше.

  - Лучше?!- возмутился котенок.- Я вот нос уколол. Что в этом хорошего?

  - Я, знаешь ли, не хотел тебя колоть,- равнодушно ответил кактус,- случайно вышло.

  - Нет, не случайно, а потому, что вы колючий.

  - Ну да,- согласился кактус,- я колючий. Я не злой. Я просто привык быть колючим.

Привык, и все. Понимаешь? Понимаешь, я спрашиваю? Ну, что ты молчишь?- почему-то растерялся кактус.- Ладно.


Подойди поближе. Посмотри цветок. Может, вдруг, да и не уколешься.

  - Спасибо,- грустно ответил котенок,- я отсюда хорошо вижу. У вас очень, очень, очень красивый цветок. Просто необыкновенный. Но я лучше пойду. С вами как-то... как-то не так с вами. Котенок мягко спрыгнул с подоконника.

Посидел, погрустил о чем-то.

Посмотрел на свою лапку со спрятанными коготками.

И решил, что ни за что не согласился бы быть таким колючим-царапучим, как этот кактус. Царапучим просто так. Колючим по привычке. Ни за что бы не согласился! Даже за самый красивый цветок.

Физкультминутка.

Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать,
Руку правую поднять –
И легонько помахать.
Повернуться вправо, влево
Всё внимание собрать и работу продолжать.

Мы начали наш урок сегодня со слов Л.Толстого И закончим его сказкой «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там, наверху, всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.
3. Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах)

4. Поделитесь с классом, зачитайте ваши ответы.

5. Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

6. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах? Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевые слова, относящиеся к понятию «добро».

7. В чём же главная причина хорошей жизни белок?

Рефлексия

– О чем мы сегодня говорили на уроке?

– Продолжите предложения:


Добро – это…

Зло – это…

Каким лучше быть человеку…

На следующем уроке мы с вами будем сами издателями детской книги о добре и зле. Это могут быть стихи, сказка, пословицы и поговорки, рассказ или притча.
На этом наше занятие завершается.

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Добро и зло"
  • Начальные классы
Описание:

  Конспект занятия по внеурочной деятельности «Книжная страна» для учащихся2-4 классов   по теме «Добро и зло». Данная работа будет полезной учителям начальных классов, преподавателям ОРСЭ и родителям.

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле. 

Задачи:

 - воспитывать стремление к совершению добрых поступков;

 - развивать умение анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

- воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию.

 - развивать коммуникативные способности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, книги, словари.

 

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.

Автор Сергеева Елена Викторовна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1688
Номер материала 57486
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓