Конспект
занятия по рисованию
с
элементами театрализованной деятельности
(подготовительная
группа)
Воспитатель:
Бункова
Ирина Владимировна
Образовательные
области: «Коммуникация», «Творчество»
Тема:
«Расписная
ярмарка».
Программное
содержание:
- развивать умение активно и творчески применять ранее
усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и
эмоции, чувство ритма и композиции.
- Расширять и уточнять представления детей о предметах
народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде,
особенностях её росписи.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза
при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
- Совершенствовать умение составлять описательные
рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
- Развивать эмоциональные чувства при восприятии
произведений народного музыкального творчества.
Материалы:
1.
Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия,
иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов
хохломской росписи, детские работы.
2.
Краски, кисти, силуэты хохломской посуды желтого цвета (вазы, горшочки,
тарелки, ложки и др.). Подставки под кисточки, банки с водой, бумажные и
подкладные салфетки.
3.
Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Ярмарка», русских
народных наигрышей.
Предварительная
работа:
1.
Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2.
Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных
образцов.
3.Цикл
непосредственно-образовательной деятельности в области «Художественное
творчество» (декоративное рисование).
4.
Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов
в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной
деятельности детей.
5.
Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику»,
«Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка! ».
6.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7.
Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Ход:
Группа
украшена в народном стиле. У доски стоят 3 стола, на которых лежит посуда,
расписанная в хохломском стиле. За столами стоят дети, одетые в народные
костюмы.
Звучит
музыка «Ярмарка», у входа гостей встречают 2 ребенка и провожают на ярмарку.
1
реб.- Низко
кланяемся вам дорогие гости
2
реб.-
А
ну, налетай народ! Ярмарка идет!
Семечки жареные, блинчики сладенькие
Прянички, ватрушечки, квасок холодненький!
Воспитатель:
- Плюшки,
ватрушки, давай покупай
Горячий чаек поскорей наливай.
Блиночки горячие, кипит самовар
У нас самый лучший, отменный товар!
(Дети
проводят гостей вдоль столов, рекламируя товар).
1
реб. - Мы,
ребята удалые, мы ребята озорные
Всех на ярмарку зовем, мы посуду продаем!
2
реб. - А
ну честной народ, подходи смелей
Покупай товар, не робей!
1
реб. - Принесли
мы вам посуду
Здесь не глина не фарфор
А чудесных рук творенье
Посмотрите на декор!
2
реб.
- Здесь посуда знатная,
Складная да ладная,
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Воспитатель:
-
А
ярмарка сегодня необычная, на ней представлены изделия мастеров из хохломы. Вы
сегодня узнаете не только историю хохломы, но и побываете в мастерской. На
нашей ярмарке можно и товар посмотреть и повеселиться от души и отдохнуть.
(гости
садятся, воспитатель подходит к 1 столу)
Воспитатель:
-
Как же появилось это диво дивное «Золотая Хохлома»?
-
Старинное предание рассказывает: « Жил, когда то в Нижегородских лесах, на
берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел – неведомо.
Вырезал
тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что казалось,
сделаны они из чистого золота.
-Узнал
об этом царь и рассердился: почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне
его-немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили
умельца во дворец.
-отправились
солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо
мастера.
Воспитатель:
-
Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду.
В каждом доме сверкали золотом чашки да ложки. Много золотой посуды продавалось
на ярмарке в селе Хохлома, так и родилось название «Золотая Хохлома».
Никакая
ярмарка не обходится без представления и наша ярмарка не исключение!
(сценка
Уля и Филя)
-
Здорово Филя!
-
Здорово Уля!
-
Что, мать гостинцев прислала?
-
Мать прислала лепешек
-
А где же они?
-
Я их под лавку положил
-
Ну, ты, Филя чудак! Я бы их в печку положила, ты бы пришел, поел!
-
Здорово Филя!
-
Здорово Уля!
-
Что мать гостинцев прислала?
-
Прислала барана
-
А где же он?
-
Я его в печку положил
-
Ну, ты Филя чудак, я бы его водой напоила, сена дала!
-
Здорово Филя!
-
Здорово Уля!
-
Что мать гостинцев прислала?
-
Прислала сестренку Настюшку
-
А где же она?
-
Я ее в хлев завел, сена дал
-
Ну, ты Филя чудак! Я бы на стул посадила, да чаем напоила!
-
Здорово Филя!
-
Здорово Уля!
-
Что мать гостинцев прислала?
-
Мать прислала свинью
-
А где же она?
-
Я ее за стол посадил, чаем напоил
-
Ах ты, Филя – простофиля!
Воспитатель:-
А
сделать настоящую Хохлому совсем непросто, но наши мастера знают, и они об
этом расскажут.
-
Сначала мастер делает из дерева заготовку – будущую чашу, потом сушит ее и
покрывает тонким слоем глины, а потом еще надо ее льняным маслом пропитать.
-
А вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком.
Затем художник мягкой кистью рисует затейливый узор. Потом чашу покрывают лаком
и ставят в печь.
Воспитатель:
- Верно,
но не кашу варить, а для просушки, для «закалки».
-
и происходит чудо: - деревянная расписная посуда становится золотой, с нарядным
красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины и спелая ягодка – земляника и
завитки трав и листьев.
Воспитатель: - А самое
главное – мерцающий золотой фон. А в деревянных ложках есть особый звон, ведь
ложками не только ели, но и играли на них, да еще как!
(дети
играют на ложках)
Воспитатель:-
полюбуйтесь гости дорогие, что за чудо расписное!
-
Кому посуда для кашки – окрошки,
Чудо-блюдо,
да чашки ложки?
Откуда
посуда? Да к вам приехала сама
Золотая
хохлома!
-
хохломская роспись, алых ягод россыпь,
Отголоски
лета в зелени травы.
Все
листочки как листочки
Здесь
же каждый золотой
Красоту
такую люди – называют Хохломой!
Воспитатель:- Ну что?
Понравился вам товар? Хотите его купить? А посмотреть, как мастера такое чудо
создавали? На ярмарке и мастерские открыты
Дети
проходят за столы, одевают фартуки. Воспитатель по ходу работы напоминает,
какие цвета используются в росписи, какие узоры больше подходят к данной посуде
и т.д.
По
окончанию работы дети подходят к гостям и представляют свои работы, немного
рассказывая о них.
Воспитатель:
- С ярмарки никто не уходит с пустыми руками. Каждый старается что – либо
приобрести. И вы уходите с хорошим настроением и с расписной посудой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.