Главная / Начальные классы / Конспект занятия по развитию речи в 1 классе по теме: « Предложение».

Конспект занятия по развитию речи в 1 классе по теме: « Предложение».

Тема: Предложение.

Цель: совершенствование навыка распространения предложений.

Задачи:

  • Упражняться в умении распространять предложения на заданную тему;

  • Развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику, устную речь.

  • Закреплять знания о весеннем времени года, о сезонных изменениях в природе.

  • Воспитывать любознательность, наблюдательность, любовь к природе.

Оборудование:

презентация занятия, карточки с опорными словами, тетради, картинки по развитию речи на тему «Весна», загадки, тексты физкультминуток.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Настрой на работу. (Слайд 1)

-Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора.

-У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.

-Учимся старательно!

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем!

Руки дружно поднимаем!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Ребята, отгадайте загадку и узнаете о чем будем сегодня говорить. (Слайд 2)

Тает снежок, ожил лужок

День прибывает.

Когда это бывает? /весной/

- О чём мы будем говорить на занятии? /о весне/

-Правильно. Мы будем не просто говорить о весне, а упражняться в распространении предложений на тему «Весна».

  1. Работа по теме.

1. Разминка.

-А вы хорошо знаете признаки весны?

-Сейчас мы это проверим. Но сначала подготовим наши речевые аппараты.

Артикуляционная гимнастика.

«Капает капель» (широко открывать рот, произносить: кап-кап-кап).

«Пускаем кораблики в ручейках» (дуть на высунутые язычки на воображаемые кораблики в ручейке).

«Солнышко-дождик» (чередовать положения губ: солнышко – «заборчик» (радость, улыбка), дождик – «трубочка» (грусть, удивление).

-А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко», подберем к словам-предметам подходящие по смыслу слова – действия, отвечающие на вопросы «Что делает, что делают?» (в игре используется мяч).

-Солнце — светит, греет, пригревает...

-Снег — тает, чернеет...

-Сосульки — капают, тают, звенят, разбиваются...

-Ручьи — звенят, журчат, бегут, торопятся, сливаются, смеются...

-Лед на реке - трескается, лопается, трещит, ломается…

-Река - бурлит, разливается, выходит из берегов….

-Птицы — прилетают, вьют, кричат, ссорятся...

-Почки — набухают, зеленеют, лопаются, пахнут, липнут...

-Травка — зеленеет, пробивается, подрастает, растет...

- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (март, апрель, май)

2. Сведения о трех периодах весны (логопед) (Слайд 3)

- Весна приходит не сразу, а постепенно. Говорят, что в природе 3 весны:

- первый весенний месяц МАРТ – весна света. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. Небо голубеет. С крыш капает капель, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.

- АПРЕЛЬ – второй весенний месяц – весна воды. Снег тает. Проворные ручьи звенят, сбегая в овраги. Кругом появляются лужи.

- МАЙ – третий весенний месяц - весна зелени. Лес в мае словно рождается заново. Деревья наряжаются в зеленый наряд, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, цветет черёмуха.

-А сейчас какой месяц весны? (Апрель) (Слайд 4)

Апрель - «месяц возвращения перелетных птиц на родину». Птицы звонко перекликаются. Оживают муравейники. Выходит из берлоги медведь. Выползают ящерицы. В конце апреля у лисиц, волков и белок появляются детеныши. Журчат весенние ручьи. В народе говорят: «Апрельские ручьи землю будят». Но лето еще не наступает, еще могут быть холода.

3. Распространение предложений с использованием опорных слов.

На доске записаны предложения:

Солнышко светит и пригревает. (Ласковое, землю, ярче.)

Птицы возвращаются. (Перелетные, с юга, на родину.)

Появляются цветы. (Подснежники, в лесу, первые.)

-Давайте поработаем над предложением. Прочитайте записи на доске. Что записано? (Предложения.)

-О чем узнали из предложений? Когда это происходит? Что можете сказать о предложениях, какие они? (Нераспространенные)

-С помощью опорных слов распространим предложения, будем добавлять по одному слову. (Дети выходят к доске, прикрепляют слова, зачитываются предложения, уточняются правила построения предложения.)

Физминутка. Развитие мелкой и крупной моторики.

-Сейчас немного отдохнем, а затем запишем предложения в тетрадь.

В гости к нам пришла весна, («топотушки» ногами).

Деток радует она (хлопки)

Солнце светит, солнце греет, (руки в разные стороны).

Всюду травка зеленеет. (повороты).

В гости к нам пришла весна, («топотушки» двумя пальцами).

Деток радует она (хлопки)

Солнце светит, солнце греет, (пальцы соединяются образуя «шар»).

Всюду травка зеленеет. (движение пальцами обеих рук).

-Запишите в тетради число. Спишите по одному предложению в тетрадь (по заданию: 1 парта -1 предложение ит. д.)

-Проверьте друг друга в паре. Зачитайте предложения по порядку. Что у нас получилось? (Текст.) О чем узнали из текста?

4. Распространение предложений по картинке и вопросам.

На экране предложение (Слайд 5): Дети пускают.

-А сейчас поработаем с иллюстрацией. Рассмотрите ее. Прочитайте предложение.

-О ком говорится? Что делают дети? Узнали еще что-нибудь? Какое это предложение? Запишите предложение.

-А сейчас мы будем распространять предложение с помощью вопросов.

Дети пускают что?

Дети пускают кораблики.

Дети пускают какие? кораблики.

Дети пускают бумажные кораблики.

Дети пускают бумажные кораблики куда?

Дети пускают бумажные кораблики в ручей.

-Запишите полученное предложение. Сравните два предложения. Из какого предложения узнали больше? От чего это зависит? (Чем больше слов в предложении, тем больше узнаешь из него.)

Аналогичная работа с предложением: Птицы строят. (устно) (Слайд 6)

-Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.

5. Работа с поговорками.

-Ребята, о весне в народе существует много поговорок, каждая несет в себе какой-то смысл. У вас на столе карточки с частями поговорок. Давайте поработаем парами и восстановим их. Для каждого начала поговорки найдите концовку, соедините линией.

Где в апреле река,

Апрель с водой,

Май весну кончает,

лето начинает.

там в июле лужица.

май с травой.

Дети зачитывают поговорки, объясняют смысл.

IV. Итог занятия

-Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы говорили сегодня?

- По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./

- Какова главная причина весенних явлений? (солнце светит ярче, становится теплее)

- Что нового узнали на уроке?

- У вас на столах лежат картинки весеннего солнышка. Дорисуйте солнышку личико. Выразите свое настроение после занятия. Раскрасьте солнышко. Прикрепите рисунок на доску.

-Я вижу, что всем сегодня было интересно, и все уйдут с занятия с хорошим настроением и новыми знаниями.

Вы все хорошо работали, молодцы. И я тоже вами довольна. Всем спасибо.

Конспект занятия по развитию речи в 1 классе по теме: « Предложение».
  • Начальные классы
Описание:
Тема: Предложение. Цель: совершенствование навыка распространения предложений. Задачи: • Упражняться в умении распространять предложения на заданную тему; • Развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику, устную речь. • Закреплять знания о весеннем времени года, о сезонных изменениях в природе. • Воспитывать любознательность, наблюдательность, любовь к природе. Оборудование: презентация занятия, карточки с опорными словами, тетради, картинки по развитию речи на тему «Весна», загадки, тексты физкультминуток.
Автор Втюрина Светлана Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1559
Номер материала 43246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓