Тема: Предложение.
Цель: совершенствование навыка
распространения предложений.
Задачи:
·
Упражняться
в умении распространять предложения на заданную тему;
·
Развивать
словесно-логическое мышление, мелкую моторику, устную речь.
·
Закреплять
знания о весеннем времени года, о сезонных изменениях в природе.
·
Воспитывать
любознательность, наблюдательность, любовь к природе.
Оборудование:
презентация занятия,
карточки с опорными словами, тетради, картинки по развитию речи на тему
«Весна», загадки, тексты физкультминуток.
Ход занятия:
I.
Организационный
момент.
Подготовка
рабочего места. Настрой на работу. (Слайд 1)
-Встало
солнышко — ура!
Заниматься
нам пора.
-У
нас сегодня гости. Поприветствуйте их.
-Учимся
старательно!
Слушаем
внимательно!
Думаем,
запоминаем!
Руки
дружно поднимаем!
Будем
отвечать активно,
Хорошо
себя вести,
Чтобы
гости дорогие
Захотели вновь прийти.
II.
Актуализация
знаний и постановка проблемы.
-Ребята,
отгадайте загадку и узнаете о чем будем сегодня говорить. (Слайд 2)
Тает
снежок, ожил лужок
День
прибывает.
Когда
это бывает? /весной/
- О чём мы будем говорить
на занятии? /о весне/
-Правильно. Мы будем не
просто говорить о весне, а упражняться в распространении предложений на тему «Весна».
III.
Работа
по теме.
1.
Разминка.
-А вы хорошо знаете
признаки весны?
-Сейчас
мы это проверим.
Но сначала подготовим наши речевые аппараты.
Артикуляционная гимнастика.
«Капает капель» (широко
открывать рот, произносить: кап-кап-кап).
«Пускаем кораблики в
ручейках» (дуть на высунутые язычки на воображаемые кораблики в ручейке).
«Солнышко-дождик»
(чередовать положения губ: солнышко – «заборчик» (радость, улыбка), дождик –
«трубочка» (грусть, удивление).
-А сейчас поиграем в игру
«Доскажи словечко», подберем к словам-предметам подходящие по смыслу слова – действия,
отвечающие на вопросы «Что делает, что делают?» (в игре используется мяч).
-Солнце — светит,
греет, пригревает...
-Снег — тает,
чернеет...
-Сосульки — капают,
тают, звенят, разбиваются...
-Ручьи — звенят,
журчат, бегут, торопятся, сливаются, смеются...
-Лед на реке -
трескается, лопается, трещит, ломается…
-Река - бурлит,
разливается, выходит из берегов….
-Птицы — прилетают,
вьют, кричат, ссорятся...
-Почки — набухают,
зеленеют, лопаются, пахнут, липнут...
-Травка — зеленеет,
пробивается, подрастает, растет...
- Ребята, а кто сможет мне
назвать весенние месяцы? (март, апрель, май)
2. Сведения о трех
периодах весны (логопед)
(Слайд 3)
- Весна приходит не сразу,
а постепенно. Говорят, что в природе 3 весны:
- первый весенний месяц МАРТ
– весна света. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и
теплее. Небо голубеет. С крыш капает капель, потихоньку природа начинает
просыпаться от зимнего сна.
- АПРЕЛЬ – второй весенний месяц – весна
воды. Снег тает. Проворные ручьи звенят, сбегая в овраги. Кругом появляются
лужи.
- МАЙ – третий весенний месяц - весна
зелени. Лес в мае словно рождается заново. Деревья наряжаются в зеленый
наряд, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, цветет черёмуха.
-А сейчас какой месяц
весны? (Апрель) (Слайд 4)
Апрель - «месяц возвращения
перелетных птиц на родину». Птицы звонко перекликаются. Оживают муравейники.
Выходит из берлоги медведь. Выползают ящерицы. В конце апреля у лисиц, волков
и белок появляются детеныши. Журчат весенние ручьи. В народе говорят:
«Апрельские ручьи землю будят». Но лето еще не наступает, еще могут быть
холода.
3. Распространение
предложений с использованием опорных слов.
На доске записаны
предложения:
Солнышко светит и пригревает.
(Ласковое, землю, ярче.)
Птицы возвращаются.
(Перелетные, с юга, на родину.)
Появляются цветы.
(Подснежники, в лесу, первые.)
-Давайте поработаем над
предложением. Прочитайте записи на доске. Что записано? (Предложения.)
-О чем узнали из
предложений? Когда это происходит? Что можете сказать о предложениях, какие
они? (Нераспространенные)
-С помощью опорных слов
распространим предложения, будем добавлять по одному слову. (Дети выходят к
доске, прикрепляют слова, зачитываются предложения, уточняются правила
построения предложения.)
Физминутка. Развитие
мелкой и крупной моторики.
-Сейчас немного отдохнем, а
затем запишем предложения в тетрадь.
В
гости к нам пришла весна, («топотушки» ногами).
Деток
радует она (хлопки)
Солнце
светит, солнце греет, (руки в разные стороны).
Всюду травка зеленеет. (повороты).
В
гости к нам пришла весна, («топотушки» двумя пальцами).
Деток
радует она (хлопки)
Солнце
светит, солнце греет, (пальцы соединяются образуя «шар»).
Всюду
травка зеленеет. (движение пальцами обеих рук).
-Запишите в тетради число.
Спишите по одному предложению в тетрадь (по заданию: 1 парта -1 предложение ит.
д.)
-Проверьте друг друга в
паре. Зачитайте предложения по порядку. Что у нас получилось? (Текст.) О чем
узнали из текста?
4. Распространение
предложений по картинке и вопросам.
На экране предложение (Слайд
5): Дети пускают.
-А сейчас поработаем с
иллюстрацией. Рассмотрите ее. Прочитайте предложение.
-О ком говорится? Что
делают дети? Узнали еще что-нибудь? Какое это предложение? Запишите
предложение.
-А сейчас мы будем
распространять предложение с помощью вопросов.
Дети пускают что?
Дети пускают
кораблики.
Дети пускают какие?
кораблики.
Дети пускают бумажные
кораблики.
Дети пускают бумажные
кораблики куда?
Дети пускают бумажные
кораблики в ручей.
-Запишите полученное
предложение. Сравните два предложения. Из какого предложения узнали больше? От
чего это зависит? (Чем больше слов в предложении, тем больше узнаешь из него.)
Аналогичная работа с
предложением: Птицы строят. (устно) (Слайд 6)
-Нередко ребята разоряют
птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный
вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта
жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и
не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои
гнёзда.
5. Работа с поговорками.
-Ребята, о весне в народе существует
много поговорок, каждая несет в себе какой-то смысл. У вас на столе карточки с
частями поговорок. Давайте поработаем парами и восстановим их. Для каждого начала
поговорки найдите концовку, соедините линией.
Где
в апреле река,
Апрель
с водой,
Май
весну кончает,
|
лето
начинает.
там
в июле лужица.
май
с травой.
|
Дети зачитывают
поговорки, объясняют смысл.
IV.
Итог занятия
-Вот и подошло к концу наше
занятие. О чем мы говорили сегодня?
- По каким признакам люди узнают
весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из
тёплых стран, появление насекомых и т.д./
-
Какова главная причина весенних явлений? (солнце светит ярче, становится
теплее)
-
Что нового узнали на уроке?
-
У вас на столах лежат картинки весеннего солнышка. Дорисуйте солнышку личико.
Выразите свое настроение после занятия. Раскрасьте солнышко. Прикрепите рисунок
на доску.
-Я
вижу, что всем сегодня было интересно, и все уйдут с занятия с хорошим
настроением и новыми знаниями.
Вы
все хорошо работали, молодцы. И я тоже вами довольна. Всем спасибо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.