Главная / Другое / Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Предмет ООМ (ознакомление с окружающим миром). Тема: «Волшебные свойства магнита». Предметные области «Познание», «Коммуникация», «Социум». (технологическая карта)

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Предмет ООМ (ознакомление с окружающим миром). Тема: «Волшебные свойства магнита». Предметные области «Познание», «Коммуникация», «Социум». (технологическая карта)

Частная Образовательная Школа «Исток»















Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Предмет ООМ (ознакомление с окружающим миром).

Тема: «Волшебные свойства магнита». Предметные области «Познание», «Коммуникация», «Социум».



Воспитатель Иванова Г.С.



















Усть-Каменогорск 2014 г.




Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита;

расширение и обогащение кругозора детей знаниями о предметах окружающего мира;

привитие умения аккуратно и вдумчиво выполнять совместные творческие задания.


Задачи:

  • Познакомить со свойствами магнита

  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита

  • Развивать речь, умение делать выводы, четко формулировать свои высказывания, умение договариваться.

Оборудование: магниты разной формы и величины, булавка (или скрепка), мелкие металлические предметы, прозрачная емкость с водой, удочка с магнитом , пластмассовые рыбки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Последовательность действий педагога и детей

Формы, приемы, методы.

1.Мотиваци-онный

Сәлемет сызбе! Hello,Good morning! здравствуйте!



Педагог ставит перед детьми емкость с водой. В ней -пластмассовые рыбки и различные металлические предметы. У емкости относительно узкое горлышко.



- Ребята! У меня сегодня возникла проблема. Помните, как мы смотрели мультфильм «Гадкий я-2»(Напоминает фрагмент, где в начале полярную станцию притянул гигантский магнит). Достаёт и показывает желтую игрушку – миньона. Вот этот жёлтый безобразник из компании Дрю-главного героя мультфильма, сбросил в воду все необходимые мне предметы и что-то добавил в воду…Как мы поможем рыбкам, не замочив рук?



П.-Нужно очистить водоем от лишних предметов. Как это сделать, используя предложенные предметы?


Создание проблемной ситуации

«Как помочь рыбкам?»


2.Основной

-Дети предлагают свои способы. Сходятся на мысли об удочке.

Предметы (гайки, мелкие металлич. предметы ) удаляются удочкой с встроенным магнитом.



Логорифмическая физминутка:

5 маленьких рыбок ныряли в реке.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

Билингвальный компонент

Вода – су, water

Рыба - балык, fish

Магнит - магнит

Эксперимент №1

«Ожившие предметы».

1.Педагог демонстрирует игрушку: лабиринт(магнитные шарики в лабиринте через оргстекло движутся с помощью магнитных карандашей)





2. Педагог демонстрирует магнитный экран с мет. Стружкой (детская игрушка-«рисовалка»), спец. ручкой рисует объект. Вопрос: как получается рисунок?







3.Педагог незаметно для детей водит большим магнитом под картоном, на котором лежит скрепка, которая начинают перемещаться.

Детям предлагается догадаться, что происходит.

(Сюрприз: дополнительное опережающее задание детей: минимультик – движущиеся предметы на картонном фоне с коротким рассказом и диалогом )













Самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

Игра с магнитами по притягиванию магнитиками предметов



Эксперимент №2

«Парящие предметы»

Продемонстрировать детям как с помощью магнита можно подвесить в воздухе самолет. Вырезать из бумаги крыло длиной 3 см Посередине проткнуть его булавкой, чтобы получился самолет. Привязать к булавочной головке нитку. Положить магнит на край стола так, что бы один его конец выходил за край и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть нитку, пока самолетик не повиснет в воздухе.

Что произошло?

Педагог подводит детей к формулированию вывода «Магнит притягивает металлические предметы»





















Создание педагогом игровой ситуации

Наблюдения.

Дети подводятся к формулированию вывода:

«Магнит может действовать через стекло»

Вывод: «магнит может действовать через пластмассу»

«Магнит может действовать через бумагу, картон.

Вывод: с помощью магнита можно с пользой приводить в движение фигурки, нужные предметы.



Беседа с детьми о том, что они наблюдали во время игры с магнитом

Наблюдение.

Предложить детям сделать вывод- почему так происходит?






3.Закрепля-ющий

Задание:

Магнитные ящички с плоскими деталями. Конструируем по группам. Задания для каждой группы своё. Конструируем город, конструируем ситуации.

Игровая ситуация. Проверьте, держится ли композиция из магнитных деталей на доске? Почему? Вывод.

4.Рефлексив-но-оценочный

Подведение итогов.

Магнит притягивает металлические предметы

Магнит действует через бумагу, картон,стекло.

Магнит может удерживать мет. предметы в воздухе.





Сюрпризный момент: что притягивает детей, как магнит? – сладкое (выдача сладких призов)

Перечисление совместно с детьми, составление описания

«свойства магнита»

Ожидаемый результат:

Знать: свойства и признаки магнита

Иметь: навыки обследования предметов при помощи разных анализаторов.

Уметь: определять, оценивать предметы, и их свойства и признаки и качества; аккуратно и вдумчиво выполнять совместные творческие задания.


Самоанализ комбинированного занятия в старшей группе «Свойства магнита»

Область – познание (коммуникация и социум)

Предмет – ООМ с элементами развития речи и конструирования

1.Характеристика группы

На занятии присутствовало 16 детей. Это 10 детей с высоким уровнем развития и подготовки, 4 со средним уровнем развития и 2 ребёнка с низким уровнем подготовки. Социализация ребят, которым в общей массе полных 5 лет проходит поэтапно с прошлого года. Дети, будучи индивидуалистами по своим личностным особенностям и по характеристикам данного возраста только начинают группироваться как в игре, так и в работе. На данном этапе мы осваиваем работу «малыми группами», точнее по парам.

  1. Внешние связи урока

По типу данное занятие комбинированное. Считаю, что в таком варианте проведения занятия материал усваивается детьми лучше.

В этом случае были использованы (фрагментарно) элементы получения новых знаний (знакомство с магнитом как таковым), закрепления (билингвальный компонент) и повторения. А именно, составление композиции из деталей (конструирование), что способствует развитию умений и навыков парной и коллективной работы.

Данное занятие новое, экспериментальное в разделе «Познание», «Социум» и «Коммуникация». Его основная форма подачи – эксперимент. Он же несёт элемент познания, затем, проверки утверждений и возможности убедиться на практике в их правильности.

Закреплением уже полученных умений для детей стало то, что теперь они продолжили изготавливать и составлять из предложенных материалов не единичные объекты (пирамидка, домик, мячик), а уже композиции из нескольких предметов и верно располагать их на рабочей поверхности.

Формы самостоятельной деятельности воспитанников реализованы через: работу в парах, индивидуальная, командная и исследовательская деятельность

3.Характеристика триединой цели урока (ТЦУ):

Цель достигнута, задачи реализованы

Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным особенностям. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности. Проведена и работа с родителями, в результате чего нам предоставлены наборы особенного поделочного тематического картона.

Мультимедийный компонент – презентация «Экскаватор на стройке» (притягивание фигур) и игра «Посчитай рыбок» помогают реализовывать задачи на разных этапах урока, как на изучении новой темы, так и на повторении и закреплении именно благодаря возможности быстрого и мобильного включения.

4. Урок был выстроен с использованием социоигровых технологий

Основная форма занятия – Урок-эксперимент. Игровая ситуация.

Основной метод – игра и игровая мотивация. Использовались и иные методы: наглядный (презентация), словесный (объяснения, пояснения, подсказки), Практический (выполнение творческого задания).

Очень эффективны и популярны любые виды творческой деятельности (выполнение работы своими руками) помогают развивать мелкую моторику рук и способность формировать изображение.

Методы контроля: обычно проводится фронтальная проверка знаний и навыков детей. Индивидуальная помощь при необходимости также оказывалась детям. На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, исследовательский, практический, объяснительно – иллюстративный.

Методы и приёмы развития речевой активности: беседа, диалог, подвижная игра с речевым сопровождением, логоритмическая физминутка.

Способы самостоятельной организации детей были разнообразны: в паре, в группе, индивидуальная работа детей, в последствии, которая привела к коллективному результату.

Безусловно, следует отметить, что определённые трудности, возникают по причине возрастных особенностей детей. Это проявляется при формировании у них навыка речевой активности.

На этапе рефлексии бойко повторить изученное может хотя и большая, но пока всё же часть детской аудитории. В целом же активность на уроке присутствует.

5.Структура занятия

Занятие соответствует структуре с учётом возрастных особенностей детей. Она выстроена от простого к сложному от неполного знания к более полному с опорой на систему знаний и умений усвоенных ранее. Основной этап занятия имел ряд подэтапов: первый – эксперимент№1,а, второй эксперимент №2, игры. При разработке конспекта учитывались требования программы «Зерек Бала». В работе использую «Методические рекомендации» по поведению организованной учебной деятельности с детьми 5-ти и 5-6-ти лет.

Продолжительность занятия соответствует санитарным нормам, гигиеническим требованиям (20-25 мин.). Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство группы, травмоопасные материалы детьми не использовались

6.Функциональный аспект самоанализа

Структура урока соответствовала замыслу и возможностям классного коллектива. Наиболее удачным моментом на содержательно-обобщающем этапе стал мотивационный момент, командная и парная работа, в результате чего задания были выполнены детьми быстрее и с более живым и неподдельным интересом, присутствовал небольшой соревновательный элемент.

8.Аспект оценки конечного результата

Таким образом, Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Знания, полученные детьми, соответствует замыслу занятия. Это показало подведение итогов урока.

На данном уроке были реализованы современные подходы, как то:

Функциональный: формирование навыков работы с визуальной информацией (изображение, видео как вариант знаковой информации), формирование собственной устной речи

Коммуникативно- деятельностный: работа с дидактическими материалами, в паре, (в группе), участие в коллективной игре с речевым сопровождением.

Интегрированный подход: связь предмета «ООМ» с развитием речи, с ФЭМП и конструированием.

Личностно-ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли координатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала.

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Предмет ООМ (ознакомление с окружающим миром). Тема: «Волшебные свойства магнита». Предметные области «Познание», «Коммуникация», «Социум». (технологическая карта)
  • Другое
Описание:

Предлагаю ещё один конспект занятия , но уже по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

Предмет ООМ (ознакомление с окружающим миром).

Тема: «Волшебные свойства магнита». Предметные области «Познание», «Коммуникация», «Социум». Именно эти области отражены в программе, по которой работают ДОУ в нашей стране. Это скорее технологическая карта, чем просто конспект, но к ней прилагается автоматически и самоанализ.Что касается позновательной деятельности, то упоминая о ней, мы подразумеваем активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, а также связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Добавлю, что для нас изучение этого материала стало как бы "забеганием вперёд", т.к. в плане данное занятие стояло на следующий год, но окружающая действительность "подсказала" своевременность данной темы.

 

Автор Иванова Галина Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 3084
Номер материала 24618
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓