Частная
Образовательная Школа «Исток»
Конспект
занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Предмет
ООМ (ознакомление с окружающим миром).
Тема:
«Волшебные свойства магнита». Предметные области «Познание», «Коммуникация»,
«Социум».
Воспитатель
Иванова Г.С.
Усть-Каменогорск 2014 г.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства
со свойствами магнита;
расширение и обогащение кругозора детей знаниями о предметах
окружающего мира;
привитие умения аккуратно и вдумчиво выполнять совместные
творческие задания.
Задачи:
·
Познакомить
со свойствами магнита
·
Актуализировать
знания детей об использовании свойств магнита
·
Развивать
речь, умение делать выводы, четко формулировать свои высказывания, умение
договариваться.
Оборудование: магниты разной формы и величины, булавка (или
скрепка), мелкие металлические предметы, прозрачная емкость с водой, удочка с
магнитом , пластмассовые рыбки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы
|
Последовательность действий педагога и детей
|
Формы, приемы, методы.
|
1.Мотиваци-онный
|
Сәлемет
сызбе! Hello,Good morning! здравствуйте!
Педагог ставит перед детьми емкость с водой.
В ней -пластмассовые рыбки и различные металлические предметы. У емкости
относительно узкое горлышко.
- Ребята! У меня сегодня возникла проблема.
Помните, как мы смотрели мультфильм «Гадкий я-2»(Напоминает фрагмент, где в
начале полярную станцию притянул гигантский магнит). Достаёт и показывает
желтую игрушку – миньона. Вот этот жёлтый безобразник из компании
Дрю-главного героя мультфильма, сбросил в воду все необходимые мне предметы
и что-то добавил в воду…Как мы поможем рыбкам, не замочив рук?
П.-Нужно очистить водоем от лишних
предметов. Как это сделать, используя предложенные предметы?
|
Создание проблемной ситуации
«Как помочь рыбкам?»
|
2.Основной
|
-Дети предлагают свои способы. Сходятся на
мысли об удочке.
Предметы (гайки, мелкие металлич. предметы )
удаляются удочкой с встроенным магнитом.
Логорифмическая физминутка:
5 маленьких рыбок ныряли в реке.
Пять
маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация
рыб).
Лежало
большое бревно на песке
(развести
руки в стороны).
Первая
рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация
ныряния).
Вторая
сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят
указательным пальцем).
Третья
сказала:- мне хочется спать
(руки
лодочкой под ухо).
Четвертая
стала чуть-чуть замерзать
(потереть
кистями плечи).
Пятая
крикнула:- здесь крокодил
(руками
имитируют пасть крокодила).
Плывите
скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Билингвальный компонент
Вода – су, water
Рыба - балык,
fish
Магнит - магнит
Эксперимент №1
«Ожившие предметы».
1.Педагог демонстрирует игрушку:
лабиринт(магнитные шарики в лабиринте через оргстекло движутся с помощью
магнитных карандашей)
2. Педагог демонстрирует магнитный экран с
мет. Стружкой (детская игрушка-«рисовалка»), спец. ручкой рисует объект.
Вопрос: как получается рисунок?
3.Педагог незаметно для детей водит большим
магнитом под картоном, на котором лежит скрепка, которая начинают
перемещаться.
Детям предлагается догадаться, что
происходит.
(Сюрприз: дополнительное опережающее задание
детей: минимультик – движущиеся предметы на картонном фоне с коротким рассказом
и диалогом )
Самостоятельная экспериментальная
деятельность детей.
Игра с магнитами по притягиванию магнитиками
предметов
Эксперимент №2
«Парящие предметы»
Продемонстрировать детям как с помощью
магнита можно подвесить в воздухе самолет. Вырезать из бумаги крыло длиной 3
см Посередине проткнуть его булавкой, чтобы получился самолет. Привязать к
булавочной головке нитку. Положить магнит на край стола так, что бы один его
конец выходил за край и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть
нитку, пока самолетик не повиснет в воздухе.
Что произошло?
|
Педагог подводит детей к формулированию
вывода «Магнит притягивает металлические предметы»
Создание педагогом игровой ситуации
Наблюдения.
Дети подводятся к формулированию вывода:
«Магнит может действовать через стекло»
Вывод: «магнит может действовать через
пластмассу»
«Магнит может действовать через бумагу,
картон.
Вывод: с помощью магнита можно с пользой
приводить в движение фигурки, нужные предметы.
Беседа с детьми о том, что они наблюдали во
время игры с магнитом
Наблюдение.
Предложить детям сделать вывод- почему так
происходит?
|
3.Закрепля-ющий
|
Задание:
Магнитные ящички с плоскими деталями.
Конструируем по группам. Задания для каждой группы своё. Конструируем город,
конструируем ситуации.
|
Игровая ситуация. Проверьте, держится ли
композиция из магнитных деталей на доске? Почему? Вывод.
|
4.Рефлексив-но-оценочный
|
Подведение итогов.
Магнит притягивает металлические предметы
Магнит действует через бумагу,
картон,стекло.
Магнит может удерживать мет. предметы в
воздухе.
Сюрпризный момент: что притягивает детей,
как магнит? – сладкое (выдача сладких призов)
|
Перечисление совместно с детьми, составление
описания
«свойства магнита»
|
Ожидаемый результат:
Знать: свойства и признаки магнита
Иметь: навыки обследования предметов при помощи разных
анализаторов.
Уметь: определять, оценивать предметы, и их
свойства и признаки и качества; аккуратно и вдумчиво выполнять совместные
творческие задания.
Самоанализ
комбинированного занятия в старшей группе «Свойства магнита»
Область – познание (коммуникация и социум)
Предмет
– ООМ с элементами развития речи и конструирования
1.Характеристика группы
На занятии присутствовало 16 детей. Это 10
детей с высоким уровнем развития и подготовки, 4 со средним уровнем развития и
2 ребёнка с низким уровнем подготовки. Социализация ребят, которым в общей
массе полных 5 лет проходит поэтапно с прошлого года. Дети, будучи
индивидуалистами по своим личностным особенностям и по характеристикам данного
возраста только начинают группироваться как в игре, так и в работе. На данном
этапе мы осваиваем работу «малыми группами», точнее по парам.
1. Внешние
связи урока
По типу данное
занятие комбинированное. Считаю, что в таком варианте проведения занятия
материал усваивается детьми лучше.
В этом случае были использованы (фрагментарно)
элементы получения новых знаний (знакомство с магнитом как таковым), закрепления
(билингвальный компонент) и повторения. А именно, составление композиции из
деталей (конструирование), что способствует развитию умений и навыков
парной и коллективной работы.
Данное занятие новое, экспериментальное в
разделе «Познание», «Социум» и «Коммуникация». Его основная форма подачи –
эксперимент. Он же несёт элемент познания, затем, проверки утверждений и
возможности убедиться на практике в их правильности.
Закреплением уже полученных умений для детей
стало то, что теперь они продолжили изготавливать и составлять из предложенных
материалов не единичные объекты (пирамидка, домик, мячик), а уже композиции из
нескольких предметов и верно располагать их на рабочей поверхности.
Формы самостоятельной деятельности
воспитанников реализованы через: работу в парах, индивидуальная, командная и
исследовательская деятельность
3.Характеристика триединой цели урока (ТЦУ):
Цель достигнута, задачи
реализованы
Уровень подготовки детей к усвоению
поставленных задач был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия,
возрасту детей и их индивидуальным особенностям. Все, что было запланировано,
удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная
работа с детьми в разных видах деятельности. Проведена и работа с родителями, в
результате чего нам предоставлены наборы особенного поделочного тематического
картона.
Мультимедийный компонент – презентация «Экскаватор
на стройке» (притягивание фигур) и игра «Посчитай рыбок» помогают реализовывать
задачи на разных этапах урока, как на изучении новой темы, так и на повторении
и закреплении именно благодаря возможности быстрого и мобильного включения.
4. Урок был выстроен с использованием
социоигровых технологий
Основная форма занятия –
Урок-эксперимент. Игровая ситуация.
Основной метод – игра и
игровая мотивация. Использовались и иные методы: наглядный
(презентация), словесный (объяснения, пояснения, подсказки), Практический (выполнение творческого задания).
Очень эффективны и популярны
любые виды творческой деятельности (выполнение работы своими руками) помогают
развивать мелкую моторику рук и способность формировать изображение.
Методы
контроля: обычно проводится фронтальная проверка знаний
и навыков детей. Индивидуальная помощь при
необходимости также оказывалась детям. На занятии использовались и методы
стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения,
похвалы.
Методы
обучения: словесно-репродуктивный, наглядный,
исследовательский, практический, объяснительно – иллюстративный.
Методы
и приёмы развития речевой активности: беседа,
диалог, подвижная игра с речевым сопровождением, логоритмическая физминутка.
Способы самостоятельной организации детей были
разнообразны: в паре, в группе, индивидуальная работа детей, в последствии,
которая привела к коллективному результату.
Безусловно, следует отметить, что определённые
трудности, возникают по причине возрастных особенностей детей. Это проявляется
при формировании у них навыка речевой активности.
На этапе рефлексии бойко повторить изученное
может хотя и большая, но пока всё же часть детской аудитории. В целом же
активность на уроке присутствует.
5.Структура занятия
Занятие соответствует структуре с учётом
возрастных особенностей детей. Она выстроена от простого к сложному от
неполного знания к более полному с опорой на систему знаний и умений усвоенных
ранее. Основной этап занятия имел ряд подэтапов:
первый – эксперимент№1,а, второй эксперимент №2, игры. При разработке
конспекта учитывались требования программы «Зерек Бала». В работе использую
«Методические рекомендации» по поведению организованной учебной деятельности с
детьми 5-ти и 5-6-ти лет.
Продолжительность
занятия соответствует санитарным нормам,
гигиеническим требованиям (20-25 мин.). Санитарно-гигиенические условия
соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение
достаточное, использовалось практически все пространство группы, травмоопасные
материалы детьми не использовались
6.Функциональный аспект самоанализа
Структура урока соответствовала замыслу и
возможностям классного коллектива. Наиболее удачным моментом на
содержательно-обобщающем этапе стал мотивационный момент, командная и парная
работа, в результате чего задания были выполнены детьми быстрее и с более живым
и неподдельным интересом, присутствовал небольшой соревновательный элемент.
8.Аспект оценки конечного результата
Таким образом,
Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Знания, полученные детьми, соответствует
замыслу занятия. Это показало подведение итогов урока.
На данном уроке были реализованы современные
подходы, как то:
Функциональный: формирование навыков работы с
визуальной информацией (изображение, видео как вариант знаковой информации), формирование
собственной устной речи
Коммуникативно- деятельностный: работа с дидактическими
материалами, в паре, (в группе), участие в коллективной игре с речевым
сопровождением.
Интегрированный подход: связь предмета «ООМ» с
развитием речи, с ФЭМП и конструированием.
Личностно-ориентированный подход на данном уроке
был реализован в том, что я как учитель выступала в роли координатора
образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.