Тема: «Родина моя – любимая Россия»
конспект
занятия по ознакомлению с окружающим для старшей группы
Воспитатель:
Егорова Валентина Константиновна
МАДОУ «Катюша»
г. Лабытнанги ЯНАО
Программное
содержание:
Познакомить
детей с историей возникновения страны, с её символикой.
Дать
понятия «гражданство», «гражданин».
Воспитывать
интерес к истории своей страны, патриотические чувства – любви к Родине, гордость
за свою страну.
Предварительная
работа:
-
Беседа о странах;
-Рассматривание
карты мира, глобуса; символов России (Московский Кремль, Знамя Победы, Могила
Неизвестного Солдата); иллюстраций; флага России, герба;
-
чтение произведения К.Ушинского «Наше Отечество»;
-
заучивание стихотворения М.Новикова «Россия»;
-
рассматривание Государственного флага (изображение), Андреевского флага,
Георгиевского флага.
Демонстрационный
материал
Карта мира, государственный флаг, герб России (изображение) монеты, плакаты,
где есть изображение герба и флага; аудиозаписи песня « С чего начинается
Родина Матусовского»; Гимн России; изображение князя Ивана третьего.
Раздаточный
материал
Полоски
(белые, синие, красные).
Словарная
работа:
Стяг,
флаг, знамя, древко, полотнище, гражданин, гражданство, национальность; князь,
предки; Родина, Отечество, Отчизна.
Ход
занятия
1. Хотите отправиться в
кругосветное путешествие? (ответы детей)
- А
почему вы бы хотели отправиться в такое путешествие?
Ответы: чтобы узнать, как живут люди
в разных странах, какие бывают страны, познакомиться с другими людьми.
- На
чём можно путешествовать?
Ответы: на самолёте, поезде,
теплоходе, лайнере
- А
как вы думаете, на чём быстрее удобнее путешествовать? (ответы детей)
Это
всё хорошо, но как, находясь в группе, за время занятия, можно совершить
путешествие по всей земле, побывать в разных странах.
-
Какое чудо техники нам может помочь?
Ответы
детей:
телевизор, компьютер, ковёр – самолёт, машина времени.
-
Какой вариант выбираем? Ответ детей: машина времени.
Сюрпризный
момент:
машина времени (предлагается модель машины с приделанными крыльями от
самолёта).
- Готовы,
отправиться в путешествие? Не побоитесь?
-
Тогда летим.
Заводим
моторы, закрываем глаза. Прилетели.
-
Остановка карта мира (рассматривание разных стран).
Посмотрите,
какая из стран самая большая? (Россия)
Садимся
в машину времени, полетели дальше.
Остановка
Россия. Опускаемся на большом парашюте.
- А
вы знаете, что в России живут самые добрые, смелые, отзывчивые люди-россияне.
Воспитатель
читает стихотворение «Родина».
Я
узнала, что у меня есть огромная семья. Это Родина моя!
И
тропинка, и лесок, в поле каждый колосок. Всех люблю на свете я!
Речка,
небо голубое – это всё моё родное! Егорова
В. К.
Мы
с вами тоже большая, дружная семья.
Пожмите
ласково друг другу руки подарите друг другу добрую, ласковую улыбку.
2. - А как вы, понимаете, что
же такое Родина.
Ответы
детей: это
место, страна, в которой мы родились и живём.
А
сейчас я приглашаю вас отправиться в картинную галерею. Полюбоваться
замечательными картинами родной природы и прослушать замечательную красивую
песню о Родине.
«С
чего начинается Родина» Матусовского.
-
Понравилось ли вам в картинной галерее?
-
Что понравилось? (картины, песня). Почему?
Ответы
детей: картины красочные, яркие, песня душевная, мелодичная.
Всё,
чем вы любовались, это хорошо знакомые картины русской земли нашей Родины.
3. Карта России географическая
(показ и рассказ).
Как
вы думаете, велика наша страна – Россия?
А
теперь вы покажете границы нашего государства, нашей страны России? (дети
показывают). Вы знаете, что карта многое может рассказать о стране.
Вспомните.
Что мы с вами узнали о России, когда рассматривали карту.
Россия
– большое государство. В России много лесов, городов, морей, рек, озёр,
полезных ископаемых.
4. В городах, деревнях, в сёлах
России живут люди разных национальностей.
-
Какие национальности вы знаете?
Ответы
детей: татары, белорусы, украинцы, казахи, коми, ханты, зыряне, чукчи и
другие русские.
В
России живут люди разных национальностей, но всех их можно назвать одним словом
– россияне.
5. Вы россияне – граждане
России. Как вы думаете, кого называют гражданином?
Ответы
детей: человека, сына, дочь.
Слово
«гражданин» имеет два значения:
А)
гражданин человек, живущий в стране, член общества; Б) гражданин – Отечества
достойный сын, то есть человек живущий интересами общества. На благо Родины.
-
На каком языке общаются россияне, принадлежащие к разным национальностям?
Ответы
детей: на русском, украинском, молдавском, но главное где они живут. Общий
язык русский. Чтобы понимали друг друга.
Чтение
стихотворения «Русский язык».
Могуч
язык наш русский Он всякий час со мной,
Как
этот русский лес. И в радости, и в
грусти -
Родной
язык мой русский. Как Родина,
родной! Н.Забила
А
теперь давайте немножко отдохнём на просторах нашей Родины.
6.
Физкультминутка
Ветер
веет над полями,
И
качается трава (Дети плавно качают руками над головой)
Облако
плывёт над нами, Словно белая гора.
Ветер
пыль над полем носит
Наклоняются
колосья-
Вправо-влево,
взад-вперёд,
А
потом наоборот. (Наклоны вправо влево, вперёд назад)
Мы
взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там
немного отдохнём.
Дети
садятся.
7.Все люди любят свою Родину,
пишут о ней стихи, слагают песни, придумывают пословицы и поговорки.
Пословицы:
Родина
любимая, что мать родимая. Жить – Родине
служить.
Береги
землю родимую, как мать любимую.
Как вы понимаете их значение?
Дети (у человека мать одна и
Родина одна; человек охраняет Родину от врагов и каждый человек должен служит в
армии; будет Родина и будет жизнь; земля наша кормилица её надо беречь и мама
тоже нас любит, кормит).
8.
Отправляемся на машине времени в прошлое.
Для
чего нужно знать историю своей страны?
Ответы
детей: кто
были наши предки, как жили, откуда пошли наши корни, помогают энциклопедии,
фильмы, беседы с взрослыми, фотографии.
Наша
Родина – государство очень древнее, оно возникло много - много лет назад.
Раньше наши предки жили в деревянных домишках. Предки это люди, от которых мы
произошли. Наши предки это восточные славяне. Они были очень гостеприимные,
когда к ним заходили странники, они ласково их принимали и хорошо угощали. Этот
обычай остался и до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно
готовит что-то вкусное.
Жили
славяне в небольших избах. Самым главным у них был князь. Его все слушали.
Князь возглавлял войско, когда нападали враги. Много княжеств было в Древней
Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто сорились между собой и
захватывали друг у друга земли. Но когда нападали враги из других стран
(например: немцы, шведы), князья объединялись и вместе побеждали своих врагов.
Вместе будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и
тогда никто их не сможет победить.
Князья
объединялись, а самым главным стал князь Иван третий (показ иллюстраций).
Все
князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было
большим и сильным.
Раньше
у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового
Русского государства появился свой герб, новый.
Этот
герб и сейчас является гербом нашей страны (показать изображение герба России)
Помните,
я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы.
-
Какая форма щита у российского герба? (круглая).
-
Что вы видите в центре? ( Орла).
-
Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями)
-
Почему на гербе России изображён орёл?
Ответы
детей: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе
которого изображён орёл, сильное и непобедимое.
-
Почему у орла две головы? (предложения детей)
Русское
государство очень большое. И головы орла смотрят на запад и на восток, как бы
показывая, что государство большое и сильное.
- А
что вы видите ещё? (корона)
Корона
обозначает, что Россия живёт по своим законам.
- А
что в лапах орла?
Ответы
детей: это золотой жезл, а ещё его называют скипетр (символ власти)
В
другой лапе у орла шар, или называют держава. Держава – могущество. Наше
государство большое, доброе, справедливое.
9. Детям даётся задания найти
предметы в группе (монеты, бланки, марки на машинах государственных, флагах,
где изображён герб).
10.
У каждой страны есть не только герб, но и флаг.
-
Из каких частей состоит флаг? (покажите древко, полотнище)
Раньше
называли стяг; знамя.
-
Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный).
- А
вы знаете, каждый цвет подобран не просто так, а каждый цвет что-то
символизирует (означает).
Белый
цвет – благородство, совершенство, облака, мир.
Синий
цвет – небо, верность, озёра, моря.
Красный
цвет – отвагу, мужество, силу, героизм, тепло.
11.
Д/И «Выложи государственный флаг» (полоски разного цвета).
Дети
составляют из полосок на столе флаги.
-
Где можно увидеть флаги? (на Кремле, на парадах, на зданиях, на машинах).
12. У каждого государства
обязательно есть свой гимн.
Гимн
это главная государственная песня страны. Когда звучит гимн, все обязательно
встают, а мужчины снимают головные уборы.
Гимн
исполняется во время праздников, на соревнованиях, поднимается флаг и звучит
гимн.
В
конце занятия звучит гимн. Дети прослушивают его стоя.
Наше
путешествие закончилось, мы много узнали, познакомились с Россией ближе,
расширили свой кругозор.
Список используемой литературы:
1.А.Н.
Зимина «Государственные праздники для дошкольников.
2.М.Д.
Маханёва Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста
дошкольного возраста.
3.Ю.А.
Алексеев, М.Н. Зуев «Моя Родина – Россия»
4.Ребёнок
в детском саду №3 2004 год, стр. 96
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.