Главная / Другое / Конспект занятия по обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе



«Звук [ч’],  буква Ч»

Цели:

- создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

- выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

- упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

- развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

- воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Ход занятия

1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

- У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

- Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

- На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (один ребенок напоминает остальным)

- Произнесем ее вместе медленно.

- Теперь произнесем ее быстро.

- Какой звук встречается чаще других?

- Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

- Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный?

- Молодцы!

- Какой буквой обозначается этот звук? ( Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

- Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

- Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку:

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

- Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

- Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать.

- Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

- Какой звук мы с вами сейчас произносили?

- Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

- Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах Приготовили карандаши . Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику,  раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук – красный, согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) F:\развитие речи\фото\PIC_0030.JPG


- Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

- Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. Назовем ее правильно все вместе: че.

- Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

- Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

- Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

- Удалось вам получше запомнить бу кву Ч?F:\развитие речи\фото\PIC_0035.JPGF:\развитие речи\фото\PIC_0034.JPGF:\развитие речи\фото\PIC_0033.JPGF:\развитие речи\фото\PIC_0032.JPG

- А теперь внимательно посмотрим на доску, у н ас в гостях оч ень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч.

- Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

- Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Закрепление полученных знаний.

- Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

- Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок.

- Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

- Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

8) Итог занятия. Рефлексия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

- Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

- Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

- Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

- Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали!





Конспект занятия по обучению грамоте
  • Другое
Описание:

Целью этого занятия является создание условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

- выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

- упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове , придумывать слова с заданным звуком, что зву "ч" был с начале, в середине и в конце слова;

- развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

 - воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Автор Жукова Нина Викторовна
Дата добавления 05.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 633
Номер материала 6522
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓