Главная / Обществознание / Конспект занятия по обществознанию "Общественные правонарушения"

Конспект занятия по обществознанию "Общественные правонарушения"

Занятие


Тема: «Общественные правонарушения»


Цели занятия:

  1. Образовательная – дать детям понятие общественно опасных деяний, последствий их совершения, помочь детям понять, что такое «Можно» и «Нельзя» в школе;

  2. Воспитательная – воспитать чувство сознательности, пропагандировать знание закона, морально здоровый образ жизни;

  3. Развивающая – развивать познавательные способности учащихся, мышление, способствовать развитию интереса к познанию правовых норм;


Ход занятия:

Эпиграф к занятию:

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

(авт.: Саади)

Материалы к занятию:

Ст.20 Закон Республики Казахстан «О правах ребенка»: «Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы Республики, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам»

Ст. 15 Уголовного Кодекса Республики Казахстан устанавливает уголовную ответственность с 16-летнего возраста за совершения ЛЮБОГО преступления. Эта же статья устанавливает уголовную ответственность с 14-летнего возраста за совершение:

  • Убийства;

  • Умышленного причинения тяжкого вреда здоровью;

  • Изнасилование;

  • Насильственные действия сексуального характера;

  • Похищение человека;

  • Кража;

  • Грабеж;

  • Разбой;

  • Вымогательство;

  • Умышленное уничтожение или повреждение имущества;

  • Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма;

  • Терроризм;

  • Хищение или вымогательство наркотических средств;

  • Хулиганство;

  • Вандализм;

Воспитатель Черепанова С.В.:

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь,

И жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: «Имею право!»

Свободно жить под солнцем и луной,

И восхищаться красотой земной,

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция, Закон.

Перед Законом, совестью равны

Живут народы не одной страны.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

Да, в нашей жизни мы часто слышим такую фразу «Имею право». А что же это такое – право?

Саша Р.: Права – это правила, по которым живут люди в стране.

Настя О.: Я бы сказала, что это несколько упрощенное объяснение. В словаре русского языка Ожегова право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Это своеобразный регулятор общественных отношений.

Таулетай К.: Я хочу добавить, что это еще и свобода, это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. И все это охраняется государством, его законами. Именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство.

Воспитатель Черепанова С.В.:

Ребята, а вы все хорошо знаете, какие права у вас есть? Права ребенка выделены в Конвенции ООН и в Законе РК «О правах ребенка». Как вы думаете, почему их выделили специально из прав человека?

Маша Ф.: Дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых, и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков.

Воспитатель зачитывает Конвенцию «О правах ребенка»

Давайте подумаем, а какие нехорошие поступки некоторые совершают каждый день?

  1. Прогулы;

  2. Нарушение требований школьной дисциплины;

  3. Нецензурная брань;

  4. Употребление жаргонных словечек;

  5. Порча школьного имущества;

  6. Срыв уроков;

  7. Драки;

  8. Отказ от выполнения школьного распорядка;

  9. Опоздания на уроки, самоподготовку;

А какие нехорошие поступки можно совершать в семье?

  1. Побеги из дома;

  2. Невыполнение домашних обязанностей;

  3. Непослушание;

  4. Ложь;

А какие правонарушения вы можете назвать?

  1. Бродяжничество;

  2. Попрошайничество;

  3. Азартные игры;

  4. Употребление наркотиков, психотропных веществ;

  5. Проституция;

  6. Воровство;

  7. Вымогательство;

  8. Нанесение телесных повреждений;

  9. Иные нарушения законов;

Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Ваше желание, ребята, – это слезы или радость окружающих вас людей.

Почему? (дети отвечают) О каких наиболее запомнившихся поступках вы бы хотели рассказать? (дети отвечают)

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

А теперь давайте попробуем посмотреть на тему занятия беспристрастно. Для этого мы с вами сейчас порешаем ситуационные задачи со сказочными персонажами.

Задача

Совершенные героем правонарушения

1

«Буратино»

Однажды папа Карло уходит в город по делам, а Буратино остается дома один и выслушивает поучения Говорящего сверчка.

- Горе тем детям, которые убегают из дома, и совершают опасные поступки. Из них никогда не выйдет толка. Рано или поздно им придется горько пожалеть о воем скверном поведении.

- Трещи, трещи, сверчок, сколько влезет, а я знаю, что на рассвете убегу отсюда. Из всех ремесел, какие существуют на свете, мне по душе лишь одно.

- И что же это за ремесло?

- Есть, пить, спать, воровать, вымогать, разрушать, веселиться, бродить по свету с утра до вечера.

- Только не забывай при этом, - произнес Говорящий сверчок, - что все, кто занимается таким ремеслом, заканчивают свои дни в тюрьме или в приюте для бедных.

1. Ст. 175 УК РК «Кража». Тайно хищение чужого имущества наказывается штрафом от 200 до 700 м.р.п., или размером зар./платы (или иного дохода) за период от 2 до 7 месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок 180-240 часов, либо исправительными работами до 2 лет, либо ограничением свободы до 3 лет, либо арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Ст. 181 УК РК «Вымогательство». Требование передачи чужого имущества или права на имущество, или других действий имущественного характера под угрозой применения насилия, уничтожения, повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих или опасных для потерпевшего и/или его близких, наказывается ограничением свободы до 3 лет, или арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы до 4 лет+штраф до 100м.р.п., или зар./плата (либо иной доход) осужденного за 3 месяца.

3. Ст. 187 УК РК «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». Наказывается штрафом от 50 до 100 м.р.п., зар./платой (иным доходом) за 2 месяца, либо общественными работами 100-180 часов, либо исправительными работами на 1 год, либо арестом на 3 месяца, либо лишением свободы до 2-х лет, или ограничением свободы на 2 года.

4. Ст. 257 УК РК «Хулиганство» особо дерзкое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, либо совершением непристойных действий, отличающихся исключительным цинизмом, наказывается штрафом 200-500 м.р.п., либо общественными работами 120-180 часов, либо исправительными работами 6 месяцев/1 год, либо ограничением свободы 3 года, либо лишением свободы до 2 лет.

2

«Сто один далматинец»

Эта история случилась не так давно в славном городе Лондоне, где жила одна симпатичная молодая пара собачек из породы далматинов – Миссис и Понго. Спустя какое-то время Чудесный ветеринарный доктор сказал, что Миссис скоро станет мамой. Однажды на прогулке собаки встретились со Страшиндией Диавол. Спустя некоторое время, однажды утром, когда хозяев собак не было дома, пришла Страшиндия. Узнав, что её подруги нет дома, она попросила показать ей дорогу, по которой та ушла гулять, чтобы догнать её. Нэнни Кухарка бросилась объяснять дорогу, а щенки резвились во дворике. Краем глаза Кухарка заметила черный фургон. Внезапно Страшиндия заторопилась, и, сказав, что у неё дела, ушла. Нэнни пошла к щенкам, но ни одного не было. Она звала их очень долго, но их украли.

Щенков отвезли в большой Дом, который назывался Чертовым. В Доме жили 2 брата по фамилии Злыдни, которые работали у Страшиндии.

- Сол, Джаспер!!! – завопила она, как только вошла в дом, - живо включите свет, бездельники!!!

- Все лампочки перегорели, а новых у нас нет, - ответил Сол Злыдень.

- У меня есть работа для вас, бездельники, - сказала она Злыдням. – Сегодня ночью нужно убить всех щенков. Всех до единого.

- Но вы же хотели сделать из них пальто, а они еще недостаточно выросли, - удивился Джаспер.

- Те щенки, которые постарше, вполне сгодятся на пальто, а из мелюзги сделаем перчатки, - в любом случае, с ними должно быть покончено.

В данной сказке речь можно вести о целой преступной группе.

1. Ст. 175 УК РК «Кража». Тайно хищение чужого имущества наказывается штрафом от 200 до 700 м.р.п., или размером зар./платы (или иного дохода) за период от 2 до 7 месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок 180-240 часов, либо исправительными работами до 2 лет, либо ограничением свободы до 3 лет, либо арестом до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Ст. 187 УК РК «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». Наказывается штрафом от 50 до 100 м.р.п., зар./платой (иным доходом) за 2 месяца, либо общественными работами 100-180 часов, либо исправительными работами на 1 год, либо арестом на 3 месяца, либо лишением свободы до 2-х лет, или ограничением свободы на 2 года.

3. Ст. 276 УК РК «Жестокое обращение с животными». Наказывается штрафом 100-200 м.р.п., либо зар./платой (иным доходом) 1-2 месяца, либо исправительными работами 1 год, либо арестом 3-6 месяцев.

Вот теперь мы с вами познакомились с Уголовным Кодексом нашей страны. Он состоит из 6 разделов и 16 глав, а те, в свою очередь состоят из множества статей. Уголовный кодекс призван останавливать правонарушения в нашей стране. А как нам остановить правонарушения в нашем классе? Давайте попробуем составить нашу с вами Конституцию.

Малая Конституция 6 «Б», или Наш Кодекс

Имеем право:

1. Выражать свое мнение, не унижая при этом чье-либо достоинство;

2. Получать открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями;

3. Отдыхать в перерывах между уроками;

4. Получать помощь учителей в овладении знаниями;

5. Рассчитывать на уважительное отношение окружающих к своей личной жизни и достоинству;

6. Участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях;

7. Награждаться за успехи в учебе и в общественной деятельности;

8. Участвовать в планировании жизни классного коллектива;

Мы обязаны:

1. Уважать взгляды, свободу, достоинство окружающих;

2. Достойно вести себя в классе, в школе и за её пределами;

3. Овладевать знаниями и практическими навыками;

4. Участвовать в общественно полезном труде;

5. Беречь имущество класса, исправлять причиненный вред;

6. Ходить опрятным;

7. Дежурить в классе, школе, столовой;

8. Ответственно относиться к выполнению поручений взрослых и актива класса;

9. Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей;

Мы не имеем права:

1. Опаздывать без уважительной причины;

2. Не выполнять домашнего задания;

3. Плохо учиться;

4. Пропускать уроки без уважительной причины;

5. Врать старшим;

6. Обижать младших и своих сверстников;

7. Драться;

8. Молчать, когда его обижают;

Если ребята в классе соблюдают установленные нормы, то конфликтные ситуации очень редки. Давайте проверим, как мы приспособились к совместному существованию. Для этого мы заполним «Дневник самоконтроля».

Ф.И.О. ребенка

Вопрос

Варианты ответов

Безразличие

Заинтересованность

По настроению

1

Ваше отношение к учебной деятельности?




2

Ваши взаимоотношения со сверстниками?




3

Ваши взаимоотношения со взрослыми?





Посещение кружков

Общение с друзьями

Занятие личными делами

4

Как Вы проводите свободное время?





Отрицательное

Положительное

По настроению

5

Ваше отношение к труду?




А как вы думаете, ребята, как у нас обстоят дела с соблюдением школьной дисциплины? Давайте проверим.

На доске вывешено: «Нарушаю», «Не нарушаю», «Иногда». Дети подходят и отмечают мелом то, что им подходит.

Ну, а теперь время итоговых вопросов. Что же мы узнали сегодня?

  1. Что такое общественное правонарушение?

  2. Какие общественные правонарушения вы знаете?

  3. Какие Законы вы знаете?

  4. Что обычно бывает с теми, кто не соблюдает установленные законы?

Конспект занятия по обществознанию "Общественные правонарушения"
  • Обществознание
Описание:

 В ходе предлагаемого занятия детям разъясняется понятие общественно опасных деяний, последствия их совершения.

Дети должны понимать, что является недопустимым в стенах школы. Одновременно прививается чувство сознательности, морально здоровый образ жизни, развиваются познавательные способности учащихся, их мышление.

В целом, занятие способствует развитию интереса к познанию правовых норм среди учащихся средней школы.

На примере сказочных героев дети учатся решать ситуационные задачи, связанные с нарушением закона. Также они знакомятся с целым рядом нормативно-правовых актов, осознают важность соблюдения закона.

Автор Черепанова Светлана Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 499
Номер материала 15876
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓