Конспект занятия по народному танцу
Автор: Даниленко Светлана Васильевна
ТЕМА:
Выстукивание
ЗАДАЧИ:
- обучающая: научить воспитанников исполнять простой ключ и двойную
дробь.
- развивающая: тренировка музыкального слуха путем исполнения
выстукиваний.
- воспитательная: воспитание чувства коллективизма и взаимопонимания.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПИЧЕНИЕ:
Аудио аппаратура, диски.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Хореографический станок.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТ-РА:
(для педагога)
А. Лопухов «Основы характерного танца» (Ленинград «Искусство» Москва)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ
Педагог:
Здравствуйте девочки! Поклон. Мы начинаем очередное
занятие нашего коллектива, но не хотелось бы его начинать без улыбок на ваших
лицах, ведь лицо артиста – это его визитная карточка. И мне бы хотелось, что бы
ваши лица доброту и приветливость к зрителям. Сегодня наши зрители это
администрация и педагоги Центра. Но я попрошу улыбнуться не только зрителям, но
и друг другу. Хорошее настроение – это ниотемлемая часть наших занятий. В этом
нам поможет еще и соблюдение техники безопасности. Помните, что во избежание
травм все движения выполняются в соответствии с рекомендациями педагога.
Включать и выключать электроприборы только с разрешения педагога.
2.
ВВОДНАЯ
ЧАСТЬ
Педагог:
Тема нашего занятия – «Выстукивание». Сегодня мы
должны освоить простой ключ и двойную дробь, но это чуть позже, а пока я прошу
вас занять свои места у станка.
3.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
а) Экзерсис у станка (составляет 2/5 занятия):
·
Plie grand plie
·
Каблучный Batman tendu
·
Batman tendu носок - каблук
·
патортье
·
Batman fondu
·
Relive
·
Подготовка к веревочке
·
Grand Batman
·
Голубцы
·
Перегибы корпуса
б) Экзерсис на середине:
·
port de bras
·
шене
·
этюд русского народного
танца с использованием движений экзерсиса у станка и на середине
Педагог:
А теперь мы переходим к новой
теме – «Выстукивание».
Выстукивающие движения широко распространенны во
многих характерных танцах и число их комбинаций не ограниченно.
В основе выстукиваний лежат
быстрые удары всей стопой и ее частями по полу (то каблук, то полупальцы). В
выстукиваниях работает, напряженна стопа, удары которой в пол и составляют
основу этих движений. Яркий пример выстукиваний вы можете наблюдать, например,
в испанском танце, но в определенной степени они присутствуют в танцах многих,
если не сказать, всех народностей.
Мы будем делать выстукивания
всем коллективом, а это значит, что каждый из вас должен «чувствовать» друг
друга. Что позволяет в танцах делать все синхронно (одновременно). Готовы ли вы
к этому, мы сейчас проверим. Я предлагаю вам тренинг «коллектив – это одно
целое».
Для проведения данного тренинга
станьте в круг, который должен быть правильный и сплоченный. Теперь наклоните
корпус влево, затем вправо, вперед, назад. Теперь повернитесь в затылок друг,
другу не размыкая круга. Сейчас вы будете двигаться по кругу, но делать шаг
только на мой счет. Темп счета будет меняться. Будьте внимательны … раз, два,
три …
А, теперь не меняя положения, наклонитесь вправо,
влево, вперед, назад.
На этом наш тренинг закончен.
Разрешите вас поздравить. Вы отлично справились с заданием! (если все
движения выполняются синхронно и при этом участники не сговариваются, а идти все,
начиная с одной ноги, значит коллектив действительно одно целое. Следует
обратить внимание на тех детей, которые «ломают» синхронность, исполняя какое
либо движение. Эти дети либо еще не «вошли» в коллектив, либо отторгаются
коллективом).
Но это еще не все. Выстукивание
необходимо не только уметь делать, но и слышать его ритм. Выстукивания тесно
связанны со слухом, поэтому я предлагаю вам принять участие в еще одном
тренинге на развитие слуха.
Тренинг «Повтори хлопок». Коллектив повторяет за
педагогом заданный ритм хлопков. Хлопки делаются на размер 2/4 а) на раз … б)
на раз … три … в) на каждый счет г) 1/8 такта. Затем все в обратном порядке.
Затем идет сочетание ударов ног по полу с хлопками: одним, двумя, тремя. Если
кто - то из детей ошибается – это показывает недостаток муз. слуха и этому
ребенку необходимо уделить более пристальное внимание в этом вопросе.
Ну вот, а теперь мы готовы к
разучиванию новых для вас движений. Как я уже говорила, в начале занятия мы
выучим выстукивания: простой ключ и двойную дробь.
Объяснение педагога:
Ключ:
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4.
Исходное положение – естественная позиция ног.
Руки на поясе, плечи расправлены, локти вперед,
подбородок приподнят.
На счет «раз» ступней левой ноги пристукнуть по полу.
Правую ногу, согнутую в колене, слегка отделить от пола.
На счет «и» каблуком правой ноги ударить об пол и тот
час же перевести ногу на полупальцы.
На счет «два» тоже, что и на счет «раз».
На счет «и» ударить стопой правой ноги об пол.
Теперь давайте попробуем сделать этот ключ все вместе.
(При исполнении ключа уч–ся, следует обратить внимание
на детей, у которых были проблемы с исполнением тренингов. Обычно именно с
этими детьми необходима индивидуальная работа. При повторном исполнении ключа
всем коллективом, детей рекомендуется поставить в два ряда: 1 ряд – дети,
которые легко освоили ключ, 2 ряд – дети у которых более слабое исполнение
данного движения).
Двойная дробь:
Исходное положение то же.
На счет «и» - поднимаемся на полупальцы левой ноги.
На счет «раз» - два удара правой ногой.
Затем все повторяется с другой ноги.
Давайте попробуем прохлопать ритм данной дроби.
(прохлопывание) А теперь все вместе попробуем сделать данное выстукивание.
Сейчас у вас есть минута повторить эту дробь самостоятельно,
а затем каждый покажет ее исполнение индивидуально. (если у какого либо ребенка
возникнут трудности во время самостоятельной работы, параллельно проходит
индивидуальная работа педагога с ребенком).
В случае легкой усваимости двойной дроби добавляем к
ней три переступания.
4.
ПОДВИДЕНИЕ
ИТОГОВ
Педагог:
Итак, сегодня мы приступили к новой теме «Выстукивания» и выучили
простой ключ и двойную дробь.
Скажите мне, пожайлуста:
·
В каком положении
находится стопа при выполнении выстукивания?
·
Сколько существует
комбинаций выстукивания?
·
Что лежит в основе
выстукивания?
·
В танцах, каких народов
используется выстукивания?
·
Как меняется положение
исполнителя (голова, спина, руки и т. д.) во время выстукивания?
А теперь давайте еще раз сделаем ключ и двойную дробь (коллективное
исполнение).
5.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Педагог:
Наше занятие подходит к концу, поэтому – домашнее
задание. Попробуйте придумать, к каким известным вам движениями русского танца
можно скомбинировать ключ и двойную дробь. И, конечно же, выучить выстукивания.
А теперь я хочу попросить, что бы вы еще раз
улыбнулись и сохранили хорошее настроение до следующего занятия.
Улыбайтесь друг другу, и все всегда будет хорошо.
Досвидания. Поклон.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.