Главная / ИЗО, МХК / Конспект занятия по МХК на тему " Коста"

Конспект занятия по МХК на тему " Коста"



hello_html_76ff1458.jpg

«Когда ты явился на свет,

ты плакал, а другие радовались.

Сделай же так, чтобы,

когда ты будешь покидать свет,

Все плакали, а ты один улыбался».


Мудрость горцев.







hello_html_m4054ea20.jpg




hello_html_187a5441.gif











hello_html_17fbfe4e.gif







Преподаватель истории

ВТЭТ г. Вдадикавказа

Хосроева Э.Ю.








Задачи урока:


  • Знакомство с деятельностью К.Л. Хетагурова – основоположника осетинского литературного языка, публициста, художника.

  • Развитие творческих и мыслительных способностей учащихся.

  • Воспитание патриотических качеств личности ребенка.







hello_html_4e22566e.jpg



hello_html_m7109dcbe.jpg



В конце прошлого века в одном из горных аулов, Тменикау, собрались горцы – известные сочинители народных песен, чтобы сложить героическую песню о родном и близком человеке, воспеть его подвиги и душевную красоту, его мужественную борьбу за избавление бедноты от гнёта и нищеты. Долгие ночи и дни они сидели у гранитной скалы, на которой высилась старинная башня. Песня получилась на славу и люди понесли ее из аула в аул, из селения в селения. Этой ликующей песней встретил народ возвращение из ссылки своего великого сына:









hello_html_m6998fc9a.jpg

«В страхе алдары Кавказского края;

С выси утеса над Наром сквозь тучи,

Ветер со свистом крылом рассекая,

Гордый орел наш поднялся могучий.

Ты нас повел к светлым далям свободы,

Ты – лучший сын гор суровой природы,

Славим тебя, наш Коста всем народом».




15 октября 1859 года в горном ауле Нар, в глубине Алагирского ущелья Северной Осетии родился Коста Хетагуров.

hello_html_m6356b896.jpg

Отец поэта Леван Елизбарович Хетагуров был человеком добрейшей души. Участник ряда крупных походов, за проявленную в боях храбрость, он был произведен в офицерский чин, а грудь его украсили боевые награды. Дома бывал редко из-за службы, поэтому не мог оказывать почти никакого влияния на сына, хотя его очень любил.




Мhello_html_380639d7.jpgать Коста, Мария Гавриловна Губаева, была простой, неграмотной, но исключительно трудолюбивой горянкой. Умерла вскоре после рождения Коста.


«На похороны Марии собрались мужчины и женщины из всех соседних аулов чтобы отдать последний долг покойнице. И тут вдруг над могилой раздались страшные слова. «Не выживет малый, худой он, изможденный», - говорили старики. «Кто его будет кормить грудью? Где найдется женщина, которая взяла бы полумертвого чужого ребенка и подняла бы его на ноги! Ни среди Хетагуровых ни среди Губаевых нет такой». В один голос заявили почтенные люди и напомнили о древнем обычаи, о том, что больного ребенка нужно похоронить заживо с матерью. Ребенок, словно чувствуя, что решается его судьба изо всей мочи кричал и не сводил своих огромных глаз с Чендзе, ближайшей подруги матери. Та пыталась как могла успокоить младенца. Ей все время кто-то словно твердил на ухо последние слова подруги: «Побереги моего бедного сына». И вдруг высвободив малыша из колыбели, она взяла его на руки и громким уверенным голосом сказала: «Я беру младенца и клянусь перед вами – души своей для него не пожалею! Ребенок будет жить!». Дед Долат вышел вперед снял папаху и поднял её над головой и сказал: «Большое тебе спасибо, Чендзе, за доброе слово. Совет старейшин доверяет тебе и благодарит за такую доброту». Укутала Чендзе ребенка в теплую шерстяную шаль, и понесла к себе домой.

Т.Джатиев «Детство Коста»


Вот так маленького Коста спасла от смерти простая горянка по имени Чендзе. Она полюбила его и выходила.


Годы обучения:

С раннего детства Коста слышал народные песни, чудесные сказки. Он полюбил народных музыкантов, виртуозно наигрывавших на фандыре Нартские сказания. Любил он рисовать. Альбомом для рисования ему служили гранитные плиты скал, и гладкие камни на стенах саклей. Отец Коста понимал значение образования и старался дать его сыну. Коста получил двух классное образование в Нартской приходской школе, затем продолжил учебу во Владикавказской прогимназии. После переезда с группой безземельных крестьян на Кубань в 1870 году Леван Елизбарович, благодаря своим военным заслугам устроил Коста в Ставропольскую гимназию. Здесь он учился с 1871 по 1881 года.


Какие наклонности проявились у Коста во время учёбы?

Коста слушал затаив дыхание, особенно его поразил рассказ о дуэли Пушкина. Поставив оценки, учитель заговорил: «Тема сегодняшнего урока - творчество замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов страстно ненавидел рабство и в своих пламенных стихах призывал к борьбе с ним. За вольнолюбивые стихи поэта трижды высылали на Кавказ. Когда последний раз поэт покинул Петербург, он написал стихотворение «Прощай, немытая Россия». Класс слушал его в полном безмолвии. Коста казалось ,что каждая строчка стихотворение зовёт куда-то, он невольно положил руку на сердце, с такой силой оно билось .Раздался звонок .Мальчики ,взволнованные толпились вокруг учителя ,задавая вопросы…

Когда зазвенел звонок, возвестивший о конце перемены, Коста вместе с ребятами вошёл в класс и увидел сгрудившихся вокруг учительского стола мальчиков. Мальчики со всех сторон потянули к учителю руки с рисунками Коста.

«Способности у тебя есть, но надо много учиться» - сказал учитель рисования. В задумчивости он подошёл к окну. Гимназический двор по-осеннему пуст и бесприютен, но на рисунке Коста он выглядел совсем по-другому, казалось по-новому красивым. Василию Ивановичу вспоминались слова молодого художника Репина, с которым ему не раз приходилось встречаться в академии: «Надо уметь в природе и в жизни людей находить красоту и передавать ей на полотне. Да, этот мальчик как раз обладает таким даром. Он в природе и в жизни людей улавливает красоту», - с волнением думал Смирнов.

С. Джанаев «Первый день»

hello_html_6324d4a.jpg
















Коста – художник.

О. Гимназические рисунки Коста с помощью Смирнова, учителя рисования, были представлены на всероссийской выставке юных художников и получили признание. Позднее с его помощью Хетагурову удалось поступить в Петербургскую академию художеств и полностью раскрыть в себе талант большого художника-реалиста.




Проследить тематику работ К. Хетагурова



hello_html_20113f59.jpghello_html_m7d0febda.jpg


hello_html_m7a6b42d3.jpghello_html_m31078782.jpg




hello_html_182e759a.jpg hello_html_20badb3f.jpg



hello_html_2cc8ba72.jpghello_html_m7cf02373.jpg






hello_html_m4054ea20.jpg


Сhello_html_m23c6d4b5.jpgтавропольский и петербургский периоды жизни Коста Хетагурова были годами формирования его взглядов, его отношения ко всему, что его окружает.

В 1885 г. Коста возвращается в Осетию. И сразу же включается в кипучую творческую и общественную деятельность. Он пишет, выставляет картины, работает в театре, выступает в прессе, пишет стихи.










Коста – вестник народа, голос униженных и сирот.


Его цикл стихов «Осетинская лира стала энциклопедией жизни горцев;

Началом осетинской литературы. Каждое произведение – плод раздумий над страданиями народа, поиск счастья. Коста был очень добрым, чутким и щедрым человеком. Он близко к сердцу принимал боль людей. «Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдержать в своем изболевшем сердце», - писал поэт. Его душа кровоточила от ран, а покой навсегда покинул ее.hello_html_76ff1458.jpg

У людей – простор огромных

Комнат, свет, тепло и лад.

А у нас пещерах темных

Дети с голоду кричат.


У людей – пиры, удачи,

Свадьбы – мир вокруг поет,

А у нас как будто плачет

Над усопшим тощий кот.


У людей – мясные туши

Провисают с потолка.

А у нас – мышей летучих

Крылья виснут, - вот тоска.


У людей не смелет за год

Мельница зерна поток,

А у нас достатка на год –

Лишь один зерна совок.



Но поэт верил в наступление светлого будущего и уверенно, решительно убеждал в этом своих современников.



Не верь моим речам, исполненным проклятья,

Насмешки злой и лжи, - я им не верю сам, -

Напротив, верь, что мы, как любящие братья,

Воздвигнем на земле один всеобщий храм.


Храм жизни трудовой, насилью недоступный,

Сознательной борьбы, без пыток и крови,

Храм чистой совести и правды неподкупной,

Храм просвещения, свободы и любви.



Коста – Борец за свободу народа, революционер.

hello_html_m3061d113.jpg













Задание. Охарактеризовать отношение Коста к простым людям. Какой выход он видит из создавшегося в Осетии положения?



(В комнате стоит за мольбертом и рисует человек.

Стук в дверь, заходит Хамыц.)

- Извините меня, ради бога, добрый человек. Прошу вас, помогите мне.

- Пожалуйста, брат, заходите к нам в дом, будем рады видеть вас у себя гостем.

- Спасибо, добрый человек. Но мне нужно скорее возвратиться в аул, я ведь в город пришел потому, что мне нужен Хетагуров, Левана сын. Коста, тот, кто составил песню «Додой». Один прохожий сказал, что живет в этом доме Коста.

- Чем же вы так озабочены, дорогой гость?

-Это верно, есть у меня большая забота, добрый человек. Из-за нее прошел я сквозь погибельные горы и два дня ищу здесь Коста.

- Зачем тебе понадобился Коста – и почему ты с таким упорством разыскиваешь его?

- Потому, что мы гибнем в мучениях. Наложили нам на шею тяжелое ярмо и погоняют нас как волов. Бьют нас голодных и холодных. Да что говорить!

Все как в песне «Додой» у Коста поется. Вот и решили мы найти его. Сдается мне, что Коста это ты. О Коста помоги нам!

- Дорогой гость, чем я мог бы помочь тебе.

- Душат нас, бедных крестьян, старшина и пристав. В могилу живыми гонят. Самого бога не страшатся: грабят, лупят всех нас чем попало… Лучших мужчин в тюрьмы бросают. Родным воздухом дышать не дают, подай им подать за это. Царю бы написать, надежда ты наша!

- Царю говоришь?

- Да, да Коста!

- Не в них дело, друг мой. На жало удава жаловаться самому удаву бесполезно.

- Наш царь удав? Это ты говоришь так?

- Так мой друг, так. В этом – горе народа. А старшины и приставы, начальники, полицейские и жандармы – это лишь ядовитые жала самого главного удава. Объединиться надо всем честным людям под единое знамя дружбы и плечом к плечу идти в бой за свободу и равенство на земле. Вот в этом главное. А прошениями к царю горю не поможет. Так и передай людям, жаждущим свободы народа. Пусть поднимают знамя сверкающей правды.

(Т.Джатиев «Горе Хамыца»).


hello_html_m7c853107.jpg


Коста вел неустанную борьбу за неродное просвещение, против царских властей, закрывавших школы. Один факт поводом для первой ссылки Коста за пределы родного края стала ожесточенная борьба его против закрытия единственной во Владикавказе женской школы. Жестокие преследования лишь закаляли волю Коста, он не могли оторвать его от народа. Один за другим выходят из-под пера поэтические шедевры, облитые горечью и злостью


Ночь близится к концу… Ристалище раздора,

Безумной храбрости, насилья, грабежа

Уже становится ареною позора,

Разврата, пошлости, бесчестья, кутежа…


Минуты сочтены, повсюду бьют тревогу…

Уж брезжит луч зари, играя на штыках…

Лишь грянут выстрелы, и «Слава в вышних богу!»

Победно прогремит на светлых облаках.


И обновленный мир отдастся вечно миру,

С презреньем бросив нож, запекшийся в крови…

Не упрекай меня! – И я настрою лиру

Тогда для равенства, свободы и любви…


hello_html_6f1b08d8.jpg


hello_html_4af88c02.jpghello_html_m6998fc9a.jpg














После очередной ссылки в 1992 оду поэт возвращается во Владикавказ с жаждой созидания и борьбы. Он был полон творческих надежд и планов, но тяжелый недуг прервал кипучую деятельность Коста. 1 апреля 1906 года Коста не стало.


Осетинский народ глубоко чтит память Коста. Благодарные потомки К.Л. Хетагурова – писатели, поэты, художники, посвятили его жизни и деятельности ряд своих произведений.


Сhello_html_m643936f0.jpgуровый век отчизну

Зажал в объятиях скал.

И ты в мятежной жизни

Покоя не искал…


Поэт и храбрый витязь

Ты звал к борьбе людей,

И бравые джигиты

Седлали лошадей.



Горящая стихия

Поэта сбила с ног

Но все ж несу стихи я

К могиле как венок.


(Певцу Мисост Камбердиев).






hello_html_74e5317e.jpg


hello_html_m1016ba59.jpg


Конспект занятия по МХК на тему " Коста"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Конспект занятия на тему "Коста" предназначен для учащихся 10 класса.

Задачами занятия являются:

1. Знакомствво с деятельностью Коста Левановича Хетагурова - основоположника осетинского литературного языка, публициста, художника;

2. Развитие творческих и мыслительных способностей;

3. Воспитание патриотических чувств учащихся.

 Занятие построено следующим образом:

Дана автобиография Коста Хетагурова- детство, годы учебы.

Показаны этапы становления Хетагурова как поэта и публициста. 

 Рассказано, что Коста – вестник народа, голос униженных и сирот

 

 

 

 

 

 

Автор Хосроева Эльвира Юрьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 572
Номер материала 8772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓