Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект занятия по литературе"Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. На примере 1 из рассказов".

Конспект занятия по литературе"Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. На примере 1 из рассказов".

Скачать материал

Урок литературы "Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. На примере 1 из рассказов.

 

 

"В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")

 

Цель:

·         рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа "О любви";

·         проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;

·         воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. (М. Горький)

Ход урока

I Слово учителя. Сообщение темы, целей урока.

(Чтение эпиграфа).

- "Никто не понимает так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни", - писал М. Горький. В этом мы убедились, когда познакомились с "маленькой трилогией" о футлярных людях. М. Горький очень точно назвал чеховских героев людьми, "проглядевшими свою жизнь". Кого из таких героев вы можете назвать? (Ответы учащихся).

II Блиц-опрос.

- Кто из героев всё время повторял одну фразу: "Как бы чего не вышло"?(Беликов).

- Кому принадлежат мысли: ":Сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!" (Ивану Ивановичу Чимша-Гималайскому).

- Кому принадлежат мысли: ":Наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё:" ("Крыжовник" - рассказчику).

- Чей это портрет? "Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и нож у него был в чехольчике, и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник ".(Беликов).

- Чей это портрет? ":Постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд, - того и гляди хрюкнет в одеяло". ( "Крыжовник ", Николай Иванович Чимша-Гималайский).

- В каком имении рыжая собака была похожа на свинью, кухарка - тоже на свинью и даже сам хозяин похож на свинью? ( В имении Гималайское, "Крыжовник ").

- В каком произведении Чехов назвал современную ему жизнь жизнью, "не запрещённой циркулярно, но и не разрешённой вполне"? ("Человек в футляре").

- Узнай произведение по началу: "На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду". ("О любви").

- Узнай произведение по его началу: "На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники". ("Человек в футляре").

III Работа по теме урока.

1. Повторение по таблице.

- На прошлом уроке мы выяснили, чем же является футляр для героев из рассказов "Человек в футляре" и "Крыжовник".

(Двое учащихся на доске заполняют два столбика этой таблицы).

"Человек в футляре"

"Крыжовник "

"О любви"

Футляр защищает от жизни,

Это символ духовной инертности.

Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник -символ плотского, физиологического счастья.

 

2. Истории создания рассказа.

- А сегодня в центре нашего внимания рассказ "О любви" (1898г.), напечатанный в "Русской мысли" №8. Этот рассказ имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с её слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем, у неё дети. Виделись они редко.

С 1898 г. появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой.

Рассказ ей просто пронзил сердце - когда читала его впервые, то "тяжёлые капли слёз стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение".

Многое оказалось слишком близким, начиная с самого главного: молодую замужнюю женщину, мать семейства, Анну Алексеевну Луганович, любит некий Алёхин - долго и довольно бестолково. Бывает в доме её постоянно, вздыхает, ни на что решиться не может. И она его любит. И ничего не происходит. Наконец мужа переводят в дальнюю губернию, она уезжает с детьми предварительно в Крым, он её провожает на вокзал. И только тут уже, в вагоне, при третьем звонке, в первый и последний раз он целует её. Поезд трогается, он до первой станции сидит в другом пустом купе и плачет.

Авилова нашла в рассказе свои фразы. "Когда я ронял что-нибудь, она говорила холодно: "поздравляю вас". Под конец он вообще стал раздражать своей нерешительностью эту Анну Алексеевну.

Лидия Алексеевна Авилова пишет уже прямо о Чехове: "Я помню, как я "поздравила" его, когда он один раз уронил свою шляпу в грязь".

Сцена в вагоне почти повторена в жизни. Через год Чехов именно так провожал из Москвы Авилову (но в соседнем купе не сидел и не плакал). Но действительно, больше она его не увидела.

Может быть, и была правда, полагая, что "писатель - как пчела, берёт мёд откуда придётся", - в Чехове писатель, разумеется, был ВСЁ. (Но эта фраза в её письме задела его, как в своё время нечто схожее в письме Лики).

Вряд ли Авилова, однако, была права, думая, что в Алёхине Чехов просто изобразил себя и свои чувства. Настроение своё, конечно, внёс, но сказать по рассказу, что так именно любил он Авилову, как Алёхин Анну Луганович, разумеется, нельзя.

Ей же сладостно-раздирательно было думать, что как раз так.

Нельзя назвать рассказ "О любви" изобразительным и ярким, но конец пронзает особою, чеховской нотой.

3. Работа с текстом рассказа.

- Один из героев М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" говорил: "Я люблю сомневаться во всём:"

Сомнение с одной стороны отравляет жизнь человека, делает его слабым; а с другой - даёт человеку и человечеству импульс к развитию.

Думается, что в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и что писателя одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что это за борьба, которую нужно вести? Против кого эта борьба?

Рассказ "О любви" Чехова вновь возвращает нас к вопросу о том, что приносят сомнения человеку, какую роль могут сыграть они в человеческой жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто из героев рассказа "О любви" человек сомневающийся?

2. Что нам известно об Алёхине из рассказа "Крыжовник"? (Учащиеся зачитывают отрывки)

С какой целью Чехов так подробно описывает его наружность при первой встрече с ним читателя?

Зачем упоминает, что в большом двухэтажном доме Алёхин жил "внизу, в двух комнатах со сводами и маленькими окнами, где когда-то жили приказчики:"? С какой целью сообщает, что Алёхин "с весны не мылся"?

3. Из рассказа "О любви" мы узнаём, что Алёхин решил выплатить отцовские долги, т.к. большая часть денег была потрачена на его образование, и с тех пор усадьба стала его миром. Какую угрозу в этом видит Чехов для своего героя, человека благородного и благодарного, умного, образованного, искреннего и чувствительного?

Как перекликается его история и история Николая Ивановича Чимша-Гималайского?

Вывод: А.П.Чехов считает, что очевидно, человек, с какой бы то ни было целью не должен запирать себя в рамках какого-либо ограниченного пространства, в том числе в рамках поместья, усадьбы. Оказавшись в подобных условиях, человек мельчает, опускается, теряет духовные интересы, оказывается в плену собственного быта: крыжовника, щей, пирожков, бараньих котлет и чая с вареньем. Так живут целые поколения (вспомним портреты на стенах гостиной дома Алёхина; эти люди тоже когда-то здесь "пили чай"). Чехову не даёт покоя мысль о том, что человеку нужны "не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа", и он боится, что Алёхин, который в общем и целом симпатичен ему, пойдёт по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже 40 лет.

4. Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев?

5. Какие сомнения одолевали Алёхина и Анну Алексеевну? Достойны ли герои осуждения за эти сомнения, или их можно понять? Корит ли себя Алёхин за то, что сомневался и колебался?

К какому выводу он приходит в конце рассказа? Как основная мысль этого рассказа перекликается с общей темой "маленькой трилогии"?

Вывод: Человек, считает Чехов, не должен жить "в футляре", а "футляр" может принимать любую форму: в данном случае это "футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений и т.д.

4. Работа с таблицей.

(Учащиеся заполняют третий столбик таблицы).

- Страх преодоления устоявшейся "футлярной" жизни губит любовь.

"Человек в футляре"

"Крыжовник "

"О любви"

Футляр защищает от жизни,

Это символ духовной инертности.

Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник - символ плотского, физиологического счастья.

Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

5. Индивидуальное задание.

- Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова "О любви" и стихотворением В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".

Ученица читает наизусть стихотворение В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".

(Тексты стихотворения лежат на столах у учащихся.) (Приложение 1)

В.Тушнова

Мы шли пустынной улицей вдвоём
В рассветный час, распутицу кляня.
И, как всегда, под самым фонарём
Ты вдруг решил поцеловать меня.

А нам с тобой навстречу в этот миг
Весёлые студенты, как на грех:
Мы очень, видно, рассмешили их -
Так дружно грянул нам вдогонку смех.

Их разговор примерно был таков:
- Видали вы подобных чудаков?
- И впрямь чудак, ведь он не молод:- Да,
Но и она совсем не молода!

Ты сердишься за дерзкие слова?
Но что же делать - молодёжь права.
Попробуй на меня когда-нибудь
Пристрастным взглядом юности взглянуть.

Давай простим их неуместный смех:
Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?
Ведь им прожить придётся столько лет,
Пока поймут, что старости-то нет!

IV Подведение итога.

- Чем были сомнения для чеховских героев: мучением, которое привело к слабости и внутреннему разладу, или необходимым условием для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека для усовершенствования самого себя? (Ответы учащихся).

- На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Сомнения, бесспорно, для героев были мучительны. Но через эти мучения человек мыслящий и приходит к постижению своих собственных целей и смысла своего бытия. Даже если герои Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, они, благодаря этим сомнениям, уже не смогут стать воинствующими мещанами, для которых главное в жизни - это огород и крыжовник и которые каждое слово изрекают как неоспоримую истину.

V Д/З Написать сочинение-миниатюру на одну из тем.

·         "Кто такие "футлярные люди"?"

·         "Счастливые и несчастливые герои "маленькой трилогии".



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект занятия по литературе"Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. На примере 1 из рассказов"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

"В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")

 

Цель:

·         рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа "О любви";

·         проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;

·         воспитывать у студентов культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. (М. Горький)

Ход урока

 

I Слово учителя. Сообщение темы, целей урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 090 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 494
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1229
    • DOCX 24.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Киндулкина Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Киндулкина Ирина Анатольевна
    Киндулкина Ирина Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11883
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов