Главная / Начальные классы / Конспект занятия по экологии и краеведению

Конспект занятия по экологии и краеведению



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «ПРОГУЛКА ПО ОСЕННЕМУ ПАРКУ»

Возраст: 12 лет

Цель — экологическое воспитание.

Задачи:

1. Систематизировать и расширять имеющихся у детей знаний о флоре и фауне Донского края.

2. Формировать у детей созидательное отношение к окружающей природе.

3. Развивать наблюдательность, фантазию, творческие способности.

3. Учить детей беречь и любить родную природу.

Форма проведения: экологический КВН.

Материал и оборудование:

  • осенние листья ( декоративные и настоящие для оформления);

  • силуэты птиц ( для оформления);

  • костюм Лесовичка;

  • птичка из природного материала, набор природного материала для работы;

  • ножницы – 2 шт.;

  • подарки-сюрпризы ( 10 шт);

  • листы бумаги, фломастеры – 2 набора;

  • цветик — семицветик;

  • столы – 4 шт.; стулья – 10 шт.;

  • технологические карты – 2 шт.

Музыкальное оформление;

  • аудиозаписи: «Вальс цветов» П.И.Чайковского; музыка со звуками леса; музыка со звуками эмитирующими неопознанное животное.

Средства ТСО:

  • компьютер, медиопроектор, демонстрационный экран;

  • магнитофон ( для аудиокассет);

  • видеослайды.

МЕТОДЫ:

  • словесные;

  • практические;

  • наглядные;

  • игровые;

  • проблемно-поисковые;

  • метод моделирование и репродукции;

  • стимулирования и поощрения.


ХОД

I часть: Организационная часть

Зал оформлен осенними листьями, улетающими птицами ( гуси). Звучит спокойная музыка с птичьими голосами. Педагог приглашает ребят зайти в аудиторию.

Педагог: - Ребята, я рада, что вы пришли сегодня ко мне на занятие, но поздороваться с вами я хочу так, как здороваются друг с другом настоящие друзья природы.

Нетрадиционная форма общение с детьми: «Здравствуй, солнце золотое»:

- Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй легкий ветерок,

Здравствуй, маленький цветок.

Здравствуй, друг или подруга –

Мы приветствуем друг друга!»

Педагог: - Теперь мы с вами друзья и я приглашаю вас прогуляться со мной по чудесному осеннему парку.

( демонстрация фото - слайдов с изображением картин осени через компьютер)

Парк очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою ветвями он шумит.

- Вы обратили внимание на этот чудесный парк, с таким большим разнообразием деревьев, на газоны и клумбы, где деревья, кустарники, цветы благодарно кивают вам своими головками. Жители этого парка необычные. Они все говорят на человеческом языке. И ребята, которые здесь трудятся со своими педагогами, знают это. Ведь именно их труд делает этот парк ухоженным, любимым.

- А чтобы узнать все тайны нашего парка, я приглашаю вас, дорогие ребята на осенний Конкурс Веселых и Находчивых. Вы готовы? ( все дети делятся на 2 команды с помощью осенних листьев)

II часть: ИГРОВАЯ ( ведущий одевает жилет, очки, шляпу и бородку и «превращается» в Лесовика)

Педагог: - Итак, чтобы наше увлекательное мероприятие началось, я воспользуюсь волшебным лепестком Цветика - семицветика ( отрывает и говорит слова — заклинание) А вы мне, ребята, помогите.

-Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по- моему вели!

Педагог: - Велю, чтобы вас встретил в парке настоящий лесной житель.( ведущий одевает жилет, очки, шляпу и бородку и «превращается» в Лесовика) – А вот и я – старичок Лесовичок, а вас как звать – величать. Имя у вас есть? ( отрывает второй лепесток)

- Велю, чтобы ребята обеих команд придумали себе название, связанное с природой! ( дети придумывают название команд)

  • 1. Представление команд «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Оценивание заданий: за каждый правильный ответ участники команд поднимают с пола осенний лист.


Лесовик: ( в руках поделка — синичка из природного материала):

- Прилетела на ладонь ко мне маленькая птичка,

Птичка — невеличка.

Жалуется, на то, что птиц в парке нашем стало мало, редко они поют. ( отрывает третий лепесток с Цветика — семицветика) Отрываем третий лепесток ( отрывает ребенок, говорят слова) Желаем, чтобы в нашем парке птицы запели на разные голоса.


  • 2 . Конкурс «ЮНЫЙ ОРНИТОЛОГ»

В конкурсе участвуют по 2 чел. от команды. За 5 мин. они изготавливают из природного материала птицу и озвучивают ее ( дают название и показывают, как она кричит) Для изготовления птицы из природного материала детям предлагается «Технологическая карта» ( каждой группе)

Лесовик: - Пока наши юные орнитологи занимаются разведением птиц, остальным ребятам в команде я предлагаю стать защитниками нашего парка и леса — лесничими. Вы — хозяева парка, а значит, окинув свои владения придирчивым глазом, вы обязательно расставите здесь охранные и запрещающие знаки.

- Итак, отрываем четвертый лепесток от заветного цветка ( ребенок отрывает). Даю волю вашей фантазии и здравому уму.


  • 3. Конкурс ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАКОВ. (участвует по 3 чел от команды, рисуют по 1 знаку. (Детям предлагаются тексты заданий. Защита знаков проводится после викторины) Время на практическую работу – 5 мин.

После индивидуальной работы с детьми идет представление поделок — птиц и их озвучивание.

Подводятся итоги двух предыдущих практических конкурсов.

Лесовик: - Действительно, сколько загадок скрывает парк, сразу и не разгадать. Но мы все-таки попробуем, правда, ребята? Сейчас я покажу вам карточки, где написаны слова,

а вы должны изменить одну букву так, чтобы получилось название дерева, которое растет в парке. ( ребенок отрывает пятый лепесток с цветка)

Загадки – ПРЕВРАЩЕНИЯ ( дети отгадывают слово и находят соответствующую картинку – изображение )

зуб — ДУБ, клин — КЛЕН, тур — ТУЯ, слава — СЛИВА, кадр — КЕДР,

лупа — ЛИПА, осень — ЯСЕНЬ, Ольга — ОЛЬХА, кафтан — КАШТАН.

Лесовик: - А сейчас для юных друзей природы я объявляю викторину «ОСТРОГЛАЗ», т.е. для самых наблюдательных. ( ребенок отрывает шестой лепесток с цветка)

  • 4. Викторина «ОСТРОГЛАЗ» ( каждый ребенок получает по одному вопросу)

1/ Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец, попугай)

2/ На стволе березы ряд отверстий. Чья это работа? ( дятел весной пил березовый сок)

3/ У каких деревьев осенью листья краснеют? ( у рябины, осины, черемухи)

4/ Почему листья с ветвей у верхушки деревьев опадают осенью последними? ( они самые молодые и живут дольше)

5/ Почему яркую божью коровку птицы не клюют? ( она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка)

6/ У каких растений семена снабжены парашутиками? ( одуванчик, чертополох, козлобородник)

7/ Что означает плач березы весной? ( сокодвижение. В средней полосе России в апреле)

8/ Какие весенние цветы имеют желтый цвет? ( нарциссы, одуванчики, лютики, гусиный лук)

9/ Назовите растения, богатые витамином С. ( шиповник, смородина, можно вишня, лимон, апельсин)

10/ Чем заняты звери и птицы в весенний период? ( ищут пару, строят жилище, чтобы обзавестись потомством)


Музыкальная заставка ( фонограмма): крик неопознанного животного.



Лесовик: - Вы слышите, в нашем парке появилось неопознанное животное. А, значит, я смело отрываем еще один лепесток ( шестой) у Цветика — семицветика ( говорит слова). Вы слышали голос животного неопознанного вида и я предлагаю вам сейчас изобразить это животное. Придумайте его сами, сделайте живую скульптуру. Каждый из вас должен на время стать живой частью этого организма. И не забудьте придумать ему название. Какой образ жизни он ведет ( травоядное или хищное, полезное или вредное для окружающей природы) и какую пользу приносит парку). Включите ФАНТАЗИЮ. ( на задание дается 3 мин.)

Детям предлагается готовый «Алгоритм построения животного»

  • 5. Творческое задание «НЕОПОЗНАННОЕ ЖИВОТНОЕ »

Представление животных. Оценка творческой фантазии.

Лесовик: - В моем парке растут как декоративные, так и плодовые ( садовые культуры). Назовите их и определить то дерево или кустарник, из плодов которого можно варить варенье. (предлагает командам по 3 вида кустарников и деревьев ( ГЕРБАРИЙ. За каждый названный вид дети получают 1 балл, значит, максимум — 3 балла ).

  • 6. Конкурс «СЛАДКИЙ ГЕРБАРИЙ»

Лесовик: - Листья, собранные в парке, вы можете взять с собой и сделать из них осенний букет – композицию, а можете оставить на земле, как красивый осенний ковер.

Лесовик ( под музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского).

- Слышите эту чудную музыку. В нашем парке сегодня настоящий осенний карнавал. И чтобы передать всю красоту и настроение Осени, я предлагаю взять в руки ленты и станцевать осеннюю импровизацию ( Лесовик танцует вместе с детьми).


  • 7. Танец — фантазия «ВАЛЬС ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ» ( дается 1-2 мин. времени)

  • Подведение итогов КВН, награждение призами-сюрпризами.


Лесовик: - Ребята, сегодня нет победивших и нет проигравших, потому что победило ваше доброе сердце, с которым вы относитесь к родной природе. Чтобы охранять природу, нужно ее знать. А вы сегодня смогли показать эти знания и отношение к ней. Лесовик прощается с вами, но мои помощники передали вам, дорогие ребята, подарки – сюрпризы, которые они сделали своими руками на занятиях объединения «Природа и фантазия» в г.Сальске. ( раздает поделки – сюрпризы «зайчата-листопаднички», прощается с детьми)

  • ТБ: Педагог предлагает детям вымыть руки после прогулки по парку.

  • Заключительный организационный момент занятия: прощание и проводы детей.

















Какая птица умело подражает голосам многих птиц?



На стволе березы ряд отверстий. Чья это работа?



У каких деревьев осенью листья краснеют?



Почему листья с ветвей у верхушки деревьев опадают осенью последними?



Почему яркую божью коровку птицы не клюют?



У каких растений семена снабжены парашутиками?



Что означает плач березы весной?



Назовите растения, богатые витамином С.



Какие весенние цветы имеют желтый цвет?



Чем заняты звери и птицы в весенний период?


Тексты заданий к конкурсу

«Природоохранные знаки»



Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак


А/ Вы семьей выехали отдыхать на природу и в траве нашли птичье гнездо с яйцами. Будете ли вы из интереса брать их в руки или домой?




Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак


Б/ Какой чудесный перочинный ножичек тебе подарили на день рождения, так и хочется им что-нибудь вырезать на память. Вот здорово, во дворе растер большое дерево, у него такой толстый ствол…



Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак


В/ Гуляя в парке ( или в лесной зоне), ты не заметил, как наступил на муравейник, выстроенный рыжими муравьями. Несколько муравьев тебя укусили. Возьмешь ли ты в руки палку и разворошишь муравейник, чтобы отомстить?



Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак


Г/ Ваша собака на прогулке с вами нашла по запаху гнездо птицы с птенцами. Громким лаем она оповестила вас о таком событии. Ваши действия?


Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак


Как долго ты ждала летние каникулы, чтобы, наконец-то, отправиться семьей за город на природу. А цветов на лугу видимо-невидимо. Решила:

- Сейчас нарву цветов и сплету венок, да еще и бабушке букетик отвезу. Вот обрадуется!...


Найди правильный выход из ситуации и нарисуй природоохранный знак


Сколько насекомых летает на лугу, а какие красивые бабочки! Жалко, сачок дома забыла, наловить бы побольше!..


Наталья Николаевна


hello_html_m16506a53.gif






hello_html_3bf20019.gif

hello_html_57d2cb68.gif


hello_html_m6ce159b.gif







hello_html_247f1ee2.gif

hello_html_247f1ee2.gif







hello_html_1a3c7a64.gif

hello_html_1a3c7a64.gif










hello_html_3bf20019.gif




hello_html_3bf20019.gif


















hello_html_m16506a53.gif




hello_html_m16506a53.gif









hello_html_m6f57ce10.gif

hello_html_m6f57ce10.gif

























hello_html_5d758ea5.gifhello_html_m36d90967.gif

hello_html_7640c232.gifhello_html_m63138404.gifhello_html_m63138404.gif




hello_html_36998971.gif























hello_html_36998971.gifhello_html_1d5aaec6.gifhello_html_m6f57ce10.gif







hello_html_3bf20019.gifhello_html_54b8a03.gifhello_html_6f1bbfcf.gifhello_html_m36d90967.gifhello_html_247f1ee2.gifhello_html_m6ce159b.gifhello_html_m16506a53.gifhello_html_57d2cb68.gifhello_html_1a3c7a64.gifhello_html_m2c8e2010.gifhello_html_818bb2f.gif



hello_html_2a4c2021.gifhello_html_m6151887c.gifhello_html_150e56d7.gif

hello_html_7e9856ac.gifhello_html_17e1b4d8.gifhello_html_m63138404.gif

hello_html_m33dec949.gifhello_html_5d758ea5.gifhello_html_146fec58.gif



hello_html_6cf8913a.gif



Конспект занятия по экологии и краеведению
  • Начальные классы
Описание:

      Данна  сценарная разработка  может быть использована  в качестве сценария осеннего КВН для обучающихся 3-5 классов, как нетрадиционная  интерактивная форма занятия в детском кружковом объединении или на  уроке  по экологии или краеведению с обучающимися.

     Сценарий - конспект содержит игровые тренинги,  творческие задания,  практическую деятельность с природным и изо-материалом. К конспекту приложена слайдовая презентация, в содержании которой имеются игровые формы, технологическая карта и иллюстративный материал.

Автор Артюшина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 604
Номер материала 33577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓