МАДОУ «Детский сад № 235 общеразвивающего вида»
Советского района
г. Казани РТ
Стихийные явления
Воспитатель
высшей
квалификационной категории
Герасимова
Е.А.
Тема. Стихийные явления
Цель: Познакомить детей с такими
природными явлениями, как ветер, ураган.
Задачи:
1.Поддерживать и развивать
устойчивый интерес детей к природе;
2.Формировать элементарное умение
предвидеть последствия ветра, урагана по отношению к окружающей среде;
3. Развивать творческий потенциал
личности каждого ребенка.
Материал: Презентация «Явления природы:
ветер, ураган », корзина с осенними листочками (по 2 на каждого
ребенка), дидактическая игра « Какой ветер?», кассета с записью
музыкального фрагмента из « Сказки о царе Султане» А.С.Пушкина.
Принадлежности для рисования.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку, а
вы постараетесь ее отгадать:
Кто не
ведает границ?
Кто летит
быстрее птиц?
Он, то
грозен, то мятежен,
То как
пух весенний нежен,
Кто
свободней всех на свете?
Догадались?
Это …. (Ветер).
Воспитатель: Правильно, ветер. (Слайд 1.)
Звуки ветра.
Ребята, что же ветер может делать?
Ответы детей: Качать деревья. Шелестеть
листьями. Поднимать пыль. Кружить снежинки. Гнать волны. Шуметь. Гудеть.
Свистеть (в ушах), и т. д.
Воспитатель: Верно. На свете много ветров и
у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть
с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и
приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета
ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень
радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери.
Воспитатель: Может ли ветер нанести вред в
жизни человека?
Ответы детей: Ветер иногда ломает
деревья в саду, разрушает дома, срывает с головы шляпу, бросает
пыль или снег в глаза, даже переворачивает автомобили.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку и
отгадайте, что это за явление природы:
Воет ветер, гонит пыль,
Гнет к земле траву, ковыль.
Хлещет ливень, гром гремит,
Небо с нами говорит.
Мчится, словно хулиган,
Этот страшный ……(Ураган).
(Слайд 2) Звуки урагана.
Воспитатель: Ураган - это очень
сильный ветер. Ребята, вы уже видели, как ветер может захватывать с
поверхности земли разные предметы и как возникают маленькие вихри. И
чем ветер сильнее, чем быстрее он движется, тем больше всего сметает
на своем пути. Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когда
встречаются теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень -
очень холодным, а другой - очень теплым, то образуется быстрый и
сильный ветер, который можно назвать ураганом.
Физкультминутка. Разыгрался ветер.
Дети: из корзины берут осенние
листочки в обе руки и выполняют несложные движения.
№
|
Воспитатель
|
Дети
|
1.
|
Разыгрался ветер
|
Широко раскрыть руки в
стороны.
|
2.
|
На лесной поляне,
Закружил осинку
В красном сарафане.
|
Взмахи руками.
Быстрые повороты в правую,
затем в левую стороны.
|
3.
|
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и кружится
Над колючей елкой.
|
Плавные размашистые
движения руками.
|
4.
|
Облетели листья клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
|
Медленное приседание,
кладут листочки на пол.
|
Дети: собирают листочки и
ставят их в корзину.
Воспитатель: В старину люди по разному
относились к ветру. Ветер мог принести такой нужный в засуху
дождь, а мог затем и погубить весь урожай. Любили и ждали
ветер моряки и мельники, уж слишком их жизнь зависела от него.
Воспитатель: Дети! А сейчас мы с вами
поиграем.
Дидактическая игра: «
Какой ветер?»
Воспитатель: Молодцы ребята. А
сейчас послушайте музыкальный фрагмент из « Сказки о царе Султане»
А. С. Пушкина. Представьте и нарисуйте ветер.
Творческая
деятельность детей.
Воспитатель: Что нового вы узнали
сегодня? Какие сделали для себя открытия?
Приложение.
Дидактическая игра: «
Какой ветер?»
Игровые правила: определить положительные или
отрицательные свойства ветра.
Игровые действия. Дети рассматривают сюжетные
картинки и определяют, какой ветер на них изображен.
Дидактический
материал: сюжетные картинки о ветре.
Ход игры:
Воспитатель
на магнитной доске выставляет картинки с изображением ветра.
Дети
должны определить, какой ветер, хороший или плохой.
·
Открытое
от ветра окно, разбитая ваза на полу.
·
Дети
пускают воздушного змея.
·
Сильный
ветер в лесу и поломанные деревья.
·
На
улице ветер, а дети гуляют во дворе. И т. д.
Загадки.
1. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер).
2. Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер).
3. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его .(Ветер).
4. Рукой махнул,
Дерево погнул. (Ветер).
5. Есть на свете конь –
Всему миру не сдержать. ( Ветер ).
6. Расходится детина –
Удержу нет,
Уляжется – не видать,
Не слыхать. (Ветер).
7. Кто зимой в трубе гудит? (Ветер).
8. Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер).
9. Вокруг носа вьется,
А в руки не дается! (Ветер).
10. Без рук, без ног
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер).
11. Без рук, без ног,
А ворота отворяет. (Ветер).
12. Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.(Ветер).
Н.В.Елкина. Т.И.Тарабарина. 1000 Загадок.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия
развития 2006.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.