Кедр –
великан Сибирской тайги
Занятие
для воспитанников подготовительной группы
Остапенко
Ольга Юрьевна
Воспитатель
детского сада № 213
Цель:
Знакомство
детей с природой родного края; формирование представления о тайге - самом
обширном лесе Сибири.
Задачи:
Формировать
представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
Воспитывать
бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в
охране и защите природы.
- Расширять представления детей о
природе и богатстве родного края;
- Формировать у детей элементарные
представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой
обитания, развивать интерес к познанию природы.
- Активизировать познавательную
деятельность детей средствами экспериментирования; формировать умения
разрешать противоречия, изобретать, размышлять.
- Воспитывать бережное отношение к
окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы.
-Развивать коммуникативные
качества, умение договариваться в процессе коллективной работы по созданию
композиции.
- Закреплять умения и навыки работы
с природным материалом.
Компоненты занятия:
1. Познавательно
– коммуникативная деятельность
2. Исследовательская
и продуктивная деятельность
3. Рефлексия
Ход
занятия
Первый
компонент
- Ребята,
сегодня нас ждёт интересная работа. А о предмете нашей работы вы
узнаете, когда отгадаете загадку.
- Как вы
думаете, что такое лес? (Ответы детей)
-
Посмотрите, пожалуйста, на карту нашего родного края. Можно ли по ней
определить, где находится лес? (Ответы детей)
-
Видите, как много лесов у нас в Сибири. Такие большие леса называют ТАЙГОЙ, а
Сибирь – таёжным краем. Сегодня я – лесничий, а вы – мои помощники!
Любому делу надо
учиться. Добро пожаловать в Школу лесных наук! И находится наша школа – в лесу.
(Слайд «Школа лесных наук»)
Визуализация (сопровождается
шумом летнего леса)
- Закройте
глаза. ( Представьте себе) Сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины
деревьев. Скрипят стволы, поросшие мхом. Кругом звериные следы и кукование
кукушки. Прохладно. Деревья такие высокие, что заслоняют собою солнышко. Мы
идём по лесу. Здесь так хорошо дышится! Но вот лес становится все реже, деревья
– меньше и мы – на лесной полянке. Здесь весело и солнечно, порхают бабочки,
дует лёгкий ветерок. Мы видим старое сваленное дерево и рассаживаемся поудобнее.
Откройте,
пожалуйста, глаза.
Занятия в
школе лесных наук начинаются!
- Что вы
увидели, услышали в лесу? (Ответы детей)
Аудиозапись: «кукование кукушки».
- Слышите, ребята? Кукует кукушка –
нам пора начинать лесной урок!
- Прежде всего, лес – это деревья.
( Слайд «Кедр») Какое дерево перед нами? (ответ детей)
- В нашей сибирской тайге растет
чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может
вырасти огромной величины. Только, представьте себе, ребята, 2 пятиэтажных
дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Обычно кедр растет в смешанных лесах,
соседствует с елью и пихтой. Леса, где растут чистые насаждения кедра,
встречаются очень редко и носят название - кедрач. Давайте повторим это новое
для нас слово «кедрач». (дети повторяют)
- Каждое дерево даёт свои плоды.
Как вы думаете, какой плод у кедра? ( Ответ детей
– кедровая шишка) (Слайд: «Кедровая шишка»)
- Вот какие
плоды-шишки у кедра (воспитатель раздаёт шишки). Посмотрите, что
находится внутри этой шишки (ответ детей – орехи). Расщелкните их,
потрите ядрышко в руках – у вас на пальцах остался маслянистый след.
Из кедровых орешков получают
вкусное и полезное масло - в нём очень много нужных людям и животным витаминов.
По виду оно напоминает нам подсолнечное масло, а по вкусу - халву. Вот как выглядит
кедровое масло (воспитатель демонстрирует образец).
- И, конечно, в лесу свои жители –
животные и птицы. О каком животном пойдёт сейчас речь, вы узнаете, отгадав
загадку:
Загадка
про белку!!!
(ответы
детей) (Слайд:
«Белка»)
Белка живёт не только
в лесу, её можно встретить даже в городском парке. Летом мех у неё короткий и
грубый, а зимой – длинный и мягкий. Кисточки на кончиках у неё появляются
только зимой.
Белки очень ловко
бегают вверх-вниз по стволам деревьев, умеют далеко и высоко прыгать. Так
двигаться им помогает длинный и пушистый хвост, играющий роль руля.
- А ещё в лесу
есть птица, которую так и называют – кедровка. Как вы думаете, ребята, почему
люди так называли эту птичку?
(ответы
детей) (Слайд:
«Кедровка»)
Кедровка величиной с голубя, грудка
у нее пятнистая. А клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом
шишки, а орехи под язык кладет. Наберет кедровка орехов и спрячет их в укромном
месте, в траву, под мох - на зиму. Бывает, забудет кедровка, где спрятала, а
орехи прорастут и вырастут из них новые кедры.
Ребята, мы
убедились в том, что лес помогает птицам и животным.
- А человеку лес помогает? (ответы
детей)
- Как человек может навредить
природе? (ответы детей)
(Просмотр фильма «Правила поведения
в лесу»)
Аудиозапись: «кукование кукушки»
- Урок в Школе лесных наук окончен.
Лесничему трудно одному беречь
природу тайги, а вы не всегда сможете быть рядом, поэтому мне нужны маленькие
помощники – лесовички. Надеюсь, вы мне поможете их сделать.
Второй компонент
Распределение детей на подгруппы:
(Каждому ребёнку
повязывается галстук-косынка того цвета, в какую подгруппу он войдёт, попутно
воспитатель показывает детям рабочие места согласно цвету галстука и ставится
учебно-игровая задача)
«Исследователи леса» получают
зелёные галстуки-косынки
Задача для гр. №1 «Исследователи
леса» - рассмотреть предложенный материал и найти ответ на вопрос: «Как кедр
помогает белке и кедровке и как они помогают кедру?»
«Лесные спасатели» - получают красные
галстуки-косынки
Задача для гр.№2 «Лесные спасатели»
- рассмотреть предложенный материал и составить памятку- коллаж: «Правила
поведения в лесу»
«Лесные мастера» - получают синие
галстуки-косынки
Задача для гр. № 3 «Лесные мастера»
- изготовить лесовичков из природного материала.
Рефлексия
-
Внимание, внимание! Просим всех учеников Школы лесных наук собраться на лесной
полянке и рассказать о результатах своей работы.
Каждая подгруппа представляет
результаты своей работы.
Литература:
1. Воспитание
основ экологической культуры в детском саду. Коломина Н.В. М; ТЦ Сфера, 2003.
2. Неизведанное
рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
Дыбина.О.В.
М; ТЦ Сфера, 2005 – 192с. (Серия «Вместе с детьми»)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.