Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект занятия элективного курса по теме

Конспект занятия элективного курса по теме

Скачать материал

Конспект урока-консультации по элективному курсу на тему «Теорема о делении с остатком»

Цели урока

        образовательные:

-закрепить знания обучающихся о признаках делимости чисел;

-познакомить с теоремой о делении с остатком, со свойствами деления с остатком;

         развивающие:

развивать вычислительные навыки обучающихся;

         воспитательные:

-организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса;

-стимулирование обучающихся к самооценке образовательной деятельности;

-обучающиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем;

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация к уроку

Ход занятия

I .Организационный момент.

Учитель формулирует тему и цели занятия. Обучающиеся всего класса записывают число и тему урока в тетрадях.

II. Актуализация опорных знаний.

1.     Какие числа называются натуральными? Приведите пример.

2.     Какие числа называются целыми? Приведите пример.

3.     Какое число называют делителем натурального числа a?

4.     Какое число называют кратным натуральному числу a?

5.     Назовите все делители числа 56.

6.     Назовите все двухзначные числа, кратные числу 17.

III. Изучение нового материала.

Учитель знакомит обучающихся с определением делимости целых чисел; с теоремой о делении с остатком.

Определение. Целое число a делится на целое число b, не равное нулю, если существует целое число k, такое, что a=bk.

Пример. –48 делится на 8, так как существует целое число –6, что -48=8*(-6).

Запись 0:0 не имеет числового значения, т.к. для всех целых b справедливо равенство 0=b*0 и потому 0:0 не определено однозначно.

Не имеет числового значения запись а:0, т.к. в этом случае нет ни одного целого числа с, что а = 0*с

Признаки делимости:

1.     Число делится на 2 тогда и только тогда, когда оно оканчивается четной цифрой

2.     Число делится на  5 тогда и только тогда, когда его последняя цифра 0 или 5.

3.     Число делится на 4 (n-ую степень 2) тогда и только тогда, когда число, выраженное двумя ( n) последними цифрами, делится на 4 (n-ую степень 2).

4.     Число делится на 3 (9) тогда и только тогда, когда на 3 (9) делится его сумма цифр.

5.     Число делится на 11 тогда и только тогда, когда разность его цифр, стоящих на четных местах, и суммой цифр, стоящих на нечетных местах, делится на 11.

Теорема о делении с остатком

Основой применения понятия деления с остатком является следующая теорема:

Теорема о делении с остатком. Для любого целого числа a и натурального числа b существует единственная пара целых чисел q и r , таких, что a=bq + r , где q – целое, r – натуральное число или нуль, причем r  может принимать лишь b различных значений 0; 1; 2; …; b – 1.

Пример. Найдем остаток, который получается при делении на 9 числа 286167.

Решение. Исходя из признака делимости числа на 9, остаток от деления числа на 9 равен остатку от деления на 9 суммы его цифр. Сумма цифр данного числа равна 30 и при делении на 9 дает в остатке 3. Значит, 286167 = 9р + 3, где р – натуральное число.

Свойство деления с остатком

Числа a и b  дают при делении на n  равные остатки тогда и только тогда, когда разность a - b  делится на n.

Пример 1. 204 и – 71 при делении на 5 дают равные остатки, так как            204 – (- 71)=275 , а 275 делится на 5.

Пример 2. Найдем остаток от деления числа 1763 на 14.

Решение. 17 ≡ 3 (mod 14). Тогда 1763≡363 (mod 14). Чтобы найти остаток от деления 363 на 14, воспользуемся тем, что  33≡ -1(mod 14). Значит, (33)21≡(-1)21 (mod 14). Но (-1)21= -1 и     1≡13 (mod 14). Тогда по свойству транзитивности

     1763≡13 (mod 14), т.е. остаток от деления 1763 на 14 равен 13.

Ответ: 13.

Алгоритм Евклида

Пусть при делении а на b, получается остаток r, не равный нулю, т.е. a = bq + r, где 0<r<b. Отсюда r = a - bq . Из свойств делимости вытекает, что если числа а и b делятся на m, то число r также делится на m, а если числа b и r делятся на k , то и число а делится на k. Значит, множество общих натуральных делителей чисел a и b совпадает с множеством общих делителей чисел b и r, поэтому НОД(a, b) = НОД(b, r).

Пример. Найти НОД(527, 1984).

Решение. Разделим большее число на меньшее, а затем будем последовательно делить делитель на получившийся остаток, пока деление не будет выполнено на цело:

1984 527               527 403              403 124                       124 31

1581 3                   403 1                  372 3                           124 4

  403                       124                       31                                 0

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

Класс делится на группы и в каждой группе выбирается консультант.

Каждой группе учащихся в конвертах даются задания.  Консультант раздает каждому ученику по одной задаче и через 10 минут решения собираются и сдаются учителю. Затем продолжается обсуждение  и решение в группе  остальных упражнений.

Задания группам

1. Докажите, что сумма квадрата целого числа и самого числа есть число четное.

2. Докажите, что 1³ + 2³ +…+ 9³ не делится на 10.

3. Докажите, что если n не кратно ни 3, ни 2 и n > 3, то n² при делении на 24 дает остаток, равный 1.

4. Числа 2146, 1991 и 1805 дают равные остатки при делении на натуральное число n > 1. Найдите число n.

5. Найдите НОД всех шестизначных чисел, состоящих из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 (без повторений)

Проверка и обсуждения заданий

Готовые решения одного из пяти заданий записываются на доске каждой группой. Выдвинутый группой ученик объясняет решение, основываясь на теории, выдвигает алгоритм действий.

VI. Итог занятия

Сформулируйте теорему о делении с остатком.

Сформулируйте признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 11.

VII. Домашнее задание.

Стр. 22-26, № 3.8; № 3.24; №3.69.

Сборник задач по алгебре для 8-9 классов под ред. М.Л. Галицкого.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект занятия элективного курса по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока-консультации по элективному курсу на тему «Теорема о делении с остатком»

Цели урока

        образовательные:

-закрепить знания обучающихся о признаках делимости чисел;

-познакомить с теоремой о делении с остатком, со свойствами деления с остатком;

         развивающие:

развивать вычислительные навыки обучающихся;

         воспитательные:

-организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса;

-стимулирование обучающихся к самооценке образовательной деятельности;

-обучающиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 377
    • DOCX 24.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Разинкова Наталия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Разинкова Наталия Сергеевна
    Разинкова Наталия Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16827
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 413 человек

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 989 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек