Тема
занятия: Профессия. Стратегии выбора.
Цель:
Социализация подростков.
Задачи:
·
Развивать умение анализировать и правильно
оценивать свои способности, возможности и желания;
·
корректировать коммуникативные навыки,
развивая умение кратко отвечать на вопросы;
·
воспитывать чувство ответственности за свою
страну.
Оборудование:
Компьютер, видеоролики «Сигнал из будущего. Росмолодежь-2013» и ролик Резапкиной Г.В. «Стратегии выбора
профессии», анкеты на каждого ребенка (приложение).
I.Организационный
момент.
II.
Вводная часть.
«Сигнал
из будущего. Росмолодежь-2013» - ролик о том, что будущее начинается сегодня,
подготовлен по заказу Федерального агентства по делам молодежи для
Всероссийской конференции, посвященной вопросам профессиональной ориентации и
самоопределения молодежи.
Понравился
ролик? Каждому из нас ясно, что будущее начинается сегодня. Вы способны сделать
нашу с вами жизнь или очень хорошей или отвратительной. В скором времени про
вас будут говорить: «Замечательный доктор Головкина, запишитесь к ней». Или: «В
этом ресторане работает великолепный повар Зайцева». «У этого бюрократа, только
за деньги можно справку получить».
III.
Основная часть.
Сообщение
темы и цели занятия.
-
Ребята, какова стратегия выбора профессии? С чего начинать? (Ответы детей.)
Начинать
нужно с себя. Нужно знать свои физические и психологические особенности,
подумать, что же тебе действительно интересно и чем бы ты хотел заниматься.
Слагаемые
успеха
Ролик
Резапкиной Г.В. «Стратегии выбора профессии»
Правильный
выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать
разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в
завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.
Цели должны быть:
1.
конкретными (хочу получить Нобелевскую
премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым
крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование,
пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
2.
реалистичными, то есть соотнесенными с
собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми,
возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в
области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не
выходить на марафонскую дистанцию);
3.
ограниченными во времени («цель – это
мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).
Ролик
заканчивается.
Французский
писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого
из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает
этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что
в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Цели
должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями,
склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними
– деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо
выделить следующие моменты:
·
главная цель (кем хочу стать, чего хочу
достичь, каким хочу быть);
·
цепочка ближних и дальних конкретных целей
(занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом
учебы или работы);
·
пути и средства достижения целей (знания и
умения, связи и деньги);
·
внешние условия достижения целей (выбор
места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
·
внутренние условия достижения целей
(способности, сила воли, здоровье);
·
запасные варианты и пути их достижения
(это как запасной парашют).
Подумайте
об этом дома, постарайтесь заполнить опросник максимально честно, не
обманывайте себя.
IV.
Физкультминутка.
-
Зрительная гимнастика.
-
Упражнения для расслабления мышц шеи, рук.
Работа
по теме.
Если
ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и
потребностями, ответьте на следующие вопросы:
·
на какой уровень образования (высшее,
среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою
школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
·
каким должно быть содержание профессии,
чтобы мне было интересно работать;
·
какое материальное вознаграждение я хочу
получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
·
какой образ жизни я хочу вести:
напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное
время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и
любимому делу;
·
хочу я работать рядом с домом, или мне это
безразлично.
Выбор
можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых,
вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных,
физических, личностных.
Во-вторых,
эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих,
будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Представим
эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что
означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.
1
вариант. Требования рынка труда, возможности и
желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются.
Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно
только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в
ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше
половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2
вариант. Требования рынка, профессиональной
успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания
человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как
первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней.
Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3
вариант. Счастливое совпадение требований рынка,
возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий
возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую
удовольствие.
(см.
приложение).
V.
Итог:
«То,
что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие,
огромная радость, ни с чем несравнимая», — писал о своей работе лауреат
Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
«ХОЧУ»,
«МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.
На
следующих занятиях мы с вами рассмотрим каждое из них.
Мои
цели_(март 2014)__________________________________
главная цель (кем хочу стать,
чего хочу достичь, каким хочу быть)
|
|
цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия
в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы
или работы)
|
|
пути и средства достижения целей (знания
и умения, связи и деньги)
|
|
внешние условия достижения целей (выбор
места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
|
|
внутренние условия достижения целей (способности,
сила воли, здоровье)
|
|
запасные варианты и пути их достижения (это как
запасной парашют)
|
|
март
2014______________________________________________________
Если
ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и
потребностями, ответьте на следующие вопросы:
На
какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще)
я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные
возможности, умения
|
|
каким
должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать
|
|
какое
материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум
заработной платы
|
|
какой
образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не
только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени
отдавать семье, друзьям и любимому делу
|
|
хочу
я работать рядом с домом, или мне это безразлично
|
|
Выбор
можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых,
вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств –
интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых,
эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих,
будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.