Главная / Начальные классы / Конспект выступления «Роль русских традиций в духовно - нравственном воспитание ».

Конспект выступления «Роль русских традиций в духовно - нравственном воспитание ».

(СЛАЙД 1) Притча о времени.

Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоя­щее или будущее. Один из них сказал:

Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.

Не согласен! — воскликнул другой. — Че­ловека формирует будущее: какими бы знани­ями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее..

Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в на­ших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы вой­дете в будущее, и не станет ли сегодняшний ваш поступок послед­ней точкой в вашем прошлом.

Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!

Эта притча заставляет нас задуматься о том, что именно сегодняшние наши дела и поступки определяют то, что останется после нас, определяют тот мир, в котором будут жить те, кто идёт за нами.


(СЛАЙД 2) Проект

«Духовно – нравственное воспитание в начальной школе через проектно – исследовательскую деятельность ».


(СЛАЙД 3) Цель проекта:


Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.


Пояснительная записка.

Для достижения более высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе педагогический коллектив работает по программе: «Воспитание и социализация активной личности обучающегося». Эта программа была принята на Педагогическом совете и расчитана на период с 2012-2017 учебный год. Мы, педагоги продолжаем комплекс работ, направленных на социализацию учащихся через творческую, коллективную, индивидуальную, спортивную деятельность, а именно участие в фестивалях, конкурсах, различных акциях, проектной деятельности, выездных мероприятиях.

Я, как классный руководитель в начальной школе, стремясь к формированию таких ценностей как: духовные, личностные, общечеловеческие, отражающие культурно-историческую память, считаю, что мой проект даст возможность учащимся начальных классов наиболее полно реализовать такие качества как: культура общения в коллективе, трудолюбие, желание помогать другим, проявление способностей к сопереживанию, уважительное отношение к ценностям семьи, уважение к истории , культуре, традициям народа.


(СЛАЙД 4) Задачи проекта:


  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.

  • Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть трудолюбивым.

  • Создать условия для проявления милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, к со радости .

  • Познакомить детей с основами православных праздников, показать их тесную и связь с народной жизнью.

  • Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, любовь.

  • Воспитать желание жить по совести и в любви к ближнему.


Категория участников:

Так как проект долгосрочный, то участниками проекта являются ученики, родители и учителя начальных классов, в параллели которых я работаю.

Непосредственные участники:


Учащиеся 3 класса -26 чел.

Родители-25 чел.

Классные руководители - 5чел.

Школьный психолог-1 чел.(оказывает помощь в организации оценивания эффективности проекта,)


Время реализации проекта:


1сентября 2009г.- 30 мая 2013г.


Организация- исполнитель:


МБОУ лицей «МОК № 2»


(СЛАЙД 5)Структура проекта:


Проект представлен комплексом работы групп:





hello_html_m28e3581e.gif





















Сложно подвести результаты по воспитательной работе и я сейчас озвучу предполагаемый результат, а затем в конце выступления расскажу о промежуточном результате, который уже достигнут.

(СЛАЙД 6) Предполагаемый результат:


  • Сформировать гармонично духовно развитую личность.

  • Сформировать навыки культурного, коллективного, межличностного общения детей.

  • Воспитать чувство патриотизма, уважение к историческим корням и традициям своего народа.

  • Воспитать стремление к добру и неприятию зла, правдолюбие и сопереживание.


ВЫСТУПЛЕНИЕ.


В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей и молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы.

(СЛАЙД 7) Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»


(СЛАЙД 8)Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь... Я думаю, что каждый из нас помнит имя своего первого учителя, свою первую любовь, первые неудачи и победы...... Духовные ценности закладываются в детстве. Сегодня размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка.

В этой жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. И сейчас мне хотелось бы задать вопрос залу…Я вижу, что добрая половина людей, сидящих в зале имеют деток. Скажите, пожалуйста, какие качества в своих детях вы хотели бы воспитать? Что нужно для этого делать? «Воспитать» -значит создать духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо на мой взгляд немного - пробудить желание творить добрые дела, пробудить чуткость ко всему духовному, волю к совершенству, радость любви к ближнему и вкус к доброте.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от духовности самих педагогов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.


(СЛАЙД 9 ) Уже не один год в моём классе и на параллель я провожу мероприятия такие как: «Рождество Христово», «Крещенские вечера», «Пасха в русской семье». Участие в них это изучение  культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.
Воспитание духовной личности возможно только с совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения и семьи.




(Слайд 10 - ДЕРЕВО)Проект по духовно-нравственному воспитанию предусматривает работу по трём направлениям:

  • Работа с детьми.

  • Работа с родителями.

  • Работа с учителями.


Формы работы с детьми: (СЛАЙД 11)


  • Коллективная и индивидуальная работа ( беседы, игры нравственного и духовного содержания, моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора).

  • Благотворительность (подарки для сирот, в дома престарелых).

  • Творческая художественная деятельность детей (рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества).

  • Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, создание презентаций, просмотр мультфильмов).

  • Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

  • Экскурсии (по святым местам г. Воронежа, Дивногорье, Святыни Задонска).

  • Организация выставок.

  • Тематические классные часы и творческие вечера.

  • Участие в концертах.

  • Чаепития с использованием народных традиций.


Я хотела бы рассказать более подробно о некоторых формах работы.



(СЛАЙД 12)Коллективная и индивидуальная работа .

Многие из вас наверное знают добрый православный телеканал «Союз», когда телевидение действительно на благо. На этом канале ведутся детские передачи «Доброе слово», «Вечер в Шишкином лесу» и «В гостях у Дуняши». Одна из таких передач сподвигла меня на прочтение и обсуждение с ребятами рассказа о том, как мальчик после своего обеда выбрасывал хлебные крошки, и как однажды во сне он превратился в маленького, взъерошенного воробья. Как же трудно ему было там, за окном, без воды, в холоде и без крошечки хлеба! Ребятам был задан вопрос: как же вы используете свои оставшиеся крошки хлеба? Ответы моих детей были разные. Кто-то выбрасывает их в мусорное ведро(к сожалению таких было большенство), кто-то кидает в окошко…Перед ребятами была поставлена жизненная ситуаций, требующая нравственного выбора. Много говорили, обсуждали. Был сделан вывод: что рядом с нами живут те, которым очень нужна наша помощь, забота, тепло и любовь, наше милое сердце, «Блаженны милостивые, да не оскудеет рука дающего». Возникло желание сделать кормушки и развесить их в нашем школьном дворе. Конечно же мы не обошлись без помощи наших мам и пап, бабушек и дедушек. К работе были привлечены все. И радости детей не было конца, когда тот взъерошенный воробей из рассказа первым прилетел к нашей кормушке.

После такой работы я заметила, что поведение моих ребят в столовой, отношение к продуктам и хлебу несколько изменилось. Слышу высказывания ребят, что упавшее печенье отнесём муравьям. Для меня это ценно, ведь всё начинается с малого.

(СЛАЙД 13)Благотворительность.

Вы знаете, что существуют различные акции милосердия. Наша школа, уже традиционно, участвует в одной из них - «Спешите делать добрые дела». Все классы участвуют посильно, но ребята моего класса и я принимают участие в каждой акции. Мы выезжаем с концертами в дома престарелых, к детям-сиротам. Ребята щедро делятся своими игрушками, книгами, поделками, сделанными своими руками. К таким акциям мы готовимся заранее и достаточно долго.


(СЛАЙД 14)Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Дети и родители очень любят такую форму работы как экскурсия. Мы много посетили достопримечательностей Воронежа, святых мест Воронежской области и города Задонска. В Задонске нам посчастливилось побывать в трапезной мужского монастыря, где нас угощали вкусным чаем , сушками и подсушенным чёрным хлебом. Отец Дмитрий, который проводил с нами экскурсию, обратил внимание детей на отношение к своим родителям, на послушание, почитание и уважение к старшим. На ребят это произвело огромное впечатление. Позже ребятам было предложено провести проектно-исследовательскую деятельность. Дети разбились на группы (по близкому месту жительства), выбрали себе темы самостоятельно, распределили обязанности, определили, какие книги, материалы будут нужны и к кому можно обратиться заранее. Темы, которые выбрали ребята: «Рецепты приятного чаепития», «Древо моей семьи», «Православный журнал для детей», «Журнал моих впечатлений».


(СЛАЙД 15) – под музыку чтение сочинения.


(СЛАЙД 16)Формы работы с родителями:


- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Информационные стенды для родителей.
- Совместно организованные с родителями праздники. - Выставки семейных работ к праздникам;

- Изготовление сюрпризов к праздникам.


(СЛАЙД 17)Форма работы с учителями начальных классов.


- Круглые столы.

- Поездки по святым местам.

- Подготовка и проведение праздников на параллель.


Промежуточный результат:


  • После проведенных мероприятий , бесед, встреч, дети стали дружнее, добрее, бережливее, более отзывчивей к неудачам своих одноклассников.

  • Ребята стали больше интересоваться русскими традициями.

  • Предлагают новые темы для проведения следующих праздников.

  • Наблюдается воспитанность, повышение уровня культуры.



Подводя итог, нельзя не вспомнить о том, что все мы сегодня являемся свидетелями духовного возрождения России, возвращения людей к своим исконным традициям, патриотизму, любви к Родине, культуре и нравственным началам, милосердию и семейным ценностям.





(СЛАЙД 18) «Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил…. »


















hello_html_m4d466bb7.png

Конспект выступления «Роль русских традиций в духовно - нравственном воспитание ».
  • Начальные классы
Описание:

 В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания детей и  молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы.

  Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»   

 Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь... Я думаю, что каждый из нас помнит имя своего первого учителя,  свою первую любовь, первые неудачи и победы...... Духовные ценностизакладываются в детстве. 

Автор Студеникина Елена Геннадьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 669
Номер материала 9539
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓