Главная / Школьному психологу / Конспект внеурочного занятия по психологии

Конспект внеурочного занятия по психологии

Конспект внеурочного занятия по психологии

Тема: Природа детства

(к 110-летию со Дня рождения Д.Б.Эльконина)


Цель: познакомить студентов с биографией и научными достижениями в области детской психологии; вкладом, который был внесен в историю становления возрастной психологии в России.

Задачи:

образовательные:

-расширить и углубить представления студентов о возрастной периодизации, в основе которой были заложены труды Д.Б. Эльконина;

- закрепить знания студентов об этапах развития ребенка (эпохах - по Д.Б.Эльконину)

развивающие:

- развивать эмоционально-волевую сферу;

- развивать чувственное восприятие, связную речь, творческое мышление

воспитательные:

-воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах, толерантность


Оборудование: проектор, компьютер (мультимедиа презентация), видео ролики, аудио записи, атрибуты, характерные для разных детских возрастов, фломастеры, листы бумаги А4, плакаты и воздушные шарики для украшения класса.


ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Звучит песня «Куда уходит детство» (показ клипа )

Педагог:

- Здравствуйте, мои дорогие: студенты, уважаемые коллеги, гости нашего занятия. Вас сегодня приветствуют студенты отделения «Преподавание в начальных классах»

Владимир Владимирович Путин:

В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю: провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры.

Цели культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности.

Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека, научных достижений замечательных людей.

В этот примечательный год в мире отмечается много юбилейных дат со дня рождения известных педагогов и психологов. Среди них мы не можем не вспомнить о Данииле Борисовиче Эльконине. Талантливый психолог и педагог- именно так называют Даниила Борисовича в книге «100 Великих психологов». 110 лет назад родился этот замечательный человек.

1 студент (докладчик), (сообщение сопровождается презентацией)

Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 года в Полтавской губернии. В 1914 году он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.

В 1924 году Даниил Борисович был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре институт был присоединен к Ленинградскому педагогическому институту. По окончании педагогического факультета этого института, 2 года работал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги.

В 1929 году начал преподавать на кафедре педологии родного института.

С 1931 года Даниил Борисович работал со Львом Семеновичем Выготским, разрабатывая проблемы детской игры.

По его мнению, особенно в традиционных обществах, игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные копии орудий труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире, способствовать физическому развитию ребенка.

В 1932 году Даниил Борисович Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности :игр , учебы, общения. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика.

Но не всё в карьере этого замечательного педагога складывалось гладко.

После выхода в 1936 году известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», Даниил Борисович был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери.


Работа в школе была для Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в период с 1938 по 1940 год написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 году).

ВОЙНА.

2 июля 1941 года, Даниил Борисович записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить еще один тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из голодного Ленинграда.

Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Даниил Борисович преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии. Работа ученого опять не устраивала его руководство. Даниил Борисович уволился в запас.

Помимо разработок в области военной психологии, Эльконин продолжал развивать свои взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по своему происхождению общественны. В своем познании человеческой культуры ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно воспроизводит способности других людей.

Эльконин считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия.

В сентябре 1953 года он стал штатным сотрудником Института психологии Академии педагогических наук РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с исследовательской работой Д.Б. Эльконин читал лекции по детской психологии в Московском университете.

2 студент (докладчик), (сообщение сопровождается презентацией)

Продолжая развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического развития детей. Он исходил из того, возраст и возрастные особенности — это относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения. Психическое развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные» периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во мя которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения, ребенок становится трудновоспитуем.

В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому Эльконин в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, а закономерности ее развития.

Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Даниил Борисович представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени.

В построении своей концепции Даниил Борисович опирался на исследования многих других психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его теорию оказало творчество Жана Пиаже, Анри Валлона и Льва Семеновича Выготского.

В итоге Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка: раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности, то ее формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия.

В 1984 году Даниил Борисович Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы. Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания, затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого возраста. Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы, основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам». Даниил Борисович предвосхищал все изменения, которые коснуться образования в будущем.

Он сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. В своей теории периодизации психическогого развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Даниил Борисович Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. И конечно, у него остались преданные ученики, последователи, разработавшие основу, на которой может строиться современная российская школа.

Даниила Борисовича Эльконина не стало 4 октября 1984 года (30 лет назад). Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не мене всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со « студентами и детьми». Его знают, как человека с незаурядной и щедрой душой, жизнелюбивого и жизнестойкого, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

Вопросы психического развития ребенка Д. Б. Эльконин изучал на протяжении всей своей научной жизни. Изучение природы детства одно из главных научных достижений этого ученого.

Вопросы психического развития ребенка Д. Б. Эльконин изучал на протяжении всей своей научной жизни. Изучение природы детства одно из главных научных достижений этого ученого.

Педагог: Итак, детство…

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения.

Но сегодня мне бы хотелось, чтобы на нашем занятии мы отошли от официальных, сложных научных определений понятия «детство» и совершили, пусть не надолго, путешествие в прошлое, вернулись в детство.

Студент: Чтение стихотворения «Мама, помнишь, что такое детство?

Мама, помнишь, что такое детство?
Это на травинке стрекоза.
Это Жанка с Лёшкой по соседству
И твои любимые глаза…

Мама, дай мне ручку, я сегодня
Детство покажу тебе, пойдём!
Помнишь, вкус конфет предновогодний?
Как, смеясь, бежала под дождём?

Мама, не сердись, что я порою
Балуюсь и всё вокруг крушу…
Я в гостях у сказочных героев
О тебе, родная, расскажу…

Расскажу, как гладила животик,
Тот, в котором я заметно рос…
Расскажу, как называешь «Котик!».
Про мгновенья радости до слёз…

Мама, я на утреннике видел,
Как смотрела ты на танец мой…
Если б кто, мамуль, тебя обидел,
Я бы за тебя, поверь, горой!

Мама, приглашаю в детство снова!
Приходи сюда, хоть каждый час…
В детстве есть закон: дороже слова
Блеск счастливый наших детских глаз…

Мама, не смотри печальным взглядом,
Теребя потёртый кошелёк…
Главное, что ты со мною рядом,
Говоришь: «Люблю тебя, сынок!»

Педагог:

Для вас, дорогие мои студенты приготовлено творческое задание, основанное на знании возрастной периодизации Даниил Борисовича Эльконина. Данную периодизацию вы подробно изучали на втором курсе. Я вас просила повторить, освежить знания по возрастной психологии, именно по этой периодизации. Через некоторое время можно будет понять, кто же воспользовался этой рекомендацией. Задание же будет следующим: каждой команде необходимо будет представить определенный возрастной период. В представлении я вам предлагаю полную свободу: будете ли вы инсценировать сюжеты из жизни детей своего периода, изображать пантомимой, нарисуете ли эмблему возраста, представите стих или что-нибудь еще- решайте сами. Времени для выполнения задания у вас будет 10 минут. Сейчас один из представителей команды получит лист, на котором и будет написан возрастной период. В помощь вам на этом столе предложены предметы-атрибуты, характерные для ваших возрастных периодов (представители команды выбирают их).

Уважаемы коллеги, пока наши студенты выполняют задание, давайте совершим виртуальное путешествие в детство. На листах написан один единственный вопрос: «Что такое детство?». Пожалуйста, попробуйте ответить на это вопрос, написав фразы, стих или изобразив его в виде рисунка. Желательно писать крупно, чтобы можно было разместить на доске.

(пока все работают, идет показ видео роликов о детстве).

Педагог:

Время вышло, и сейчас командам по очереди (согласно возрастной периодизации) предстоит представить свой возрастной период. (Студентам предлагается музыкальное сопровождение). Перед представлением на слайде представлен краткий обзор данного возрастного периода.

(Команды представляют свои возрастные периоды)

Молодцы, очень реалистичные получились у вас представления возрастов. Может кто-нибудь из гостей желает высказать свое мнение о представлениях команд?

(Слово гостей занятия).

Большое спасибо за добрые слова! «Что такое детство?»- такой был вопрос, вам уважаемые коллеги. Озвучим ответы.

(зачитываются ответы коллег и гостей занятия)

Педагог: А теперь я предлагаю зачитать высказывания о детстве нашим студентам:

Детство – это когда ты безумно счастлив из-за того что мыльный пузырь коснулся земли, и не лопнул…

Годы детства — это прежде всего воспитание сердца

Нигде, ни в каком городе мира, звёзды не светят так ярко, как в городе детства.

Куда уходит детство? Туда, где оно играет!

Педагог: - Друзья, давайте скажем большое спасибо замечательному ученому Даниилу Борисовичу Эльконину зато, что он так увлеченно, полностью отдавал себя изучению детства, его феномену, ведь оно так мимолетно. Берегите детей, будьте к ним внимательны!


Конспект внеурочного занятия по психологии
  • Школьному психологу
Описание:

 

В прощлом году в мире отмечалось много юбилейных дат со дня рождения известных педагогов и психологов. Среди них мы не можем не вспомнить о Данииле Борисовиче Эльконине. Талантливый психолог и педагог- именно так называют Даниила Борисовича в книге «100 Великих психологов». 110 лет назад родился этот замечательный человек. Рассказать студентам и коллегам об этом  ученом, его научных достижениях мне захотелось на внеурочном занятии, которое очень понравилось всем участникам.

Тема: Природа детства

(к 110-летию со Дня рождения Д.Б.Эльконина)

 

Цель: познакомить студентов с биографией и научными достижениями в области детской психологии; вкладом, который был внесен в историю становления возрастной психологии в России.

Задачи:

образовательные:

-расширить и углубить представления студентов о возрастной периодизации, в основе которой были заложены труды Д.Б. Эльконина;

- закрепить знания студентов об этапах развития ребенка (эпохах - по Д.Б.Эльконину)

развивающие:

-  развивать эмоционально-волевую сферу;

- развивать чувственное восприятие, связную речь, творческое мышление

воспитательные:

-воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах, толерантность

 

Оборудование: проектор, компьютер (мультимедиа презентация), видео ролики, аудио записи, атрибуты, характерные для разных  детских возрастов, фломастеры, листы бумаги А4, плакаты и воздушные шарики для украшения класса.

 

 

 

Автор Спешилова Ольга Валентиновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 863
Номер материала 50588
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓