Главная / Русский язык и литература / Конспект внеурочного занятия по литературному краеведению

Конспект внеурочного занятия по литературному краеведению

МКОУ Даньковская ООШ









Конспект

внеурочного занятия

«Защита проекта

«Литературная гордость Воронежского края»





Автор:

учитель русского языка и литературы

Ковалёва Наталья Михайловна



Ссылка на презентацию: http://учительский.сайт/download.php?file=http://proteacher.ru/2014/12/29/zaschita_proekta_2_1419881692_70537.pptx



Ссылка на проект: http://учительский.сайт/download.php?file=http://proteacher.ru/2014/12/27/Proekt_1419680089_70537.pptx










Х. Красюковский, 2014




Участники проекта:

Богданова Наталья,

Радченко Виталий,

Саблин Алексей,

Саблин Анатолий,

Черноиванов Роман,

Шарафиева Анастасия.

Руководитель проекта:

Учитель русского языка и литературы Ковалёва Наталья Михайловна.

Класс: 7

Название учебного учреждения, где выполнялся проект:

МКОУ Даньковская ООШ

Предметная область: литература.

Время работы над проектом: декабрь 2014 года (краткосрочный).

Цель проекта: приобщение учащихся к литературному достоянию Воронежской области; формирование чувства гордости и любви к своей малой родине.

Задачи проекта:

  • Собрать и систематизировать сведения об известных писателях и поэтах Воронежской области.

  • Узнать современных писателей и поэтов села и школы.

  • Собрать материал для книги «Литературная гордость Воронежской области».

Тип проекта (по виду деятельности): исследовательский

Форма продукта проекта: книга «Литературная гордость Воронежской области».

Актуальность проекта:

Актуальность работы по литературному краеведению, ее значимость на современном этапе трудно переоценить. Утрата тех моральных ценностей, на которых воспитывалась молодежь предыдущих поколений, может быть восполнена, если мы научим детей любить свою малую родину, воспитаем в них гордость за свой край, за его историю и культуру. Без изучения культуры своей малой родины в контексте российской и мировой культуры возрождение общества невозможно.









Ход занятия

  1. Орг. момент



















































2.Отчёт творческой группы «Историки»



















































































































































































































































































































































































































































































3.Отчёт творческой группы «Современники»

Учитель:

- Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы представляем вашему вниманию результат учебного проекта «Литературная гордость Воронежского края».

- Какая проблема возникла у вас прежде, чем вы приступили к работе над проектом?

Ученик: В нашем Воронежском крае, селе и школе много писателей и поэтов, но мы о них мало знаем.

Учитель: Отсюда вытекает цель нашего проекта:

Ученик: Выяснить, какие знаменитые писатели и поэты имеют отношение к Воронежской области, узнать современных писателей и поэтов нашего села и школы.

Учитель: Ребята, выполняя проект, мы совершили путешествие в мир литературы и поставили перед собой задачи. Назовите их.

Задачи проекта:

  • Собрать и систематизировать сведения о знаменитых писателях и поэтах Воронежской области.

  • Узнать современных писателей и поэтов села и школы.

  • Собрать материал для книги «Литературная гордость Воронежской области».

Учитель: В подготовительный период мы разделились на две творческие группы: «Историки» и «Современники». Сегодня мы подведём итоги нашей продолжительной деятельности над проектом.

Сейчас группа «Историки» расскажет о своих находках. (Рассказ сопровождается презентацией).

- Мы занимались изучением биографии и творчества известных писателей и поэтов Воронежского края. Вот что нам удалось выяснить.

Иван Алексеевич Бунин (слайд 2)родился в Воронеже. В доме на Большой Дворянской прошли первые годы его жизни. 

В автобиографических заметках Иван Алексеевич писал: «Я родился в Воронеже, прожил в нём целых три года, а кроме того провёл однажды целую ночь, но Воронеж мне совсем неизвестен, ибо в ту ночь, что провёл я в нем, я его не мог видеть… приехал в темные зимние сумерки, в метель… А те три года, что я прожил в Воронеже, были моим младенчеством». Посещение писателем Воронежа в январе 1907 г. описано в рассказе «Натали»:

«Я приехал в тот вечер в Воронеж. Поезд пришел весь белый, дымящийся снегом от вьюги, по дороге со станции в город, пока извозчичьи сани несли меня в Дворянскую гостиницу, едва видны были мелькавшие сквозь вьюгу огни фонарей…»

В г. Воронеже памятник Ивану Алексеевичу Бунину установлен в сквере за зданием Областной библиотеки им. И.С. Никитина. Памятник был открыт 13 октября 1995 г. в день 125-летие со дня рождения писателя. Скверу, в котором установили памятник, администрация города присвоила название «Бунинский».

Имя Алексея Васильевича Кольцова (слайд 3)– знакомое для Воронежа, оно хорошо известно по всей России. Воронежцы свято хранят память о поэте-земляке, воспевшем раздолье родного края, любовь русского народа к своей земле, его стремление к вольной жизни.

Памятник А. В. Кольцову в Кольцовском сквере является одним из старейших в Воронеже. Он был установлен в центре Воронежа, и 27 октября 1868 г. состоялось его торжественное открытие. Вскоре вокруг памятника был разбит Кольцовский сквер. В начале июня 1876 г. около памятника заработал фонтан.

Сохранившиеся до наших дней кольцовские места, которые помнят живого поэта, могут ещё рассказать о нем, о его жизни и творчестве немало интересного и удивительного (слайд 4).

Его имя носят академический театр драмы, гимназия, улица, сквер…

К поэзии Кольцова обращались почти 300 композиторов, на его слова было написано более 700 романсов и песен, его книги издавались более 200 раз! (Слайд 5).


Город Воронеж навсегда остался в памяти Самуила Яковлевича Маршака (слайд 6): «В нем прошло мое детство. На берегу Тихой Сосны читал я первые книги и сочинял свои первые стихи».
    Здесь было множество игр, затей, шалостей, первых друзей и врагов. Здесь, в радостной свободе мальчишеских игр, складывался и талант будущего литератора, развивалось умение фантазировать, придумывать, мечтать.

 Маршак показал, что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем. 

Багаж

Дама сдавала в багаж 

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.



Выдали даме на станции

Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.



Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

Готово. Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.




Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

В испуге считают багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка...

- Товарищи! Где собачонка?...




Воронежский скульптор Максим Дикунов однажды увидел во сне мужчину в старомодном пальто. Образ был настолько ярким, что, проснувшись, скульптор начал делать наброски. Его отец Иван Дикунов увидел их и воскликнул: «Это же Маршак!» Так появилась бронзовая скульптура поэта, правда, пока в виде макета. А 19 мая 2012г. у пересечения улиц Никитинской и Карла Маркса скульптор вместе с воронежцами, ратующими за создание памятника нашему земляку, установили на газоне деревянную табличку «Памятник Самуилу Маршаку». Видимо, намекая на то, что город, где родился поэт, пока может засвидетельствовать почтение знаменитому земляку только таким способом.

Воронеж – Родина народного поэта России Ивана Саввича Никитина (слайд 7).  

Поэт любил свой край, всматривался вдаль его истории и создавал великолепные стихи о прошлом милой Родины. В творчестве Никитина, всю жизнь прожившего в Воронеже, судьба родного города нашла разностороннее отражение: история, современный поэту облик Воронежа, быт горожан, общественная жизнь.

Литературное наследие поэта, его общественная деятельность стали неотъемлемой частью города. Сохранившиеся до наших дней памятные места, связанные с именем поэта И.С. Никитина, воссоздают облик города (слайд 8).В Воронеже действует дом-музей И. С. Никитина (слайд 9).

28 октября 1911 года в Воронеже был торжественно установлен памятник Никитину, русскому поэту, всю жизнь прожившему в Воронеже (слайд 10).

Андрей Платонович Климентов (псевдоним Андрей Платонов) (слайд 11) помнил о родных местах, часто изображал их в своих произведениях. В повести «Котлован», в романе «Чевенгур» мы можем найти почти точное описание той или иной местности, того или иного исторического события. Как-то А. Платонов сказал: «Жизнь человека есть дар, полученный им от Родины, и при нужде следует уметь возвратить этот дар обратно».

Воронежцы помнят своего земляка. Его именем названы улица, библиотека, гимназия. Есть литературная премия, электропоезд, памятник. Но главное - есть его книги, которые читают во всем мире. А. Платонов был прав, когда устами одного из своих героев сказал: «Без меня народ неполный».

Памятник Андрею Платонову в г. Воронеже был открыт 11 сентября 1999 г. в год столетия со дня рождения писателя.

Андрей Платонов на памятнике представлен шагающим по городу в развевающемся от ветра пальто. На левом пилоне начертано его имя, на правом — фраза, принадлежащая одному из персонажей произведений писателя:

А без меня народ неполный

В 2011 г. основание памятника было отремонтировано в преддверии юбилея города, а местность вокруг памятника была облагорожена.

Рассказ о Гаврииле Николаевиче Троепольском (слайд 12) мы начнём с небольшого видео (слайд 13).

А теперь предлагаем вашему вниманию отрывок фильма «Белый Бим Чёрное ухо» (слайд 14).

Биография Кондратия Фёдоровича Рылеева (слайд 15) связана с нашим Подгоренским районом.

В 1817-1819 годах он жил в слободе Подгорной Острогожского уезда Воронежской губернии

(ныне Подгоренский район).

22 января 1819 года здесь состоялась его свадьба с дочерью местного помещика.

Жил в Подгорном в феврале-октябре 1820 года и в мае-октябре 1821 года, а также в сентябре-декабре 1824 года.

В годы военной службы (до 1818 года) квартировал с ротой в селе Белогорье.

Посещал Острогожск в июне 1822 года.

А в мае 1825-го он признавался в письме к Пушкину, с которым был дружен: «Петербург тошен для меня, – он студит вдохновенье: душа рвется в степи».

28 июля 2014 г. в центре поселка Подгоренский был установлен бюст русского поэта, активного участника декабрьского восстания 1825 года Кондратия Рылеева.

Учитель: творчество знаменитых литературных деятелей живёт и находит своё отражение в сердцах людей разных стран, культур и эпох. Сменяются поколения, приходят новые исследователи и читатели, появляются новые гении.

О талантах нашей школы расскажет творческая группа «Современники».

- Мы занимались поиском сведений о писателях и поэтах нашего села. А также попытались выяснить, кто из учителей и учеников нашей школы создаёт литературные «шедевры». Вот что нам удалось узнать. (Рассказ сопровождается презентацией).

Фёдор Алексеевич Воробьев – выпускник нашей школы (слайд 16). Фёдор Алексеевич – писатель-краевед. За литературную деятельность его имя занесено в Воронежскую историко - культурную энциклопедию. В настоящее время он является директором Каменского историко –краеведческого музея, в котором мы побывали в ноябре 2013 года (слайд 17). Фёдор Алексеевич публикуется в Каменской и Подгоренской районных газетах, а также является автором книги «Родина моя, Большедмитровка».

Краснобородько Николай Иванович -выпускник 1968 г. (слайд 18). Николай Иванович - депутат районного Совета народных депутатов, депутат местного самоуправления,

лидер партии «Единая Россия».

Регулярно печатается в районной газете «Подгоренец».



Подстрешный Сергей Иванович- выпускник 1976 г. (слайд 19). Сергей Иванович живет и работает в Санкт- Петербурге, является

Генеральным директором

ООО "Реставрационно- строительного предприятия « Раритет».

Издал несколько сборников стихов.

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески -

Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...

 Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье.

В тебе одной - и утешенье

И исцеление мое.

Кулькина Людмила Владимировна – учитель начальных классов нашей школы. (Слайд 20).

Лауреат Международного Фестиваля Культуры и Искусства. Людмила Владимировна родилась в

с. Троицкое Лискинского района Воронежской области.На "отлично" окончила Россошанское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов – старший пионервожатый». В 1990 году пришла работать в Даньковскую школу, где и продолжает трудиться до сегодняшнего дня. Является редактором электронного СМИ «Педагогическая газета». 


Напутствие выпускникам

 

Шелестит зелёная листва,

Май раскрыл для вас свои объятья.

Кончилась учения пора,

Путь свой в жизни надо выбирать вам.

 

Перед вами множество дорог,

Выбрать ту, одну для вас непросто.

И звенит заливистый звонок,

Как рубеж меж будущим и прошлым.

 

Будут в жизни радость, неудачи –

Наша жизнь сюрпризами полна.

Так шагайте, глаз своих не пряча,

Совесть ваша будет пусть чиста.

А случится, что судьба однажды

Испытанья вам преподнесёт –

Не теряйтесь, в этой жизни каждый

Попадал в подобный переплёт.

 

И не забывайте, что на свете

Место есть, где очень рады вам.

Ваши паруса пусть свежий ветер

Гонит только к добрым берегам.

 

Приходите, здесь всегда вам рады,

Здесь о вас волнуются и ждут.

И поддержат добрым словом, взглядом,

В памяти надолго сберегут.



Иванова Марина Фёдоровна - учитель географии и биологии, зам. директора по УВР. (Слайд 21). Марина Фёдоровна открывает нам целый мир: реки и моря, страны и континенты, города и посёлки. Каждый её урок - это экскурсия в мир нового и неизведанного.

Я, подснежник, обращаюсь к людям…

Уважаемые взрослые и дети!

Я – подснежник, маленький цветок.

В день весенний, солнечный, но снежный

Я расцвёл. Но как я одинок!

«Почему?» - вы спросите. – Отвечу.

Было много у меня друзей.

И поверьте, что в такой компании

Снег – не снег, и на душе теплей.

От улыбок наших, тёплых и беспечных

Солнышко светило веселей.

Но пришли вы в лес и всех сорвали, -

Нет теперь со мной моих друзей.

Вы ж их по дороге растеряли…

Маленькие хрупкие цветы

Сорваны… Потеряны… Растоптаны…

В мире стало меньше красоты.

Люди, обращаюсь к вам: одумайтесь,

Жизнь оставьте маленьким цветкам!

Станьте нам друзьями и защитниками,

И тогда мы улыбнёмся вам!



Татьяна Николаевна Зиновьева (слайд 22) - наш любимый классный руководитель, наша «классная мама», справедливый, строгий, требовательный и эрудированный учитель.

Главное – воспитать Человека

Жизнь так прекрасна, но летит как птица,
Так быстротечна и полна забот…
Вот только первоклассники за парты сели,
А тут уж и прошёл учебный год.

Растут ребята, на глазах взрослеют,
Выходят в жизнь со школьного двора.
Ах, школа, школа – золотое время,
Ах, детство – жизни самая чудесная пора!

А я – учитель, созидатель знаний,
Помощник в самом главном здесь труде,
Наставник, мама так же я, представьте,
И я – пример ученикам  повсюду и везде.

Где б ни была и что бы ни сказала,
Любой шаг у педагога на виду.
И эта честь дарована судьбой мне,
И отсюда никуда уж не уйду.

Второй здесь дом – моя родная школа.
Сама училась здесь сто лет назад!
А сколько выпусков сама благословила?
Я всех вас помню, всех моих ребят!

За каждого душой болею,
И привязалась к каждому навек.
Частички сердца подарила детям.
Пусть каждый выпускник
Будет по жизни Человек!



Кузубова Светлана - выпускница 2014 года, в настоящее время - студентка Россошанского педагогического колледжа (слайд 23).



Бабушка

Бабушка любима всеми, помогает всем она.

С бабушкой не знает скуки вся наша семья.

Любит деточек погладить по головке буйной.

Очень хочет, чтоб они выросли все умными,

Чтобы маму все любили, уважали папу,

Дедушке бы помогали, бабушке и брату.

Бабушка родная наша всё на свете может:

На ночь сказку нам расскажет да ещё и носочки свяжет.





Шарафиева Анастасия – ученица нашего класса (слайд 24).

Птичка моя...

Бегут ручьи, и солнце ярко светит,

Всё зеленеет, ведь уже весна.

Ты не молчи! На этом свете

Пускай звенят прекрасны голоса.

Пой, моя птичка, мой соловей!

Весенняя травка всё зеленей.

От твоего зова проснулся весь лес,

Плывут облака высоких небес.

Ты пой, не молчи!

Даже солнца лучи ласкают тебя,

Птичка моя....



Учитель: Я хочу поблагодарить всех участников проекта. А завершить наше занятие хочу словами Фрэнсиса Бэкона: « Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Читайте книги, изучайте творчество наших земляков, пробуйте писать сами!






Конспект внеурочного занятия по литературному краеведению
  • Русский язык и литература
Описание:

Участники проекта:

Богданова Наталья,

Радченко Виталий,

Саблин Алексей,

Саблин Анатолий,

Черноиванов Роман,

Шарафиева Анастасия.

Руководитель проекта:

Учитель русского языка и литературы Ковалёва Наталья Михайловна.

Класс: 7

Название учебного учреждения, где выполнялся проект:

МКОУ Даньковская ООШ

Предметная область: литература.

Время работы над проектом: декабрь 2014 года (краткосрочный).

Цель проекта:  приобщение учащихся к литературному достоянию Воронежской области; формирование чувства гордости и любви к своей малой родине.

Задачи проекта:

o   Собрать и систематизировать сведения об известных писателях и поэтах Воронежской области.

o   Узнать современных писателей и поэтов села и школы.

o   Собрать материал для книги «Литературная гордость Воронежской области».

Тип проекта (по виду деятельности): исследовательский

 

Форма продукта проекта: книга «Литературная гордость Воронежской области».

Автор Ковалёва Наталья Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 718
Номер материала 17294
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓