Разработка урока по шахматам.
Тема:
Шахматные фигуры
Цели:
1)Совершенствовать знания по терминологии игры в шахматы
2)Развивать смекалку и
воображение
3)Уметь самостоятельно
выполнять задания.
Оборудования:
Демонстративная шахматная доска, шахматы для учащихся, письмо, клубочек.
Ход
занятия.
1.Организационый момент.
Учитель приветствует учеников. Учащиеся
садятся за столы
2. Тема занятия
- Ребята, недавно я повстречала Почтальона
Печкина. Он все так же раздает письма, газеты, посылки, и Печкин передал мне
письмо.
Откуда: Из страны шахмат
От кого: от Алисы из страны чудес
- Похоже, ребята, Алисе нужна помощь, раз
она решила нам написать. Но мы с вами всегда готовы прийти на помощь.
Письмо: «Уважаемы ученики 2В класса».
Пишу вам из страны шахмат. Прошу вас
помогите, у нас пропали короли. А чтобы найти их, вам придется проделать
немалый путь, ответить на очень трудные вопросы, и только тогда вы поможете нам
найти наших королей. Поможет вам найти правильный путь волшебный клубочек.( на
нитку клубочка привязаны письма, внутри которых разные задания)
3. Изучение новой темы
- Ну что ребята, отправляемся в путь? (
Да)
Физкультминутка
- Встанем и шагаем. Смотрим в лево, вдруг
там наши короли, смотрим вправо, вдруг они там. Наклоняемся, ищем.
Выпрямились.( учитель тянет веревку- 1 письмо)
- Ребята, вот и первое письмо. Посмотрим,
что же там внутри… Вопросы.
- Объясните слово шах? (Угроза королю)
(ученики по одному на демонстративной доске)
- Кому объявляется шах? (королю)
- В шахматной игре мат- это…( конец игры,
когда нет ни одной защиты королю от шаха)
- Что такое рокировка? ( одновременный
хода короля и ладьи)
- Какая фигур может сделать вилку? (любая)
- какая фигура на доске самая сильная?
(ферзь)
- Какая фигура может поставить шах и мат
королю? ( любая, даже пешка)
- Какие бывают слоны и почему они так
называют? (чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, другие по
черным)
- Патовое положение на доске…(ничья)
- кто попадает на поле превращения?(
пешка)
Переход.
- Встали все и идем дальше.
Дети встают и шагают. Выходит 1 ученик в
костюме шахматной доски.
- Ребята, вы узнали кто это?( шахматная доска)
- вся в квадратах, белых, черных
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных-
Деревянные войска.
Люди их передвигают
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют-
Гениальная игра.
Шагают.
- Сели.( учитель тянет веревку,)
- А вот и еще одно письмо. Написано:
чтобы, пройти дальше, вам нужно поиграть в игру: Игра называется: «Шахматный
кубик».
Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее
нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на шахматную доску
правильно.
- Кубик – Кубик покатись и ребятам
покажись. Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами.
Поиграем?
- Молодцы. Я, думаю, из вас мудрые
шахматисты получатся.
- Встаем и двигаемся дальше. А вот и еще
одно письмо с заданием. Сели красиво. Написано: Вам нужно поиграть в игру: «
найди ошибку»
На демонстрационной доске расставлены
фигуры- два слона черного цвета на 2х белых полях, Король и Ферзь поменялись
местами) Учащимся дается задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить
ошибки.
(учитель тянет нитку)
- Следующее задание: задачи на смекалку.
- У какого слона нет хобота?(
- какой король не умеет говорить?(
шахматный)
- Что за чудо- поле где тесно мышке, а
свободно слону? (шахматное поле)
- На каком слоне нельзя прокатиться?( на
шахматном)
- Какая фигура грамоту не знает
Что не ход. То буква.( конь)
Учитель тянет нитку, к нитке привязаны
короли и там письмо.
- опять письмо, вроде и нашли наших
королей, как думаете, письмо стоит прочитать?( да) Нам ведь интересно кто их
украл.
Письмо: От кого: от Злого Волка
Кому: Учащимся 2 В класса.
Я был обижен на весь мир, и поэтому украл
королей шахмат. Но теперь после того как вы ответили на все мои вопросы
правильно я возвращаю вам эти фигуры. Интересно было с вами поиграть. И теперь
ни на кого не обижаюсь.
Волк.
- Короли у нас, но как мы их вернем в
страну шахмат, ведь мы не знаем туда дороги. Но за то у нас есть почтальон
Печкин. Мы ему передадим и пусть он посылкой отправляет их в страну шахмат.
4. Подведение итогов.
- Какая
фигура в шахматах главная?(Король)
- При ходьбе какую букву пишет конь?(Г)
- поднимите зеленую карточку, кто все
понял?
- поднимите желтую карточку кто что- то не
понял?
- поднимите красную карточку те, кто
ничего не понял?
- Молодцы ребята, до свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.