Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект внеклассного занятия по русскому языку на тему

конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему

Скачать материал

Сегодня мы с вами совершим путешествие по островам архипелага Крылатых выражений. На них мы встретимся с жителями, узнаем их историю, выполним разные задания и в конце путешествия узнаем имя знатока фразеологии.

Что же такое крылатые выражения или фразеологизмы?

Сценка

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их разнимать. А они на него напустились:

- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный как крикнет:

- Стойте, ребята, разгадайте свои загадки!

- Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулак.

- А вот какие, слушайте! Первая: «где раки зимуют». Вторая: «Что значит «из кожи вон лезет». Третья: «Что обозначает «Спать с открытыми глазами». (Объясните значение этих выражений)

- Это и есть фразеологизмы.

 

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, с одним словом «рука» имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

Может быть, назовете известные вам?

 

Валится из рук – не клеится, не работается

Голыми руками взять – легко одолеть

Дать по рукам – наказать, отучить

Дать руку на отсечение – поручиться

Как без рук – беспомощно

Легкая рука – удачное начало

Мастер на все руки – умелец

Не покладая рук – неустанно

Подать руку – помочь

 

- Итак, отправимся в путь.

- Но что это? Стражники! Они не хотят нас пустить. Давайте спросим их: «В чем дело?». (СЦЕНКА)

- Дело? Дело в шляпе! – совсем не сердито отвечает один из стражей.

А другой поясняет:

- Вы можете попасть на остров в том случае, если ответите на наш вопрос: «Откуда произошло выражение «дело в шляпе»?

 

Стражи остаются довольны ответом и разрешают ступить на остров Ремесленников. Здесь гостей встречает экскурсовод. Он показывает достопримечательности острова и рассказывает о его жителях.

Кто же живет на острове Ремесленников? (На листочках написаны названия фразеологизмов, дети берут и читают их). Итак, здесь живут выражения:

Ø бить баклуши;

Ø тянуть канитель;

Ø спустя рукава;

Ø не покладая рук;

Ø блоху подковать;

Ø попасть впросак.

Почему все они оказались жителями острова Ремесленников? (Верно, все эти выражения имеют отношение к работе, к делу). Как вы их понимаете? Найдите среди них синонимы? Антонимы?

Откуда же пошли эти фразеологизмы? Какова история их происхождения? (Экскурсовод рассказывает)

«Бить баклуши», «попасть впросак», «спустя рукава», «тянуть канитель» (Книга Григоряна «Язык мой – друг мой»)

 

На острове музыкантов ребята встречаются с жителями-выражениями: тянуть волынку, играть первую скрипку, плясать под чужую дудку, играть на нервах, шарманку крутить.

Как понимаете эти выражения?

История происхождения фразеологизмов: играть на нервах, плясать под чужую дудку, крутить шарманку.

 

На другом острове мы побываем в музее и посмотрим его экспонаты (Рисунки с подписями)

Ø Белая ворона

Ø Глухая тетеря

Ø Кот в мешке

Ø Мокрая курица

Ø Яблоко раздора

Ø Козел отпущения

Как вы понимаете каждое из них?

Давайте выполним еще несколько заданий и выявим знатока фразеологизмов.

1.     Заменить фразеологизмы одним словом – синонимом:

ü В час по чайной ложке

ü Рукой подать

ü Кривить душой

ü Повесить нос

ü Гонять лодыря

ü Во все лопатки

ü Раз, два и обчелся

ü Куры не клюют

ü Кожа да кости

2.     Объяснить значение фразеологизмов:

·        Клевать носом

·        Вставлять палки в колеса

·        Заблудиться в трех соснах

·        Заячья душа

3.     Проинсценировать фразеологизмы так, чтобы все догадались, о каком фразеологизме идет речь

§  Намылить шею

§  Водить за нос

§  Кот наплакал

§  Пальчики оближешь

§  Прикусить язык

§  Хлопать глазами

§  Задирать нос

§  Скалить зубы

4.     Найти фразеологизмы и объяснить их смысл

Вот язык-то у тебя без костей, так и болтает, так и болтает. Будет тебе языком трепать, Жамов. Ничего человека за язык тянуть. Знаю я – он вам поперек горла встал. И сразу началось у них зуб за зуб – никак не сладятся. Я сидел на лежанке ни жив, ни мертв, не веря тому, что видел. «Нашел время языком чесать», - строго заметил он.

5.     Подобрать фразеологизмы со словами: нос, глаз, язык, нога, зуб, ухо, рука, дать, взять, идти, выйти, встать, держать. (Книга Григоряна «Язык мой - друг мой» стр. 175).

Подведение итогов

Подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Вы узнали много нового и интересного о фразеологизмах. А вы «не откладывая в долгий ящик» познакомьтесь с книгой Григоряна «Язык мой – друг мой». Здесь вы найдете много заданий по фразеологизмам, узнаете происхождение некоторых фразеологизмов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного занятия по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В ходе внеклассного занятия по русскому языку на тему "Путешествие на архипелаг Крылатых выражений" учащиеся отправляются в заочное путешествие, где встречаются с "жителями" островов архипелага (фразеологизмами), узнают их историю, выполняют разные задания и в конце путешествия узнают имя знатока фразеологии.

 Задания для знатоков проходят по следующим этапам:

1.       Заменить фразеологизмы одним словом – синонимом

2.       Объяснить значение фразеологизмов

3.       Проинсценировать фразеологизмы так, чтобы все догадались, о каком фразеологизме идет речь

4.       Найти фразеологизмы и объяснить их смысл

 

5.       Подобрать фразеологизмы со словами: нос, глаз, язык и т. д.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4770
  • 133
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2014 444
    • DOCX 85 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полушина Ангелина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 518
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе