Главная / Начальные классы / Конспект внеклассного занятия "В грибном Царстве" с презентацией "Грибное лукошко"

Конспект внеклассного занятия "В грибном Царстве" с презентацией "Грибное лукошко"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Храбровская средняя общеобразовательная школа»

п. Храброво Гурьевский муниципальный район Калининградская область













В грибном Царстве

( внеклассное занятие)

для учащихся 2 – 4 классов














Подготовила

Кудрякова Лидия Пантелеевна,

учитель начальных классов








п. Храброво

2014


Тема: « В грибном Царстве» (внеклассное занятие)

Цель: расширить знания учащихся о грибах.

Задачи:

Образовательная:

1.расширение кругозора учащихся,

2.обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах;

Воспитательная:

1.воспитание бережного отношения к природе родного края

2.воспитание уважения к мнению товарищей;

Развивающая:

1. развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение;

2. развитие кругозора, познавательного интереса.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация Microsoft Power Point 2010 «Грибное лукошко»; кроссворды, ребусы, загадки, рисунки «Чтобы это значило?»


Ход занятия

I. Организационный момент.

Чтение стихотворения учителем В. Шульжик «По грибы».

Шел грибник издалека,
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок,
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?

Вопросы учащимся:

- Знаете ли вы, где растут грибы?

- Любите ли вы собирать грибы?

- Как правильно их собирать?

- Какие грибы съедобные, а какие опасные?

Ответы детей на вопросы.

Рассказ учителя о грибах. Грибы – самые неизученные существа планеты. И это несмотря на то, что ученые открыли уже более 100 000 их видов. Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных. Изучением царства грибов занимается наука - микология («микос» - гриб, «логос» - наука), возникшая в конце XIX века, основателем которой был русский ученый Ф.М. Каменский. Известно более 100 тыс. видов грибов, причем предполагается, что реальное число их значительно больше – 250 - 300 тыс. и более. В мире ежегодно описывают более тысячи новых видов. Подавляющее большинство их обитает на суше, причем встречаются они практически повсеместно, где может существовать жизнь. Грибы буквально захватили Землю. Они способны летать, поражая плесенью стены наших жилищ и продукты питания. Некоторые виды грибов забираются так высоко, куда не летает даже авиация – в верхние слои атмосферы. Эти существа невероятно живучи: они способны выдержать смертельную для всего живого дозу радиоактивного облучения и давление в тысячи атмосфер. Грибы приносят огромную пользу природе. Если грибы исчезнут, пострадает экология нашей планеты. Питаясь органическими веществами, они избавляют Землю от ненужного «мусора». Грибы – друзья многих растений: они снабжают их не только водой, но и минералами. Без грибов нам будет намного хуже, чем с ними. Не будем говорить о том, скольких вкусных и сытных блюд лишатся «грибоманы».


Учитель: Сегодняшнее занятие мы посвятим грибам и проведём его в форме игры КВН.

II.Ход занятия

Конкурс I. «Приветствия команд». Каждая команда показывает своё приветствие, приготовленное заранее. (Конкурс оценивается в один балл.)

Первая команда «Грузди»

Под раскидистой сосной Но смеётся им в ответ
Отыскала белка Белочка лесная.
Непонятный гриб лесной. В нём ни капли яда нет,
Гриб, не гриб – тарелка! Этот гриб я знаю.
- Больно странен он на вид, - А вода в нём, ну и пусть,
Говорят ей звери. - Даже пить удобно,
- Может быть он ядовит? Этот гриб зовётся груздь.
Надо бы проверить. Он вполне съедобный!
В. Кожевников

Вторая команда «Боровики»

Боровичок

Толстячок-боровичок Смотрит горделиво.
Вышел на дорожку, Я грибка-озорника
Толстячок-боровичок – В чаще не покину,
Мне подставил ножку. Я найду ему дружка,
Толстячок-боровичок – А пока -
Сказочное диво, Ныряй пока,
Сдвинул шляпку на бочок, Озорник, в корзинку.
И. Мельничук

Конкурс II “Природоведческое лото”. Каждой команде даётся по пять вопросов и 10 ответов. Задание: быстро к вопросу найти правильный ответ. (Конкурс оценивается в пять баллов)

1. Назвать строение гриба? (Шляпка, ножка, грибница)

2. Сколько видов грибов известно ученым? (Около 100 тысяч видов).

3. Как называется подземная часть гриба? (Это грибница.)

4. С чем связаны грибы в лесу? (Они связаны с деревьями.)

5. Для чего нужны мухоморы? (Многие животные лечатся грибами.)

6. Как называется наука о грибах? (Микология – наука о грибах.)

7. Куда занесены редкие грибы? (Они занесены в Красную книгу.)

8. Сколько видов съедобных грибов встречается в нашей стране? (Около 300 видов.)

9. Почему нельзя собирать старые грибы? (В них есть яд, опасный для человека.)

10.Почему нельзя разрывать и раскидывать грибницу? (Потому, что она высохнет под лучами солнца и погибнет.)


Конкурс III. «Конкурс капитанов». (Высшая оценка - три балла за каждый этап конкурса.)

1 этап «Разминка» Быстро (за минуту) назвать шесть названий съедобных грибов. Названия грибов не повторять.

Ответы капитана команды «Грузди»: Волнушки, лисички, рыжик, подберёзовик, сыроежка, маслёнок.

Ответы капитана команды «Боровики»: Подосиновик, боровик, моховик, опята, груздь, сыроежка.


2. этап «Что нужно сделать?» Даны тесты, необходимо найти правильный ответ.

Для капитана команды «Боровики».

Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый гриб или ложный? Как поступить:

а) оставить его на месте;

б) срезать и взять с собой;

в) попытаться определить его на вкус;

г) спросить у друзей или родственников.

Ответ: а) оставить на месте.

Для капитана команды «Грузди»

На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?

а) пройду мимо;

б) собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека;

в) раздвину траву, чтобы его лучше было видно;

г) вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим».

Ответ: а); г)

Конкурс IV. « Один за всех и все за одного». ( Высшая оценка – 3 балла за каждый этап конкурса.)

А) «Лукошко грибника». Кто быстрее отгадает кроссворд.

Для каждой команды даётся кроссворд, нужно его правильно и быстро заполнить и узнать ключевое слово.

Кроссворд для команды «Боровики».


1







2









3













4







5









6















7












Вопросы по горизонтали: 1. В шляпке беленькой на ножке рос грибочек у дорожки, а теперь в корзинке пусть, полежит съедобный ….2. Точки белые на красном — ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор – не срывайте.... 3. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я… 4. Какое ещё название есть у гриба-боровика? 5. Догадайтесь-ка, ребята: шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? 6. Не спорю — не белый, я братцы попроще. Расту я обычно в берёзовой роще.7.   В лесу, на радость людям, средь молодых сосёнок,  в блестящей тёмной шляпке растёт грибок….

Ответы: 1. Груздь. 2. Мухомор. 3. Подосиновик. 4.Белый. 5. Волнушка.

6. Подберёзовик. 7. Маслёнок.

Кроссворд для команды «Грузди».


1










2










3







4










5










6











7








Вопросы по горизонтали: 1. Под листами на поляне в прятки девочки играли. Притаились три сестрички, светло-желтые….2. Догадайтесь-ка, ребята: шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? 3. Он живет под елками, скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовётся….4. Этот миленький грибок выбрал тихий уголок. Ножичком его ты среж-ка, ведь съедобна…5. У него везде грибницы – на лугу, в лесу, теплице. Розоват со всех сторон гриб полезный….6. Есть королева вредная, на ней шляпа бледная, и нога в ботинке, на чулке пестринки. Кто к ней прикоснётся, тот не проснётся.7. У тенистого лога вырос гриб-недотрога: чуть нажмёшь на бочок – глядь, уже синячок.

Ответы: 1.Лисички. 2.Волнушки. 3 Рыжик. 4. Сыроежка. 5.Шампиньон. 6. Поганки. 7.Моховик.


Конкурс V. «Отгадайте ребусы». (Конкурс оценивается в один балл)


Ребус для команды «Боровики»

масло, ,мята (маслята)

Ребус для команды «Грузди»

лиса, + ,, спички (лисички)

Кhello_html_m426456b0.jpgонкурс VI. Узнайте гриб, отгадав загадки (за каждую отгадку присуждается один балл)

1. В рыжих шляпках на опушке

Выросли сестрички.

Хоть они и не зверюшки,

Их зовут... (лисички).

hello_html_3f8a0bf4.jpg

2. Посмотрите, он каков,

Первый гриб среди грибов!

Мы его узнаем в миг,

Это – крепкий ... (боровик).


hello_html_m75c38f.jpg

3. Мы в дождливые деньки

Покрываем все пеньки.

Собирайте нас, ребята!

Мы - осенние... (опята).

hello_html_26dcb3c7.jpg4. Если кто-то сверху топнет,

Этот гриб со вздохом

лопнет,

Задымится в тот же миг.

Значит, это... (дождевик).


.



hello_html_37eb6b76.jpg


5. Зашёл мужик в сосняк,

Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро. (Груздь)

hello_html_5094b243.jpg

6. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)

hello_html_m6a705b58.jpg


7. В роще у берёзки

Повстречались тёзки! (Подберёзовик)


hello_html_m7e22d6b8.jpg



8. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)


hello_html_ma817d12.jpg

9. Не сучок, не листок,
А на дереве растет. (Трутовик)

hello_html_71253c32.jpg


10. Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок).





Конкурс VII. «Что бы это значило?» Участники каждой команды объясняют, что нарисовано на рисунке и, высказывая своё мнение, составляют правила по сбору грибов. (Конкурс оценивается в три балла.)

Для команды «Грузди» Для команды «Боровики»

hello_html_m21c00a7a.jpghello_html_4febf580.jpg











Каждая команда отвечает по очереди.

Правила по сбору грибов:

1 правило. Собирайте только знакомые съедобные грибы!
2 правило. Собирайте грибы молодые, старые не трогайте!
3 правило. Срезайте грибы ножом, не вырывайте их из земли вместе с грибницей!
4 правило. Не трогайте мухоморы! Помните, что для животных они служат лекарством!


Конкурс VIII. «Это интересно». Каждая команда подготовила сообщение о грибах. (Конкурс оценивается в пять баллов)


Команда «Боровики»

Сообщение 1. У боровиков окраска шляпки неодинаковая. Например, в дубовых лесах у боровиков окраска шляпки тёмно-бурая, в берёзовых лесах - светло-бурая, в сосновых окраска шляпки тёмно-бурая с фиолетовым оттенком, а в еловых — красновато-бурая. Нижняя сторона шляпки у всех белых грибов белая, с возрастом желтеет и наконец, становится желтовато-зелёной. Ножка толстая, у основания расширяется, желтоватая с рисунком из белых прожилок. Белые грибы особенно хороши для сушки и маринования, а также для жарения и варки.

Сообщение 2. Опята содержат ценные вещества. Достаточно съесть 100 граммов опят, чтобы полностью удовлетворить суточную потребность человека в меди и цинке, эти вещества играют важную роль в кроветворении.

Сообщение 3. Подберёзовик. Гриб нельзя назвать массовым. Чаще всего количество найденных подберезовиков измеряешь штуками, в лучшем случае - десятками и крайне редко - ведрами. Зато этот гриб можно назвать все сезонным. Считается, что растет он с июля по октябрь. Этот срок сам по себе уже довольно продолжителен, но дело в том, что подберезовик можно встретить и в мае, и в октябре.

Команда «Грузди»

Сообщение 1. Мухомор. Хотя он и ядовит для человека, но в качестве лекарства употребляется многими животными. Например, лосями. Да и в народной медицине настойки из красных мухоморов уже давно используют для лечения многих, в том числе и онкологических заболеваний. А еще – от радикулита, ревматизма. 

Сообщение 2. Бледная поганка вызывает отравление при употреблении её в любом виде - ни варка, ни жарка не способны разрушить содержащиеся в грибе ядовитые токсины,  которые вызывают смерть незадачливого грибника. Первые признака отравления - головная боль, жажда, боли в животе, постоянная рвота, понос с кровью и слизью - возникают внезапно спустя 3-12 часов после употребления грибов.

Сообщение 3. Помогает глазам… сморчки. В них нашли вещества, не только укрепляющие глазные мышцы, но и вещество, которое напрямую работает с хрусталиком глаза - не дает ему мутнеть.

Конкурс IX. « Наши художники».

Задание. Нарисовать листовки в защиту грибов. (Конкурс оценивается в три балла).

III. Рефлексия.

Учитель. Вот и подходит наше занятие к концу. Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте ответим на вопросы:

- Что узнали о грибах? Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов грибов.

- Значение грибов? Грибы, которые обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножки тянутся в разные стороны тонкие, белые, перепутанные нити. Это грибница – подземная часть гриба. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.

- Как нужно относиться к грибам? Грибы – богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.


IV. Подведение итогов игры.

Члены жюри объявляют итоги, благодарят участников команд, награждают грамотами и призами.

Использованная литература:

1.Гайдина Л.И., А. В. Кочергина. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением:

1 -4 классы. – М.: «5» за знания, 2007 год. – 224с. – (Методическая библиотека)

2. Александрова Ю.Н., Л.Д. Ласкина, И.В. Николаева. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008. – 331с.

Интернет ресурсы:


http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html- загадки

http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html - сайт грибника

http://sitefaktov.ru/index.php/home/265-grib - сайт фактов

http://kvn201.com.ua/Facts_about_fungi.htm - любопытные факты о грибах.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Piptoporus_betulinus.jpg?uselang=ru – трутовик

http://www.colouring-book.ru/goods/light/311.html мухомор

http://coloring06.narod.ru/grib.htm подосиновик

http://uclg.ru/lections/viewlection/biologiya/6_klass/tsarstvo_bakterii_i_gribyi/mir_neobyichnyih_lesnyih_gribov -сморчки и др. грибы.

http://ujutnee.net/stuff/ikra-iz-gribov-ne-lyubit-mnogo-ostroty-i-soli-110.html - разные виды грибов.



Конспект внеклассного занятия "В грибном Царстве" с презентацией "Грибное лукошко"
  • Начальные классы
Описание:

Внеклассное мероприятие направлено на привитие интереса учащихся к учёбе. Занятие помогает обобщить знания учащихся о съедобных и несъедобных грибах, воспитание бережного отношения к природе родного края, развитие кругозора, познавательного интереса. Проводится в форме КВН. В заданиях использованы ребусы, кроссворды, загадки, увлекательные задания. Для наглядности при разгадывании загадок можно использовать презентацию Microsoft Power Point 2010 «Грибное лукошко». Занятие предназначено для 2-4 классов.

Автор Кудрякова Лидия Пантелеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 997
Номер материала 22848
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓